2-314/2012 (о признании права на получение жилищного сертификата, выдаче жилищного сертификата )



Дело № 2-314/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 апреля 2012 г. г. Владимир

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи И.Н. Мысягиной

при секретаре Н.В. Клюевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Улина Д. Б. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Владимирской области об установлении факта, имеющего юридическое значение - дату наделения статусом нуждающегося в улучшении жилищных условий определить с момента начала службы по контракту в войсковой части ### <...> с ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности включить в сводный список граждан, изъявивших желание на участие в подпрограммах «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище на 2002- 2010 годы», федеральной целевой программой «Жилище» на 2011- 2015 годы» на 2012 год по УФСИН России по Владимирской области, в соответствии с реальной датой начала службы и нуждаемости в улучшении жилищных условий, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности оформить и выдать государственный жилищный сертификат в 2012 году, взыскании судебных расходов,

у с т а н о в и л :

Улин Д.Б. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Владимирской области о возложении обязанности включить в сводный список граждан- участников подпрограмм «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программой «Жилище на 2002- 2010 годы», федеральной целевой программой «Жилище» на 2011- 2015 годы» на 2012 год по УФСИН России по Владимирской области, с последующей выдачей государственного жилищного сертификата, взыскании судебных расходов.

В ходе рассмотрения данного гражданского дела Улин Д.Б. уточнил заявленные исковые требования, определив в качестве ответчиков Федеральную службу исполнения наказаний России, Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Владимирской области.

С учетом уточненных исковых требований Улин Д.Б. просит установить факт, имеющий юридическое значение - дату наделения статусом нуждающегося в улучшении жилищных условий определить с момента начала его службы по контракту в войсковой части ### <...> с ДД.ММ.ГГГГ, возложить на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области обязанность включить его в сводный список граждан, изъявивших желание на участие в подпрограммах «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище на 2002- 2010 годы», федеральной целевой программой «Жилище» на 2011- 2015 годы» на 2012 год по УФСИН России по Владимирской области, в соответствии с реальной датой начала его службы и нуждаемости в улучшении жилищных условий, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, возложить на Федеральную службу исполнения наказаний России обязанность оформить и выдать государственный жилищный сертификат в 2012 году, взыскать с ответчиков судебные расходы.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся сотрудником УФСИН по Владимирской области (учреждение <данные изъяты> в должностях <данные изъяты>, затем начальника <данные изъяты>), приказом ### л/с от ДД.ММ.ГГГГ был уволен со службы по п. «з» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (по ограниченному состоянию здоровья). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил срочную службу в вооруженных силах, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в вооружённых силах по контракту.

На момент его увольнения выслуга в календарном исчислении составила 19 лет 00 месяцев 19 дней, в льготном исчислении 21 год 03 месяца 26 дней, что подтверждается выпиской из приказа УИН России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ, с правом на пенсию.

ДД.ММ.ГГГГ по месту службы – в УФСИН по Владимирской области был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. За период службы субсидии на улучшение жилищных условий и на строительство (приобретение) жилья за счёт средств федерального бюджета не получал. Начиная с 2005г. он ежегодно обращался к ответчику с заявлениями (рапортами) о выдаче жилищного сертификата.

Указал, что до настоящего времени зарегистрирован в квартире, принадлежащей бывшей жене и дочери, из-за сложных отношений с бывшей женой по месту регистрации проживать не имеет возможности, вынужден отдельно снимать жильё.

Он остро нуждается в улучшении жилья, имеет необходимый стаж службы для получения вышеуказанного жилищного сертификата.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. №153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

В соответствии с п. 5 вышеуказанных Правил, он как бывший сотрудник УФСИН России по Владимирской области, уволенный со службы по состоянию здоровья, имеющий общую продолжительность службы в календарном исчислении более 10 лет и состоящий после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий в федеральном органе исполнительной власти, имеет право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», федеральной целевой программе «Жилище» на 2011- 2015 годы».

С учётом всех вышеизложенных обстоятельств он в настоящее время имеет право на получение государственного жилищного сертификата.

Ответчик без судебного решения признавать за ним данное право и выдавать жилищный сертификат отказывается. Все его ежегодные заявления о выдаче жилищного сертификата ответчик оставлял без ответа. При устном обращении к работникам юридического отдела ответчика ему дали понять, что данный вопрос можно будет решить только через суд.

Указал, что в ходе судебного заседания ему стало известно о том, что его требования о признании за ним права на получение жилищного сертификата, включении его в сводный список граждан – участников подпрограмм «Жилище» в настоящее время ответчиком УФСИН России по Владимирской области удовлетворены и подтверждены.

Вместе с тем он продолжает настаивать на том, что его право на получение жилищного сертификата ответчик ущемляет, злоупотребляет правилом соблюдения очерёдности на получение сертификата. Он имел право получить сертификат раньше и требует выдать его в 2012 году.

В соответствии с п. 16 Приказа ФСИН России от 04.06.07 г. № 287 «Об утверждении инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2001-2010 гг. в уголовно-исполнительной системе» формирование сводного списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, граждане - участники подпрограммы были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Из данной нормы следует, что основным показателем, определяющим положение гражданина в очереди на получение сертификата, является дата постановки на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Условий внеочередного предоставления сертификата инструкция не содержит.

По утверждению истца, датой его постановки на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий является не 2003 г., а ДД.ММ.ГГГГ поскольку служить по контракту в Российской Армии он начал с ДД.ММ.ГГГГ г. и через 5 лет службы в ДД.ММ.ГГГГ. был официально поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилье.

С момента начала службы по контракту, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ г. он жилья не имел и крайне в нём нуждался. Таким образом, прослужив 19 лет, он по своей нуждаемости в жилье не уступает тем, кто в настоящее время находится первым в сводном списке. То обстоятельство, что он не стал требовать постановки его на учёт с момента начала службы, не указал ответчику в 2003 году, что ранее состоял на учёте, объясняется тем, что сам соответствующими познаниями в области социального обеспечения не обладает, и работодатели подобного рода деятельность не одобряли.

С учетом изложенного, просит установить факт, имеющий юридическое значение- дату наделения его статусом нуждающегося в улучшении жилищных условий с момента начала службы по контракту в войсковой части ### <...>, с ДД.ММ.ГГГГ

В связи с чем, просит обязать УФСИН по Владимирской области включить его в список граждан - участников подпрограмм «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законом» федеральной целевой программой «Жилище на 2002-2010 годы», федеральной целевой программой «Жилище» на 2011 - 2015 годы» на 2012 год по УФСИН России по Владимирской области в соответствии с реальной датой начала службы и постановки его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 23 указанной выше Инструкции сертификаты выдаёт ФСИН России путем их оформления и передачи территориальному органу для последующего вручения гражданину.

Из содержания данной нормы следует вывод, что требование о выдаче жилищного сертификата должно быть адресовано центральному органу ФСИН, а не территориальному.

В соответствии с п. 2 указанной Инструкции формирование списков граждан, изъявивших участвовать в подпрограмме, осуществляется на основе принципа гласности и очерёдности формирования списков и предоставления ответчиком жилищных сертификатов.

В соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ вместе с ним в очередь на получение жилищных сертификатов были включены <данные изъяты> (на учёте с ДД.ММ.ГГГГ г.) и <данные изъяты>. (на учёте с ДД.ММ.ГГГГ г.). Оба они жилищные сертификаты давно уже получили, несмотря на то, что служили меньше него, <данные изъяты>. сертификат получил по решению суда, он же до сих пор имеет 16 место в сводном списке. Администрация учреждения <данные изъяты> по <...> неоднократно предлагала ему получить сертификат при условии, что его жена сдаст государству принадлежащую ей на праве собственности квартиру. Каждый раз он считал данное предложение незаконным и неприемлемым и отказывался от получения жилищного сертификата.

Считает, что при формировании списков и распределении сертификатов ответчики нарушают принцип равенства граждан перед законом, отдавая предпочтение одним сотрудникам перед другими.

Ответчик к его интересам относится формально, дискриминируя его по признаку должностного положения (сертификаты выдаются в обход общей очереди лицам старше него по званию, имеющим соответствующие связи).

С учетом изложенного, просит удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчиков - Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Владимирской области с заявленными исковыми требованиями истца не согласен, просит отказать в их удовлетворении в полном объеме.

В обоснование своих возражений указал, что Улин Д.Б. проходил службу в уголовно-исполнительной системе на различных должностях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Улин Д.Б. обратился в жилищно-бытовую комиссию Учреждения <данные изъяты> по <...> с рапортом о постановке в очередь, как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовая комиссия Учреждения <данные изъяты> по <...> приняла решение о постановке Улина Д.Б. на очередь как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ Улин Д.Б. обратился к начальнику УФСИН России по Владимирской области с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Владимирской области.

ДД.ММ.ГГГГ начальником УФСИН России по Владимирской области подполковником внутренней службы <данные изъяты> был утвержден сводный список граждан, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012 год, в который включен Улин Д.Б.

В указанном сводном списке истец числится под №###, что соответствует п. 16 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом ФСИН России от 4.06.2007 г. №287. Согласно указанной Инструкции, формирование сводного списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Требование истца о возложении обязанности на УФСИН России по Владимирской области включить его в сводный список граждан - участников подпрограммы (Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», федеральной целевой программой Жилище» на 2011-2015 годы» на 2012 год по УФСИН России в соответствии с реальной датой начала службы и постановки на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, считает незаконным так как в УФСИН России по Владимирской области отсутствуют сведения о постановке Улина Д.Б. на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, вопрос о постановке Улина Д.Б. в очередь на получение жилья решался в период действия Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Владимирской области, утвержденных постановлением облисполкома и президиума облсовпрофа 30.12.1988 г. № 665/25 и ЖК РСФСР.

Согласно статьям 30-32 ЖК РСФСР учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполкоме Совета, а работающих на предприятиях, имеющих свой жилой фонд - по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Порядок учёта граждан, нуждавшихся улучшении жилищных условий, а также определение очередности представления гражданам жилых помещений устанавливался законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Принятие граждан на учёт, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполкома, а по месту работы - совместным решением администрации и профкома.

Право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий сохранялось за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы, и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.

Снятие с учёта производится органами, по решению которых граждане были приняты на учёт.

Аналогичный порядок приёма на учёт для получения жилья и основания принятия и снятия с учёта был предусмотрен указанными Правилами.

Также были уточнены случаи сохранения даты постановки в очередь на получение жилья по месту работы, при увольнении с работы.

В частности, согласно п.п. «а» пункта 8 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Владимирской области, утвержденных постановлением облисполкома и президиума
облсовпрофа 30.12.1988 г. № 665/25, граждане, состоящие на учете по улучшению жилищных условий по месту работы и перешедшие на другое предприятие, учреждение, организацию в том же населенном пункте принимались на учет по новому месту работы, с сохранением предыдущего времени пребывания на учете в случае перевода на другое место работы по решению вышестоящих органов, если это указано в приказе о приеме (переводе) на работу.

Как видно из материалов личного дела, Улин Д.Б. проходил службу в вооруженных силах РФ по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

По окончанию действия контракта, истец был уволен ДД.ММ.ГГГГ по статье 51 пункту 1 подпункту «Б» (по истечении срока контракта), приказ <данные изъяты> ###пм от ДД.ММ.ГГГГ В последующем, ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в уголовно-исполнительную систему.

Считает требования истца о включении периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в общее время учета нуждающегося в улучшении жилищных является незаконным и необоснованным, так как истец не был переведен из ВС РФ в УИС по решению вышестоящих органов. При этом в приказе о приеме на работу нет сведений о сохранении каких-либо льгот за Улиным Д.Б., в том числе о сохранении очереди на улучшение жилищных условий.

Кроме того, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы, и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.

В силу статьи 7 ЖК РФ к жилищным отношениям, не урегулированным конкретной нормой права, может применяться аналогия закона.

Учитывая, что вопросы с изменением даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий прямо не урегулированы в настоящее время нормами жилищного законодательства, то необходимо применить аналогичные нормы, регулирующие сходные отношения по постановке на учёт и снятие с такого учёта.

Требования истца о возложении обязанности на ФСИН России в 2012 году оформить и выдать ему государственный жилищный сертификат не подлежат удовлетворению, поскольку его право на получение данного документа не нарушено, Улин Д.Б. является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012 год.

Лимиты бюджетных обязательств по выпуску и распределению сертификатов утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.20 Инструкции, утвержденной приказом ФСИН России от 4.06.2007 г. №287 после выхода приказа государственного заказчика (Министерства регионального развития РФ) подпрограммы о выпуске и выдаче государственных жилищных сертификатов ФСИН России получает от государственного заказчика подпрограммы бланки государственных жилищных сертификатов, обеспечивает их хранение и учет.

Таким образом, ФСИН России осуществляет распределение сертификатов в пределах лимитов бюджетных обязательств между территориальными органами УИС и иными органами УИС.

Кроме того, в настоящее время Правительство Российской Федерации еще не утвердило график выпуска и распределения в 2012 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050.

По утверждению представителя, права истца ни УФСИН России по Владимирской области, ни ФСИН России не нарушали.

Просит отказать истцу в удовлетворении требований в полном объеме.

Представитель ФГБУ Авиационно-спасательного центра МЧС России – Абрамова Е.А. с заявленными исковыми требованиями не согласна, просит отказать истцу в их удовлетворении.

Суду указала, что действительно Улин Д.Б. проходил службу по контракту в войсковой части ### с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Войсковая часть ### на основании Директивы МЧС России от 16.06.2011г. переименована в ФГБУ Авиационно- спасательный центр МЧС России.

В Авиационно- спасательном центре МЧС России по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведений о постановке Улина Д.Б., проходившего военную службу по контракту в войсковой части ###, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, нет.

Указала, что в материалах личного дела Улина Д.Б. имеется лишь его заявление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он просит поставить его на очередь для получения жилья, в связи с изменением семейного положения. При этом документы, необходимые для решения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищный условий, не представлял. Решение о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий жилищно-бытовая комиссия войсковой части ### не принимала.

Просит отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.

Указом Президента РФ № 825 от 28.06.1999г. «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов службы и учреждений» установлено, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем сотрудников увольняемых и уволенных со службы из указанных органов, службы, учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов. 17.09.2001г. Правительством Российской Федерации издано постановление №675, которым утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002- 2010 годы, в которую включена федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты».

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010г.г.

В соответствии с п. 2 Правил государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения.

В 2006 г. мероприятия федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» включены в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010г.г.

21.03.2006г. Правительство Российской Федерации в целях реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы приняло Постановление №153, которым утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

Из содержания Постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 следует, что утвержденные им Правила входят в состав подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. № 675, и регулирует особый вид правоотношений между государством, военнослужащим, гражданами, связанный не с предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным законодательством, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Пунктом 5 подп. «а» Правил выпуска и реализации жилищных сертификатов установлено, что право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получения жилых помещений); сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти.

При этом выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпункте «а» пункта 5 Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).

Установленные Правила предусматривают порядок формирования списков граждан- участников подпрограммы.

В силу п. 19 Правил, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме, согласно приложению № 1, к которому прилагаются документы. Форма указанного рапорта предусмотрена приложением к Правилам.

Аналогичный перечень документов предусмотрен и Инструкцией о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством – федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы в уголовно- исполнительной системе», утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ, Федеральной службой исполнения наказания от 04.06.2007г. № 287.

Согласно п.8 указанной Инструкции должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативным подразделением учреждения или органа УИС рассматриваются представленные заявления, организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме. По результатам проверки выносится решение о включении (отказе во включении заявителей в число граждан- участников подпрограммы).

О принятом решении гражданин уведомляется письменно в 10-дневный срок с момента принятия данного решения. При этом, если гражданину отказано во включении в число участников подпрограммы, в письме должны быть указаны причины отказа.

В соответствии с п.13 Инструкции, для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году согласно приложению №2 к настоящей Инструкции.

Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья подразделения, подведомственного территориальному органу УИС, в 10-дневный срок на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год согласно приложению № 2 к Правилам.

В соответствии с п.14-16 Инструкции список, утвержденный начальником подразделения и заверенный оттиском мастичной печати, и сформированные в установленном порядке учетные дела до 1 августа года, предшествующего планируемому, предоставляются в территориальный орган УИС.

На основании представленных список граждан - участников подпрограммы соответствующими службами территориального органа УИС в 10-дневный срок рассматриваются представленные списки, осуществляется проверка обоснованности включения граждан – участников подпрограммы в указанные списки.

По результатам рассмотрения принимается решение о включении граждан в состав участников подпрограммы по территориальному органу УИС, о чем делается соответствующая выписка из протокола по учету и распределению жилья, утвержденная начальником территориального органа УИС и заверенная оттиском мастичной печати, и организуются работы по составлению сводного списка.

Один экземпляр сводного списка граждан, изъявивших желание на участие в подпрограмме на планируемый год, до 10 сентября, предшествующего планируемому, направляется в Федеральную службу исполнения наказаний. Второй экземпляр хранится в территориальном органе УИС.

В настоящее время действует аналогичная жилищная программа, введенная в действие постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011- 2015 годы».

В ходе судебного заседания установлено, что Улин Д.Б. проходил службу в уголовно- исполнительной системе с ДД.ММ.ГГГГ ( приказ Учреждения <данные изъяты> ###-лс от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ ( приказ УИН МЮ РФ по <...> ### л/с от ДД.ММ.ГГГГ).

Приказом ### л/с от ДД.ММ.ГГГГ уволен из уголовно- исполнительной системы по ст. 58 пункту «З» (по ограниченному состоянию здоровья). Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет: в календарном исчислении ### лет 00 месяцев ### дней, в льготном исчислении: ### год ### месяца ### дней.

ДД.ММ.ГГГГ Улин Д.Б. обратился в жилищно-бытовую комиссию Учреждения <данные изъяты> по <...> с рапортом о постановке в очередь, как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Решением жилищно-бытовой комиссии Учреждения <данные изъяты> по <...> от ДД.ММ.ГГГГ Улин Д.Б. поставлен в очередь как нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Из представленных суду документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ Улин Д.Б. обратился к начальнику УФСИН России по Владимирской области с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Владимирской области.

В установленные законом сроки, ДД.ММ.ГГГГ начальником УФСИН России по Владимирской области подполковником внутренней службы <данные изъяты> утвержден сводный список граждан, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012 год, в который включен Улин Д.Б.

В указанном сводном списке Улин Д.Б. числится под №###, что соответствует п. 16 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы» в уголовно- исполнительной системе, утвержденной приказом ФСИН России от 04.06.2007г. № 287.

Из указанного сводного списка следует, что он сформирован в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане – участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, что соответствует п. 16 вышеуказанной Инструкции.

С учетом того, что Улин Д.Б. является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012г., исковые требования о пересмотре очередности на получение государственных жилищных сертификатов, истцом в рамках данного гражданского дела не заявлены, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца о возложении обязанности на УФСИН России по Владимирской области включить его в сводный список граждан, изъявивших желание на участие в подпрограммах «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище на 2002-2010 годы», федеральной целевой программой «Жилище» на 2011- 2015 годы» на 2012 г. по УФСИН России по Владимирской области, с ДД.ММ.ГГГГ

Отказывая истцу в удовлетворении указанных исковых требований, суд принимает во внимание то обстоятельство, что в ходе судебного заседания не нашли своего подтверждения исковые требования истца об установлении факта наделения Улина Д.Б. статусом нуждающегося в улучшении жилищных условий с момента начала его службы по контракту в войсковой части ### <...>, с ДД.ММ.ГГГГ

Вопрос о постановке Улина Д.Б. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий должен был решаться в период действия «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Владимирской области, утвержденных постановлением облисполкома и президиума облсовпрофа от 30.12.1988г. № 665/25 и Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно статьям 30-32 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполкоме Совета, а работающих на предприятиях, имеющих свой жилой фонд- по месту работы, а по их желанию – также по месту жительства. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определение очередности представления гражданам жилых помещений, устанавливался законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Принятие граждан на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производился по месту жительства решением исполкома, а по месту работы – совместным решением администрации и профкома.

Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохранялось за гражданином до получения жилого помещения, за исключением случаев: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы, и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.

Снятие с учета производилось органами, по решению которых граждане были приняты на учет.

Аналогичный порядок приема на учет на получение жилья и основания принятия и снятия с учета были предусмотрены и указанными Правилами.

В ходе судебного заседания установлено и не оспаривается участниками процесса, что Улин Д.Б. проходил военную службу по контракту в войсковой части ### с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Указанная войсковая часть на основании Директивы МЧС России от 16.06.2011г. переименована в ФГБУ Авиационно-спасательный центр МЧС России.

ДД.ММ.ГГГГ Улин Д.Б. обратился в жилищно-бытовую комиссию войсковой части ### с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом документы, необходимые для постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в жилищно-бытовую комиссию войсковой части ### не представил. Указанное обстоятельство в ходе судебного заседания истец не отрицал, указав, что документы от него никто не требовал.

Представитель Авиационно – спасательного центра МЧС России в ходе судебного заседания указал, что жилищно-бытовая комиссия войсковой части ### решение о постановке Улина Д.Б. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в период его службы в войсковой части, не принимала. В материалах жилищно-бытовой комиссии отсутствуют необходимые для принятия данного решения документы.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что не нашли своего подтверждения доводы истца о том, что статусом нуждающегося в улучшении жилищных условий он наделен с момента начала службы по контракту в войсковой части ### <...>, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

Суд считает необходимым отказать Улину Д.Б. в удовлетворении исковых требований об установлении факта, имеющего юридическое значение, – дату наделения его статусом нуждающегося в улучшении жилищных условий определить с момента начала службы по контракту в войсковой части ### <...>, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

Подпунктом «а» пункта 8 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Владимирской области, утвержденных постановлением облисполкома и президиума облсовпрофа 30.12.1988г. № 665/25, граждане, состоящие на учете по улучшению жилищных условий по месту работы и перешедшие на другое предприятие, учреждение, организацию в том же населенном пункте принимались на учет по новому месту работы, с сохранением предыдущего времени пребывания на учете в случае перевода на другое место работы по решению вышестоящих органов, если это было указано в приказе о приеме (переводе) на работу.

В ходе судебного заседания установлено, что Улин Д.Б. проходил службу в вооруженных силах РФ по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ По окончанию действия контракта, Улин Д.Б. был уволен ДД.ММ.ГГГГ по статье 51 пункту 1 подпункту «Б» (по истечении срока контракта), приказ МЧС России ###-пм от ДД.ММ.ГГГГ

Приказом ### Л/С от ДД.ММ.ГГГГ Улин Д.Б. был принят стажером по должности младшего инспектора см. ### отдела режима и охраны, с испытательным сроком на 3 месяца, с ДД.ММ.ГГГГ Текст приказа не содержит сведений о сохранении за Улиным Д.Б. каких-либо льгот, в том числе о сохранении очереди на улучшение жилищных условий.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что УФСИН России по Владимирской области обоснованно включил Улина Д.Б. в сводный список под №###, в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 25 Приказа от 04.06.2007г. №287 ФСИН России на основании представленных сводных списков и учетных дел граждан – получателей жилищных сертификатов организует работу по их рассмотрению, рассчитывает размер субсидий в соответствии с правилами подпрограммы, оформляет бланки жилищных сертификатов и осуществляет их выдачу представителям территориальных органов УИС.

Выданные сертификаты учитываются по книге выданных сертификатов, которая ведется по установленной форме.

Основанием для отказа в выдаче сертификата является непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 21 настоящей Инструкции, или недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах. В случае выявления указанных недостатков рассмотрение вопроса о выдаче сертификата откладывается для устранения выявленных недостатков.

Лимиты бюджетных обязательств по выпуску и распределению сертификатов утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 20 Инструкции, утвержденной приказом ФСИН России от 04.06.2007г. №287, после выхода приказа государственного заказчика (Министерства регионального развития РФ) подпрограммы о выпуске и выдаче государственных жилищных сертификатов ФСИН России получает от государственного заказчика подпрограммы бланки государственных жилищных сертификатов, обеспечивает их хранение и учет.

Таким образом, ФСИН России осуществляет распределение сертификатов в пределах лимитов бюджетных обязательств между территориальными органами УИС и иными органами УИС.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012г. № 233-р «О графике выпуска и распределения в 2012 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015г., утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012г. №233-р, утвержден график выпуска и распределения в 2012 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050.

Из указанного Распоряжения следует, что ФСИН России выделено в 2012 году 453 сертификата. При этом, количество сертификатов определено расчетным путем и будет уточнено государственным заказчиком подпрограммы в пределах общего размера социальных выплат, предусмотренных графиком.

В ходе судебного заседания установлено, что в настоящее время государственный заказчик подпрограммы не уточнил количество сертификатов. ФСИН России распределение сертификатов в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2012 г. еще не производило. Каких-либо решений об отказе в выдаче Улину Д.Б. государственного жилищного сертификата ответчики не принимали, с учета нуждающихся последний не снят, внеочередное право на получение жилищного сертификата истец не имеет, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца о возложении на ФСИН России обязанности выдать ему государственный жилищный сертификат в 2012 году.

С учетом того, что истцу отказано в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст.ст. 98, 100 ГПК РФ, для удовлетворения его исковых требований о взыскании судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Отказать Улину Д. Б. в удовлетворении заявленных исковых требований к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Владимирской области об установлении факта, имеющего юридическое значение, – дату наделения статусом нуждающегося в улучшении жилищных условий определить с момента начала службы по контракту в войсковой части ### <...>, с ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области включить его в сводный список граждан, изъявивших желание на участие в подпрограммах «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище на 2002- 2010 годы», федеральной целевой программой «Жилище» на 2011- 2015 годы» на 2012 год по УФСИН России по Владимирской области, в соответствии с реальной датой начала службы и нуждаемости в улучшении жилищных условий, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности на Федеральную службу исполнения наказаний России оформить и выдать государственный жилищный сертификат в 2012 году, взыскании судебных расходов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.Н. Мысягина

Мотивированное решение суда изготовлено 09.04.2012г.

Стороны вправе ознакомиться с решением суда 09.04.2012г.

Судья И. Н. Мысягина