2-620/2012 (об отмене постановления участковой избирательной комиссии, об итогах голосования от 04.12.11 и признании итогов голосования недействительными)(без изменения)



Дело № 2-620/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 февраля 2012 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

Председательствующего Орешкиной О.Ф.,

При секретаре Парамоновой Т.Н.,

С участием прокурора Тихоновой С.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по заявлению Политической партии « Коммунистическая партия Российской Федерации, ее Владимирского регионального отделения об отмене решения участковой избирательной комиссии ### об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва ДД.ММ.ГГГГ и признании итогов голосования на избирательном участке недействительными,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в суд с заявлением с учетом уточнений об отмене решения участковой избирательной комиссии ### об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва ДД.ММ.ГГГГ и признании итогов голосования на избирательном участке ### ( <...>) недействительными.     В обоснование заявления указано, что при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва ДД.ММ.ГГГГ были допущены нарушения при формировании участковой избирательной комиссии ###, составлении списков избирателе, голосовании и подсчете голосов избирателей, в том числе нарушен принцип открытости и гласности в деятельности комиссий по подготовке и проведению выборов. В обоснование заявления ссылался на нормы ст.ст. 13 п.4, 16 п.7, 21 п.3, 29 п.п.1,5,6,8, 30 п.6, 75 п.4, 79 п.п.1,3,10,16,21, 92 ч.5, ФЗ от 18. 05.2005г. № 51-ФЗ « О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», ст. ст. 3, 17 п.17, 19 п.5, 28 п.1, 22 п.8, 27 п.5,29 п.п.22,23, 30 п.п.1,3,5,9, 68 п.п.1,3,9,21.26,29, 75, 77п.3 ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», а также на Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утв. Постановлением ЦИК РФ от ДД.ММ.ГГГГ ###, Инструкцию « О составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов ГД ФЗ РФ шестого созыва и на выборах Президенте РФ», утв. Постановлением ЦИК РФ от ДД.ММ.ГГГГ ###, Методические рекомендации по организации голосования в местах временного пребывания избирателей при проведении выборов депутатов ГД ФС РФ шестого созыва, утв. Постановлением ЦИК от ДД.ММ.ГГГГ ###, п.7.7 Положения о Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Владимира. Нарушения, по мнению заявителя, выразились в следующем.

Решая вопрос о возможности согласования и затем образования избирательных участков по месту временного пребывания избирателей, соответствующая избирательная комиссия должна убедиться в наличии к этому оснований, на которые указывает действующее законодательство (п.5 ст. 19 закона №67-ФЗ, п.4 ст. 13 закона №51-ФЗ), и только при наличии перечисленных оснований возможно образование дополнительных избирательных участков.

Само по себе обращение в ТИК руководителя предприятия <...> в срок три дня до голосования не является исключительным обстоятельством, поскольку, в свою очередь, для такого обращения также не усматривается исключительности.

<...> существует длительное время, за которое ни разу на предприятии не создавались дополнительные избирательные участки.

Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что избирательная комиссия Владимирской области, как и ТИК Октябрьского района г.Владимира, на момент вынесения оспариваемого решения не располагали данными о том, что <...> является предприятием с непрерывным циклом работ, или что невозможно уменьшение продолжительности работы. Кроме того, продолжительность работы, согласно ТК РФ, не может превышать 8 часов в день, а голосование проводится 12 часов (с 8 до 20).

Кроме того, реализация прав избирателей, занятых на производстве с непрерывном циклом работ, происходит в соответствии с п. 17 ст. 17 закона № 67-ФЗ п.7 ст.16 закона №51-ФЗ: избиратели, занятые на производстве с непрерывным циклом работ, которые не имели возможности получить открепительное удостоверение, могут быть решением участковой комиссии включены в список избирателей по личному письменному заявлению, поданному в территориальную либо участковую комиссию.

В данном случае таких оснований не имелось, поскольку даже при наличии непрерывного цикла работ на предприятии, это не является основанием для образования дополнительного избирательного участка. При рассмотрении вопроса обращения за согласованием в избирательную комиссию Владимирской области председатель ТИК Октябрьского района г.Владимира ФИО15 нарушил п. 1 ст. 28 закона №67-ФЗ, согласно которому «деятельность комиссий осуществляется коллегиально».

При рассмотрении вопроса образования УИК ### члены ТИК Октябрьского района г.Владимира от оппозиционных партий ФИО5 (Справедливая Россия), ФИО6 (КПРФ) не были извещены надлежащим образом о проведении заседания ТИК Октябрьского района г. Владимира.

Перечисленные выше обстоятельства указывают на то, что при решении вопроса об образовании избирательного участка избирательной комиссией Владимирской области и ТИК Октябрьского района г.Владимира были нарушены требования избирательного законодательства, а именно: комиссии не проверили наличие оснований, указанных в законе, для образования дополнительного избирательного участка. Вопрос об образовании избирательного участка решался за пределами сроков, установленных законом, при отсутствии каких-либо исключительных обстоятельств.

Никаких исключений в части сроков внесения предложений по кандидатурам в члены участковых избирательных комиссий для избирательных участков, образованных в местах временного пребывания избирателей, законодательством не предусмотрено.

2 часа, отведенные для внесения предложений по кандидатурам в члены УИК, явно выходят за пределы минимальных сроков, установленных законодательством ( ст.21п.3 ФЗ № 51-ФЗ, ст.22 п.8 ФЗ № 67-ФЗ), и нарушают избирательные права политических партий.

ТИК не опубликовала сообщение о формировании участковых комиссий и сроке приема предложений по кандидатурам в их состав до начала приема указанных предложений, что была обязана сделать в соответствии с ч.3 ст.21 закона № 51-ФЗ. Причем в соответствии с п. 7.7 Положения о Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г.Владимира (Приложение к Постановлению Избирательной комиссии Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###) сообщение должно было быть опубликовано в печатном издании.

В отсутствие официально опубликованной информации об образовании избирательного участка ### в месте временного пребывания избирателей и формировании участковой избирательной комиссии КПРФ была лишена возможности участия в формировании указанной участковой избирательной комиссии.

При рассмотрении вопроса формирования УИК ### члены ТИК Октябрьского района г.Владимира от оппозиционных партий ФИО5 (Справедливая Россия), ФИО6 (КПРФ) не были извещены надлежащим образом о проведении заседания ТИК Октябрьского района г. Владимира.

По нарушению порядка составления списка избирателей. В заявлении о включении в список избирателей указываются фамилия, имя, отчество гражданина Российской Федерации, адрес места жительства гражданина, информация о его нахождении в месте временного пребывания и неполучении им открепительного удостоверения, подпись и дата ее проставления.

Решение участковой комиссии принимается на основании сведений руководителя организации, в которой избиратель временно пребывает, о месте временного пребывания избирателя на срок, включающий день голосования, личного письменного заявления при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации.

Из данных норм следует, что для включения список избирателей на избирательном участке, образованном в месте временного пребывания избирателей:

-    должно быть подано личное заявление о включении список избирателей и при
этом предъявлен паспорт, т.е. заявление должно быть подано лично избирателем;

-    комиссия на основании подачи заявления до составления списка должна
принять решение о включении избирателя в список и сделать это коллегиально.

-    списки избирателей составляются не на основании сведений руководителя
организации, в которой избиратель временно пребывает, а после личного обращения
избирателя в участковую комиссию.

Однако почти 100% участие в голосовании работников предприятия, что подтверждается данными итоговых протоколов по избирательному участку ###, свидетельствует об отсутствии у них возможности свободного волеизъявления как избирателей при решении вопроса участия или неучастия в голосовании.

По нарушению порядка голосования и подсчета голосов. Постановлением участковой избирательной комиссии ### утверждены итоги голосования избирателей, проголосовавших в участковой избирательной комиссии на территории организации на выборах депутатов ГД ФС РФ.

Нарушения выразились в следующем: ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенный на избирательный участок ### КПРФ, прибыл в 7:40 ко входу на территорию <...> с целью присутствия в избирательной комиссии в день голосования. Им были предъявлены необходимые документы: паспорт, решение о назначении, заявление о согласии быть членом комиссии. Однако сотрудниками УИК было отказано в допуске на территорию избирательного участка.

Допуск на избирательный участок был разрешен лишь в 10:00. При этом уже проголосовало более 200 избирателей. Член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса от КПРФ ФИО2 в соответствии с подп. «г» п. 23 ст. 29 Закона № 67-ФЗ попросил дать возможность ознакомиться со списком избирателей и иными документами, на что был получен отказ.

Указанные действия членов участковой избирательной комиссии ### свидетельствуют об их намерении создать возможность для существенного искажения результатов выборов, делающего невозможным определение их результатов на данном избирательном участке.

В день голосования на указанные факты нарушения избирательного законодательства членом УИК с правом совещательного голоса от КПРФ ФИО2 в участковую избирательную комиссию были поданы жалобы о незаконном недопуске члена УИК с правом совещательного голоса на территорию избирательного участка, об отказе в ознакомлении со списками избирателей, об опечатывании ящика для голосования в отсутствие наблюдателей и членов УИК с правом совещательного голоса (копии прилагаются). Также в избирательную комиссию области и в прокуратуру г.Владимира была направлена жалоба Владимирским региональным отделением КПРФ о незаконном недопущении представителей КПРФ на данный избирательный участок.

Допущенные нарушения избирательного законодательства в части создания УИК, формирования ее состава, нарушение правил (порядка) составления списка избирателей, а также отсутствие независимого наблюдения за ходом голосования и подсчетом голосов не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

ТИК Октябрьского района г. Владимира вышла за рамки закона при формировании избирательного участка ###. Назначенные ею члены УИК ### не имели права находиться на избирательном участке, выдавать бюллетени, определять волеизъявление избирателей, подписывать протокол по итогам голосования.

Противоправными действиями УИК ### были нарушены избирательные права и законные интересы политической партии «КПРФ» и ее Владимирского регионального отделения, а именно: наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов, обеспечение гласности в деятельности избирательных комиссий, а также иные права, гарантированные п. 1, 3, 5 и 9 ст.30 закона № 67-ФЗ, п. 1, 5, 6, 8 ст.29 и п. 6 ст.ЗО закона № 51-ФЗ; п. 3 ст.64 закона № 67-ФЗ, п. 4 ст.75 закона № 51-ФЗ; п. 1, 3, 9, 21, 26 и 29 ст.68 закона № 67-ФЗ, п. 1, 3, 10, 21 ст.79 закона № 51 -ФЗ.

    Результаты голосования на избирательном участке ### существенным образом отличаются от средних результатов голосования избирателей как в Октябрьском районе г.Владимира, так и в целом по Владимирской области, а именно, за политическую партию «Единая Россия» было подано 92,77% голосов избирателей при практически 100% явке, что превышает средние результаты голосования.

В совокупности указанные нарушения законодательства о выборах и результаты голосования за политическую партию «Единая Россия» (в два с лишним раза превышающие средние по области) на рассматриваемом избирательном участке позволяют говорить об отсутствии условий для реального волеизъявления избирателей, т.е. не позволяют определить действительную волю избирателей. А почти стопроцентная явка избирателей вызывает сомнение в соблюдении в названном предприятии принципа не принуждения гражданина к участию или не участию в выборах (ст. 1 закона № 51-ФЗ).

Представитель Регионального отделения КПРФ ФИО6( по доверенности) заявление поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель УИК ###, ТИК Октябрьского района г. Владимира, ИК Владимирской области Смирнова Е.А., представитель ИК Владимирской области, ТИК Октябрьского района г.Владимира Захарова М.Ю. ( по доверенностям) заявление считают необоснованны.В письменных возражениях указали следующее.

Основаниями отмены решения комиссии об итогах голосования, признания итогов голосования недействительными в судебном порядке являются перечисленные в частях 3-5 статьи 92 Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» нарушения, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Таким образом, есть два основных момента, подлежащих установлению в судебном порядке:

-    наличие или отсутствие нарушений избирательного законодательства,

-    причинно-следственная связь между нарушениями и возможностью выявить действительную волю избирателей.

Заявителем не указано на какие-либо нарушения избирательного законодательства, которые не позволили бы выявить действительную волю избирателей.

По нарушению порядка формирования избирательной комисси.

Выводы о нарушениях избирательного законодательства при создании избирательного участка и формировании участковой избирательной комиссии в местах временного пребывания являются необоснованными.

ДД.ММ.ГГГГ ТИК Октябрьского района города Владимира обратилась в Избирательную комиссию Владимирской области с просьбой о создании, в том числе, на территории <...>» избирательного участка, в связи с тем, что режим работы организации совпадает со временем работы избирательных участков. Указанные избиратели не смогут реализовать свое активное избирательное право на избирательных участках по месту постоянной регистрации.

В соответствии с положениями статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Аналогичные положения применительно к выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации содержатся в Федеральном законе от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (статья 5). При этом свое активное избирательное право граждане РФ вправе реализовать в силу положений статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» независимо от места жительства, должностного положения и иных обстоятельств.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона обеспечение реализации и защита избирательных прав граждан, а также контроль за соблюдением указанных прав, возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной данным Федеральным законом, иными федеральными законами.

Таким образом, комиссии обязаны обеспечить возможность реализации избирателями своего активного избирательного права независимо от каких бы то не было обстоятельств.

В соответствии с положениями части 4 статьи 13 Федерального закона (№ 51-ФЗ) в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах врученного пребывания) избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией в срок, установленный частью 2 настоящей статьи (не позднее чем за 50 дней до дня голосования), а в исключительных случаях - по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за три дня до дня голосования.

Данная норма не содержит исчерпывающий перечень мест временного пребывания избирателей, а лишь определяет примерный круг данных мест, где могут образовываться избирательные участки.

То есть закон предоставляет избирательным комиссиям, как правоприменителям, возможность образовывать избирательные участки в иных местах временного пребывания в целях реализации избирательных прав граждан.

При этом формулировки части 7 статьи 16 Федерального закона (№ 51-ФЗ) прямо указывают на то, что к местам временного пребывания избирателей могут относиться и предприятия, организации.

Согласно данной норме избиратели, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания. Ясно, что в данном случае избирательным участком по месту их временного пребывания будет предприятие.

При этом исходя из анализа примерного перечня мест временного пребывания, определенного избирательным законодательством, понятие места временного пребывания избирателей явно шире понятия места проживания, уже хотя бы потому, что относит к данным местам вокзалы и аэропорты, то есть места, где избиратели не проживают.

Таким образом, действующее избирательное законодательство не содержит запрета по созданию избирательных участков в организациях, предприятиях, а напротив, даже содержит указание на возможность включения избирателей, находящихся на предприятиях в списки избирателей по месту их временного пребывания.

Учитывая изложенное, в целях обеспечения реализации избирательных прав избирателей, которые будут находиться в день голосования на своих рабочих местах, руководствуясь частью 4 статьи 13 Федерального закона (№ 51-ФЗ) Избирательной комиссией Владимирской области было принято решение о согласовании образования дополнительных избирательных участков, указанных в заявлении ТИК, на основании которых ТИК Октябрьского района города Владимира были приняты соответствующие постановления об образовании избирательных участков для организации голосования избирателей в местах временного пребывания избирателей, в том числе избирательного участка на территории <...>

Следовательно, постановления ТИК от ДД.ММ.ГГГГ о создании избирательных участков в местах временного пребывания являются законными и обоснованными, принятыми в соответствии с требованиями избирательного законодательства в пределах предоставленных комиссии полномочий.

Кроме того, создание избирательных участков в местах временного пребывания не обязывает работающих там сотрудников голосовать именно на этом участке, не ограничивает право указанных граждан на свободное и добровольное участие в выборах, его свободное волеизъявление.

Заявитель указывает, что Избирательная комиссия Владимирской области, в своем Постановлении о согласовании образования избирательного участка не привела обстоятельства «исключительность случая», образования избирательного участка позднее установленного срока.

Вместе с тем, во-первых, закон не содержит обязанности комиссии в своих решениях обосновывать исключительность случая. Во-вторых, исключительность случая состоит именно в том, что без создания данных участков избиратели не смогут реализовать свое активное избирательное право, а также в том, что в установленные сроки избирательные участки в данных местах временного пребывания избирателей не были созданы, хотя объективно в этом была необходимость.

По формированию УИК. Нарушений порядка формирования участковой избирательной комиссии также допущено не было.

Действующее избирательное законодательство позволяет создавать избирательные участки не позднее чем за три дня до дня голосования (ч. 4 ст. 13 Федерального закона), а также участковые избирательные комиссии в те же сроки - не позднее чем за три до дня голосования (ч. 4 ст. 21 Федерального закона), соответственно действия ТИК по созданию участков и формированию комиссий в сокращенные сроки законны (соответствуют Закону).

Об указанном исключении из общих требований указано и в пункте 8.4 Постановления Центризбиркома РФ от 17.02.2010 N 192/1337-5 "О Методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий", согласно которому допускается прием предложений в состав УИК в сокращенные сроки.В рамках предоставленных территориальной избирательной комиссии полномочий по формированию участковых избирательных комиссий в сокращенные сроки после получения Постановления Избирательной комиссии Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### «О согласовании образования избирательных участков» ТИК Октябрьского района приняло постановления №### и ### об образовании избирательного участка и начале формирования участковой избирательной комиссии избирательного участка ###, установив срок внесения предложений по кандидатурам в состав комиссий до 14 часов ДД.ММ.ГГГГ.

В данных Постановлениях также было установлено об их незамедлительном опубликовании в Вестнике Избирательной комиссии Владимирской области.

Постановления были незамедлительно направлены в Избирательную комиссию области и опубликованы в электронном средстве массовой информации «Вестник избирательной комиссии Владимирской области». Таким образом, постановления ТИК было доведено до всеобщего сведения.

Исходя из анализа норм ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ (ст. 20) и ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст.21) - информирование или доведение информации до участников избирательного процесса, опубликование или обнародование постановлений комиссии осуществляется не только через периодические печатные издания, но и через сеть «Интернет».

Учитывая изложенное, доводы заявителя, что ТИК не опубликовала сообщение о формировании указанных участковых избирательных комиссий и сроке приема предложений по кандидатурам в их состав являются необоснованными.

На заседании избирательной комиссии Владимирской области о согласовании образования избирательных участков ДД.ММ.ГГГГ (Протокол заседания ### от ДД.ММ.ГГГГ) присутствовали представители политических партий, имеющих право направлять кандидатов в состав участковых избирательных комиссий, а именно представитель политической партии КПРФ Лызлов Д.Н. (член комиссии с правом совещательного голоса) и представитель «Справедливой России» Орлова Ю.Н. (член комиссии с правом совещательного голоса).

ТИК в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ ### была предусмотрена процедура назначения членов участковой избирательной комиссии, которая обеспечивала возможность представления всеми лицами, предусмотренными действующим законодательством, кандидатур в состав участковых избирательных комиссий с учетом предусмотренных избирательным законодательством сокращенных сроков формирования комиссий.

Заявитель указывает, что при формировании участковых избирательных комиссий были нарушены требования Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в части необходимости назначения не менее половины членов комиссии на основе поступивших предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе ФС РФ.

Данные выводы необоснованны. Территориальной избирательной комиссией была соблюдена установленная действующим избирательным законодательством процедура назначения членов участковых избирательных комиссий.

Кроме того, избирательное законодательство содержит требование обязательности назначения не менее половины состава членов участковой избирательной комиссии только при условии наличия предложений политических партий. Таких предложений в ТИК не поступало.

Довод заявителя о нарушении правил составления списка избирателей также считают необоснованным.

В соответствии с п. 7 ст. 16 Федерального закона ( № 51-ФЗ) избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за 3 дня до дня голосования, т.е. не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.6 ст. 15 Федерального закона списки избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания, составляются соответствующими участковыми избирательными комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования.

При создании избирательных участков в местах временного пребывания, руководитель организации, в которой создается избирательный участок, уже обладает предварительной информацией о лицах, которые в день голосования будут находиться на рабочих местах, и не будут иметь возможности проголосовать по месту регистрации.

Кроме того, в соответствии с разделом 2 Методических рекомендаций по организации голосования в местах временного пребывания избирателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, утвержденных постановлением ЦИК РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ### список избирателей по избирательному участку, образованному в месте временного пребывания избирателей, составляется соответствующей участковой избирательной комиссией на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают. При этом руководитель организации представляет в участковую комиссию по месту нахождения организации сведения обо всех избирателях, которые в день голосования будут находиться в этой организации. Одновременно в участковую комиссию передаются личные заявления избирателей о включении их в список избирателей по месту временного пребывания. Руководитель организации, в которой избиратели временно пребывают, несет ответственность за достоверность, полноту соответствующих данных и своевременность их представления.

При включении гражданина в список избирателей на избирательном участке по месту временного пребывания избирателя, он исключается из списка избирательного участка, в который включен по месту жительства, что исключает возможность голосования на 2 участках при проведении одних и тех же выборов.

Таким образом, нарушения законодательства при составлении списков избирателей отсутствуют.

Относительно довода о нарушении порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением) в письменных возражениях указано следующее.

Заявитель указывает, что на избирательный участок не были допущены наблюдатели и члены комиссии с правом совещательного голоса, участковая избирательная комиссия препятствовала наблюдению за голосованием. Однако, заявитель не указывает, кто именно не был допущен на избирательный участок.

Избирательный участок ### образован в организации с пропускным режимом. На пункты пропуска наблюдатели, члены комиссии с правом совещательного голоса заявлений о пропуске в участковые избирательные комиссии и документов, подтверждающих свой статус наблюдателей, членов комиссии с правом совещательного голоса, не представляли. При этом на большинстве избирательных участков в день голосования присутствовали представители правоохранительных органов в течение дня голосования. Также в день голосования на участки приходили представители прокуратуры.

Таким образом, УИК ###, ТИК Октябрьского района г. Владимира, Избирательная комиссия Владимирской области действовали в соответствии с действующим законодательством. Принятые указанные выше Постановления законны и обоснованы. Нарушений избирательного законодательства при образовании избирательного участка и формировании избирательной комиссии нет.

Нарушений порядка голосования ДД.ММ.ГГГГ и подсчета голосов также не было.

Решение участковой избирательной комиссии ### об утверждении итогов голосования от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным.

С учетом изложенного полагают, что заявление Владимирского регионального отделения КПРФ незаконно, необоснованно и не подлежит удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица Владимирского регионального отделения политической партии « Справедливая Россия» Губарев В.А. ( по доверенности) заявление КПРФ, ее Владимирского регионального отделения поддержал, по всем основаниям, в нем изложенным.

Владимирское региональное отделение Политической партии « Правое дело» просило дело рассматривать в отсутствие его представителя. Разрешение заявления оставило на усмотрение суда.

    Владимирское региональное отделение ВПП « Единая Россия» просило дело рассматривать в отсутствие его представителя. В письменном отзыве указало, что заявление считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Указало, что оснований для отмены решения об итогах голосования, предусмотренных ст. 92 ФЗ № 51-ФЗ, не имеется. Считает, что избирательный участок был создан в соответствии и избирательным законодательством. Решения о создании принималось ТИК коллегиально, члены комиссий, в том числе выдвинутые партиями, знали, где создается участок и могли указанную информацию довести до кандидатов и партий.

    Довод заявителя о нарушении правил составления списка избирателей ничем не подтвержден, основывается лишь на предположениях и догадках. Другие нарушения, которые приведены заявителем, не могут служить самостоятельным основанием, достаточным для отмены итогов голосования, построены лишь на рассуждениях заявителя.

    Региональные отделения политических партий ЛДПР, РОДП « Яблоко», «Патриоты России», надлежащим образом извещенные о дне и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили. По существу заявления пояснений не представили.

    Выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц ИК Владимирской области, ТИК октябрьского района г. Владимира, УИК ###, регионального отделения ПП Справедливая Россия», мнение прокурора, полагавшего заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

    Согласно ст. 77 ФЗ № 67-ФЗ п.3 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

    Согласно ч.5 ст. 92 ФЗ № 51-ФЗ « О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте РФ, в РФ в целом также в случае нарушения: правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, установления судом других нарушений законодательства РФ о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

    Таким образом, законодательством о выборах определено основное условие, при котором итоги голосования могут быть признаны недействительными, а именно, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

    Согласно ст. 27 ФЗ № 67-ФЗ п.5 Вышестоящая комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, …

    В соответствии с положениями ч.4ст.13 ФЗ № 51-ФЗ в местах временного пребывания избирателей ( больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания) избирательные участки могут образовываться ТИК в срок, установленный ч.2 настоящей статьи ( не позднее чем за 50 дней до дня голосования), а в исключительных случаях – по согласованию с избирательной комиссией субъекта РФ не позднее чем за три дня до дня голосования.

    Формулировки ч.7ст.16 ФЗ № 51-ФЗ прямо указывают на то, что к местам временного пребывания избирателей могут относиться и предприятия, организации.

    Согласно указанной норме избиратели, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания.

    Действующее избирательное законодательство, таким образом, позволяет создавать избирательные участки и формировать участковые избирательные комиссии не позднее чем за три дня до дня голосования и не содержит запрета по созданию избирательных участков в организациях, на предприятиях.

    Судом установлено следующее.    

    ДД.ММ.ГГГГ в ТИК Октябрьского района г. Владимира поступило заявление заместителя Генерального директора ЗАО « <...>» с просьбой рассмотрения вопроса о возможности создания избирательных участков на территории холдинга « <...> ввиду производства с непрерывном циклом работы, не позволяющего работникам организации реализовать свое активное избирательное право на избирательных участках по месту регистрации. К заявлению был приложен Приказ по ЗАО « <...>» ### от ДД.ММ.ГГГГ об объявлении ДД.ММ.ГГГГ рабочим днем для сотрудников предприятия по производственной необходимости с графиком работы с 8 часов до 20 часов, для сотрудников, работающих в сменах – с 8 часов и до 8 часов следующего дня. Таким образом, имел место исключительный случай, который мог негативно повлиять на реализацию избирателями-работниками предприятия своего активного избирательного права.

    ДД.ММ.ГГГГ ТИК Октябрьского района г. Владимира обратилась в Избирательную комиссию Владимирской области с просьбой о создании на территории предприятий, режим работы которых совпадает с временем работы избирательных участков, в том числе на территории <...>», избирательных участков.

    ДД.ММ.ГГГГ постановлением ИК Владимирской области ### согласовано образование избирательных участков, в том числе двух избирательных участков на территории <...>». На заседании ИК Владимирской области (протокол ### от ДД.ММ.ГГГГ) присутствовали представители КПРФ Лызлов Д.Н. и « Справедливой России» Орлова Ю.Н. (явлюще членами комиссии с правом совещательного голоса).

    Постановлением ТИК Октябрьского района г. Владимира ### от ДД.ММ.ГГГГ в рамках предоставленных законом полномочий образован избирательный участок ### по адресу: <...>.

    Постановлением названной ТИК ### от ДД.ММ.ГГГГ объявлено о начале формирования участковой избирательной комиссии избирательного участка ### для организации голосования избирателей в месте временного пребывания. Установлен срок внесения предложений по кандидатурам в состав комиссий до 14 часов ДД.ММ.ГГГГ

    Постановления опубликованы в электронном средстве массовой информации « Вестник избирательной комиссии Владимирской области», что не противоречит ст.20 ФЗ № 67-ФЗ, ст.21 ФЗ № 51-ФЗ.

    Таким образом, постановления ТИК были доведены до всеобщего сведения. Принцип гласности не нарушен.

Предложений политических партий по формированию состава УИК в ТИК Октябрьского района не поступало.

Постановлением ТИК Октябрьского района г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### была сформирована участковая избирательная комиссия (УИК) на этом избирательном участке.

Постановлением ТИК ### от ДД.ММ.ГГГГ председателем избирательной комиссии избирательного участка ### назначена ФИО12

Таким образом, каких либо нарушений, на которые указывает заявитель, при создании избирательного участка ###, формировании УИК ### не допущено.

В соответствии с п. 7 ст. 16 Федерального закона ( № 51-ФЗ) избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за 3 дня до дня голосования, то есть в данном случае, не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.6 ст. 15 Федерального закона списки избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания, составляются соответствующими участковыми избирательными комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования.

Как пояснили представители УИК, ТИК список избирателей по избирательному участку ###, образованному в месте временного пребывания избирателей, составлен УИК ### на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем предприятия, которые в день голосования будут находиться на предприятии. Одновременно в УИК были переданы личные заявления избирателей о включении их в список избирателей по месту временного пребывания. Причем обязанности личного участия гражданина при подаче его заявления о включении в указанный список избирателей законом не предусмотрено. Таким образом, УИК действовала в соответствии с разделом 2 Методических рекомендаций, утв. Постановлением ЦИК РФ от ДД.ММ.ГГГГ ###. При включении гражданина в список избирателей на избирательном участке по месту временного пребывания избирателя, он исключается из списка избирательного участка по месту жительства, что и было произведено и исключило возможность голосования на двух участках. Доказательств иного суду не представлено.

По результатам голосования УИК ### был подписан протокол, которым она установила итоги голосования по выборам депутатов ГД ФС РФ на данном избирательном участке. Протокол подписан всеми членами УИК ###.

ДД.ММ.ГГГГ в «Российской газете» официально опубликованы результаты выборов депутатов ГД ФС РФ шестого созыва.

    Каких-либо нарушений порядка голосования и подсчета голосов избирателей на избирательном участке ### в день голосования ДД.ММ.ГГГГ судом не установлено.

    УИК ### действовала в соответствии с нормами ст. ст. 29,30,75,79 ФЗ № 51-ФЗ, ст. ст.30,64,68 ФЗ № 67-ФЗ, с соблюдением принципов открытости и гласности.

    Доказательств того, что член УИК с правом совещательного голоса, назначенный КПРФ, ФИО2, был лишен возможности наблюдать за ходом голосования не представлено. Напротив, последний активно пользовался в течение дня голосования своим правом на подачу жалоб на нарушение, по его мнению, законодательства о выборах ( л.д.44,45,46,47). Его допуску на избирательный участок члены УИК не препятствовали, ответственности за действия охраны предприятия с пропускным режимом они не несут. Сам ФИО2 в суд с заявлением о нарушении избирательных прав решениями и действиями УИК не обращался.

    Оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что ни одно из приведенных заявителем обстоятельств не является основанием к признанию итогов голосования на указанном избирательном участке недействительными, поскольку не приведено ни одного доказательства того, что перечисленные в заявлении нарушения, якобы допущенные при формировании УИК ###, при составлении списка избирателей, при проведении голосования и подсчете голосов, повлияли на действительную волю избирателей.

    Поскольку избирательный участок ### образован в соответствии с действующим законодательством, УИК ### сформирована также без нарушений, при составлении списков избирателей, а также при проведении голосования и подсчете голосов избирателей нарушений не установлено, протокол УИК ### по результатам голосования отражает действительную волю избирателей, оснований к отмене решения УИК ### об итогах голосования на выборах депутатов ГД ФС РФ шестого созыва ДД.ММ.ГГГГ и признании итогов голосования на указанном избирательном участке недействительными не имеется. В удовлетворении заявления следует отказать

Руководствуясь ст.ст. 194-198,260.1,261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Политической партии « Коммунистическая партия Российской Федерации», ее Владимирскому региональному отделению в удовлетворении заявления об отмене решения участковой избирательной комиссии ### об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва ДД.ММ.ГГГГ и признании итогов голосования на избирательном участке ### (<...>) недействительными – отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме.

    

Председательствующий судья О.Ф. Орешкина

Решение в окончательной форме изготовлено 20.02.2012г.

Судья О.Ф. Орешкина