2-609/2012 (Заявление об отмене постановления участковой избирательной комиссии об итогах голосования и признании итогов голосования недействительными)



Дело № 2-609/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«07» марта 2012 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Киселевой Н.Н.,

при секретаре Мухиной Е.В.,

с участием прокурора Марковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по заявлению политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» об отмене постановления участковой избирательной комиссии ### об итогах голосования и признании итогов голосования недействительными,

у с т а н о в и л:

    Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации», Владимирское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» обратились в суд с заявлением об отмене постановления участковой избирательной комиссии ### от ДД.ММ.ГГГГ об итогах голосования и признания итогов голосования недействительными, указывая в обоснование, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 2011 г. № 1124 4 декабря 2011 г. состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Постановлением избирательной комиссии Владимирской области от 30.11.2011 г. № 445 «О согласовании образования избирательных участков» было согласовано образование избирательных участков на территории 34 организаций Владимирской области для организации голосования избирателей в местах временного пребывания на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. В том числе, на основании обращения председателя территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Владимира к председателю избирательной комиссии Владимирской области (далее ИКВО). Данным постановлением было согласовано образование двух избирательных участков на территории ООО Турбаза «Ладога» г. Владимира. Постановлениями территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Владимира (далее ТИК) были образованы два избирательных участка на территории ООО Турбаза «Ладога» г. Владимира - ### и ###. Постановлением ТИК от ДД.ММ.ГГГГ ### образован избирательный участок ### и создана соответствующая участковая избирательная комиссия. По результатам голосования участковой избирательной комиссией избирательного участка ### был подписан протокол участковой избирательной комиссии, которым она установила итоги голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на данном избирательном участке. При подготовке к проведению выборов и проведении голосования ДД.ММ.ГГГГ ТИК и участковой избирательной комиссией избирательного участка ### были допущены грубейшие нарушения Федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Считают, что имели место нарушения порядка формирования участковой избирательной комиссии. В постановлении избирательной комиссии Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### «О согласовании образования избирательных участков» и в постановлении ТИК Октябрьского района г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### об образований избирательного участка ### не приведены обстоятельства исключительности их образования и образованы позднее установленного законом срока и соответственно позднее сформирована участковая комиссия избирательного участка ###. В постановлении ТИК от ДД.ММ.ГГГГ ### «О начале формирования участковой избирательной комиссии ###» был установлен срок внесения предложений. Считают, что установленный в постановлении срок внесения предложений по кандидатурам в состав участковой избирательной комиссии до 14 часов ДД.ММ.ГГГГ не соответствует срокам, установленным ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ. При этом согласно распечатке страницы с сайта Вестника избирательной комиссии Владимирской области, где были размещены постановления ТИК об образовании избирательного участка и начале формирования участковой избирательной комиссии, они были размещены в Интернете в 13 час. 32 мин. ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за 28 минут до окончания срока приема предложений, вместо установленных законом 15 дней. ТИК не опубликовала сообщение о формировании данных участковых комиссий и сроке приема предложений по кандидатурам в их состав до начала приема предложений, что была обязана сделать в соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона № 51-ФЗ. О заседании ТИК, рассматривавшей вопросы формирования участковой избирательной комиссии, член ТИК от КПРФ, не был извещен и не присутствовал. В отсутствие официально опубликованной информации об образовании избирательного участка ### и формировании участковой комиссии КПРФ была лишена возможности участия в формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка ###. Считают также, что имело место нарушение правил составления списка избирателей. Данные, подтверждающие прибытие и нахождение на Турбазе «Ладога» 2921 избирателей ДД.ММ.ГГГГ, в день, когда был создан избирательный участок ### и сформирована участковая избирательная комиссия, отсутствуют. Согласно акту о передаче избирательных бюллетеней от ТИК УИК 2 декабря их было передано 2923 и число избирателей внесенных в список избирателей согласно протоколу участковой комиссии об итогах голосования ДД.ММ.ГГГГ на избирательном участке ###. Все намеревавшиеся быть ДД.ММ.ГГГГ для участия в игре КВН заранее были названы избирателями и все они были включены в список избирателей и все они якобы проголосовали. На момент рассмотрения дела отсутствуют заявления избирателей о включении их в список избирателей на избирательном участке ###, список избирателей, поскольку согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, составленному в ТИК Октябрьского района, избирательная документация участковой избирательной комиссии ### в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ была уничтожена. Данные заявления не были предъявлены в день голосования члену ТИК с правом совещательного голоса ФИО4 Включенные в список избирателей по месту временного пребывания, исключаются на основании сообщений участковой комиссии из списка избирателей по месту жительства. Данных, подтверждающих факт исключения 2921 избирателя, включенных в список на избирательном участке ###, из списков избирателей по месту их жительства, не представлено. Считают, что 2 921 избиратель на выборах был включен в двух местах по месту жительства и на избирательном участке ###. В нарушение требований ч. 1 ст. 14 Закона № 51-ФЗ главой администрации города Владимира не было опубликовано место нахождения участковой избирательной комиссии, помещения для голосования и номер телефона участковой избирательной комиссии ###, образованной на территории ООО Турбаза «Ладога». В 7 час. 15 мин. ДД.ММ.ГГГГ к административному зданию ООО Турбаза «Ладога» прибыли представители Владимирского регионального отделения КПРФ: ФИО4, ФИО5, ФИО6 Дверь в здание была закрыта, вывеска о том, что в здании находится избирательный участок, отсутствовала. В 8 часов избирательный участок не открылся. После приезда ориентировочно около 9 часов заместителя председателя избирательной комиссии области ФИО7 и председателя ТИК ФИО8 двери здания были открыты. Председатель УИК ### ФИО22 сообщила, что участковая комиссия работает, голосование идет, проголосовало уже 2900 избирателей. Их допустили только в 10 час. 05-20 мин. Представители от КПРФ были лишены возможности присутствовать при предъявлении для осмотра ящика для голосования, наблюдать за опечатыванием ящика до начала голосования, за передачей председателем УИК бюллетеней для голосования членам УИК. После допуска в помещение для голосования уполномоченных представителей партий и до окончания голосования на избирательном участке ### не проголосовал ни один избиратель. При этом списки избирателей на столе УИК отсутствовали и были предъявлены для обозрения уполномоченным представителям партий только перед вскрытием ящика для голосования, несмотря на неоднократные устные и письменные обращения. Из-за сообщения о наличии на Турбазе «Ладога» взрывного устройства все члены УИК, наблюдатели и представители вышестоящих избирательных комиссий, были выведены сотрудниками полиции из здания, где находилось помещение для голосования и ящик для голосования. При этом в здании при поиске взрывного устройства и после его завершения, постоянно находились 4-5 сотрудников полиции. В этот же период на 30-40 минут был выключен свет на всей Турбазе «Ладога». Ящик с бюллетенями для голосования был вне контроля членов УИК в течение 1,5 часов. При вскрытии ящика с бюллетенями, при последующем подсчете их оказалось 2 529, а согласно протоколу УИК их было выдано 2921, т.е. 392 бюллетеня для голосования при вскрытии ящика для голосования не были обнаружены. При осмотре извлеченных из ящика для голосования избирательных бюллетеней было видно и что они сложены пачками по 10-20 штук в каждой, что свидетельствует, о том, что они опускались в ящик до его опечатывания, поскольку не смогли бы пройти через щель для опускания бюллетеней в ящике для голосования. С самого начала присутствия на избирательном участке ### представителями КПРФ предъявлялось требование о предоставлении для ознакомления личных заявлений граждан РФ в данную избирательную комиссию о включении их в список избирателей по данному избирательному участку, но документы были предоставлены для краткого ознакомления только после подсчета бюллетеней. Считают, что избиратели бюллетени для голосования в избирательной комиссии ### не получали, в списке избирателей не расписывались, бюллетени в ящик для голосования не опускали, избиратели на избирательном участке не голосовали. Результаты голосования на избирательном участке ### существенным образом отличаются от средних результатов голосования избирателей. На избирательный участок ### с 7 час. 15 мин. и до его открытия ориентировочно в 10 час. 05-20 мин. не входил ни один избиратель и в последующем до закрытия участка на нем не проголосовал ни один избиратель. Считают, что голосования на данном участке не происходило. Противоправными действиями ТИК Октябрьского района г. Владимира и УИК ### были нарушены избирательные права и законные интересы КПРФ и ее регионального отделения, а именно - избирательное право выдвижения кандидата в состав членов УИК ### с правом решающего голоса, наблюдения за ходом голосования и на обеспечение гласности в деятельности избирательных комиссий, а также иные права. Просят признать итоги голосования по избирательному участку ### недействительными и отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка ### об утверждении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку ### на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.

Представитель политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по доверенностям ФИО4 поддержал заявленные требования.

Представитель территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира, избирательной комиссии Владимирской области по доверенностям Захарова М.Ю. в суде пояснила, что заявители не указали в чем конкретно заключается нарушение избирательных прав политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Владимирского регионального отделения «Коммунистическая партия Российской Федерации». Доводы о нарушениях избирательного законодательства при создании избирательного участка и формировании участковой избирательной комиссии в местах временного пребывания являются необоснованными. ДД.ММ.ГГГГ ТИК обратилась в Избирательную комиссию Владимирской области с просьбой о создании на территории перечисленных в письме организаций, в том числе на территории ООО Турбаза «Ладога», избирательных участков, с целью эффективной реализации активного избирательного права граждан, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ ###. К письму прилагалось заявление генерального директора ООО Турбаза «Ладога» ФИО22, согласно которому необходимость создания двух избирательных участков на территории турбазы обосновывается большим заездом туристов, которым необходимо будет проголосовать по месту пребывания. Избирательная комиссия Владимирской области согласовала образование избирательных участков, ТИК приняла постановление об образовании избирательных участков. Комиссии обязаны обеспечить возможность реализации избирателями своего активного избирательного права независимо от каких бы то не было обстоятельств. Закон предоставляет избирательным комиссиям, как правоприменителям, возможность образовывать избирательные участки в иных местах временного пребывания в целях реализации избирательных прав граждан. Избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, санаториях, домах и базах отдыха, не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания. В данном случае избирательным участком по месту их временного пребывания стала база отдыха - ООО Турбаза «Ладога». Исходя из анализа примерного перечня мест временного пребывания, определенного избирательным законодательством, понятие места временного пребывания избирателей явно шире понятия места проживания, уже хотя бы потому, что относит к данным местам вокзалы и аэропорты, то есть места, где избиратели не проживают. Действующее избирательное законодательство не содержит запрета по созданию избирательных участков в организациях, домах отдыха, а напротив, даже содержит указание на возможность включения избирателей, находящихся в больницах, санаториях, домах отдыха в списки избирателей по месту их временного пребывания. В целях обеспечения реализации избирательных прав избирателей, которые будут находиться в день голосования в домах отдыха, на турбазах, руководствуясь ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 51, избирательной комиссией Владимирской области было принято решение о согласовании образования избирательных участков, указанных в заявлении, на основании которых ТИК Октябрьского района города Владимира были приняты соответствующие постановления об образовании избирательных участков для организации голосования избирателей в местах временного пребывания избирателей. Считает, что постановление ТИК ### от ДД.ММ.ГГГГ об образовании избирательного участка в месте временного пребывания граждан, в т.ч. и в ООО Турбаза «Ладога» является законным и обоснованным, принято в соответствии с требованиями избирательного законодательства в пределах предоставленных комиссии полномочий. Считает, что обращение ТИК, письмо организации - ООО Турбаза «Ладога», невозможность граждан проголосовать по месту регистрации являются исключительными, в силу чего и были образованы избирательные участки. Исключительность случая также состоит в том, что без создания данных участков избиратели не смогут реализовать свое активное избирательное право, а также в том, что в установленные сроки избирательные участки в данных местах временного пребывания избирателей не были созданы, хотя объективно в этом была необходимость. Считает, что нарушений порядка формирования участковой избирательной комиссии допущено не было. Действующее избирательное законодательство позволяет создавать избирательные участки не позднее чем за три дня до дня голосования, в соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона ###, а также участковые избирательные комиссии в те же сроки - не позднее чем за три до дня голосования в соответствии с ч. 4 ст. 21 Федерального закона ###, соответственно действия ТИК по созданию участков и формированию комиссий в сокращенные сроки соответствуют закону. О данном исключении из общих требований указано и в пункте 8.4 Постановления Центризбиркома РФ от 17.02.2010 г. N 192/1337-5 «О Методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий», согласно которому допускается прием предложений в состав УИК в сокращенные сроки. В рамках предоставленных территориальной избирательной комиссии полномочий по формированию участковых избирательных комиссий в сокращенные сроки после получения Постановления Избирательной комиссии Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### «О согласовании образования избирательных участков» ТИК приняло постановления №### и ### об образовании избирательного участка и начале формирования участковой избирательной комиссии избирательного участка ###, установив срок внесения предложений по кандидатурам в состав комиссий до 14 часов ДД.ММ.ГГГГ В данных постановлениях установлено об их незамедлительном опубликовании в Вестнике Избирательной комиссии Владимирской области. Постановления были незамедлительно направлены в Избирательную комиссию области и опубликованы в электронном средстве массовой информации «Вестник избирательной комиссии Владимирской области» ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 30 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме», что подтверждается лог-размещением, свидетельством о регистрации средства массовой информации ### от ДД.ММ.ГГГГ Считает, что постановления ТИК были опубликованы и доведены до всеобщего сведения. Исходя из анализа норм ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ (ст. 20, 30) и ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 9, 21) информирование или доведение информации до участников избирательного процесса, опубликование или обнародование решений избирательных комиссий осуществляется не только через периодические печатные издания, но и через сеть «Интернет», через электронные средства массовой информации. Кроме того, на заседании избирательной комиссии Владимирской области о согласовании образования избирательных участков ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с протоколом заседания ### от ДД.ММ.ГГГГ присутствовали представители политических партий, имеющих право направлять кандидатов в состав участковых избирательных комиссий, а именно представитель политической партии КПРФ ФИО10 - член комиссии с правом совещательного голоса и представитель «Справедливой России» ФИО11 - член комиссии с правом совещательного голоса. В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ ### ТИК, предусмотрена процедура назначения членов участковой избирательной комиссии, которая обеспечивала возможность представления всеми лицами, предусмотренными действующим законодательством, кандидатур в состав участковых избирательных комиссий с учетом предусмотренных избирательным законодательством сокращенных сроков формирования комиссий. В соответствии с п. 5 ст. 27 Федерального закона № 67-ФЗ, комиссия формируется не менее чем на половину состава на основе поступивших предложений от избирательных объединений, наделенных таким правом. Основным в рассматриваемом контексте является указание на поступившие предложения. То обстоятельство, что Владимирское региональное отделение КПРФ не изъявило желание направить предложения по кандидатурам в состав участковой избирательной комиссии на дополнительные избирательные участки, не свидетельствует о нарушении оспариваемым постановлением избирательной комиссии законодательства о выборах, поскольку в силу нормы закона, направление предложений о кандидатурах в состав участковых комиссий является правом избирательного объединения, реализация которого зависит от его усмотрения. Считает, что ТИК была соблюдена установленная действующим избирательным законодательством процедура назначения членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса. Требование обязательности назначения не менее половины состава членов участковой избирательной комиссии действует только при условии наличия предложений политических партий. Однако, таких предложений в ТИК не поступало. Список избирателей был составлен в установленные законом сроки. Нарушения законодательства при составлении списка избирателей отсутствуют. Довод заявителей о нарушении порядка голосования и подсчета голосов, воспрепятствование наблюдению за их проведением считает необоснованным, поскольку члены УИК представителям КПРФ не препятствовали. Отключение света и сообщение о наличии взрывного устройства являются объективными обстоятельствами, от воли членов УИК не зависели. Граждане с заявлениями в установленном законом порядке о защите своих избирательных прав не обращались и такими полномочиями Владимирское региональное отделение КПРФ не наделяли. Считает, что УИК ###, ТИК Октябрьского района г. Владимира, Избирательная комиссия Владимирской области действовали в соответствии действующим законодательством, принятые постановления законны и обоснованы, нарушений избирательного законодательства при образовании избирательного участка и формировании избирательной комиссии нет, нарушений порядка голосования ДД.ММ.ГГГГ и подсчета голосов также не было, решение участковой избирательной комиссии ### об утверждении итогов голосования является законным и обоснованным. Просит отказать в удовлетворении заявления об отмене постановления участковой избирательной комиссии избирательного участка ### об итогах голосования и признании итогов голосования недействительными.

    Представитель участковой избирательной комиссии ###, избирательной комиссии Владимирской области по доверенностям ФИО12 поддержала доводы изложенные Захаровой М.Ю., просила в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.

Представитель регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» во Владимирской области по доверенности Губарев В.А. заявленные политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации», Владимирским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» требования считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Всероссийская политическая партия «Единая Россия», Владимирское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия Россия» (ЛДПР), региональное отделение во Владимирской области Всероссийской политической партии «Правое дело» просили дело рассмотреть без участия их представителей.

Представители Политическая партия «Либерально-демократическая партия Россия» (ЛДПР), Владимирского регионального отделения Российской объединенной демократической партии «Яблоко», Российской объединенной демократической партии «Яблоко», Владимирского регионального отделения политической партии «Патриоты России», политической партии «Патриоты России», Всероссийской политической партии «Правое Дело», Владимирского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» в суд не явились, о дне, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Свидетель ФИО24 в суде показала, что работает старшим инструктором по туризму в ООО Турбаза «Ладога». ДД.ММ.ГГГГ директор ООО Турбаза Ладога» ФИО22 собрала всех сотрудников турбазы и сообщила, что ожидается большой приезд студентов и на турбазе будут организованы избирательные участки. Они собрали собрание и выдвинули кандидатов в члены участковой избирательной комиссии. Ее также выдвинули в состав участковой избирательной комиссии. Они написали заявления о согласии быть членами избирательной комиссии. Были избраны семь членов: ФИО22, ФИО23, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28 и она. В ТИК их утвердили. ФИО22 привезла постановление о создании избирательного участка ###. Председателем участковой избирательной комиссии ### была назначена ФИО22 ФИО22 принесла сведения об избирателях. ДД.ММ.ГГГГ с 16 часов к ним стали приезжать студенты с заявлениями о желании проголосовать на их избирательном участке. 1 и ДД.ММ.ГГГГ они составляли списки. Потом они готовили участок к голосованию. ДД.ММ.ГГГГ были привезены в сопровождении полиции бюллетени для голосования, которые убрали и опечатали. На участок ДД.ММ.ГГГГ приезжали проверять сотрудники ТИК. Проверяющие составили акт о готовности участка к выборам. ДД.ММ.ГГГГ в 07 час. 10-15 мин. они все прибыли на избирательный участок. В 07 час. 57 мин. опечатали урну для голосования. Участок открыли ровно в 08 час. 00 мин., на здании администрации висела вывеска. Они расшили списки и раздали их членам избирательной комиссии. Ребята - студенты просили чтобы они могли пораньше проголосовать, поскольку у них начиналась игра. На участок ### было два входа. Около 09 час. 00 мин. послышался шум, бой стекла. В 10 час. начале 11-го. Вошли наблюдатели. Она их регистрировала. Было по два наблюдателя и по два члена с совещательным голосом, но должно быть по одному от партий. Около 10 час. 15 мин. проголосовало 2921 человек. В 11 часов вошли люди, пресса, стала нападать на ФИО22 У члена избирательной комиссии ФИО26 стали выхватывать списки избирателей и все решили, что списки следует убрать в сейф. Потом ФИО22 стало плохо и около 12 часов ее увезли на машине скорой помощи в больницу. К этому времени уже проголосовали все, кто был в списках. В связи с тем, что ФИО22 увезли в больницу, она стала исполнять обязанности председателя. Ими было получено 26 жалоб. Около 18 часов вновь стали требовать списки. В присутствии ФИО7, ФИО18, полицейских стали вновь смотреть списки избирателей, но поскольку их стали фотографировать без разрешения, то решили их вновь убрать в сейф. Потом сообщили, что в здании заложено взрывное устройство и всех вывели на улицу. Около 19 часов, они вернулись в здание. В присутствии наблюдателей, они осмотрели все было на месте. На участке был ФИО30, ФИО19, ФИО32. Потом в начале 23 часов участковой избирательной комиссией производился подсчет голосов в присутствии наблюдателей, членов участковой избирательной комиссии ### с правом совещательного голоса, представителей политической партии КПРФ и Справедливая Россия, кандидатов в депутаты, представителя КПРФ ФИО4, заместителя председателя Избирательной комиссии Владимирской области ФИО7 До вскрытия урны для голосования, производилась работа со списками избирателей, заполнялись итоговые данные по количеству проголосовавших на каждой странице списка, ставилась подписи секретаря комиссии и заместителя председателя УИК, вносились суммарные данные на последней странице сшитого списка, заверялись печатью участковой избирательной комиссии, подписями заместителя председателя и секретаря комиссии. Затем была вскрыта урна для голосования, предварительно была проверена целостность печатей и пломб, и велся непосредственный подсчет голосов избирателей - избирательных бюллетеней. Все данные вносились в увеличенную форму протокола. Затем был заполнен протокол об итогах голосования, проведено итоговое заседание комиссии, на котором были утверждены итоги голосования на избирательном участке. Подписан протокол об итогах голосования на избирательном участке ###, вручены копии протокола наблюдателям и членам комиссии с правом совещательного голоса. После ухода наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса, при подготовке всех необходимых документов, была выявлена ошибка в протоколе об итогах голосования, неверно была заполнена строка 17 протокола «число утраченных избирательных бюллетеней», так как в данную строку протокола вносятся лишь то количество бюллетеней, которое было утрачено самой избирательной комиссией и которые не были выданы избирателям, однако комиссия неверно внесла количество бюллетеней утраченных комиссией - 2 бюллетеня и количество бюллетеней, которое не было обнаружено в урне для голосования, т.е. бюллетени были выданы избирателям, но в урне не обнаружены - 392 бюллетеня. Однако, бюллетени, которые были выданы избирателям, отмечаются лишь в строке 4 протокола, а затем при вскрытии урны и подсчета общего количества бюллетеней, количество обнаруженных в урне отмечается в строке 8 протокола. Таким образом, участковой избирательной комиссией была допущена техническая ошибка при составлении протокола об итогах голосования. Участковая избирательная комиссия составила еще один протокол, на котором сделана отметка «повторный», при этом повторный подсчет голосов избирателей не производился. Наблюдатели и члены комиссии с правом совещательного голоса при составлении повторного протокола не присутствовали, так как у участковой избирательной комиссии не было возможности оповестить их ввиду отсутствия их номеров телефонов в комиссии. По тем номерам, которые имелись в комиссии, участковая избирательная комиссия делала попытку известить данных наблюдателей, однако номера телефонов были недоступены. Потом все бюллетени, списки и заявления избирателей опечатали и увезли в ТИК.

Свидетель ФИО25 в суде показала, что она была избрана членом участковой избирательной комиссии ###. Дала показания аналогичные показаниям ФИО24

Свидетель ФИО14 в суде показал, что из социальной сети «Интернет» ему стало известно о том, что ДД.ММ.ГГГГ на территории ООО Турбаза «Ладога» будет проведена ролевая игра «Квест». Все желающие приглашались принять участие в игре, а также сообщалось о возможности проголосовать на избирательных участках расположенных на турбазе. Из интернета они взяли образцы заявлений и ДД.ММ.ГГГГ он с ФИО15 поехал на турбазу «Ладога», где они передали в участковую избирательную комиссию ### свои заявления о включении их в списки избирателей на данном избирательном участке. ДД.ММ.ГГГГ приехали на турбазу около 7 час. 00 мин., чтобы пораньше проголосовать и принять участие в игре «Квест». На территории было много автобусов и молодежи. В 8 час. 00 мин. участок открылся и они быстро проголосовали и пошли играть.

ФИО15 в суде дал показания аналогичные показаниям ФИО14

Свидетель ФИО6 в суде показал, что является <данные изъяты>. От КПРФ он был направлен наблюдателем с правом совещательного голоса на участок ###. Вместе с ФИО4 и ФИО5, он прибыл около 7 час. 30 мин. на участок к зданию администрации. В здание их не пустила охрана. С 9 час. 30 мин. на турбазу стали подъезжать автобусы со студентами, но в здание никто не входил и не выходил. В 9 час. 30 мин. он ушел на другой избирательный участок. Когда он вернулся на избирательный участок и вошел в здание, то увидел урну, которая была опечатана и две кабинки. В помещении участка было пять членов избирательной комиссии, председатель комиссии ФИО22, которая сообщила, что уже проголосовало 2900. Списки избирателей им не показывали, но он их и не просил. Около 14 часов списки унесли в кабинет ФИО22, убрали в сейф и закрыли под ключ. Потом председателю комиссии стало плохо, ее увезла в больницу скорая помощь. За председателя осталась заместитель. Далее весь день до 19 час. 30 мин. никто из избирателей не приходил. Около 19 час. 30 мин. приехала полиция и сообщили, что здание заминировано, и всех вывели на улицу. В районе 23 час. 30 мин. всех впустили обратно в здание. Было принято решение о вскрытии урны. Когда высыпали бюллетени на стол, то были видно, что они сложенные стопками по 15-20 штук. При просмотре списков видно было, что большинство подписей были выполнены одной рукой.

Свидетель ФИО5 в суде пояснила, что является <данные изъяты>, была наблюдателем от партии КПРФ. Дала показания аналогичные показаниям свидетеля ФИО6

Свидетель ФИО16 в суде пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ приехал на турбазу в восьмом часу. Ему было известно, что на Турбазе «Ладога» находятся избирательные участки. Однако, понять где они находятся было невозможно, поскольку все было закрыто. В 10 часов он вошел в здании администрации Турбазы «Ладога». Там была председатель комиссии и люди, которые не представились. Председатель сообщила, что уже проголосовало 2900 человек, но представить списки, бюллетени отказалась. Когда он приехал на турбазу там уже было около 11 автобусов, потом еще прибывали автобусы около пяти. В 14 час. 00 мин. он уехал на свой избирательный участок. С жалобами он не обращался.

Свидетель ФИО17 в суде пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в начале восьмого он приехал на турбазу. В здание его не впустили сотрудники ЧОП. Два часа провел возле избирательного участка ###. В районе 10 часов утра вышла председатель комиссии и сообщила, что уже проголосовало 2900 человек, однако списки избирателей не предъявила. Урна для голосования была почти полной. Около 11 час. 30 мин. он уехал на другой участок. На территории турбазы стояло 2-3 автобуса, потом приехало еще 3-4 автобуса.

Свидетель ФИО18 в суде пояснил, что являлся <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ в 7 час. 40 мин. прибыл на Турбазу «Ладога», здание администрации было закрыто. В начале одиннадцатого открыли двери. В здании была ФИО22, которая сообщила, что уже проголосовало 2900 человек. Со списками им ознакомиться не дали. ФИО22 стало плохо, ее увезли в больницу на машине скорой помощи. Потом списки закрыли в сейфе в кабинете ФИО22 Затем около 20 час. 00 мин. их вывели из здания, в связи с тем, что здание заминировано. Вернувшись обратно он заметил, что урна вскрывалась, так как веревка, которой была опечатана урна имела другую форму. Потом стали считать бюллетени, подписали протокол, а затем выяснилось, что около 400 бюллетеней не хватает. Потом им показали коробку с заявлениями. На турбазе он видел полтора десятка автобусов с сидящими в них людьми, которые постоянно приезжали и уезжали. Также он ходил и на другой участок, где фиксировал факты нарушения.

Свидетель ФИО19 в суде пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ около 16 час. 00 мин. прибыл на Турбазу «Ладога» на избирательный участок ###. Члены комиссии не сидели за столами, на столах документов не было. На его требование, предоставить списки избирателей, получил отказ. Лишь после голосования около 21 час. 00мин., им представили списки. Визуально было видно, что все подписи избирателей были выполнены одной рукой. Перед завершением голосования поступил звонок, что территория избирательного участка заминирована. Всех попросили покинуть помещение. Через 20-30 минут выключили свет. Затем свет был включен, и им разрешили вернуться на избирательный участок. Войдя в помещение, он увидел, что урну вскрывали, поскольку бечевка на урне была другой формы. Далее они попросили предоставить заявления граждан, чтобы сличить подписи в заявлениях с подписями в списке избирателей. Однако им отказали и показали лишь коробку, в которой лежали какие-то бумаги, якобы заявления. Потом начался подсчет голосов. Вскрыв урну и высыпав на стол бюллетени, было видно, что бюллетени в урну одновременно бросали пачками по 20-30 штук.

Суд, выслушав участников процесса, свидетелей, прокурора Маркову Н.А., полагавшую заявленные требования оставить без удовлетворения, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 2011 г. № 1124 на 4 декабря 2011 г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ нового созыва.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы, участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Согласно ч.ч. 3-5 ст. 92 Федерального закона от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», суд соответствующего уровня, отменив решение избирательной комиссии об итогах голосования, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, если при проведении голосования или установлении его итогов были допущены нарушения настоящего Федерального закона, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, суд может признать итоги голосования недействительными.

Основанием для отмены судом решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов депутатов Государственной Думы после их определения является одно из следующих установленных судом обстоятельств: 1) политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, израсходовала на проведение избирательной кампании помимо средств своего избирательного фонда и избирательных фондов своих региональных отделений иные средства, составляющие более 10 процентов от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии; 2) политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, осуществляла подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; 3) политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, при проведении предвыборной агитации вышла за рамки ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 62 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; 4) руководитель политической партии, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, использовал преимущества своего должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы помимо оснований, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, также в случаях нарушения порядка составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, незаконного отказа в регистрации федерального списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, установления судом других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Таким образом, законодательством о выборах определено основное условие, при котором итоги голосования могут быть признаны недействительными, а именно, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Установлено, что постановлением избирательной комиссии Владимирской области ### от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Владимира.

В соответствии с п. 1.1. данного Положения, Территориальная избирательная комиссия Октябрьского района города Владимира является государственным органов Владимирской области, обеспечивающим реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляющим подготовку и проведение выборов, референдумов на территории Октябрьского района города Владимира.

Пунктом 4.6.2. Положения, определено, что комиссия формирует участковые избирательные комиссии и назначает их председателей.

ДД.ММ.ГГГГ Территориальная избирательная комиссия Октябрьского района города Владимира обратилась в Избирательную комиссию Владимирской области с письмом за ### о создании на территории перечисленных в письме организаций, в том числе на территории ООО Турбаза «Ладога», избирательных участков, с целью эффективной реализации активного избирательного права граждан. К письму приложено заявление генерального директора ООО Турбаза «Ладога» ФИО22 о необходимость создания двух избирательных участков на территории турбазы в связи проведением мероприятия от Автономной некоммерческой организации «Межрегиональная Лига КВН «Владимирская Русь», большим заездом туристов, которым необходимо будет проголосовать по месту пребывания.

В силу ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания), в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях - по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за три дня до дня голосования. В труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией по согласованию соответственно с руководителем объекта, расположенного в труднодоступной или отдаленной местности, капитаном судна или судовладельцем, начальником полярной станции.

Пунктами 2 и 5 ст. 19 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», установлено, что в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки, участки референдума могут образовываться не позднее чем за 45 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией - не позднее чем за три дня до дня голосования.

    Пункт 5 ст. 19 Федерального закона № 67-ФЗ ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», содержит лишь примерный перечень мест временного пребывания граждан, где могут быть образованы дополнительные избирательные участки, что не исключает возможности их создания, в том числе, и на предприятиях, где граждане привлечены к исполнению своей трудовой функции в день голосования. Более того, в конкретном случае образование таких участков направлено на обеспечение активного избирательного права лиц, вынужденно оказавшихся в местах пребывания в день голосования, путем создания им условий для выражения своего волеизъявления и участия в выборах. При этом по прямому указанию п. 17 ст. 17 Федерального закона № 67-ФЗ избиратель не лишен возможности проголосовать по своему выбору либо по месту жительства, либо по месту пребывания.

В соответствии с постановлением Центризбиркома РФ от 10.08.2011 г. № 24/248-6 «О методических рекомендациях по организации голосования в местах временного пребывания избирателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва», к местам временного пребывания избирателей относятся больницы, санатории, дома отдыха, вокзалы, аэропорты, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и другие места временного пребывания.

Таким образом, действующее избирательное законодательство не содержит запрета по созданию избирательных участков в организациях, домах отдыха, турбазах. Закон предоставляет избирательным комиссиям, как правоприменителям, возможность образовывать избирательные участки в иных местах временного пребывания в целях реализации избирательных прав граждан. Избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, санаториях, домах и базах отдыха, не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания.

В соответствии с протоколом ### от ДД.ММ.ГГГГ Избирательная комиссия Владимирской области приняла постановление «О согласовании образования избирательных участков».

Из данного протокола следует, что на заседании избирательной комиссии Владимирской области при согласовании образования избирательных участков присутствовали представители политических партий, имеющих право направлять кандидатов в состав участковых избирательных комиссий, в том числе представитель политической партии КПРФ ФИО10 - член комиссии с правом совещательного голоса и представитель «Справедливой России» ФИО11 - член комиссии с правом совещательного голоса.

Постановлением ### от ДД.ММ.ГГГГ Избирательная комиссия Владимирской области на основании ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», обращения Территориальных избирательных комиссий Владимирской области, согласовала образование избирательных участков, в т.ч. двух избирательных участков ООО Турбаза «Ладога» г. Владимира.

Постановлением ### от ДД.ММ.ГГГГ Территориальная избирательная комиссия Октябрьского района города Владимира на основании ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Постановления Избирательной комиссии Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ### «О согласовании образования избирательных участков», постановила образовать избирательный участок ### по адресу: <...> для организации голосования избирателей, находящихся в данном месте временного пребывания избирателей в день голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва ДД.ММ.ГГГГ, место нахождения участковой избирательной комиссии, помещения для голосования: <...>, телефон ###.

Постановлением ### от ДД.ММ.ГГГГ Территориальная избирательная комиссия Октябрьского района города Владимира в соответствии с положениями ст. 21 Федерального закона от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ст. 27 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», разделом 3 Методических рекомендаций по организации голосования в местах временного пребывания избирателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденных Постановлением Центральной избирательской комиссии Российской Федерации от 10.08.2011 г. № 24/248-6, Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17.02.2010 г. № 192/1337-5 «О Методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий», постановила объявить о начале формирования участковой избирательной комиссии избирательного участка ###, установила срок внесения предложений по кандидатам в состав участковой избирательной комиссии до 14 часов ДД.ММ.ГГГГ, утвердила состав участковой избирательной комиссии в количестве семи членов комиссии с правом решающего голоса, незамедлительно опубликовать данное Постановление в Вестнике Избирательной комиссии Владимирской области.

Установлено, что в соответствии со ст. 30 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в электронном средстве массовой информации «Вестник избирательной комиссии Владимирской области» ДД.ММ.ГГГГ были опубликованы данные постановления с указанием места нахождения участковой избирательной комиссии, адреса и номеров контактных телефонов, что подтверждается представленным лог-размещением.

    «Вестник Избирательной комиссии Владимирской области» является электронным средством массовой информации, о чем представлено свидетельство о регистрации средства массовой информации ### от ДД.ММ.ГГГГ, примерная тематика и (или) специализация: информационная - решения и информация Избирательной комиссии Владимирской области.

    В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, касающиеся подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, обеспечения избирательных прав граждан, официально опубликовываются в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях. Другие решения названных органов, решения иных избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в указанных периодических печатных изданиях либо доводятся до всеобщего сведения иным путем.

    В соответствии с п. 7.7. Положения о территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###, решения Комиссии подлежат опубликованию в случаях, установленных федеральными законами, а также Законом Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области».

    Таким образом, исходя из анализа норм действующего избирательного законодательства информирование или доведение информации до участников избирательного процесса, опубликование или обнародование постановлений комиссии осуществляется не только через периодические печатные издания, но и через сеть «Интернет». Следовательно, вышеуказанные постановления ТИК Октябрьского района г. Владимира были своевременно доведены до всеобщего сведения.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###, рассмотрев предложения по кандидатурам для назначения в состав участковой избирательной комиссии избирательного участка ### в соответствии со статьями 22, 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьями 21, 27 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и статьями 13, 18 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области», утвержден состав членов избирательной комиссии с правом решающего голоса участковой избирательной комиссии избирательного участка ###: ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###, председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка ### назначена ФИО22

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о том, что в целях обеспечения реализации избирательных прав избирателей, которые будут находиться в день голосования на турбазе избирательной комиссией Владимирской области обоснованно в соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 51-ФЗ было принято решение о согласовании образования избирательных участков, указанных в заявлении, на основании которых ТИК Октябрьского района города Владимира были приняты соответствующие постановления об образовании избирательного участка для организации голосования избирателей в местах временного пребывания избирателей.

Следовательно, постановления Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира ### от ДД.ММ.ГГГГ об образовании избирательного участка в местах временного пребывания граждан на ООО Турбаза «Ладога» является законным, обоснованным и принятым в соответствии с требованиями избирательного законодательства в пределах предоставленных комиссии полномочий. При этом исключительность создания данного участка состоит в том, что без создания данного участка избиратели - граждане, пребывшие на турбазу, не смогли бы реализовать свое активное избирательное право.

Так как в силу с ч. 4 ст. 13, ч. 4 ст. 21 Федерального закона № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», избирательные участки, а также участковые избирательные комиссии могут быть созданы не позднее чем за три дня до дня голосования, то соответственно действия Территориальной избирательной комиссии по созданию участков и формированию комиссий в сокращенные сроки соответствуют Закону. Также согласно п. 8.4 Постановления Центризбиркома РФ от 17.02.2010 г. N 192/1337-5 «О Методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий» допускается прием предложений в состав участковые избирательные комиссии в сокращенные сроки.

Поскольку территориальная избирательная комиссия получив Постановление Избирательной комиссии Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### «О согласовании образования избирательных участков» приняла постановления ### и ### об образовании избирательного участка и начале формирования участковой избирательной комиссии избирательного участка ###, установила срок внесения предложений по кандидатурам в состав комиссий до 14 часов ДД.ММ.ГГГГ и о их незамедлительном опубликовании в Вестнике Избирательной комиссии Владимирской области, постановления были незамедлительно направлены в Избирательную комиссию Владимирской области и опубликованы в электронном средстве массовой информации «Вестник избирательной комиссии Владимирской области» ДД.ММ.ГГГГ, то суд считает, что постановления Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира были надлежащим образом опубликованы и доведены до всеобщего сведения. Кроме того, действующее избирательное законодательство позволяет создавать избирательные участки не позднее чем за три дня до дня голосования (ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 51-ФЗ), а также участковые избирательные комиссии в те же сроки - не позднее чем за три до дня голосования (ч. 4 ст. 21 Федерального закона № 51-ФЗ). При таких обстоятельствах, Территориальная избирательная комиссия Октябрьского района г. Владимира при создании избирательного участка ### и формировании избирательной комиссии в сокращенные сроки, не нарушала норм действующего избирательного законодательства.

Заявители также указывают, что при формировании участковых избирательных комиссий были нарушены требования Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ в части необходимости назначения не менее половины членов комиссии на основе поступивших предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе ФС РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 27 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», комиссия формируется не менее чем на половину состава на основе поступивших предложений от избирательных объединений, наделенных таким правом.

Однако то, что Владимирское региональное отделение КПРФ не изъявило желание направить предложения по кандидатурам в состав участковой избирательной комиссии на дополнительные избирательные участки, не свидетельствует о нарушении оспариваемым постановлением избирательной комиссии законодательства о выборах, поскольку в силу Закона, направление предложений о кандидатурах в состав участковых комиссий является правом избирательного объединения, реализация которого зависит от его усмотрения. Кроме того, из протокола ### от ДД.ММ.ГГГГ избирательной комиссии Владимирской области следует, что на заседании избирательной комиссии при согласовании избирательных участков присутствовали представители политических партий, имеющих право направлять кандидатов в состав участковых избирательных комиссией, в том числе представитель политической партии КПРФ ФИО10 и представитель политической партии «Справедливая Россия» ФИО11

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка ### в количестве 7 членов комиссии с правом решающего голоса.

С учетом вышеизложенного судом не установлены и не нашли своего подтверждения доводы заявителей о нарушении порядка формирования участковой избирательной комиссии. Участковый избирательный участок ### был образован в соответствии с требованиями действующего законодательства, участковая избирательная комиссия сформирована в соответствии с требованиями закона и была правомочна при проведении голосования ДД.ММ.ГГГГ принимать соответствующие решения в рамках своих полномочий.

В соответствии с п. 7 ст. 16 Федерального закона № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за 3 дня до дня голосования, т.е. не позднее ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона списки избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания, составляются соответствующими участковыми избирательными комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования. Также в соответствии с разделом 2 Методических рекомендаций по организации голосования в местах временного пребывания избирателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, утвержденных постановлением ЦИК РФ от 10.08.2011 N 24/248-6, список избирателей по избирательному участку, образованному в месте временного пребывания избирателей, составляется соответствующей участковой избирательной комиссией на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают.

В ходе рассмотрения дела установлено, что при создании избирательного участка в месте временного пребывания, руководитель ООО Турбаза «Ладога» обладала предварительной информацией о лицах, которые в день голосования будут находиться на турбазе, и не будут иметь возможность проголосовать по месту регистрации. Заявления и списки избирателей являются конфиденциальной информацией. Доказательств в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, что списки избирателей не были составлены в установленные законом сроки и были допущены нарушения законодательства при их составлении заявителями в суд не представлено.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на территории Турбаза «Ладога» находилось большое количество автобусов с гражданами, включая студентов. Данное обстоятельство в суде подтвердили свидетели ФИО14, ФИО15, ФИО6, ФИО5, ФИО16, ФИО18

Таким образом, в соответствии с п. п. 6, 7 ФЗ № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», избиратели, находящиеся в местах временного пребывания решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Данное требование закона было выполнено. Избиратели включались в список избирателей на избирательном участке ### только на основании личных письменных заявлений, что в ходе судебного заседания подтвердили свидетели ФИО14, ФИО15, ФИО24, ФИО25, которые также подтвердили, что все избиратели, которые были включены в список избирателей на избирательном участке ###, включались в список избирателей только на основании заявлений, которые были поданы в участковую избирательную комиссию ###, ДД.ММ.ГГГГ после формирования комиссии.

Также, не является нарушением факт включения избирателя на избирательном участке, образованном в месте временного пребывания, так как при включении гражданина в список избирателей на данном избирательном участке, он исключается из списка избирателей по месту регистрации, что исключает возможность голосования два раза одному избирателю. Порядок передачи информации из территориальной избирательной комиссии в участковые избирательные комиссии законодательством не регламентирован.

Наличие списка избирателей на избирательном участке ### в день голосования ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается и показаниями свидетелей со стороны заявителей - ФИО6, ФИО5, ФИО19, которые показали, что списки они видели.

Согласно акту территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в помещении для хранения технологического оборудования и избирательной документации в здании администрации Октябрьского района г. Владимира по адресу: <...>, имело место возгорание, и при визуальном осмотре установлено, что в удовлетворительном состоянии находятся документы по 19 из 51 избирательного участка по выборам депутатов Государственной Думы (УИК №№ 403, 404, 405, 410, 411, 413, 420, 421, 422, 424, 425, 429, 430, 431, 434, 438, 441, 444), и по 7 из 24 избирательных участков по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Владимирской области по одномандатному избирательному округу ### (УИК №###, 405, 406, 410, 413, 416, 418), а также 2 мешка с погашенными в территориальной избирательной комиссии бюллетенями по выборам депутатов Государственной Думы и Законодательного Собрания. Имеется частично обгоревшая документация с повреждением целостности мешков (по выборам депутатов Государственной Думы (УИК №###, 409, 425, 426, 436, 448), по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания (УИК ###), реестр выдачи открепительных удостоверений в ТИК, заявления избирателей о выдаче открепительных удостоверений, выписки из реестра в связи с повреждением, в результате пожара и действий по тушению, не могут быть идентифицированы. Остальная документация в связи с повреждением целостности мешков в результате пожара и действий по его тушению, не может быть идентифицирована.

Постановлением ОД ОНД по г. Владимиру от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела по совершению преступления, предусмотренного ст. 168 УК РФ по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Согласно данному постановлению причиной пожара в подвальном помещении здания, расположенного по адресу: <...>, послужило нарушение правил пожарной безопасности. В результате пожара повреждена и пролита водой избирательная документация ТИК Октябрьского района г. Владимира в помещении ###.

В связи с этим проверить списки избирателей, заявления избирателей, бюллетени по избирательному участку ###, не представляется возможным.

Согласно ч. 23 ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса: а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии; б) вправе выступать на заседании комиссии, вносит предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей комиссией и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума; е) вправе обжаловать действия (бездействия) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

Из постановления ### от ДД.ММ.ГГГГ участковой избирательной комиссии избирательного участка ### следует, что жалобы ФИО6, ФИО5 на нарушения законодательства о выборах: на несоответствия помещения для голосования, об ограничении местонахождения наблюдателей, об отсутствии увеличенной формы протокола, об отказе в ознакомлении со списками избирателей, об опечатывании ящика для голосования без наблюдателей, о не допуске на избирательный участок, об отсутствии заявлений избирателей, признаны не подлежащими удовлетворению, поскольку на избирательном участке ### были созданы необходимые условия для голосовая, имелась опечатанная урна для голосования, две кабинки для голосования, члены избирательной комиссии не препятствовали наблюдателям, беспорядок на избирательном участке был организован не по вине членов избирательной комиссии, для удобства избирателей, находящихся на турбазе был открыт дополнительный вход в здание, урна для голосования осматривалась всеми желающими без ограничений, с согласия членов комиссии и наблюдателей все документы были убраны в сейф.

Оснований не доверять выводам участковой избирательной комиссии ### о признании жалоб необоснованными и не подлежащими удовлетворению судом не установлено.

В процессе рассмотрения дела не нашли свое подтверждение доводы представителя заявителей о том, что именно неправомерными действиями членами участковой избирательной комиссией ### был ограничен беспрепятственный проход наблюдателей от Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Свидетели ФИО6, ФИО5, ФИО16, ФИО17, ФИО18 в суде пояснили, что проход на территорию Турбазы «Ладога» был открыт, но в здание администрации их не впускали сотрудники ЧОП.

Установлено, что подсчет голосов производился участковой избирательной комиссией строго в соответствии со ст. 79 ФЗ № 51-ФЗ в присутствии наблюдателей, членов участковой избирательной комиссии ### с правом совещательного голоса, назначенных политическими партиями КПРФ и Справедливая Россия, кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, члена Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира с правом совещательного голоса, назначенных партией КПРФ, ФИО4, заместителя председателя Избирательной комиссии Владимирской области ФИО7 До вскрытия урны для голосования, производилась работа со списками избирателей (заполнялись итоговые данные по количеству проголосовавших на каждой странице списка, ставилась подпись секретаря комиссии и заместителя председателя УИК ###, вносились суммарные данные на последней странице сшитого списка, заверялись печатью участковой избирательной комиссии, подписями заместителя председателя и секретаря комиссии). Затем была вскрыта урна для голосования, предварительно была проверена целостность печатей и пломб, и велся непосредственный подсчет голосов избирателей (избирательных бюллетеней). Все данные вносились в установленном законом порядке в увеличенную форму протокола. Затем был заполнен протокол об итогах голосования, проведено итоговое заседание комиссии, на котором были утверждены итоги голосования на избирательном участке ###. Подписан протокол об итогах голосования на избирательном участке ###, вручены копии протокола наблюдателям и членам комиссии с правом совещательного голоса. Таким образом, процедура допуска при подсчете голосов на избирательном участке ### не нарушена.

В соответствии с п. 1 ст. 67 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. Процедура подсчета голосов избирателей, а также составления протоколов об итогах голосования и устранения выявленных в них неточностей предусмотрена статьями 68 и 69 указанного Федерального закона.

Установлено, что после подсчета голосов избирателей участковой избирательной комиссией был составлен протокол об итогах голосования на избирательном участке ###. Данный список был подписан всеми членами участковой избирательной комиссии ДД.ММ.ГГГГ в 02 час. 00 мин.

Согласно п. 8 ст. 69 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы об итогах голосования и направления в вышестоящую комиссию их первых экземпляров комиссия, направившая протокол и сводную таблицу, либо вышестоящая комиссия в ходе предварительной проверки выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов нижестоящих комиссий), комиссия, направившая протокол и сводную таблицу, вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1- 11 (если законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, - в строки 11а- 11е), 11ж и 11з протокола и (или) в сводную таблицу. В этом случае комиссия составляет протокол и (или) сводную таблицу об итогах голосования, на которых делается отметка «Повторный» и (или) «Повторная».

Установлено, что после ухода наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса, при подготовке всех необходимых документов, была выявлена ошибка в протоколе об итогах голосования, а именно, неверно была заполнена строка 17 протокола «число утраченных избирательных бюллетеней», так как в данную строку протокола вносятся лишь то количество бюллетеней, которое было утрачено самой избирательной комиссией и которые не были выданы избирателям, однако комиссия неверно внесла количество бюллетеней утраченных комиссией (2 бюллетеня) и количество бюллетеней, которое не было обнаружено в урне для голосования (т.е. бюллетени были выданы избирателям, но в урне не обнаружены) (392 бюллетеня). Однако, бюллетени, которые были выданы избирателям, отмечаются лишь в строке 4 протокола, а затем при вскрытии урны и подсчета общего количества бюллетеней, количество обнаруженных в урне отмечается в строке 8 протокола.

Таким образом, участковой избирательной комиссией была допущена техническая ошибка при составлении протокола об итогах голосования. В соответствии с п. 31 ст. 79 ФЗ № 51-ФЗ в случае допущения подобного рода ошибки в протоколе, участковая избирательная комиссия составляет еще один протокол, на котором делается отметка «повторный», при этом повторный подсчет голосов избирателей не производится и не производился.

Установлено, что наблюдатели и члены комиссии с правом совещательного голоса при составлении повторного протокола не присутствовали, так как у участковой избирательной комиссии ### не было возможности оповестить данных лиц ввиду отсутствия их номеров телефонов в комиссии, чьи же номера имелись в комиссии, участковая избирательная комиссия делала попытку известить данных наблюдателей, однако номер телефона был недоступен, что подтвердили и свидетели ФИО24, ФИО25.

Согласно повторному протоколу участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке ### от ДД.ММ.ГГГГ число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования составило 2921, число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией – 2923, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно – 0, число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования – 2921, число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям вне помещения для голосования в день голосования – 0, число погашенных избирательных бюллетеней – 0, число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – 0, число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 2529, число недействительных избирательных бюллетеней – 7, число действительных избирательных бюллетеней – 2522, число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией – 0, число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования, число избирателей, проголосовавших по открепительному удостоверению на избирательном участке – 0, число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений – 0, число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией - 0, число утраченных открепительных удостоверений – 0, число утраченных избирательных бюллетеней – 2, число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении – 0.

Участковой избирательной комиссией избирательного участка ### установлено, что число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов: политическая партия «Справедливая Россия» – 202, политическая партия «Либерально-демократическая партия России» - 6, политическая партия «Патриоты России» – 0, политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» – 21, политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» – 3, Всероссийская партия «Единая Россия» – 2290, Всероссийская политическая партия «Правое дело» - 0.

Таким образом, результаты выборов определяются только на основании протоколов об итогах голосования, составленных с соблюдением установленной законом процедуры. Заявителями подписи членов участковой избирательной комиссии в протоколах заявителя не оспариваются.

В ходе судебного разбирательства заявителями не приведено каких-либо конкретных обстоятельств, которые могут являться основаниями для отмены итогов голосования, также не представлено допустимых доказательств, подтверждающих допущенные участковой избирательной комиссией ### нарушений закона, которые могут являться основаниями для отмены итогов голосования.

Отличие средних результатов голосования избирателей во Владимирской области от результатов голосования на избирательном участке ### не указывает на нарушение избирательного законодательства на данном избирательном участке, которое повлияло бы на волеизъявление избирателей.

Судом не установлено нарушений ст. 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ходе порядка подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией N ###, а также каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка голосования и подсчета голосов, определения результатов выборов, не позволяющих выявить действительную волю избирателей, которые в силу пунктов 1.1., 1.2., 2, 3 ст. 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» могут являться основаниями для отмены решения участковых избирательных комиссий.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что нарушений, которые бы не позволяли выявить действительную волю избирателей на избирательном участке ### при организации выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 196, 197, 198, 199, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании итогов голосования по избирательному участку ### недействительными и отмене решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку ### на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца.

Председательствующий судья Н.Н. Киселева

Решение изготовлено 12.03.2012 г.

Судья Н.Н. Киселева