Дело № 2-2452\12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2012 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
Председательствующего Орешкиной О.Ф.,
При секретаре Парамоновой Т.Н.,
С участием прокурора Беловой И.Е.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску Прокурора г. Владимира в интересах Чули-Кули С. А. к администрации г. Владимира, Департаменту образования администрации Владимирской области об обязанности предоставления жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Владимира обратился в суд с иском в интересах Чули-Кули С.А.,ДД.ММ.ГГГГ г.р., являющейся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к администрации города Владимира, Департаменту образования администрации Владимирской области об обязанности предоставления ей, составом семьи 1 человек, вне очереди жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Владимирской области. В обоснование своих требований со ссылкой на ст. 57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ, ст. 8 Закона Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###-ОЗ, Постановление <...> от 30.01.2007г. № 55, постановление Губернатора Владимирской области от 13.07.2005 г. № 398, указал, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец умер ДД.ММ.ГГГГ года. Решением Хякимиета Шахера Чарджев Туркменистана от ДД.ММ.ГГГГ г. № ### над ней установлена опека в лице ее тети Пирматовой Р.Н. С ДД.ММ.ГГГГ года опекун с истцом проживают в г. Владимире по адресу: ул. <...>, <...> в квартире, принадлежащей на праве собственности Пирматову А.А. и Сорокину М.А. Истец является гражданкой РФ. Окончила государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Владимирской области « <данные изъяты> ( ###.) Жилья на праве собственности не имеет. Постановлением главы г. Владимира от 15.03.2010 г. № 754 « О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира» истец признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и включена в список детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи 1 человек.
Помощник прокурора г. Владимира Белова И.Е. ( по доверенности), истец в суде исковые требования поддержали по изложенным основаниям.
Представитель ответчика администрации г. Владимира Лебедева С.В. ( по доверенности) заявленные требования считает необоснованными. Пояснила в суде, что истец, обратилась в администрацию г.Владимира ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### она составом семьи 1 человек принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно справке управления по учету и распределению жилой площади администрации г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### истец состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ###. В настоящее время администрация г.Владимира не располагает жилыми помещениями для предоставления данной категории граждан за счет средств бюджета Владимирской области, ранее переданные квартиры на эти цели распределены указанной категории граждан в соответствии с очередностью подачи ими заявлений. В соответствии с п.5 ч.1 ст.14, ч.2 ст.49 ЖК РФ, п.6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления отнесено предоставление жилых помещении муниципального жилищного фонда по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии с ч.4 ст.49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Согласно определения Конституционного суда РФ от 12.04.2011 № 551-0-0, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч.4 ст.49 ЖК РФ). Администрация г.Владимира в пределах полученных из бюджета Владимирской области средств надлежащим образом исполняет государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С учетом п.5 «Порядка предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, не имеющим закрепленного жилого помещения» (утв. Постановлением Губернатора Владимирской области от 13.07.2005 № 398) предоставление жилых помещений состоящим в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Таким образом, полагает, что со стороны администрации г.Владимира отсутствует нарушение прав истца. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Департамента образования администрации Владимирской области в суд не явился, будучи надлежащим образом извещен о дне и месте судебного заседания, в письменном отзыве отражено, что департамент является ненадлежащим ответчиком по делу, требования прокурора не основаны на законе. Департамент образования является исполнительным органом, основная функция которого - выделение полученных средств получателям. 13.02.2012 г. денежные средства перечислены в органы местного самоуправления. Денежные средства из федерального бюджета ожидаются к поступлению в субъект РФ во втором полугодии текущего года.
Государственное полномочие по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей исполняется за счет средств областного бюджета с 2005 года на основании Закона Владимирской области от 28.12.2005г. № 201-ОЗ. В целях исполнения данного полномочия в бюджете области, в соответствии с Законом Владимирской области от 25.12.2009г. № 180-ОЗ, установлены объемы субвенций. В соответствии с Законом Владимирской области от 24.11.2000 г. № 82-ОЗ расходы, производимые из областного бюджета устанавливаются Законом Владимирской области « Об областном бюджете» на соответствующий финансовый период.
Представитель третьего лица Управления образования администрации города Владимира, надлежащим образом извещенный о дне и месте судебного заседания, в суд не явился, возражений по иску не представил.
Суд, выслушав прокурора, истца, представителя ответчика администрации г. Владимира Лебедеву С.В., изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях…. Согласно ч.3 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (в редакции от 17.12.2009 г.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 2 Закона Владимирской области № 226-ОЗ от 03.12.2004 г. ( в ред. 03.11.2010г.) «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», полномочия по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) являются расходными обязательствами Владимирской области.
В силу ст. 8 Закона Владимирской области № 226-ОЗ от 03.12.2004 г. (в редакции от 03.11.2010 г.), жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв. метров. В случае если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления.
В соответствии со п. 8 ч.1 ст. 1 Закона Владимирской области № 201-ОЗ от 28.12.2005 г. (в редакции от 14.07.2010 г.) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ст. 4 Закона Владимирской области № 201-ОЗ от 28.12.2005 г. ОЗ (в редакции от 14.07.2010 г.) органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета Владимирской области.
В соответствии с п.5 Постановления Губернатора Владимирской области от 13.07.2005 N 398 (ред. от 26.04.2010) "О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения" (вместе с "Порядком предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения") Департамент образования на основании полученных сведений в срок до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует для распределения средств областного бюджета на очередной финансовый год сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по форме согласно приложению N 2 к Порядку; определяет объем расходов на приобретение жилья с распределением средств муниципальным образованиям для включения в проект областного бюджета на соответствующий год.
Установлено, что истец составом семьи 1 человек администрацией города Владимира принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемого на условиях договора социального найма ( по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ###), что не оспариваются сторонами.
Истец зарегистрирована по адресу: <...>, <...> у родственников. Своего жилья не имеет. Нуждаемость истца в жилом помещении является очевидной.
Статьей 18 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение закона, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Норма, закрепленная в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предусматривает необходимость внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также направлен на оказание целевой поддержки именно указанным категориям социально незащищенных граждан.
Право истца на социальную поддержку в виде обеспечения вне очереди жилым помещением, как лица, из числа детей-сирот и детей оставшегося без попечения родителей, возникло у нее с момента приобретения данного статуса, и поэтому такое право является безусловным, а его реализация не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия каких-либо условий, в том числе от хронологии включения в список на получение жилья указанной категории граждан. При этом необходимость признания истца малоимущей отсутствует, поскольку истец относится к определенной категории граждан ( лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), принята на учет и состоит на нем по данному основанию( ст. 52 ч.2 ЖК РФ).
В силу ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Владимирской области от 28.12.2005 г. № 201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации города Владимира, но за счет средств областного бюджета. Последнее вытекает из требований ст. 5 ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 4 Закона Владимирской области от 28.12.2005 г. № 201-ОЗ, Закона Владимирской области от 03.12.2004 г. № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Таким образом, суд считает, что обязанность по предоставлению жилого помещения истцу необходимо возложить на администрацию г. Владимира, но за счет средств областного бюджета.
Департамент образования администрации г.Владимира в данном случае является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку к его полномочиям относятся: формирование для распределения средств областного бюджета на очередной финансовый год списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в также определение объема расходов на приобретение жилья с распределением средств муниципальным образованиям для включения в проект областного бюджета на соответствующий год.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Владимира удовлетворить частично.
Обязать администрацию г. Владимира предоставить Чули-Кули С. А. составом семьи 1 человек вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Владимирской области.
В иске к Департаменту образования администрации Владимирской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира.
Председательствующий судья О.Ф. Орешкина
Решение в окончательной форме изготовлено 06.07.2012г.
Судья О.Ф. Орешкина