Дело № 2-297/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«09» февраля 2011 г. г. Владимир
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи при секретаре | Якушева П.А., Мухиной Е.В., |
с участием: заявителя Петракова В.М., заявителя Аристова А.М., представителя заинтересованного лица – администрации г. Владимира – Гуржоса Д.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ###, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица – администрации г. Владимира в лице управления образования администрации г. Владимира – Степановой Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ###, выданной на срок до ДД.ММ.ГГГГ, |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Петракова В.М., Аристова А.М. о признании незаконным постановления главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### в части отказа в постановке Петракова В.М. и Аристова А.М. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и обязании администрации г. Владимира поставить Петракова В.М. и Аристова А.М. на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма во внеочередном порядке, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
У С Т А Н О В И Л:
Петраков В.М., Аристов А.М. обратились в суд с иском (заявлением), в котором с учетом уточнений просили:
признать незаконным постановление главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### в части отказа в постановке Петракова В.М. и Аристова А.М. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей;
обязать администрацию г. Владимира поставить Петракова В.М. и Аристова А.М. на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма во внеочередном порядке, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование указали, что являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время проживают в квартире своей бабушки – ФИО3, закрепленного жилья не имеют.
ДД.ММ.ГГГГ в управление по учету и распределение жилой площади администрации г. Владимира поступили заявления Аристова А.М. и Петракова В.М. о постановке их на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### Аристову А.М. (п. 9.3) и Петракову В.М. (п. 9.2) отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как имеют право пользования жилым помещением по адресу: <...>.
Полагают отказ в предоставлении жилого помещения незаконным, поскольку имеют право на обеспечение жилым помещением на основании Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В судебном заседании заявители требования поддержали по изложенным основаниям.
Представитель заинтересованного лица – администрации г. Владимира - просил суд отказать в удовлетворении заявления в виду отсутствия правовых оснований.
Представитель заинтересованного лица – управления образования администрации г. Владимира – просила суд удовлетворить заявление по основаниям, указанным заявителями.
Заинтересованное лицо – департамент образования администрации Владимирской области – в судебное заседание представителя не направил, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, не возражавших относительно рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя департамента образования администрации Владимирской области.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав собранные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в управление по учету и распределение жилой площади администрации г. Владимира поступили заявления Аристова А.М. и Петракова В.М. о постановке их на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### Аристову А.М. (п. 9.3) и Петракову В.М. (п. 9.2) отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как имеют право пользования жилым помещением по адресу: <...>.
ДД.ММ.ГГГГ в управление по учету и распределение жилой площади администрации г. Владимира поступили повторные заявления Петракова В.М. и Аристова А.М.
Письмами от ДД.ММ.ГГГГ заявителям было сообщено, что вопрос о постановке их на учет уже рассматривался, в постановке на учет было отказано.
Согласно ч. 3 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях может быть обжаловано гражданином в судебном порядке.
Поскольку на стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение и отношения, связанные с принятием граждан на учет, носят публичный характер, решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления» определение вида судопроизводства зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд.
Несмотря на форму обращения в суд – исковое заявление – по своему характеру обращение Петракова В.М. и Аристова А.М. в суд представляет собой заявление о признании незаконными решений администрации г. Владимира и обязании устранить нарушение прав и свобод.
В связи с чем заявление Петракова В.М. и Аристова А.М. рассматривалось судом по правилам главы 25 ГПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления» при рассмотрении дела в порядке главы 25 ГПК по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
При этом согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Оценивая наличие полномочий органа местного самоуправления на принятие оспариваемого решения, судом установлено, что согласно ч. 3 ст. 53 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
Согласно п. 8 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Законом Владимирской области от 06.05.2005 № 49-ОЗ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется исполнительным органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Пунктом 14 указанного Порядка установлено, что граждане считаются принятыми на учет со дня утверждения главой (главой администрации) муниципального образования соответствующего решения жилищной комиссии.
Следовательно, глава г. Владимира имеет полномочия по принятию решения по вопросу о признании или об отказе в признании гражданина нуждающимся в жилых помещениях.
Суд приходит к выводу о том, что постановление главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации города Владимира и внесении изменения в постановление главы города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###» в части отказа Петракову В.М. и Аристову А.М. в постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 9.3, 9.2), было принято в пределах полномочий органа местного самоуправления.
При оценке соблюдения порядка принятия оспариваемых решений судом установлено, что согласно ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 данной статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
В соответствии с п. 6 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Закон Владимирской области от 06.05.2005 № 49-ОЗ, ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется исполнительными органами местного самоуправления по месту их жительства с соблюдением гласности путем принятия решений по данным вопросам на заседаниях жилищной комиссии.
Согласно п. 12 указанного Порядка в течение тридцати рабочих дней со дня представления гражданином заявления и всех необходимых к нему документов орган, осуществляющий принятие на учет, по результатам рассмотрения заявления гражданина готовит проект решения жилищной комиссии о принятии на учет или об отказе в принятии на учет, выносит его на рассмотрение комиссии, и утверждается главой (главой администрации) муниципального образования.
Заявления были поданы Аристовым А.М. и Петраковым В.М. ДД.ММ.ГГГГ
Решение жилищной комиссии при администрации г. Владимира об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий Аристова А.М. и петракова В.М. по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей принято ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из протокола ### заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ
Постановление главы г. Владимира ###, пунктом 9.3 которого Аристову А.М., а пунктом 9.2. – Петракову В.М. отказано в признании нуждающимися в получении жилых помещений по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный срок. В постановлении приведены мотивы, по которым Аристову А.М. и Петракову В.М. отказано в принятии на учет.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Владимира проинформировала Аристова А.М. и Петракова В.М. о принятом решении.
Таким образом, порядок принятия оспариваемого решения был соблюден.
Что касается повторных обращений, то вторые заявления были подано Петраковым В.М. ДД.ММ.ГГГГ, Аристовым А.М. – ДД.ММ.ГГГГ
Письмами от ДД.ММ.ГГГГ заявителям было сообщено, что вопрос о постановке их на учет уже рассматривался, в постановке на учет было отказано.
Устанавливая, соответствует ли содержание постановления главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации города Владимира и внесении изменения в постановление главы города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###» в части отказа Петракову В.М. и Аристову А.М. в постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения, суд приходит к следующему.
<данные изъяты>
Аристов А.М. зарегистрирован по адресу: <...> квартире, принадлежащей на праве собственности бабушке ФИО3 как члену ТСЖ, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии ###.
Закрепленного жилого помещения Аристов А.М. не имеет.
Согласно Сообщению Управления Росреестра по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###, справке Владимирского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ ### Аристов А.М. не имеет жилых помещений на праве собственности.
Мать Петракова В.М., <данные изъяты>
Петраков В.М. зарегистрирован по адресу: <...> квартире, принадлежащей на праве собственности бабушке ФИО3 как члену ТСЖ, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии ###.
Согласно Сообщению Управления Росреестра по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###, справке Владимирского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ ### Петраков В.М. не имеет жилых помещений на праве собственности.
Членами семьи ФИО3 Аристов А.М. и Петраков В.М. не являются, поскольку не ведут общего хозяйства, что подтвердили свидетели ФИО9, ФИО10; имеют собственные источники доходов, что подтверждается представленными в материалы дела справками.
Таким образом, заявители не являются ни собственниками, ни членами семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <...>.
Закрепленного жилья заявители не имеют.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется по окончании или в течение двух лет до окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, по возвращении или в течение двух лет до возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены следующие определения применяемых в Федеральном законе понятий:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На момент обращений с заявлениями о постановке на учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Аристову А.М. было ### лет и он обучался, Петракову В.М. – ### года и он находился в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Закрепленных жилых помещений они не имели.
Следовательно, заявители имеют право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В суд заявители обратились ДД.ММ.ГГГГ, однако предпринимали активные действия по восстановлению нарушенных прав: обращались в управление образования администрации г. Владимира, к Уполномоченному по правам ребенка и др.
При указанных обстоятельствах суд полагает возможным восстановить установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Петракова В.М., Аристова А.М. о признании незаконным постановления главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### в части отказа в постановке Петракова В.М. и Аристова А.М. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и обязании администрации г. Владимира поставить Петракова В.М. и Аристова А.М. на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма во внеочередном порядке, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворить.
Признать незаконным постановление главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### в части отказа в постановке Петракова В.М. и Аристова А.М. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей (пункты 9.2., 9.3 постановления).
Обязать администрацию города Владимира поставить Петракова В.М. и Аристова А.М. на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма во внеочередном порядке, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании заявлений о принятии на учет, поданных в администрацию г. Владимира ДД.ММ.ГГГГ
Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья П.А. Якушев
Мотивированное решение изготовлено 14.02.2011 г.
Председательствующий судья П.А. Якушев