Дело № 2-152/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«20» июня 2012г. г.Владимир
Октябрьский районный суд г.Владимира в составе :
председательствующего судьи Горячевой А.В.,
при секретаре Бариновой О.С.,
с участием прокурора Потаповой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Владимира в интересах Зотовой В.Ф., Хромовой Ф.А., Каленовой Г.И., Татова В.С. к администрации г.Владимира о понуждении организовать разработку проектно-сметной документации на проведение работ по капитальному ремонту жилого дома, организовать проведение работ по капитальному ремонту жилого дома,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г.Владимир в интересах Зотовой В.Ф., Хромовой Ф.А., Каленовой Г.И., Татова В.С. обратился в суд с иском к администрации г.Владимира с учетом уточнений о понуждении в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать разработку проектно-сметной документации на проведение работ по капитальному ремонту жилого <...>, предусмотренных техническими заключениями по обследованию данного дома, выполненными <...> №###, №###, а именно:
1)Перенос индивидуального теплового пункта из квартир дома под
лестничную клетку дома;
2)Выполнение инженерно-геологических изысканий для обоснования
принятия проектного решения по ремонту существующей конструкции
пола 1 этажа жилого дома, с последующей разработкой проектно-сметной документации на проведение ремонта существующей конструкции пола 1 этажа с устройством гидроизоляции со стороны грунтов основания пола;
3) Замена системы холодного и горячего водоснабжения, системы водоотведения дома;
4) Замена системы электроснабжения дома;
5) Ремонт системы вентиляции жилого дома с устранением нарушений противопожарных и санитарных норм, выявленных по результатам обследования (заключение ###);
о понуждении в течение восьми месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по капитальному ремонту жилого <...>, предусмотренных техническими заключениями по обследованию данного дома, выполненными <...> №###, №###, указанными в пункте 1 требований, по результатам разработки проектно-сметной документации, а также организовать выполнение следующих работ, предусмотренных техническим заключением по обследованию данного дома, выполненным <...> ###:
1)Увеличение вылета карниза кровли с устройством водосточных желобов, двух дополнительных водосточных труб и металлического ограждения кровли;
2)Замена существующего утеплителя чердачного перекрытия на новый;
3)Ремонт железобетонных плит козырьков над входами с устройством кровельного покрытия;
4)Планировка участка зеленой зоны со стороны фасада «4-6» для обеспечения стока поверхностных вод от здания;
5)Ремонт кирпичной кладки наружных стен в местах расслоения;
6)Ремонт штукатурки фасадов;
7)Окраска фасадов и цоколя водостойкими красками;
8)Штукатурка стен и потолков лестничных клеток с последующей окраской.
В обоснование иска указано, что в прокуратуру г.Владимира обратились жители <...> по вопросу уклонения администрации г.Владимира от исполнения обязательств по приведению общего имущества дома № ### в надлежащее техническое и санитарное состояние и восстановлению нарушенных жилищных прав жителей вышеуказанного дома на безопасные и благоприятные условия проживания.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.1 ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
Вместе с тем, ст.16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с данным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательств.
Исходя из системного толкования ст.16 вышеназванного Закона, ст.158 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
Администрация г.Владимира, как бывший наймодатель, свои обязанности по проведению капитального ремонта <...> не исполнила до настоящего времени.
Установлено, что <...> был передан в муниципальную собственность г.Владимира на основании решения Малого Совета Владимирского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ### «О передаче объектов в муниципальную собственность Владимирского городского Совета народный депутатов». В настоящее время в Реестре муниципальной собственности г.Владимира числится 7 квартир данного дома : №###.
Многоквартирный жилой <...> 30-ти квартирный, до ДД.ММ.ГГГГ постройки.
Согласно данным технического паспорта последний капитальный ремонт дома производился в ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ в ходе визуального обследования <...> установлено, что здание находится в эксплуатации свыше 80 лет и к моменту обследования согласно документов бухучета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет физический износ 70 % (аварийное состояние здания наступает после физического износа превышающего 70 %). Последний капитальный ремонт здания проводился в ДД.ММ.ГГГГ. Здание трехэтажное, имеет прямоугольную форму. Фундамент дома бутовый.
По имеющимся материалам, предоставленным МУП ЖРЭП № 1 в государственную жилищную инспекцию, установлено следующее:
-жилой дом в реестре ветхого, аварийного фонда города не числится;
-в конце 80-х годов 1-й этаж обследуемого дома признан непригодным для проживания;
-причина сырости в доме - отсутствие горизонтальной гидроизоляции стен здания;
-внутридомовая система вентиляции устроена (переоборудована) на базе дымоходов бывшего печного отопления (дымообороты расположены горизонтально, а не вертикальные), что затрудняет функционирование принудительной вентиляции;
-устранение указанных недостатков по эксплуатации и содержанию жилого дома возможно лишь при капитальном ремонте здания с расселением проживающих в нем жителей.
В ходе инспекционного обследования данного дома, произведенного Государственной жилищной инспекцией администрацией Владимирской области, ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в местах общего пользования имеются сухие следы протечек атмосферных осадков через кровлю дома, не обеспечено исправное состояние стен: штукатурный слой наружных стен частично разрушен. При осмотре <...> выявлено отслоение обоев со стен во всех помещениях квартиры, имеется зыбкость деревянных полов, внутридомовая приточная система вентиляции не работает. В квартире ощущается запах плесени, сырость. Вентиляционный канал туалета расположен горизонтально, совмещен в вентканалом кухни и находится в нерабочем состоянии. В квартирах №### имеются следы разрушений штукатурного слоя стен (выше плинтусов), следы почернения стен.
ДД.ММ.ГГГГ <...> произведены инструментальные измерения влажности в жилых помещениях квартир <...>. Согласно протоколу ### от ДД.ММ.ГГГГ установлено превышение предельно-допустимых уровней влажности: в <...> на 10,5 %, в <...> на 3,5%, в <...> на 9%, что является нарушением требований п. 4.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между <...>» и управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Владимира заключен муниципальный контракт ### на проведение проектно-изыскательских работ по разработке «Мероприятий по устранению повышенной влажности строительных конструкций (фундаментов и стен) жилого <...>. В ДД.ММ.ГГГГ <...>» подготовлено техническое заключение по обследованию жилого <...>. Из заключения следует:
«Состояние основных несущих конструкций здания: фундаментов, стен, перекрытий работоспособное, несущая способность их, с учетом имеющихся дефектов и повреждений, обеспечивается.
Показатели влажности стен для обеспечения установленного для проживания и деятельности людей микроклимата не отвечают нормам СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий».
Причиной переувлажнения является отсутствие горизонтальной гидроизоляции стен и вертикальной обмазочной гидроизоляция фундаментов, недостаточный вылет кровельного карниза. Стены здания подлежат осушению».
ДД.ММ.ГГГГ управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владимира и <...> заключен муниципальный контракт ### на выполнение работ по капитальному ремонту фасада в жилом доме, расположенном по адресу: <...>.
Вместе с тем, согласно техническому заключению по обследованию жилого <...> для устранения переувлажнения стен дома необходимо выполнить, в том числе, следующие работы: выполнить вертикальную обмазочную гидроизоляцию фундаментов, увеличить вылет кровельного карниза, утеплитель чердачного покрытия из минплиты заменить на новый, выполнить ремонт оштукатурки фасадов с заменой на новую по площади 35%, штукатурку оконных откосов заменить на новую по площади 40%, штукатурку стен на лестничных клетках заменить на новую на площади 12,0 кв.м., фасады и цоколь окрасить водостойкой краской, выполнить кровлю над козырьками входов в подъезды, участок зеленой зоны со стороны фасада «4-6» спланировать для обеспечения стока поверхностных вод от стен здания.
Указанные работы не были включены в муниципальный контракт ###.
Кроме того, из технического заключения по обследованию <...>, выполненного в ДД.ММ.ГГГГ <...>», следует «система вентиляции в здании естественная вытяжная через кирпичные каналы выполнена конструктивно неверно и не может обеспечить нормальный воздухообмен».
Оценивая техническое заключение по дому ### и по <...> данного дома № ### можно прийти к выводу о том, что в техническом заключении по дому не предусмотрены работы по выполнению капитального ремонта вентиляции.
Данный вывод подтверждается решением Фрунзенского районного суда г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО7 о признании незаконным постановления главы г.Владимира.
Проживание граждан в жилых помещениях, не отвечающих установленным требованиям, в доме, требующем капитального ремонта, нарушает право данных граждан не безопасные условия проживания.
Учитывая вышеизложенное, на администрацию города как на бывшего наймодателя в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» необходимо возложить обязанность по проведению капитального ремонта <...>.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Зотова В.Ф., Каленова Г.И., Хромова Ф.А., Татов В.С. являются собственниками жилых помещений в <...>. Указанные лица являются пенсионерами и инвалидами, которые по состоянию здоровья и возрасту не могут самостоятельно обратиться в суд.
На основании изложенного прокурор г.Владимира просит удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании представитель истца прокурор Потапова Е.А, представитель Зотовой В.Ф. по доверенности ФИО7 исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
Зотова В.Ф., Хромова Ф.А., Каленова Г.И., Татов В.С. надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, согласно поданным ими заявлениям просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддерживают.
Представитель ответчика администрации г.Владимира Ситникова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что истцы заявили свои требования в 2011 году, поэтому необходимо соблюсти порядок проведения капитального ремонта общего имущества дома, определенный ЖК РФ, при этом управляющая компания должна определиться с необходимым объемом работ по дому.
Согласно ч.2 ст.158 ЖК РФ решение о проведении капитального ремонта многоквартирного дома (с указанием срока начала, необходимого объема работ и т.д.) и об оплате расходов на него (стоимость материалов, порядок финансирования ремонта, сроки возмещения расходов) принимается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с учетом предложений управляющей организации.
Согласно п.21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. № 491, капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования). Пункт 23 данных Правил допускает, что в решении о проведении капитального ремонта собственники помещений вправе предусматривать замену элементов общего имущества при необходимости устранения их морального износа.
Собственники должны доказать факт нуждаемости дома в капитальном ремонте на момент приватизации жилых помещений.
Рекомендуемые сроки эксплуатации не являются безусловным доказательством нуждаемости дома в капитальном ремонте.
Возможность предоставления бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов управляющим организациям, ТСЖ либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам предусматривается ст. 165 ЖК РФ.
С 2008 до конца 2011 г. в рамках реализации ФЗ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» осуществляется финансирование из региональных и местных бюджетов (с использованием средств Фонда реформирования ЖКХ) капитальных ремонтов многоквартирных домов, управляющих организаций. При этом данный Закон не изменяет процедуры принятия решений о проведении капитального ремонта, предусмотренные Жилищным кодексом РФ.
Орган местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов принимают решение о включении в муниципальную адресную программу или региональную адресную программу указанных многоквартирных домов при наличии решений общих собраний собственников жилья в многоквартирных домах об участии в указанной адресной программе и софинансировании работ в размере 5 %.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утверждены постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. № 170. Планирование капитального ремонта жилищного фонда следует осуществлять в соответствии с действующими документами. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в Приложении № 8 к Правилам № 170. Плановые сроки начала и окончания капитального ремонта жилых зданий должны устанавливаться по нормам продолжительности капремонта жилых зданий. Порядок разработки, объем и характер проектно-сметной документации на капремонт жилых зданий, а также сроки выдачи ее подрядной организации должны устанавливаться в соответствии с действующими документами, что следует из п. 2.4 Правил № 170.
Нуждаемость в капитальном ремонте подтверждается заключением специализированной организации, актами обследований.
В силу ст.289 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома, то есть часть комплекса недвижимого имущества, которая предназначена для обслуживания, использования помещений и доступа к ним, тесно связана с ними назначением и следующая их судьбе.
В соответствии со ст.290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Аналогичное положение содержит ч.1 ст.36 ЖК РФ, согласно которой собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся часами квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
Согласно ст.209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику, который вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников (п.1 ст.247, п.1 ст.246 ГК РФ).
На момент приватизации занимаемого жилого помещения срок минимальной продолжительности эффективной эксплуатации - 40 лет, еще не истек, следовательно, у бывшего наймодателя, не возникла обязанность произвести капитальный ремонт (замену) оконного заполнения.
В соответствии с постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»:
2.1.4. Результаты осмотров должны отражаться в специальных документах по
учету технического состояния зданий: журналах, паспортах, актах.
В журнале осмотров отражаются выявленные в процессе осмотров (общих, частичных, внеочередных) неисправности и повреждения, а также техническое состояние элементов дома (приложение № 3).
Результаты осенних проверок готовности объекта к эксплуатации в зимних условиях отражаются в паспорте готовности объекта.
Результаты общих обследований состояния жилищного фонда, выполняемых периодически, оформляются актами.
2.1.5. Организация по обслуживанию жилищного фонда на основании актов осмотров и обследования должна в месячный срок:
а)составить перечень (по результатам весеннего осмотра) мероприятий и
установить объемы работ, необходимых для подготовки здания и его инженерного
оборудования к эксплуатации в следующий зимний период;
б)уточнить объемы работ по текущему ремонту (по результатам весеннего осмотра на текущий год и осеннего осмотра - на следующий год), а также определить неисправности и повреждения, устранение которых требует капитального ремонта;
в)проверить готовность (по результатам осеннего осмотра) каждого здания к эксплуатации в зимних условиях;
г)выдать рекомендации нанимателям, арендаторам и собственникам приватизированных жилых помещений на выполнение текущего ремонта за свой счет согласно действующим нормативным документам.
Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Срок должен быть обоснованным.
Для определения объема и конкретных работ капитального ремонта истцом не представлены сметы, технические и дефектные ведомости на проведение работ, с достоверностью подтверждающие нуждаемость жилого дома в капитальном ремонте по указанным позициям.
Кроме того, полагает, что представленные истцами заключения и акты о техническом обследовании жилого дома составлены по состоянию на 2008-2011 годы, что не отражает необходимость проведения капитального ремонта жилого дома на момент приватизации первой и последующих квартир.
Техническое состояние жилого дома, сведения о проведенных работах отражаются в техническом паспорте объекта. Согласно техническому паспорту дома, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, разделы VIII, IX «Потребность в капитальном ремонте строения» не заполнены, сведений о нуждаемости дома в капитальном ремонте, о необходимых работах не имеется.
В силу положений ст.ст. 30, 39, 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах по содержанию общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. Соответственно, администрация г.Владимира не обязана нести бремя по ремонту общего имущества многоквартирного дома за тех собственников квартир, на которых такая обязанность возложена в силу закона.
Истец Зотова В.Ф. является собственником квартиры на основании договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ; Татов В.С., ФИО20 - на основании договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ; Каленова Г.И. - на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, является ненадлежащим истцом по данному делу, поскольку не приобрела жилое помещение в указанном доме в порядке приватизации и не является бывшим нанимателем.
По смыслу ст.16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане вправе требовать проведения капитального ремонта дома от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещений в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта.
Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона РФ, ст. ст. 39, 158 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ, если на момент приватизации дом не требовал капитального ремонта, то после начала процесса приватизации обязанность по производству капитального ремонта лежит на всех собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения, в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме.
Истцы указали на необходимость проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в объемах, рекомендуемых в технических заключениях, составленных <...>» в ДД.ММ.ГГГГ.
Однако доказательств того, что на момент первой приватизации требовалось проведение капитального ремонта в указанных в заключениях объемах, в материалах дела не содержится.
То обстоятельство, что решением исполкома Владимирского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ### утвержден план финансирования капитального ремонта жилого фонда на 1991 (в том числе <...>) определяющим для возложения на орган местного самоуправления обязанности по проведению капитального ремонта всего дома не является.
На основании изложенного представитель Ситникова Е.В. просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица МКП г.Владимир «ЖКХ» Низова В.Н. в судебном заседании поддержала позицию представителя администрации г.Владимира и просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица ООО «ЖКС» Домничева М.П. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора г.Владимира и просила их удовлетворить.
Третьи лица, собственники квартир, расположенных в <...> просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддержали.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.45 ч.1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В силу ст.ст. 6, 7 Закона РФ Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных помещений, в том числе органами местного самоуправления, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения путем заключения договора передачи.
В соответствии со ст.16 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.1 ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
Судом установлено, что Зотова В.Ф., Каленова Г.И., Хромова Ф.А., Татов В.С. являются собственниками жилых помещений в <...>. Указанные лица являются инвалидами.
Решением исполкома Владимирского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ### утвержден план финансирования капитального ремонта жилищного фонда местных Советов производственного управления жилищного хозяйства на 1991 год. Среди объектов капитального ремонта указан <...>.
На основании решения Малого Совета Владимирского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ### «О передаче объектов в муниципальную собственность Владимирского городского Совета народный депутатов» <...> был передан в муниципальную собственность г.Владимира.
Как следует из акта Государственной жилищной инспекции ### о проведении внепланового мероприятия по государственному контролю от ДД.ММ.ГГГГ, указанное выше здание находится в эксплуатации свыше 80 лет и к моменту обследования согласно документов бухучета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет физический износ 70 % (аварийное состояние наступает после физического износа превышающего 70%).Последний капитальный ремонт здания проводился в 1974 году (согласно техпаспорта).
По имеющимся материалам, предоставленным МУП ЖРЭП № 1 в государственную жилищную инспекцию, установлено следующее:
-жилой дом в реестре ветхого, аварийного фонда города не числится;
-в конце 80-х годов 1-й этаж обследуемого дома признан непригодным для проживания;
-причина сырости в доме - отсутствие горизонтальной гидроизоляции стен здания;
-внутридомовая система вентиляции устроена (переоборудована) на базе дымоходов бывшего печного отопления (дымообороты расположены горизонтально, а не вертикальные), что затрудняет функционирование принудительной вентиляции;
-устранение указанных недостатков по эксплуатации и содержанию жилого дома возможно лишь при капитальном ремонте здания с расселением проживающих в нем жителей.
Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ жители <...> указанного дома ФИО11 и ФИО12 первыми из жильцов дома заключили договор приватизации квартиры. При этом капитальный ремонт <...> после передачи в собственность указанных граждан жилого помещения наймодателем произведен не был. Впоследствии были приватизированы другие квартиры этого дома.
В настоящее время в Реестре муниципальной собственности г.Владимира числится 7 квартир данного дома.: №###.
Постановлением главы г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### вышеуказанный дом, изъятый из хозяйственного ведения МУП ЖРЭП г.Владимира, включен в муниципальную казну г.Владимира и по договору безвозмездного пользования ### от ДД.ММ.ГГГГ передан МКП г.Владимира «ЖКХ».
ДД.ММ.ГГГГ между <...>» и управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Владимира заключен муниципальный контракт ### на проведение проектно-изыскательских работ по разработке «Мероприятий по устранению повышенной влажности строительных конструкций (фундаментов и стен) жилого <...>. В ДД.ММ.ГГГГ <...> подготовлено техническое заключение по обследованию жилого <...>.
Из технического заключения по обследованию жилого <...> ### следует, что состояние основных несущих конструкций здания: фундаментов, стен, перекрытий работоспособное, несущая способность их, с учетом имеющихся дефектов и повреждений, обеспечивается. Показатели влажности стен для обеспечения установленного для проживания и деятельности людей микроклимата не отвечают нормам СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий». Причиной переувлажнения является отсутствие горизонтальной гидроизоляции стен и вертикальной обмазочной гидроизоляции фундаментов, недостаточный вылет кровельного карниза. Стены здания подлежат осушению.
Согласно заключению по обследованию жилого <...> № ### установлено, что состояние основных несущих конструкций здания: фундаментов, стен, перекрытий работоспособное, несущая способность их, с учетом имеющихся дефектов и повреждений, обеспечивается.
Показатели влажности стен для обеспечения установленного для проживания и деятельности людей микроклимата не отвечают нормам СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий».
Причиной переувлажнения является отсутствие горизонтальной гидроизоляции и вертикальной обмазочной гидроизоляции фундаментов.
Приямок, выполненный на кухне в месте ввода тепловой сети по сути выполняет роль теплового пункта. Согласно требований СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети», п.14.28 тепловой пункт в жилом здании должен отделятся от других помещений перегородками или ограждениями, предотвращающими доступ в тепловой пункт.
Трубопроводы поражены ржавчиной, возможны утечки воды.
Один недействующий ввод трубопровода обрезан, но не заглушен.
Система вентиляции в здании естественная вытяжная через кирпичные каналы выполнена конструктивно неверно и не может обеспечить нормальный воздухообмен: воздушные затворы из помещений различных этажей должны соединяться со сборным вентканалом вертикальным участком воздуховода длиной не менее 2,0м. То есть подсоединение должно осуществляться из каждой квартиры через один этаж, а не на каждом этаже.
Вследствие чего происходит поступление воздуха из одной квартиры в другую, что недопустимо согласно требований СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».
Данная система вентиляции не отвечает требованиям пожарной безопасности в целях предотвращения проникновения в помещения продуктов горения (дыма) во время пожара согласно указаний СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», пункт 7.11.1, подпункт «б».
Электропроводка ветхая, местами открытого типа со следами ремонта, что также подтверждает «Заключение о противопожарном состоянии жилого дома (квартиры)» пункт 10, составленное ГУ МЧС России по Владимирской области Государственного пожарного надзора по Фрунзенскому району г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###. Жилой дом (квартира) находится в неудовлетворительном противопожарном состоянии.
Кроме того, ГУП ПИ «Владкоммунпроект» подготовил техническое заключение по обследованию пола <...> указанного жилого дома. В заключении ### указано, что существующая конструкция пола в квартире, согласно указаниям серии 2.144-1/88 «Узлы полов жилых зданий», допускается только при грунтах основания (под полом) с ненарушенной структурой, при расположении поверхности грунта основания выше уровня отмостки здания и выше зоны капиллярного поднятия фунтовых вод.
Грунты основания пола расположены ниже уровня отмостки здания на 26-30см.
В прихожей расстояние от нижней поверхности досок пола до грунта основания 47 см, в жилых комнатах и кухне 42см и 37см больше предельно допустимого значения 25см, согласно узла ### серии 2.144-1/88 «Узлы полов зданий».
Одна из причин повышенной влажности в квартире - полы по грунту.
Возможность ремонтно-восстановительных работ по реконструкции пола определить только после выполнения инженерно-геологических изысканий площадки, выявления грунтовых вод и уровня их опасного капиллярного поднятия.
По результатам отчета по инженерно-геологическим изысканиям будет принято одно из следующих решений:
Повышение уровня пола.
Данные ремонтно-восстановительные работы приведут к уменьшению высоты помещения в квартире, которая окажется менее 2,5м, что недопустимо согласно требований СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», пункт 5.8.
В этом случае жилое помещение невозможно привести в соответствие со строительными нормами и правилами.
Разборка существующего пола в квартире и устройство бетонного подстилающего слоя под новые полы с применением гидроизоляции со стороны грунта. При необходимости подстилающий слой должен рассчитываться на дополнительные усилия от гидростатического давления.
Данные ремонтно-восстановительные работы возможно проводить после расселения жильцов <...>.
В судебном заседании представитель ответчика указала на выполнение ответчиком работ по капитальному ремонту данного дома в 2009 году.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ УЖКХ администрации г.Владимира заключило с <...>» муниципальный контракт ### на выполнение работ по ремонту жилищного фонда в г.Владимире в 2009 году, в том числе работ по капитальному ремонту фасада в жилом доме, расположенном по адресу : <...>.
Согласно представленной ответчиком локальной смете капитальный ремонт фасада был выполнен в 2009 году.
Между тем, до настоящего времени обязанность произвести капитальный ремонт дома ответчиком не исполнена в полном объеме.
В соответствии с техническим заключением ### для устранения переувлажнения стен дома необходимо выполнить, в том числе, следующие работы: вертикальную обмазочную гидроизоляцию фундаментов, увеличить вылет кровельного карниза, утеплитель чердачного покрытия из минплиты заменить на новый, выполнить ремонт оштукатурки фасадов с заменой на новую по площади 35%, штукатурку оконных откосов заменить на новую по площади 40%, штукатурку стен на лестничных клетках заменить на новую на площади 12,0 кв.м., фасады и цоколь окрасить водостойкой краской, выполнить кровлю над козырьками входов в подъезды, участок зеленой зоны со стороны фасада «4-6» спланировать для обеспечения стока поверхностных вод от стен здания.
Указанные работы не были включены в муниципальный контракт ### от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно сообщению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ в ходе внеплановой проверки соблюдения санитарного законодательства установлено превышение предельно-допустимых уровней влажности : в <...> на 10,5%, в <...> на 3,5 %, в <...> на 9%, что является нарушением требований п.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Также ДД.ММ.ГГГГ прокуратура г.Владимира и Государственная жилищная инспекция администрации Владимирской области провели проверку по вопросу проведения капитального ремонта системы водоснабжения указанного жилого дома. При осмотре технического состояния общего имущества многоквартирного дома выявлены нарушения обязательных требований: «Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 и «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, а именно:
- в местах общего пользования имеются сухие следы протечек атмосферных осадков через кровлю дома;
-обеспечено исправное состояние стен: штукатурный слой наружных стен частично разрушен, что является нарушением п. а) ст. 10, п. з) ст. 11 Правил содержания, п.п. 4.2.1.1., 4.2.3.1;
При осмотре кв. № ### данного дома, которая расположена на 1 этаже дома, выявлено отслоение обоев от стен во всех помещениях квартиры, имеется зыбкость деревянных полов, внутридомовая приточная система вентиляции не работает. В квартире ощущается запах плесени, сырость. По сведениям жителей указанная система обустроена на базе дымоходов бывшего печного отопления. Вентиляционный канал туалета расположен горизонтально, совмещен с вентканалом кухни и находится в нерабочем состоянии. В квартире № ### имеются следы разрушений штукатурного слоя стен (выше плинтусов), следы почернения стен.
Согласно письменному заключению <...>» и пояснений, допрошенного в качестве специалиста сотрудника <...> ФИО13, по результатам технических заключений ###, ### необходимо выполнение следующих видов работ по капитальному ремонту жилого <...>:
1.Замена конструкции пола 1-го этажа жилого дома, т.к. согласно заключению ### полы 1-го этажа «полы по грунту», грунты основания пола расположены ниже уровня отмостки здания, что противоречит требованиям серии 2.144-88 «Узлы полов жилых зданий» и является одной из причин повышенной влажности в жилых помещениях.
Для принятия решения по замене конструкции пола необходимо выполнение инженерно-геологических изысканий.
2.Размещение индивидуального теплового пункта (ИТР) под лестничной клеткой, с обязательным согласованием в установленном порядке. Согласно заключению ### ИТП расположен в приямке помещения кухни <...> жилого дома, что противоречит требованиям СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети» и СНиП 41-01-95 «Проектирование тепловых пунктов».
Перенос ИТП под лестничную клетку (одну из 2-х), которая располагается с другой стороны жилого дома относительно существующего ИТП, влечет за собой ремонт системы отопления и тепловых сетей с изменением трассировки.
3.Замена систем холодного, горячего водоснабжения и системы водоотведения, согласно заключениям ###, ### трубопроводы водоснабжения и водоотведения покрыты ржавчиной, находятся в неудовлетворительном состоянии.
4.3амена системы электроснабжения, т.к. согласно заключению ### электропроводка жилого дома ветхая, местами открытого типа, со следами ремонта, имеются скрутки, не соответствует требования ПУЭ.
Противопожарное состояние системы электроснабжения жилого дома неудовлетворительное.
5.Ремонт системы вентиляции жилого дома с устранением нарушений противопожарных и санитарных норм, выявленных по результатам обследования (заключение ###
Работы по капитальному ремонту жилого <...> следует выполнять на основании проектно-изыскательских работ, в том числе:
1.Инженерно-геологические изыскания для обоснования принятия проектного решения по ремонту (замене) пола 1-го этажа.
2.Выполнение обмерных чертежей жилого дома и инженерных систем: НТП, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, вентиляции.
3.Подготовка рабочей документации на капитальный ремонт жилого дома.
В ходе рассмотрения дела прокурором с учетом данного заключения и частично выполненных ответчиком работ уточнен объем работ по капитальному ремонту <...>.
Также в материалы дела управляющей компанией ООО «ЖКС» представлен акт осмотра многоквартирного жилого <...> в 2012 году, с описанием повреждений : повреждение кладки фасадов, штукатурного слоя; неудовлетворительное состояние полов первого этажа; повреждение деревянных элементов стропильной системы гнилью 3% от общего объема; повреждены рамы и полотна дверных проемов мест общего пользования; состояние розлива под полом первого этажа неудовлетворительное, расположение теплового узла выполнено с нарушением норм СНиПа 41-02-2003 «Тепловые сети»; трубопроводы ХВС и ГВС имеют многочисленные очаги коррозии, состояние неудовлетворительное; трубопроводы имеют многочисленные трещины, нарушена герметизация раструбов; электрооборудование физически и морально устарело и не отвечает требованиям ПУЭ; вентиляция дома не обеспечивает достаточного воздухообмена и выполнена конструктивно неверно.
Исследовав доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного <...>, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации гражданами занимаемых ими в этом доме жилых помещений, сохраняется до исполнения обязательств по проведению указанного ремонта. После исполнения бывшим наймодателем обязательства по проведению капитального ремонта жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе и на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
Довод представителя ответчика о том, что истцами не доказаны те обстоятельства, что на момент приватизации первого жилого помещения и последующих жилых помещений, они находились в состоянии, требующем капитального ремонта, не принимается судом. Истцами в подтверждение данного обстоятельства представлено решение исполкома <...> народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ### об утверждении плана финансирования капитального ремонта <...>. При этом, ответчик не представил доказательства того, что когда-либо за период с 1974 года (капитальный ремонт дома по данным технического паспорта) и по настоящее время производился капитальный ремонт дома, следовательно, является доказанным то обстоятельство, что до передачи ответчиком в собственность в порядке приватизации жилых помещений в данном доме, обязанность наймодателя по проведению требующегося и необходимого капитального ремонта не была выполнена.
Кроме того, согласно письму управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Владимира в адрес ФИО7 (для жителей дома) от ДД.ММ.ГГГГ № ### администрация г.Владимира подтверждает, что за ней как за бывшим наймодателем, сохраняются обязательства по капитальному ремонту в части тех работ, которые необходимо было произвести на момент приватизации жилого помещения (ДД.ММ.ГГГГ).
Также суд расценивает действия администрации г.Владимира по заключению муниципальных контрактов на проведение проектно-изыскательских работ и на обследование квартиры № ### данного дома, а также муниципального контракта на выполнение работ по ремонту жилищного фонда, как частичное выполнение обязанностей в рамках ст.16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В соответствии со ст.86 ч.2 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Учитывая положения ст.86 ч.2 БК РФ, суд считает, что требования прокурора об организации разработки проектно-сметной документации на проведение работ по капитальному ремонту жилого дома в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу и организации проведения работ по капитальному ремонту жилого дома в течение восьми месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, надлежит оставить без удовлетворения в части указания сроков, поскольку расходные обязательства по проведению указанных работ в бюджете города на 2012 год не предусмотрены.
Кроме того, подлежат отклонению требования прокурора в интересах Каленовой Г.И., поскольку последняя приобрела право собственности на <...> по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, не является бывшим нанимателем квартиры и не приобрела право на нее в порядке приватизации. При этом правовым основанием исковых требований указана ст.16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Таким образом, исковые требования прокурора г.Владимира подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора города Владимира в интересах Зотовой В.Ф., Хромовой Ф.А., Татова В.С. удовлетворить частично.
Обязать администрацию города организовать разработку проектно-сметной документации на проведение работ по капитальному ремонту жилого <...>, предусмотренных техническими заключениями по обследованию данного дома, выполненными <...>» № ###, № ###, а именно:
1)Перенос индивидуального теплового пункта из квартир дома под
лестничную клетку дома;
2)Выполнение инженерно-геологических изысканий для обоснования принятия проектного решения по ремонту существующей конструкции пола 1 этажа жилого дома, с последующей разработкой проектно-сметной документации на проведение ремонта существующей конструкции пола 1 этажа с устройством гидроизоляции со стороны
грунтов основания пола;
3) Замена системы холодного и горячего водоснабжения, системы водоотведения дома;
4) Замена системы электроснабжения дома;
5) Ремонт системы вентиляции жилого дома с устранением нарушений противопожарных и санитарных норм, выявленных по результатам обследования (заключение ###).
Обязать администрацию города Владимира организовать проведение вышеуказанных работ по капитальному ремонту жилого <...>, предусмотренных техническими заключениями по обследованию данного дома, выполненными <...>», № ###, № ###, по результатам разработки проектно-сметной документации, а также организовать выполнение следующих работ, предусмотренных техническим заключением по обследованию данного дома, выполненным <...>» ###:
1)Увеличение вылета карниза кровли с устройством водосточных желобов, двух дополнительных водосточных труб и металлического ограждения кровли;
2)Замена существующего утеплителя чердачного перекрытия на новый;
3)Ремонт железобетонных плит козырьков над входами с устройством кровельного покрытия;
4)Планировка участка зеленой зоны со стороны фасада «4-6» для обеспечения стока поверхностных вод от здания;
5)Ремонт кирпичной кладки наружных стен в местах расслоения;
6)Ремонт штукатурки фасадов;
7)Окраска фасадов и цоколя водостойкими красками;
8)Штукатурка стен и потолков лестничных клеток с последующей окраской.
В удовлетворении исковых требований прокурора города Владимира в интересах Каленовой Г.И. к администрации г.Владимира о понуждении организовать разработку проектно-сметной документации на проведение работ по капитальному ремонту жилого дома, организовать проведение работ по капитальному ремонту жилого дома, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья <...> А.В.Горячева
Мотивированное решение изготовлено 25.06.2012г.
Председательствующий судья <...> А.В.Горячева
<...>
<...>
<...>
<...>