2-3138/2012 (о возмещении морального вреда)(без изменения)



Дело № 2-3138/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«03» июля 2012 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Киселевой Н.Н.,

при секретаре Мухиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску Макаровой Л. С. к департаменту цен и тарифов администрации Владимирской области о взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Макарова Л.С. обратилась в суд с иском к департаменту цен и тарифов администрации Владимирской области о взыскании компенсации морального вреда, указывая в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к председателю Правительства РФ с жалобой на повышение платы за отопление с января 2010 г. в три раза по квартирам принадлежащей ей и ее семье по адресам: <...>. ДД.ММ.ГГГГ она получила ответ из Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ Из ответа следует, что рост платы за отопление по их квартирам с 01.01.2010 г. к уровню 2009 г. составил 9, 5 %, с 01.01.2011 г. к уровню 2010 г. составил 11, 2%, итого лишь 20, 7 %. Это не соответствует действительности. Из представленных ею счетов за ДД.ММ.ГГГГ (по <...>) и за август 2009 г., декабрь 2009 г., январь 2010 г., январь 2011 г. (по <...>) видно, что плата увеличилась в три раза, а не на 20, 7%. Считает, что это не соответствует действительности. Считает повышение платы с января 2010 г. незаконным. Плата за отопление в данных квартирах в 2009 г. повышалась в два раза: с 01.01.2009 г. и с 01.09.2009 г. Считает, что очередное повышение могло быть лишь с 01.01.2011 г., а не с 01.01.2010 г. и не в таком объеме. В соответствии с ФЗ № 210 тариф действует один год. Жители МО «Октябрьское» в 2009 г. производили якобы 40,9279% оплаты услуг теплоснабжения. Из этого следует, что плата могла быть повышена только на 59,0721% (100%-40,9279%), а не в три раза и не с 01.01.2010 г., а с 01.01.2011 г. Из-за повышения платы за отопление с 01.01.2010 г. в три раза, растет долг, грозят выселить. Субсидию из-за долгов не дают. Просит взыскать компенсацию морального вреда в размере ### рублей.

Истец Макарова Л.С. в суд не явилась, просила дело рассмотреть без ее участия.

Представитель ответчика департамента цен и тарифов администрации Владимирской области по доверенности Гусева Л.А. в суде пояснила, что из содержания искового заявления не совсем ясно, по поводу чего именно истец испытывает физические и нравственные страдания из-за повышения платы за отопление с апреля 2010 года либо из-за утверждения, якобы содержащегося в ответе департамента цен и тарифов администрации области от ДД.ММ.ГГГГ### на обращение Макаровой Л.С, что повышение было всего лишь на 9,5 плюс 11,2 %. Исковое заявление Макаровой Л.С., по сути, является требованием о возмещении морального вреда, причиненного, по мнению истца, незаконным действием государственного органа, а именно департамента цен и тарифов администрации Владимирской области, как органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Однако, положения Гражданского кодекса РФ предусматривают лишь возмещение убытков, причиненных государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а именно ст. 16. При этом ст. 1069 Гражданского кодекса РФ, регулирующая гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный действиями публичной власти, прямо не предусматривает возможность компенсации морального вреда. Таким образом, о возмещении иных видов вреда, причиненного субъектами власти, в Гражданском кодексе РФ не указано. Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. № 10 в случаях нарушения иных прав (имущественных) присуждение денежной компенсации причиненного морального вреда допустимо только если это прямо предусмотрено федеральным законом. Законодательство Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов не содержит специальной нормы, допускающей компенсацию морального вреда. Ответ департамента цен и тарифов администрации области от ДД.ММ.ГГГГ### на обращение Макаровой Л.С., направленное гражданкой в адрес Правительства Российской Федерации, содержит исчерпывающую и соответствующую действительности информацию относительно вопроса платы за отопление в поселке Октябрьский Вязниковского района, а именно, сведения о нормативных правовых актах органа регулирования об установлении тарифов на тепловую энергию ООО «Теплосбыт», осуществляющего деятельность по производству и передаче тепловой энергии потребителям, с ссылкой на нормы федерального законодательства РФ в области государственного регулирования тарифов, которыми руководствуется департамент цен и тарифов администрации области при осуществлении своих полномочий; указания на размеры установленных тарифов и рост в процентах к предыдущему уровню. Понятия «тариф за коммунальные услуги (ресурсы)», оказываемые (поставляемые) организациями коммунального комплекса потребителям, и «платеж за коммунальные услуги», предъявляемый гражданам исполнителем коммунальных услуг, не являются тождественными. Исполнителями, как правило, являются управляющие организации, приобретающие у организаций коммунального комплекса коммунальные ресурсы, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем. Исполнителем также могут быть товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Размер платежа за каждую коммунальную услугу складывается из экономически обоснованного тарифа, утверждаемого для ресурсоснабжающей организации в порядке, определяемом действующим законодательством, и объемов потребления данной услуги, определяемых посредством приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления, при наличии инвестиционной программы предприятия - из надбавки к тарифу, утверждаемой органами местного самоуправления, налога на добавленную стоимость. В отдельных случаях размер платы может быть скорректирован ввиду наличия бюджетных дотаций организациям коммунального комплекса или субсидий (льгот), предоставляемых из бюджетов различных уровней гражданам на оплату коммунальных услуг. Считает, что динамика размера платежа граждан за коммунальные услуги зависит не только от уровня установленных тарифов, но и от объема потребления коммунальных услуг (в том числе норматива потребления услуг), а также от изменения доли оплаты населением установленных тарифа с учетом предоставляемых им субсидий и льгот. Рост тарифа на тепловую энергию ООО «Теплосбыт» 2010 г. к уровню 2009 г. составил 9,5 %, рост тарифа 2011 г. к уровню 2010г. составил 15%, с 01.07.2012 г. тариф на тепловую энергию для потребителей ООО «Теплосбыт» Вязниковского района увеличится на 4,4 %. Совокупная плата за коммунальные услуги, проверенная на соответствие критериям доступности, является основой для расчета предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальном образовании, что является одним из полномочий департамента цен и тарифов администрации области, и инструментом обеспечения социальной защищенности населения в условиях постоянного роста тарифов на коммунальные услуги. Цифра 11,2 %, фигурирующая в исковом заявлении Макаровой Л.С., не имеет никакого отношения к росту тарифов на тепловую энергию, а является процентом роста совокупного платежа гражданина за коммунальные услуги в среднем по муниципальному образованию Октябрьское Вязниковского района в 2011 г., а не ростом платежа конкретно гражданки Макаровой Л.С., и, соответственно, складывать цифры роста уровня тарифов 2009 г. к уровню тарифов 2010 г. 9,5 % и роста совокупного платежа гражданина 11,2 % и получать в итоге 20,7 % увеличения платы гражданина, что производит истец, некорректно и неправильно. Рост совокупного платежа гражданина за коммунальные услуги в 2011 г. по МО Октябрьское Вязниковского района 11,2 % не превышает рекомендованного Правительством Российской Федерации предельного уровня 15%. Государственное регулирование тарифов в отношении ООО «Теплосбыт» Вязниковского района осуществлено органом регулирования посредством установления экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию строго в рамках предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по Владимирской области, утвержденных приказом Федеральной службой по тарифам от 06.10.2011 Г. № 242-Э/7. Считает, что ответ департамента цен и тарифов администрации области от ДД.ММ.ГГГГ### на обращение Макаровой Л.С., направленное гражданкой в адрес Правительства Российской Федерации, в полном объеме соответствует действительности, содержит достоверные сведения относительно размеров тарифов на тепловую энергию, уровней роста данных тарифов, уровня роста совокупного платежа граждан в среднем по МО Октябрьское Вязниковского района. Считает, что основания для причинения физических и нравственных страданий истцу со стороны органа регулирования отсутствуют. Кроме того, Макарова Л.С. не представила документов, подтверждающих факт причинения и претерпевания ею физических и нравственных страданий. Просит в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав доводы представителя ответчика, исследовав и изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение гражданина – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Подпунктом 2 статьи 4 указанного Федерального закона определено, что предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Под жалобой указанный Федеральный закон (подпункт 4 статьи 4) понимает просьбу гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Цель подачи жалобы заключается в защите и восстановлении прав свобод или законных интересов.

В силу подп. 3 статьи 4 указанного Федерального закона заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ч. 1 ст. 671 ГК РФ, по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

На основании ч 1 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законоадтельства..

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 ЖК РФ, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», а также с учетом требований Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. № 20-Э/2.

В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», установление регулируемых тарифов (цен) осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральными законами «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», «Об электроэнергетике» и нормативными правовыми актами, устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.

Постановлением Губернатора Владимирской области № 766 от 27.12.2005 г. утверждено Положение о департаменте цен и тарифов администрации Владимирской области.

Согласно п. 1.1. данного Положения, Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области является органом администрации Владимирской области с правами юридического лица, проводящим государственную политику в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в пределах полномочий, возложенных на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области.

В соответствии с п. 2.1.1. Положения основными задачами Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области устанавливает тарифы (цены) на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

Установлено, что тарифы на тепловую энергию устанавливаются в расчете на 1 гигакалорию (Гкал) в рамках предельных уровней, утвержденных Федеральной службой по тарифам.

Услуги теплоснабжения населению в пос. Октябрьский с октября 2009 года оказывает ООО «Теплосбыт».

Постановлением департамента цен и тарифов администрации области от 15.10.2009г. № 27/1 «О тарифах на тепловую энергию» тариф на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Теплосбыт», с 25 октября по 31 декабря 2009 г. установлен в размере 2203,14 рублей за 1 Гкал (НДС не облагается), с 01 января 2010 г. - в размере 2413,13 рублей за 1 Гкал (НДС не облагается).

Таким образом, рост тарифа к уровню 2009 г. составил 9,5%.

Установлено, что в 2009 году население пос. Октябрьский в соответствии с решением Совета народных депутатов муниципального образования Октябрьское от 19.10.2009 г. № 152 «Об установлении предельного уровня платежей граждан муниципального образования Октябрьское за коммунальные услуги на 2009 год» оплачивало 40,9279% от тарифа на тепловую энергию, установленного постановлением департамента цен и тарифов администрации области от 15.10.2009 г. № 27/1 «О тарифах на тепловую энергию» для ООО «Теплосбыт», то есть 901,70 рублей за 1 Гкал.

При этом выпадающие доходы, возникшие из-за установленного уровня платежей, ООО «Теплосбыт» возмещались из местного бюджета.

С 2010 года уровень платежей органом местного самоуправления не устанавливался и население пос. Октябрьский стало оплачивать услуги теплоснабжения по установленному экономически обоснованному тарифу, то есть по 2413,13 рублей за 1 Гкал (НДС не облагается).

Постановлением департамента цен и тарифов администрации области от 25.11.2010г. № 41/2 (в ред. от 16.02.2011 г. №12/1) «О тарифах на тепловую энергию» тариф на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Теплосбыт», с 01 января 2011 г. установлен в размере 2774,39 руб. за 1 Гкал (НДС не облагается). По сравнению с 2010 г. тариф на тепловую энергию увеличился на 15%.

Согласно рекомендациям Правительства Российской Федерации платежи граждан за коммунальные услуги в 2011 году с учетом выплаты дополнительных субсидий могли увеличиться не более чем на 15%.

По муниципальному образованию Октябрьское Вязниковского района в 2011 году в среднем совокупный платеж граждан за коммунальные услуги возрос на 11,2%, что не превышало рекомендованного Правительством Российской Федерации предельного уровня.

Установлено, что тарифы на тепловую энергию на 2012 год, установленные ООО «Теплосбыт» постановлением департамента цен и тарифов администрации области от ДД.ММ.ГГГГ ### «О тарифах на тепловую энергию», приняты с календарной разбивкой: с 01.01.2012 по 30.06.2012 в размере 2774,39 руб. за 1 Гкал (НДС не облагается) или на уровне тарифа 2011 года, с 01.07.2012 в размере 2897, 08 руб. за 1 Гкал (НДС не облагается), по сравнению с декабрем 2011 года тариф увеличится на 4,4%.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ### за подписью директора департамента О.Е. Вен содержится ответ по существу поставленных в обращении Макаровой Л.С. вопросов.

Следовательно, содержание письма от ДД.ММ.ГГГГ### соответствует требованиям подп. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

По изложенным основаниям суд приходит к выводу о том, что ответ от ДД.ММ.ГГГГ### на обращение Макаровой Л.С. подготовлен директором департамента цен и тарифов администрации Владимирской области по поручению Губернатора Владимирской области в пределах компетенции, по содержанию не противоречит требованиям законодательства, направлен Макаровой Л.С. в установленном порядке и права либо свободы Макаровой Л.С. не нарушает.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права.

Компенсация морального вреда, являясь мерой гражданско-правовой ответственности, предполагает наличие состава гражданского правонарушения:

- совершение действий (бездействий), посягающих на нематериальные блага или личные неимущественные права;

- нравственные или физические страдания;

- причинная связь между действиями (бездействиями) и страданиями;

- вина причинителя вреда (за исключением случаев, установленных ст. 1100 ГК РФ, когда вина причинителя вреда не является условием ответственности).

Лицо, которое просит возместить причиненный ему моральный вред, должно доказать первые три из указанных условий.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

По приведенным выше основаниям истцом не доказано и судом не установлены: совершение должностными лицами департамента цен и тарифов администрации Владимирской области действий (бездействия), являющихся основаниями гражданско-правовой ответственности (причинение вреда); наличие отрицательных последствий (физические или нравственные страдания Макаровой Л.С.) вследствие действий должностных лиц департамента цен и тарифов администрации Владимирской области; причинная связь между действиями (бездействием) должностных лиц департамента цен и тарифов администрации Владимирской области и отрицательными последствиями (физическими или нравственными страданиями Макаровой Л.С.).

В связи с этим требование Макаровой Л.С. о компенсации морального вреда в размере ### рублей удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 196, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Макаровой Л. С. к департаменту цен и тарифов администрации Владимирской области о взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца.

Председательствующий судья Н.Н. Киселева

Мотивированное решение составлено 09.07.2012 г.

Судья Н.Н. Киселева