2-1626/2012 ( о признании отказа администрации г. Владимира незаконным и обязать администрацию г. Владимира заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка )



Дело №2-1626/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2012 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Изоховой Е.В.

при секретаре Сафоновой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукьянчук А. Н. к Администрации г. Владимира о признании отказа в подписании дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка незаконным, обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Лукьянчук А.Н. обратился с иском к администрации г. Владимира о признании отказа в подписании дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка незаконным, обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ, между ним и администрацией города Владимира был заключен договор аренды земельного участка ###. Предметом договора аренды был земельный участок, расположенный по адресу: <...>. Указанный договор аренды был заключен с ним, как с победителем торгов. Земельный участок имеет разрешенное использование - для строительства индивидуального жилого дома. Согласно условиям договора арендная плата за земельный участок составляет ###,75 рублей в квартал. Считает, что согласно Постановления Губернатора Владимирской области от 28 декабря 2007 года №969 имеет право на льготную арендную плату в размере 10 рублей за земельный участок. Аналогичные положения содержит решение Совета народных депутатов города Владимира от 19 марта 2007 года №57 «О взимании арендной платы территории города Владимира за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена». Лукьянчук А.Н. является <данные изъяты>, что подтверждается прилагаемыми удостоверениями. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию города Владимира просьбой о предоставлении ему предусмотренной льготы по арендной платы за земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, в виде установления арендой штаты в размере 10 рублей. Ответ на его обращение в установленный срок 30 дней получен не был. ДД.ММ.ГГГГ он повторно обратился в администрацию города Владимира с предложением заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка ### от ДД.ММ.ГГГГ. К указанному обращению прилагалось три экземпляра дополнительного соглашения, подписанного с его стороны. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация города Владимир признала его право на льготу в установлении размера арендной платы, установленной Постановлением Губернатора Владимирской области от 28 декабря 2007 года №969. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ### ему было отказано в подписании дополнительного соглашения с указанием на то, что право на заключение договора аренды земельного участка было приобретено им торгах, то в соответствии с действующим законодательством предоставлении указанной льготы невозможно.

На основании вышеизложенного просит признать отказ администрации города Владимира в подписании дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка ### от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать администрацию города Владимира заключить со ним дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка ### от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым арендная плата за земельный участок устанавливается в размере 10 рублей.

В судебном заседании Лукьянчук А.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель администрации г. Владимира Елистратова М.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения требований истца, пояснив следующее. На основании Постановления Главы города Владимира от 10.11.2010 № 4073 «О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка по адресу: <...>» на торги выставлено право на заключение договора аренды земельного участка (кадастровый номер ###) площадью 999 кв.м. для строительства индивидуального жилого дома. Постановлением установлен начальный размер арендной платы - ### руб. в год., а также шаг аукциона в размере 2000 руб. Извещение о проведении аукциона опубликовано в газете «<...>» от ДД.ММ.ГГГГ ### с указанием всех существенных условий проведения данного аукциона. Обязательным требованием к извещению о проведении аукциона является указание в нем начальной цены предмета аукциона. Специфика земельных торгов при продаже права на заключение договора аренды земельного участка, т.е. цена предмете торгов, устанавливается в качестве размера арендной платы. Согласно пункту 7 статьи 38.1 продавец права на заключение договора аренды земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Следовательно, лицо, которое подало заявку для участия в аукционе, не вправе отвергать определенные продавцом условия выкупа права на заключение договора аренды и предлагать свои условия. Это лицо может или участвовать в торгах на предложенных условиях, или не принимать в них участия. Таким образом, оформляя заявку на участие в аукционе и располагая информацией о цене права на заключение договора аренды, Лукьянчук А.Н. подтвердил согласие на участие в аукционе на условиях предложенной цены. ДД.ММ.ГГГГ по итогам проведения аукциона по лоту N 1 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в границах (кадастровый номер ###, категория земель - земли населенных пунктов) площадью 999 кв.м., местоположение: установлено относительно ориентира: <...>, разрешенное использование (назначение) - строительство индивидуального жилого дома, победителем признан Лукьянчук А.Н., с которым заключен договор аренды указанного земельного участка ### от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, с размером арендной платы ###,75 руб. в квартал.

В соответствии с п. 3 решения Совета народных депутатов города Владимира от 19.03.2008 № 57 «О взимании арендной платы на территории города Владимира за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» утвержден исчерпывающий перечень категорий граждан, для которых размер арендной платы за земли, предоставляемые, в том числе, для индивидуального жилищного строительства, установлен в размере 10 руб. Администрация города Владимира неоднократно отказывала Лукьянчуку А.Н. в заключении дополнительного соглашения с подобным условием о размере арендной платы. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (п. 4 Правил) и порядке определения размере арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Владимирской области» льгота предоставляется в отношении земельных участков за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды приобретено на торгах (конкурсах, аукционах). Однако, как указывалось выше, земельный участок приобретен Лукьянчуком А.Н. посредством участия в аукционе по продаже права аренды на заключение договора аренды земельного участка. Арендная плата в подобном случае устанавливается по результатам аукциона и на срок, установленный в соответствии с результатами аукциона и договором аренды земельного участка. Вместе с тем, истец основывает свои требования на том, что он является ветераном воинской службы, а также инвалидом третьей группы вследствие военной травмы, и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны, что подтверждает прилагаемым к иску удостоверением. Как указывалось выше, право на льготы по арендной плате за земельные участки установлены для исчерпывающего перечня категорий граждан. При этом истец не относится ни к одной из категорий, приведенных в решении Совета народных депутатов города Владимира от 19.03.2008 № 57 «О взимании арендной платы на территории города Владимира за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена». Как следует из п. 3 указанного Решения правом на льготы по уплате арендной платы обладают инвалиды I и II групп, дети-инвалиды и их родители, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны и участники боевых действий, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных авариях на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы. Таким образом, истец не может быть отнесен к числу лиц, имеющих право на льготу по уплате арендной платы, поскольку ветераны воинской службы не поименованы в данном перечне, инвалиды третьей группы не обладают правом на указанную льготу. Ссылка истца на наличие у него прав на льготы и преимущества,
установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов
Отечественной войны, также не может быть принята во внимание.

Учитывая изложенное администрация считает исковые требования Лукьянчука А.Н. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению и просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ст. 38 Земельного Кодекса РФ порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.

Пункт 4 статьи 447 ГК РФ гласит, что торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Согласно пункту 7 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ продавец права на заключение договора аренды земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 808.

Согласно подп. б) п. 23 данного Постановления аукцион начинается с оглашения аукционистом наименования, основных характеристик и начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы, "шага аукциона" и порядка проведения аукциона. "Шаг аукциона" устанавливается в размере от 1 до 5 процентов начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы и не изменяется в течение всего аукциона. Пунктом 24 Постановления установлено, что победителем конкурса признается участник торгов, предложивший наибольшую цену или наибольший размер арендной платы при условии выполнения таким победителем условий конкурса, а победителем аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, - участник торгов, предложивший наибольшую цену или наибольший размер арендной платы.

Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" в случае если право на заключение договора аренды земельного участка приобретается в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, на торгах (конкурсах, аукционах), то арендная плата определяется по результатам таких торгов (конкурсов, аукционов).

На основании Постановления Главы города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### «О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка по адресу: <...>» на торги было выставлено право на заключение договора аренды земельного участка (кадастровый номер ###) площадью 999 кв.м. для строительства индивидуального жилого дома. Постановлением установлен начальный размер арендной платы - ### руб. в год., а также шаг аукциона в размере 2000 руб.

Извещение о проведении аукциона опубликовано в газете «<...>» от ДД.ММ.ГГГГ ### с указанием всех существенных условий проведения данного аукциона.

ДД.ММ.ГГГГ по итогам проведения аукциона по лоту N 1 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в границах (кадастровый номер ###, категория земель - земли населенных пунктов) площадью 999 кв.м., местоположение: установлено относительно ориентира: <...>, разрешенное использование (назначение) - строительство индивидуального жилого дома, победителем признан Лукьянчук А.Н.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Владимира и Лукьянчук А.Н. был заключен договор ### аренды земельного участка с местоположением <...>, кадастровый номер ### площадью 999 кв.м.

Согласно п. 1.3 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ целью аренды (разрешенное использование) является строительство индивидуального жилого дома.

Срок аренды участка устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п. 2.1 договора аренды).

Разделом 3 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ установлены размер и условия внесения арендной платы: арендная плата за право использования устанавливается арендатору с ДД.ММ.ГГГГ в размере ###,75 руб. в квартал (п. 3.1 договора аренды). Размер арендной платы является постоянным не изменяется до конца срока действия договора (п. 3.4 договора аренды).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ### Лукьянчуку А.Н. было отказано в подписании дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка ### от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым арендная плата за пользование земельным участком будет установлена в размере 10 руб. в год с указанием на то, что право на заключение договора аренды земельного участка было приобретено им торгах, то в соответствии с действующим законодательством предоставлении указанной льготы невозможно.

Лукьянчук А.Н. просит суд обязать администрацию города Владимира заключить с ним дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка ### от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым арендная плата за пользование земельным участком будет установлена в размере 10 руб. в год.

В соответствии с п. 2 Постановления Губернатора Владимирской обл. от 28.12.2007 N 969 и с п. 3 решения Совета народных депутатов города Владимира от 19.03.2008 № 57 «О взимании арендной платы на территории города Владимира за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» утвержден исчерпывающий перечень категорий граждан, для которых размер арендной платы за земли, предоставляемые, в том числе, для индивидуального жилищного строительства, установлен в размере 10 руб.

Истец основывает свои требования на том, что он является ветераном воинской службы, а также инвалидом третьей группы вследствие военной травмы, и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны.

Судом установлено, что Лукьянчук А.Н. является <данные изъяты>

Как следует из п. 2 указанного Постановления и п. 3 указанного Решения правом на льготы по уплате арендной платы обладают инвалиды I и II групп, дети-инвалиды и их родители, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны и участники боевых действий, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных авариях на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы.

Вышеперечисленный перечень не содержит такой категории лиц, имеющих право на установленную льготу, как ветеран военной службы и инвалид третьей группы вследствие военной травмы. Буквальное толкование положений вышеуказанных нормативно-правовых актов позволяет суду сделать однозначный вывод о том, что правом на льготы обладают инвалиды Великой Отечественной войны, а не приравненные к ним лица, на которых распространяется право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны.

Таким образом, судом не установлено право Лукьянчук А.Н на льготный размер арендной платы за земли предоставляемые, в том числе, для индивидуального жилищного строительства, в размере 10 руб. в год.

Вместе с тем суд считает необходимым отметить, что даже если бы Лукьянчук А.Н. имел право на вышеуказанную льготу, оснований для подписания администрацией г. Владимира дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка ### от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым арендная плата за пользование земельным участком будет установлена в размере 10 руб. в год, не имеется.

Предполагаемое наличие у истца права на указанную льготу не означает в данном случае обязанность органа местного самоуправления предоставить таковую по его требованию.

На основе анализа вышеприведенных норм права суд делает вывод о том, что в рамках аукциона реализация принципа льготности по уплате арендной платы за земельный участок невозможна.

В соответствии с Земельным кодексом РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.

Аукцион представляет собой продажу с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, шаг аукциона и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация права на предоставление льготы по арендной плате. В противном случае теряется цель и смысл проведения такого мероприятия.

Лицо, которое подало заявку для участия в аукционе, не вправе отвергать определенные продавцом условия выкупа права на заключение договора аренды и предлагать свои условия. Это лицо может или участвовать в торгах на предложенных условиях, или не принимать в них участия.

К спорным правоотношениям могут быть применены правила ст. 31 Земельного Кодекса, согласно которым гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 указанного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

В отношении спорного земельного участка органом местного самоуправления в пределах его компетенции в соответствии с требованиями законодательства было принято решение о проведении торгов по его продаже для индивидуального жилищного строительства. Данное обстоятельство было установлено судом и подтверждается материалами дела.

Таким образом, на администрации г. Владимира обязанность заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка об установлении льготной арендной платы за спорный земельный участок не лежит.

При изложенных обстоятельствах у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований полном обьеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Лукьянчук А. Н. к Администрации г. Владимира о признании отказа в подписании дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка незаконным, обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.В. Изохова

Решение принято в окончательной форме 02 мая 2012 года.

Председательствующий судья Е.В. Изохова