Дело № 2 – 1997/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июля 2012 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Изоховой Е.В.,
при секретаре Климановой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Жукова Ю. И. к Федеральной службе исполнения наказаний России и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Жуков Ю.И. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее ФСИН России) и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области (далее УФСИН по Владимирской области) о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат, взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что Жуков Ю.И. проходил службу в ОД-1/Т-2 Управления исполнения наказаний МЮ РФ по Владимирской области. Согласно выписки из протокола жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ г### Жуков Ю.И. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в ОД-1/Т-2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Владимирской области и поставлен (восстановлен) на учет за ### от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ он подал заявление (рапорт) о включении в состав участников федеральной целевой программы «Жилище на 2002 - 2010 годы», подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Согласно выписки из протокола жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ### Жуков И.Ю. был включен в сводный список ОД-1/Т-2 УФСИН России по Владимирской области на получение ГЖС в 2010 г. Документы были направлены в УФСИН России по Владимирской области. Согласно указания УФСИН России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### жилищной комиссией ОД-1/Т-2 УФСИН России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ протоколом ### была изменена дата признания Жукова И.Ю. нуждающимся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, таким образом из-за волокиты и халатного отношения сотрудников как ОД-1/T-2, так и УФСИН России по Владимирской области Жуков И.Ю. не был включен в сводный список УФСИН России по Владимирской области на получение ГЖС в 2010 г. ДД.ММ.ГГГГ Жуковым было подано заявление (рапорт) о добровольном участии в Программе, но УФСИН России по Владимирской области согласно копии дела от ДД.ММ.ГГГГ ### никаких мер принято не было. ДД.ММ.ГГГГ, Жуковым Ю.И. был подан рапорт об участии в программе в 2012 г., но УФСИН России по Владимирской области согласно копии дела от ДД.ММ.ГГГГ ### никаких мер принято не было. ДД.ММ.ГГГГ Приказом начальника Управления исполнения наказаний РФ по Владимирской области ### л/с от ДД.ММ.ГГГГ. он был уволен из органов уголовно-исполнительной системы по ст. 5 8 пункту «3» (по ограниченному состоянию здоровья). Последняя занимаемая должность- <...>» финансировалась за счет средств федерального бюджета. Выслуга при увольнении составляет более 10 лет (в календарном исчислении-18 лет 08 мес. 21 день). ДД.ММ.ГГГГ Управлением федеральной службы исполнения наказаний России по Владимирской области исх. ### гр. Жукову Ю.И. был дан ответ, из которого следует, что: ДД.ММ.ГГГГ он состоял в сводном списке Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по <...>, а ДД.ММ.ГГГГ уже под ###, т.е. в хронологической последовательности, постановки граждан на учет, не смотря на то, что Жуков Ю.И. имеет право на получение ГЖС в первоочередном порядке как гражданин, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации (п.7 Правил к Программе «Жилище» на 2011-2015 годы), так и как сотрудник учреждения, в которое сертификаты в 2010-2012 г.г. не выделялись. В последний раз ГЖС представлялся сотруднику ОД-1/Т-2 Управления исполнения наказаний МЮ РФ по Владимирской области ФИО4 в 2009 году Таким образом, бездействие руководства УФСИН по Владимирской области и Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН России) привело к тому, что Жуков Ю.И. не мог воспользоваться своим правом на получение государственной субсидии для приобретения жилого помещения в течение трех лет. Фактически Жуков Ю.И. проживает в комнате, трехкомнатной квартиры, занимаемой по договору найма, заключенного с <...> от ДД.ММ.ГГГГ, оплачивая за проживания согласно договора 3000 руб., согласно расписок в получении денег за проживание в размере 4000 руб. Все необходимые документы, подтверждающие отсутствие у него жилых помещений для постоянного проживания, обязательство об освобождении и сдаче (передачи занимаемого койко-места после получения (реализации) жилищного сертификата и снятии с регистрационного учета по адресу: <...>, общежитие им предоставлены.
В судебном заседании истец, его представитель по доверенности Рыбкин Д.В. поддержали заявленные исковые требования.
Представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН по Владимирской области Подгорнова Е.Н. иск не признала по следующим основаниям. Жуков Ю.И. проходил службу в уголовно-исполнительной системе и был уволен с должности <...> по ст. 5 8 пункту «3» (по ограниченному состоянию здоровья) с ДД.ММ.ГГГГ (приказ начальника ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области ### от ДД.ММ.ГГГГ) В соответствии с протоколом жилищно-бытовой комиссии Учреждения ОД-1/Т-2 УИН МЮ РФ по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### Жуков Ю.И. был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Жуков Ю.И. обратился к начальнику УФСИН России по Владимирской области с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Владимирской области. ДД.ММ.ГГГГ начальником УФСИН России по Владимирской области подполковником внутренней службы ФИО6 был утвержден сводный список граждан, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012 год, куда был включен Жуков Ю.И. В дальнейшем, утвержденный список был направлен в ФСИН России (письмо от ДД.ММ.ГГГГ ###). В указанном сводном списке истец числится под ###, что соответствует п. 16 инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом ФСИН России от 4.06.2007 г. № 287 согласно которой, формирование сводного списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Требования истца об обязании ФСИН России в 2012 году оформить и выдать на имя Жукова Ю.И. ГЖС является абсурдным, так как истец является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012 год. Лимиты бюджетных обязательств по выпуску и распределению сертификатов утверждается Правительством Российской Федерации. В соответствии с п.20 инструкции утвержденной приказом ФСИН России от 4.06.2007 г. № 287 после выхода приказа государственного заказчика (Министерства регионального развития РФ) подпрограммы о выпуске и выдаче государственных жилищных сертификатов ФСИН России получает от государственного заказчика подпрограммы бланки государственных жилищных сертификатов, обеспечивает их хранение и учет. Таким образом, ФСИН России осуществляет распределение сертификатов в пределах лимитов бюджетных обязательств между территориальными органами УИС и иными органами УИС. Кроме того, права истца ни УФСИН России по Владимирской области, ни ФСИН России не нарушали.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение участников процесса, свидетеля, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Как установлено в судебном заседании, Жуков Ю.И. проходил службу в уголовно-исполнительной системе и был уволен с должности <...> по ст. 5 8 пункту «3» (по ограниченному состоянию здоровья) с ДД.ММ.ГГГГ (приказ начальника ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области ### от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно выписки из протокола жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ г### Жуков Ю.И. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в ОД-1/Т-2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Владимирской области и поставлен (восстановлен) на учет за ### от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с протоколом жилищно-бытовой комиссии Учреждения ОД-1/Т-2 УИН МЮ РФ по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### была изменена дата признания Жукова И.Ю. нуждающимся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Жуков Ю.И. подал заявление (рапорт) о включении в состав участников федеральной целевой программы «Жилище на 2002 - 2010 годы», подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Согласно выписки из протокола жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ###, Жуков И.Ю. был включен в сводный список ОД-1/Т-2 УФСИН России по Владимирской области на получение ГЖС в 2010 г.
ДД.ММ.ГГГГ Жуковым Ю.И. снова было подано заявление (рапорт) о добровольном участии в указанной Программе.
Затем ДД.ММ.ГГГГ, Жуковым Ю.И. был подан рапорт об участии в программе в 2012 г.
Как следует из ответа Жукову Ю.И. заместителя начальника УФСИН России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 и приказом ФСИН России от 04.06.2007г. № 287, утвердившим «Инструкцию о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в уголовно-исполнительной системе» формирование сводного списка осуществляется в хронологической последовательности, в какой граждане – участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). В дальнейшем сводный список утверждается начальником УФСИН России по Владимирской области. Для получения сертификатов территориальный орган УИС представляет в ФСИН России учетные дела граждан-участников подпрограммы, а также сводные списки граждан, планируемых к получению государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в состав которой входила подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Согласно положениям распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.12.2008 № 1996-р федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы и входящие в ее состав подпрограммы продлеваются до 2015 года. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 федеральная целевая программа "Жилище" продлена до 2015 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153 установлено, что формой государственной поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Этим же постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года за № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.
Как следует из содержания подпрограммы, она имеет своей целью обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет такие обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выдача государственных жилищных сертификатов в уголовно - исполнительной системе осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, а также Инструкцией о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» в уголовно - исполнительной системе», утвержденной приказом ФСИН России от 4 июня 2007 года № 287.
В настоящее время реализуется Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011- 2015г.г., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. №1050 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы».
Данным постановлением предусмотрено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы".
Согласно абзаца 5 подпункта «а» пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы" право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно пункта 9 Правил сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы). Количество граждан, включенных в резерв на получение сертификатов, не должно превышать количество граждан - получателей сертификатов. Внесение дополнительно лиц в утвержденные списки не допускается. Все экземпляры сводных списков должны быть утверждены начальником территориального органа, образовательного учреждения УИС, прошиты, пронумерованы и заверены оттиском мастичной печати. В случае отсутствия какого-либо из указанных требований сводные списки считаются недействительными. Указанные списки должны быть доступны для ознакомления гражданами - участниками подпрограммы.
Таким образом, на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области законом возложена обязанность формировать списки получателей Государственных жилищных сертификатов и комплектовать учетные дела получателей сертификатов, на основании заявлений об их выдаче.
На Федеральную службу исполнения наказаний России возложена обязанность выдавать Государственные жилищные сертификаты на основании сформированных списков получателей и укомплектованных учетных дел получателей сертификатов УФСИН России по Владимирской области.
В ходе судебного заседания установлено, что Жуков Ю.И. не имеет на праве собственности недвижимого имущества в г. Владимире и Владимирской области, что подтверждается сообщениями Федеральной регистрационной службы от ДД.ММ.ГГГГ и ГУП «Ростехинвентаризация –федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ и сторонами не оспаривалось.
Установлено, что в представленном во ФСИН России сводном списке граждан – участников подпрограммы на 2011г. Жуков Ю.И. числился под номером ###, а в утвержденном сводном списке граждан-участников подпрограммы на 2012г. Жуков Ю.И. стоит уже под номером ###, из чего следует, что реализация его права на приобретение жилья является затруднительной.
Вышеуказанные обстоятельства, позволяют суду сделать вывод о том, что исковые требования Жукова Ю.И. о возложении обязанности выдать ему Государственный жилищный сертификат законны и обоснованы.
Ссылка представителя ответчиков на наличие очередности выдачи Государственных жилищных сертификатов не принимается судом во внимание по следующим обстоятельствам.
В силу ст. ст. 1,9, 12 ГК РФ граждане осуществляют свои гражданские права, в том числе право на выбор способа их защиты своей волей и в своем интересе по своему усмотрению. Право граждан на жилище относится к числу их основных прав. Оно закреплено в ст.40 Конституции РФ.
Жуков Ю.И. воспользовался своим правом на судебную защиту своих интересов. Таким же правом могут воспользоваться и иные лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Каких – либо доводов, препятствующих выдаче сертификата истцу, в суд не представлено.
С учетом того, что правовой статус Жукова Ю.И. соответствует требованиям закона, предъявляемым для реализации права на получение государственного жилищного сертификата, следовательно, истец может быть обеспечен государственным жилищным сертификатом в рамках указанной целевой программы исходя из требований Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, поскольку он признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) по месту службы, поставлен на жилищный учет в Управлении уголовно - исполнительной системы до 1 марта 2005 года.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истца о возложении обязанности на ФСИН России выдать ему Государственный жилищный сертификат. Судом возложена данная обязанность на ФСИН России, т.к. действующее законодательство предусматривает выдачу государственных жилищных сертификатов гражданам, включенным в списки получателей сертификатов на Федеральную Службу исполнения наказаний России.
На Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Владимирской области законом возложена обязанность формировать списки получателей Государственных жилищных сертификатов и комплектовать учетные дела получателей сертификатов, на основании заявлений о их выдаче.
На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Поэтому суд полагает взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации в пользу истца возврат госпошлины, подтвержденный документально, в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Жукова Ю. И. удовлетворить.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России (ФСИН России) выдать Жукову Ю.И. государственный жилищный сертификат.
Взыскать с Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Владимирской области в пользу Жукова Ю. И. в возврат госпошлины в размере 200 рублей, расходы за оформление нотариальной доверенности 1000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательном виде во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира.
Судья Е.В. Изохова
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
Именем Российской Федерации
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>