об освобождении от административной ответственности



...

Дело №12-324/10

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

18 августа 2010 г. г.Владимир

Судья Октябрьского районного суда г. Владимира Горчакова О.Л.,

с участием прокурора прокуратуры г.Владимира Смирновой А.В.,

рассмотрев протеста и.о. прокурора г.Владимира А.А.Каюшкина на постановление и.о. директора департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от dd/mm/yy года ### об освобождении от административной ответственности генерального директора ЗАО «Фармация Октябрьского района г.Владимира» Бережной Н.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.6 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением и.о. директора департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от dd/mm/yy года ### генеральный директор ЗАО «Фармация Октябрьского района г.Владимира» Бережная Н.А. освобождена от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.6 КоАП РФ

И.о. прокурора г.Владимира А.А.Каюшкин обратился в суд с протестом на постановление и.о. директора департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от dd/mm/yy года ### об освобождении от административной ответственности генерального директора ЗАО «Фармация Октябрьского района г.Владимира» Бережной Н.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.6 КоАП РФ.

В обоснование прокурор указал, что данное постановление является незаконным и необоснованным, вынесено с нарушением норм административного законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, dd/mm/yy прокуратурой города Владимира совместно с департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере ценообразования на розничном рынке лекарственных препаратов, в результате которой выявлены нарушения действующего законодательства, допущенные ЗАО «Фармация» Октябрьского района г. Владимира», выразившиеся в увеличении цены на лекарственные средства.

Частью 1 статьи 14.6 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность должностных лиц за завышение регулируемых государством цен на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному).

Установлено, что ЗАО «Фармация» Октябрьского района г. Владимира» осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии от dd/mm/yy ###, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

В соответствии с Федеральным законом от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, осуществляется в том, числе, путем государственного регулирования цен на лекарственные средства.

Постановлением Правительства РФ от 09.11.2001 № 782 (в редакции от 07.06.2008 № 441) «О государственном регулировании цен на лекарственные средства определено, что органы исполнительной власти субъектов РФ должны устанавливать для аптечных учреждений независимо от их организационно-правовой формы предельные розничные надбавки к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств.

Постановлением Правительства РФ от 08.08.2009 № 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» утверждены изменения, которые вносятся в Постановления Правительства РФ по вопросам, связанным с совершенствованием государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

В данном Постановлении Правительства РФ, в том числе, указано на необходимость органам исполнительной власти субъектов РФ принять нормативные правовые акты, устанавливающие предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, не позднее dd/mm/yy года.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 26.02.2010 № 167 установлены предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на реализуемые на территории области лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (далее - Постановление).

Согласно пункту 4 Постановления предельная оптовая и розничная надбавка исчисляется от фактической отпускной цены производителя без учета налога на добавленную стоимость (за исключением организаций, применяющих систему налогооблажения в виде единого социального налога на вмененный доход).

Вместе с тем, в ходе проверки аптеки, принадлежащей ЗАО «Фармация» Октябрьского района г. Владимира», расположенной по адресу: г. Владимир, ..., ..., выявлены завышения цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, что подтверждается справкой, составленной по результатам проверки от dd/mm/yy.

Так, лекарственный препарат «Миг» находился в продаже в количестве 9 штук по цене 82,00 руб., а предельная розничная цена 80,36 руб.; «анаферон детский» в количестве 9 штук был предложен к продаже по цене 131,00 руб. -предельная розничная цена 128,77 руб.; «Но-шпа» в количестве 2 штук был предложен к продаже по цене 237,90 руб. - предельная розничная цена 227,67 руб.; «арифон» в количестве 1 штуки по цене 425,00 руб. - предельная розничная цена 412,26руб.

Таким образом, приведенные выше факты свидетельствуют о том, что в действиях генерального директора ЗАО «Фармация» Октябрьского района г. Владимира» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.

Кроме того, приказом Росздравнадзора от 17.03.2010 № 2173-Пр/10 «О государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на ЖНВЛС» зарегистрированы предельные отпускные цены производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

Вместе с тем, постановлением и.о. директора департамента цен и тарифов администрации Владимирской области Иванова А.Б. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, в отношении генерального директора ЗАО «Фармация Октябрьского района г. Владимира» Бережной Н.А., проживающей по адресу: г. Владимир, ..., ..., ..., прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ - в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Определяя административную ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, законодатель исходит из того, что противозаконным является уже сам факт завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), без относительно к наступившим в результате этого последствиям.

Общественная опасность такого правонарушения заключается в том, что правовое регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.

Таким образом, выявленные вышеуказанные нарушения федерального законодательства касаются увеличения цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, что ущемляет права граждан на получение соответствующих лекарственных средств по установленным предельным ценам и в целом, с учетом всех объемов реализуемых товаров, существенно нарушает общественные правоотношения, приводя к невозможности приобретения лекарственных средств отдельными категориями граждан.

Кроме того, совершение административного правонарушения впервые не может быть отнесено к обстоятельствам, характеризующим малозначительность совершенного административного правонарушения.

Данное обстоятельство влияет лишь на размер назначенного административного наказания.

Просит постановление отменить, материал по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ЗАО «Фармация» Октябрьского района г.Владимира Бережной Н.А. направить на новое рассмотрение.

В судебном заседании прокурор доводы протеста поддержал.

Бережная Н.А., представитель департамента цен и тарифов администрации Владимирской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Суд определил, рассматривать протест прокурора в отсутствие Бережной Н.А. и представителя департамента цен и тарифов администрации Владимирской области.

Выслушав прокурора прокуратуры г.Владимира, исследовав материалы дела, суд считает, что постановление и.о. директора департамента цен и тарифов администрации Владимирской области по делу ### от dd/mm/yy года подлежит отмене, а протест прокурора - удовлетворению.

Установлено, что в действиях генерального директора ЗАО «Фармация Октябрьского района г.Владимира» Бережной Н.А. имеется состав правонарушения, предусмотренный ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ, поскольку ей допущено нарушение порядка ценообразования при реализации лекарственных средств в г.Владимире, выразившееся в превышении предельных розничных надбавок, установленных постановлением Губернатора области от 26.02.2010 года №167 «Об установлении предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, реализуемые на территории Владимирской области».

При рассмотрении постановления и.о. заместителя прокурора г. Владимира о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении генерального директора ЗАО «Фармация» Бережной Н.А. и.о. директора департамента цен и тарифов обоснованно усмотрел в действиях Бережной Н.А. состава правонарушения, признав ее виновной, однако, производство по делу прекратил, применяя положения ст. 2.9 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Суд не может согласиться с тем, что совершенное правонарушение, как усматривается из мотивировки постановления, не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан. Лекарственные препараты являются для граждан предметом первой необходимости. Превышение цены на несколько рублей на препараты, в том числе ежедневного применения, в условиях экономического кризиса, является нарушением конституционного права гражданина на охрану здоровья.

В соответствии со ст. 1.2 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях задачами законодательства об административных правонарушениях также является и предупреждение административных правонарушений.

Поэтому, прекращение производство по делу за малозначительностью по указанной категории дел, касающейся охраны здоровья граждан, не способствует задачам предупреждения административных правонарушений в указанной сфере отношений.

Поскольку, в соответствии со ст. 4.5 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях истек двух месячный срок давности привлечения к административной ответственности, то производство по делу подлежит прекращению.

Руководствуясь ст. 30.6; п.3 ч.1 ст.30.7; ст.30.8, ст.2.9 КоАП РФ суд,

РЕШИЛ:

Постановление и.о. директора департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от dd/mm/yy года ### об освобождении от административной ответственности генерального директора ЗАО «Фармация Октябрьского района г.Владимира» Бережной Н.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.6 КоАП РФ отменить, протест и.о прокурора г.Владимира – удовлетворить.

Производство по делу в отношении Бережной Н.А. прекратить за истечением сроком давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья: подпись О.Л.Горчакова

Верно: судья О.Л. Горчакова

Секретарь М.А. Арефьева

Решение не вступило в законную силу dd/mm/yy г.

Судья О.Л. Горчакова