2-2271/2012 (Заявление о признании решенияадминистрации города управления архитектуры незаконным)(без изменения)



Дело № 2-2271/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июня 2012 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Игнатовича М.С.,

при секретаре Володиной О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по заявлению прокурора г. Владимира в интересах Золина А. Д. о признании недействительным отказа администрации г. Владимира в предоставлении в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, обязании предоставить земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Владимира обратился в суд в интересах Золина А.Д. с заявлением (с учетом уточнений) о признании недействительным отказа администрации г. Владимира в предоставлении в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, обязании предоставить земельный участок.

В обоснование заявления указано, что Золин А.Д., реализуя свое право на внеочередное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, обращался ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г. Владимира с заявлениями о предоставлении ему земельного участка площадью 424 кв.м. с кадастровым номером ### в мкр. Юрьевец.

Письмами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Владимира ответила отказом, ссылаясь на отсутствие правовых оснований.

Полагая отказ незаконным, указав в качестве правового обоснования нормы ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» и ст.30.1 Земельного кодекса РФ, просит признать недействительным отказ администрации г. Владимира в предоставлении в аренду указанного земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, а также обязать предоставить данный земельный участок по указанному адресу.

Золин А.Д. в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель прокурора г. Владимира Потапова Е.А., представитель Золина А.Д.Ковалевский О.Н. в судебном заседании полагали отказ незаконным, настаивали на заявленных требованиях.

Представитель администрации г. Владимира Бабушкина Е.Ю. просила в удовлетворении заявления отказать, пояснив, что до настоящего времени порядок предоставления земельных участков данной категории граждан не урегулирован, указала также на отсутствие доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий Золина А.Д.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

    В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу норм гражданского процессуального законодательства, основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В силу п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

При этом согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что Золин А.Д. относится к гражданам из числа инвалидов (удостоверение ###).

ДД.ММ.ГГГГ Золин А.Д. обратился с заявлением о предоставлении ему в аренду по индивидуальное жилищное строительство земельного участка площадью 424 кв.м. с кадастровым номером ### в мкр. Юрьевец.

ДД.ММ.ГГГГ письмом ### администрация г. Владимира (Управление архитектуры, строительства и земельных ресурсов) отказала в выделении указанного участка ввиду того, что он не свободен от прав третьих лиц.

ДД.ММ.ГГГГ при его повторном обращении с аналогичным заявлением, администрация г. Владимира направила письмо от ДД.ММ.ГГГГ с выпиской из протокола от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по землепользованию и застройке территории муниципального образования город Владимир с решением о выставлении требуемого участка на торги.

В соответствии с п.2 ст. 1 ГК РФ граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Согласно п.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Согласно ч. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

В силу ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п.1,2 ст. 31 Земельного кодекса РФ, которые с учетом имеющихся особенностей могут быть применены к спорным правоотношениям, учитывая, что в данном случае не действуют положения ст. 30.1 Земельного кодекса РФ о предоставлении земельного участка для строительства на аукционе, и иной порядок выбора земельного участка законом не предусмотрен, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчета. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного или государственного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Проанализировав вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что заявитель, как инвалид, имеет первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства платно в собственность или в аренду, однако наличие такого права не означает обязанность органа местного самоуправления представить истцу по его требованию любой произвольно выбранный им земельный участок. Исходя из системного анализа п. п. 4, 11, ст. 30 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельны в принятии решений о судьбе конкретных земельных участков.

Из материалов дела не усматривается, что заявитель обращался в администрацию г. Владимира с заявлениями о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Золин А.Д. в своих заявлениях просил предоставить ему самостоятельно выбранный земельный участок, между тем, обязанность по предоставлению ему такого земельного участка на орган местного самоуправления законом не возложена.

Таким образом, из приведенных норм следует, что орган местного самоуправления при обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором отражены характеристики, предъявляемые к земельному участку, обязан обеспечить гражданину выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, соответствующего данным характеристикам.

В настоящее время не урегулирован порядок предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Положения ч.14 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, является своего рода гарантией обеспечения государственной поддержки инвалидов.

Вместе с тем, статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью», она регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Из содержания ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. следует, что возможность обеспечения инвалидов жилой площадью непосредственно связана с нуждаемостью указанных лиц в улучшении жилищных условий. Предоставление в первоочередном порядке земельного участка для дачного строительства, с учетом цели использования земельного участка, аналогичным образом следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан.

Анализ указанных выше положений, позволяет сделать вывод о том, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов, соответственно связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.

Заявителем доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий в судебном заседании не представлено, не оспорено им в судебном заседании.

С учетом изложенного, ввиду отсутствия законодательного урегулирования порядка первоочередного предоставления земельных участков семьям, имеющим детей-инвалидов, суд не находит оснований для возложения на администрацию города обязанности предоставить Золину А.Д. в первоочередном порядке без проведения (конкурсов, аукционов) земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью 424 кв.м. с кадастровым номером ### в мкр. Юрьевец.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Исследовав доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что администрация г. Владимира приняла необходимые меры к своевременному и обоснованному ответу на заявления Золина А.Д. и не допустила в своей деятельности нарушения прав и законных интересов заявителя. В связи с чем, оснований для удовлетворения заявления судом не усматривается.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора г. Владимира в интересах Золина А. Д. о признании недействительным отказа администрации г. Владимира в предоставлении в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, обязании предоставить земельный участок оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья М.С.Игнатович

Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2012 года

Судья М.С.Игнатович