2-2880/2012 (о взыскании суммы недоимки по страховым взносам)(без изменения)



Дело № 2-2880/2012     

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«29» июня 2012 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Киселевой Н.Н.,

при секретаре Мухиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Владимире Владимирской области к Гудковой М. Н. о взыскании суммы недоимки по страховым взносам,

у с т а н о в и л:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Владимире обратилось в суд с иском к Гудковой М.Н. о взыскании недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 7157 руб. 43 коп., из них: недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии в сумме 5391 руб. 55 коп. и пени по страховым взносам на страховую часть пенсии в сумме 114 руб. 17 коп., недоимку по страховым взносам на накопительную часть пенсии в сумме 1617 руб. 46 коп. и пени по страховым взносам на накопительную часть пенсии в сумме 34 руб. 25 коп.

В обоснование иска указывают, что с 01.01.2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Частью 1 ст. 14 Федерального закона 212-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Таким образом, стоимость страхового года на 2011 год в Пенсионный фонд РФ, определяется: 4 330 рублей (Федеральный закон от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда») х 26 % (п. 2 ст. 12 Федерального закона № 212-ФЗ) х 12 = 13 509 руб. 60 коп.

Стоимость страхового года на 2011 год в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, определяется: 4 330 рублей (Федеральный закон от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда») х 3,1 % (п. 2 ст. 12 Федерального закона № 212-ФЗ) х 12 = 1610 руб. 76 коп.

Стоимость страхового года на 2011 год в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, определяется: 4 330 рублей (Федеральный закон от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда») х 2 % (п. 2 ст. 12 Федерального закона № 212-ФЗ) х 12 = 1039 руб. 20 коп.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона 212-ФЗ (в редакции от 08.12.2010г.) страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Частью 6 указанной статьи установлено, что физические лица, прекратившие деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода, обязаны в двенадцатидневный срок с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда РФ расчет по начисленным уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно. Уплата страховых взносов, исчисленных на основании представляемых в соответствии с ч. 6 настоящей статьи расчетов по начисленным и уплачена страховым взносам, производится не позднее 15 календарных дней со дня подачи такого расчета.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», страховой стаж включаются только те периоды деятельности гражданина, за которые уплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Таким образом, неуплата страховых взносов влечёт страхователя отрицательные последствия в виде исключения из стажа периодов, за которые вносились страховые взносы.

Ответчик зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ прекратил предпринимательскую деятельность ДД.ММ.ГГГГ

За время ведения предпринимательской деятельности ответчик ненадлежащим образом исполнял обязанности, возложенные на него законодательством по обязательному страхованию: страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование им уплачены с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ не в полном объеме.

Согласно справке о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов, задолженность ответчика по уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование вышеуказанный период составляет 7009 руб. 01 коп.

Неуплаченная сумма является недоимкой и подлежит взысканию с начислением пени согласно ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ.

За несвоевременную уплату страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчику начислены пени в процентах (по 1/300 от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ суммы недоимки за каждый день просрочки, что составляет 148 руб. 42 коп.

Просят взыскать с ответчика сумму недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 7157 руб. 43 коп., из них: недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии в сумме 5391 руб. 55 коп. и пени по страховым взносам на страховую часть пенсии в сумме 114 руб. 17 коп., недоимку по страховым взносам на накопительную часть пенсии в сумме 1617 руб. 46 коп. и пени по страховым взносам на накопительную часть пенсии в сумме 34 руб. 25 коп.

Представитель истца по доверенности Окунева С.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.

Ответчик Гудкова М.Н. в суд не явилась, просила дело рассмотреть без ее участия, с иском не согласна. Из представленного возражения следует, что как указано в исковом заявлении с 01.01.2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Одновременно с этим Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» внесены поправки в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а именно в статью 3, согласно которым правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом». Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.01.2010 г., плательщиками страховых взносов являются, в том числе, индивидуальные предприниматели. Из положений ст. 13, п. 1 ст. 16 и п.п. 1, 4 ст. 57 Закона N 212-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, обязаны производить исчисление и уплату суммы страховых взносов вне зависимости от размера полученного дохода в фиксированном размере. Частью 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного Закона. Из анализа данной нормы следует, что работодателем не уплачиваются взносы работнику, оформившему отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, так как в этот период доход отсутствует. Считает, что закон N 212-ФЗ не может ставить предпринимателей, работающих самостоятельно, в иное положение, обязывая их уплачивать страховые взносы вне зависимости от осуществления деятельности и ухода за ребенком до достижения им полутора лет. Кроме того, остались неизменными положения Федерального закона N 167-ФЗ Федерального закона N 173-ФЗ, касающиеся порядка зачета нестраховых периодов в страховой стаж и финансирования расходов фонда в связи с этим за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Так согласно п. 2 ст. 14 Закона N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователь - индивидуальный предприниматель обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением этих страховых взносов. В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Закона N 173-ФЗ, засчитывается, в частности, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. При этом в соответствии со статьей 17 Закона N 167-ФЗ на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет Пенсионному фонду РФ выделяются средства из федерального бюджета. Считает, что данные нормы распространяются на всех физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Согласно правовой позиции, изложенной в резолютивной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 г. N 182-О, нормативные положения пунктов 1-3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ во взаимосвязи с положениями статьи 17 названного Закона, а также статей 2-3, 10-11 Закона N 173-ФЗ не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Считает доводы истца о том, что Законом N 173-ФЗ «в страховой стаж включаются только те периоды деятельности гражданина, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а неуплата страховых взносов влечет отрицательные последствия» противоречат действующему законодательству. А возложение на нее обязанности по уплате страховых взносов за периоды нахождения в отпуске до 1,5 лет приводит к повторной уплате данных взносов. Поэтому в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у нее отсутствовала обязанность по исчислению и уплате страховых взносов в Пенсионный фонд. О том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет Пенсионному фонду ею было сообщено ДД.ММ.ГГГГ путем представления расчета страховых взносов и документов персонифицированного отчета; также ДД.ММ.ГГГГ ею были представлены документы, подтверждающих право на нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Это также подтверждаются письмом Минздравсоцразвития РФ от 22.03.2011 г. N 19-5/10/2-2767 «Взносы в ПФР предпринимателя во время отпуска по уходу за ребенком», согласно которому в период нахождения индивидуального предпринимателя в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет страховые взносы в ПФР не уплачиваются. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Суд, выслушав доводы представителя истца, исследовав и изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу п.п. 2 п. 1 ст. 6, п.1 ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации индивидуальные предприниматели, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и(или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода одного их родителей за каждым ребенком до достижения ими возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

В силу п.п. 2 п. 2 ст. 1 Федерального закона РФ N 18-ФЗ от 21.03.2005 года «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» выделение Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов производится в том числе, за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

Установлено, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ### от ДД.ММ.ГГГГ Гудкова М.Н. ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя Гудковой М.Н. на основании принятого им решения.

ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель приостановила свою деятельность. Приказом ### от ДД.ММ.ГГГГ ИП Гудкова М.Н. решила не возобновлять предпринимательскую деятельность в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ ребенка до достижения им полутора лет.

Согласно свидетельству о рождении ### от ДД.ММ.ГГГГ, выданного отделом ЗАГСа администрации г. Владимира Владимирской области, у Гудковой М.Н. родилась дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Разъясняя конституционно-правовой смысл положений п.п. 1-3 ст. 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в определении N 182-О от 12.05.2005 года, Конституционный Суд РФ, проанализировав положения Федерального закона «О трудовых пенсиях», а также Федерального закона «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан», (ранее - Федеральный закон «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву»), пришел к выводу о том, что определяя порядок выделения средств из федерального бюджета на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации за каждое застрахованное лицо в связи с зачетом в страховой стаж этого периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и расчета объема этих средств, федеральный законодатель не предусматривает специальные норм и условия возмещения применительно к индивидуальным предпринимателям.

Исходя из этого, а также принимая во внимание то обстоятельство, что в связи со вступлением в силу с 01.01.2010 г. Федерального закона N 212-ФЗ порядок и условия возмещения из федерального бюджета страховых взносов за период осуществления предпринимателями отпуска по уходу за ребенком до полутора лет не изменились, суд приходит к выводу о том, что изложенная Конституционным Судом РФ в определении от 12.05.2005 г. N 182-О правовая позиция распространяется и на правоотношения по уплате указанными лицами страховых взносов в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ.

При этом изменение законодателем формы уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, связанное с отменой фиксированных платежей и установлением размера страховых взносов в зависимости от стоимости страхового года, не свидетельствует о наличии обстоятельств, имеющих правовое значение при определении права Гудковой М.Н. на освобождение от уплаты взносов за период ухода за ребенком до полутора лет.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что с учетом выявленного Конституционным Судом РФ конституционного-правового смысла положений закона, предусматривающих уплату предпринимателями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих предпринимательскую деятельность в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет, не может быть возложена обязанность по уплате страховых взносов.

В связи с этим исковые требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Владимире Владимирской области к Гудковой М.Н. о взыскании суммы недоимки по страховым взносам и пени удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Владимире Владимирской области Гудковой М. Н. о взыскании недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 7157 руб. 43 коп., из них: недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии в сумме 5391 руб. 55 коп. и пени по страховым взносам на страховую часть пенсии в сумме 114 руб. 17 коп., недоимку по страховым взносам на накопительную часть пенсии в сумме 1617 руб. 46 коп. и пени по страховым взносам на накопительную часть пенсии в сумме 34 руб. 25 коп., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца.

Председательствующий судья              Н.Н. Киселева

Мотивированное решение выполнено 05.07.2012 г.

Судья Н.Н. Киселева