Дело ###
РЕШЕНИЕ
г. Владимир 6 октября 2010 года
Судья Октябрьского районного суда г. Владимира Белоусов А.В.,
с участием защитников Жесткова А.С., Сергеевой И.А., действующих на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ###,
главного специалиста – эксперта сектора контроля в сфере размещения заказов контрольно-ревизионной инспекции администрации Владимирской области ФИО1,
рассмотрев с соблюдением ч. 2 ст.7.29 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
В результате проведенной проверки правомерности заключения и полноты исполнения государственных контрактов, заключенных в порядке п. 6 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон) Владимирским областным государственным учреждением здравоохранения «Областная клиническая больница» (далее ВО ГУЗ «ОКБ») установлено, что директор ВО ГУЗ «ОКБ» Одинцова И.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приняла решение о размещении заказа на выполнение одноименных работ у единственного поставщика при отсутствии на то оснований.
Таким образом, должностное лицо – директор ВО ГУЗ «ОКБ» Одинцова И.А. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ: принятие должностным лицом государственного заказчика решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд должно осуществляться путем проведения торгов.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ### начальника контрольно-ревизионной инспекции администрации Владимирской области Паутова С.А. Одинцова И.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.7.29 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей в доход бюджета.
Одинцова И.А. обратилась с жалобой в районный суд, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ### отменить. В обоснование указала, что предоставленное Федеральным законом право на заключения государственного контракта с единственным поставщиком использовалась в строгом соответствии с требованиями закона и только по заявкам ответственных лиц в условиях отсутствия в аптеке учреждения необходимых жизненно важных медикаментов, медицинского инструментария, дезинфицирующих средств. Количество закупаемых медикаментов, дезинфицирующих средств и медицинского инструментария являлось строго расчетным для оказания помощи конкретным пациентам в определенный период (неделя, месяц) или для ликвидации непреодолимой силы и ее последствий (вспышки инфекции).
При проведении расследования сотрудниками КРИ не приняты во внимание следующие факторы: социально-направленный статус учреждения, созданного для оказания медицинской помощи населению области, в том числе бесплатной в рамках государственных гарантий, а так же для оказания срочной медицинской помощи в условиях обеспечения норм санитарно- эпидемиологического режима, многопрофильность лечебного учреждения и широчайший спектр оказываемых медицинских услуг населению. В ОКБ ежедневно обращается, согласно статистическим данным, около тысячи пациентов, нуждающихся в срочном медицинском вмешательстве, включающее в себя любое срочное обследование, лечение и иное действие, имеющее профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную или исследовательскую направленность.
Не учтены предписания контролирующих органов, подтверждающих
факт возникновения непреодолимой силы (вспышки инфекции), объяснения ответственных лиц, а так же особые требования к лечебным учреждениям по обеспечению санитарно-эпидемиологичского режима. Кроме того, не учтен тот факт, что согласно действующему приказу Министерства здравоохранения СССР от 2 июня 1987г № 747 «Об утверждении «Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР», дезинфицирующие средства отнесены к медикаментам, а, следовательно, непосредственно и опосредованно участвуют в оказании срочной медицинской помощи пациентам.
Не учтено, что руководство ОКБ инициативно и добровольно
высветило проблему осуществления закупок в рамках ст.55 Федерального закона №94-ФЗ. Это послужило основанием проведения проверки ОКБ сотрудниками КРИ и вынесение Постановления о наказании. Руководством ОКБ в 2009-2010 г.г. неоднократно информировало вышестоящие и контролирующие органы о сложившейся ситуации с проведением торгов. На основании предложений ОКБ принят ряд мер по стабилизации негативной ситуации, проявляющейся в недостаточном объеме товаров, работ, услуг, приобретаемых на конкурсной основе, который дал определенный положительный эффект. Однако, существующие проблемы в 2010 году вновь обострили ситуацию с закупками медикаментов и изделий медицинского назначения. В целях заострения внимания уполномоченных органов администрации на имеющиеся проблемы ОКБ инициировало практику уведомления КРИ о заключенных государственных контрактах в рамках ч. 6 п. 2 ст.55 Федерального закона № 94-2005г и направила запрос в ДИЗО о разъяснении порядка предоставления сведений в Реестр государственных контрактов.
Не учтены принятые меры руководством ОКБ по результатам
проведенной проверки, направленные на усиление контроля и
ответственности сотрудников учреждения, инициирующих закупку
товаров, работ и услуг в срочном порядке. Руководством ОКБ инициативно (в акте проверки каких-либо заключений, указаний, предложений, предписаний нет) издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ ### «О проведении мероприятий, направленных на устранение замечаний, высказанных в ходе проверки деятельности ОКБ контрольно-ревизионной инспекцией администрации Владимирской области».
В ходе проверки не доказан прямой умысел на нарушение
требований Федерального закона № 94. ОКБ является заложником сложившегося порядка взаимодействия между организациями, участвующими в подготовке и организации проведения конкурса, не позволяющего своевременно провести закупку на конкурсной основе и своевременно обеспечить лечебный процесс необходимыми медикаментами, расходными материалами, товарами медицинского назначения, соответствовать санитарно-
эпидемиологическим нормам, создать требуемые бытовые условия для пребывания пациентов. В целях обеспечения уставной деятельности ОКБ вынуждено в срочном порядке для оказания срочной медицинской помощи производить закупки у единственного поставщика, воспользовавшись правом, предоставленным Законом (ч.6п.2ст.55 ФЗ № 94).
Не учтено то, что приведенные закупки медикаментов, изделий
медицинского назначения, дезинфицирующих средств исключило
наступление тяжких последствий для пациентов медицинского
учреждения (инфицирование, в том числе повторное, осложнение
тяжелых состояний, наступление смерти).
Проявлена предвзятость со стороны контрольно-ревизионной комиссии. Проводимые ранее проверки сотрудниками КРИ по ревизии финансово-хозяйственной деятельности ОКБ не обозначали проблему заключения и исполнения государственных контрактов с единственным поставщиком. Однако, факты заключения государственных контрактов в предыдущие периоды вне проведения торгов подтверждаются аналитическими данными.
Ее действия в период осуществления руководства областной клинической больницей по вопросам финансового и материального обеспечения, требующим незамедлительного решения в рамках действующего законодательства, осуществлялись в рамках должностных обязанностей и предоставленных прав и направлены только на надлежащее обеспечение организации лечебно-профилактической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности учреждения.
В судебном заседании защитник Жестков А.С. и Сергеева И.А. доводы жалобы Одинцовой И.А. поддержали в полном объеме. Дополнительно указали, каждый в отдельности, что договоры на поставку товаров медицинского назначения были связаны с необходимостью оказания срочной медицинской помощи гражданам, для исключения тяжких последствий. Проводимые мероприятия осуществлялись в рамках и для строгого соблюдения требований санитарно-эпидемиологического режима. Имелись вспышки инфекции, вызванные не тем, что не соблюдался санитарно-эпидемиологический режим, а в силу сложившихся обстоятельств. Дезинфекционный материал закупался в определенном количестве, так как на ликвидацию последствий инфекции дается несколько дней, а поэтому больница приняла решение о проведении закупок у единственного поставщика. Выбор поставщика осуществлялся с учетом того, что он победил на ранее проведенных торгах. Поставка медицинского инструментария и его закупка производились только в строгом соответствии с заявкой медицинского работника и конкретно для пациента, находящегося на влечении. Закупали медицинский инструментарий только определенного назначения. Умысла на нарушение Закона у директора ВО ГУЗ «ОКБ» не было, она действовала в условиях крайней необходимости, в связи с чем просим применить положения ст. 2.7 КоАП РФ.
Главный специалист – эксперт сектора контроля в сфере размещения заказов контрольно-ревизионной инспекции администрации Владимирской области ФИО1 просил признать доводы жалобы несостоятельными, указал, что ВО ГУЗ «ОКБ» единственное учреждение, которое работает в таком аврале. Из представленных материалов дела видно, что такой объем закупаемых товаров медицинского назначения предназначен не для одного - двух человек, получается, что у учреждения совсем нет запасов необходимых медикаментов. Из всех лечебно-профилактических учреждений Владимирской области ВО ГУЗ «ОКБ» вообще, как будто, торгов не проводит. В адрес КРИ поступило более 500 уведомлений, нельзя все контракты, заключенные в указанный период, обосновывать непреодолимой силой.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Согласно ст. 5 Закона под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Ст. 10 Закона установлено, что во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что ВО ГУЗ «ОКБ» произвело в период февраль - апрель 2010 года закупку одноименных товаров медицинского назначения: дезинфицирующих средств, геля для УЗИ, ленты регистрационной бумажной для термопринтера, презервативов для УЗИ, шприцов инъекционных, зондов для питания, игл-бабочек, кетгута, лейкопластыря, медицинского инструментария на основании договоров поставки:
- государственный контракт ### от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с <...>. на поставку дезинфицирующих средств «Ника-Экстра М», дезинфицирующих средств «Ди-Хлор» на сумму ### руб.,
- государственный контракт ### от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с <...> на поставку геля для УЗИ на сумму <...> руб.,
- государственный контракт ### от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с <...> на поставку ленты регистрационной бумажной для термопринтера на сумму ### руб.,
- государственный контракт ### от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с <...> на поставку геля для УЗИ, ленты регистрационной бумажной для термопринтера, презервативов для УЗИ, шприцов на сумму ### руб.,
- государственный контракт ### от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с <...> на поставку средства для обработки мед. инструментов «Мистраль» на сумму ### руб.,
- государственный контракт ### от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с <...>» на поставку средства для обработки мед. инструментов «Мистраль» на сумму ### руб.,
- государственный контракт ### от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с <...> на поставку геля для УЗИ, ленты регистрационной бумажной для термопринтеров, презервативов для УЗИ, шприцов, зондов для питания, игл-бабочек, кетгута на общую сумму ### руб.
- государственный контракт ### от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с <...> на поставку лейкопластыря на сумму ### руб..
- государственный контракт ### от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с <...> на поставку игл, ножей (игла), щипцов, зондов ушных, рефлекторов налобных, ручек скальпелей, шприцов на общую сумму ### руб.,
- государственный контракт ### от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с <...> на поставку зеркал носовых, воронок ушных, расширителей канала шейки матки, зондов цилиндров для слезных каналов, наборов игл тупых для промывания, зеркал, распаторов, лотков, шприцов на общую сумму ### руб.,
- государственный контракт ### от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с <...> на поставку щипцов, ложек кюретажных, ложек костных, Э-14 элеваторы зуб., распаторов на общую сумму ### руб.,
- государственный контракт ### от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с <...> на поставку зондов, ложек фолькмана, зажимов, пил, проводников для пил, спиц, щипцов на общую сумму ### руб.,
- государственный контракт ### от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с <...> на поставку зажимов, иглодержателей на общую сумму ### руб.,
- государственный контракт ### от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с <...> на поставку зажимов, иглодержателей, пинцетов анатомических на общую сумму ### руб.,
- государственный контракт ### от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с <...> на поставку пинцетов, ножниц на общую сумму ### руб.,
- государственный контракт ### от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с <...> на поставку ножниц на сумму ### руб.,
- государственный контракт ### от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с <...> на поставку ножниц на сумму ### руб.,
- государственный контракт ### от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с <...> на поставку ножниц, кюреток, корцангов, щипцов, зеркал гинекологических, зажимов для прикрепления операционного белья на общую сумму ### руб.,
- государственный контракт ### от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ООО <...> на поставку лотков, сверл, корцангов, крючков, шпателей, катетеров, векоподъемников, зондов, канюлей, зеркал гортанных на общую сумму ### руб.,
- государственный контракт ### от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с <...> на поставку зажимов на сумму ### руб.,
- государственный контракт ### от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с <...> на поставку дезинфицирующих средств на сумму ### руб.,
- государственный контракт ### от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с <...> на поставку дезинфицирующих средств на сумму ### руб.
Общая сумма, подлежащая уплате по договорам составила ### руб. 47 коп.
Закупаемые ВО ГУЗ «ОКБ» изделия медицинского назначения приобретались для медицинского обслуживания неопределенного круга лиц на неопределенный период - неделю, месяц, что подтверждено объяснениями ФИО2, ФИО6, ФИО3
Согласно объяснению и.о. заместителя главного врача по акушерско-гинекологической службе ФИО2 по факту направления заявок на приобретение изделий медицинского назначения от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ для нужд акушерско-гинекологической службы, подписанным заместителем главного врача ФИО5, препараты и изделия медицинского назначения требовались для нужд отделений на определенные периоды времени - от недели до месяца, для осуществления деятельности по медицинскому обслуживанию неопределенного круга лиц.
Согласно объяснению главной медицинской сестры ФИО6 по факту направления заявок на приобретение дезинфицирующих средств и медицинского инструментария, а также других изделий медицинского назначения, дезинфицирующие средства требовались для нужд отделений ВО ГУЗ «ОКБ» в связи с исполнением предписаний Роспотребнадзора для дезинфекции помещений отделений и медицинского инструментария, а не для оказания срочной медицинской помощи конкретному больному. Также ФИО6 пояснила, что медицинский инструментарий приобретался для оказания срочной медицинской помощи структурными подразделениями ВО ГУЗ «ОКБ».
Как следует из объяснения заведующего отделением анестезиологии-реанимации ВО ГУЗ «ОКБ» ФИО3, необходимость приобретения лейкопластыря на сумму ### руб. была обусловлена необходимостью оказания срочной специализированной помощи 7-ми пациентам, находящимся в тот момент в отделении реанимации.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона, размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в том числе в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Понятие срочного медицинского вмешательства подразумевает под собой любое срочное обследование, лечение и иное действие, имеющее профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную или исследовательскую направленность, выполняемое врачом либо другим медицинским работником по отношению к конкретному пациенту.
В то же время, лечебные учреждения, должны иметь все необходимое оборудование, неснижаемый запас медикаментов и медицинского инструментария для проведения мероприятий по оказанию срочной медицинской помощи, в случае возникновения подобных обстоятельств.
Обстоятельств, подтверждающих необходимость приобретения изделий медицинского назначения и медицинского инструментария для осуществления срочного медицинского вмешательства для нужд конкретных пациентов в ходе проведения проверки правомерности заключения и полноты исполнения государственных контрактов, заключенных в порядке п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона ВОГУЗ «ОКБ» за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ не выявлено, доказательств этого суду не представлено.
Суд отмечает, что все вышеуказанные договоры поставки товаров медицинского назначения подписаны в г. Владимире заместителем директора по экономическим вопросам ВО ГУЗ «ОКБ» ФИО4
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с уставом ВО ГУЗ «ОКБ» (далее - Устав) от 21 января 1998 года, а также изменениями к Уставу от 20 ноября 2007 года, высшим должностным лицом ВО ГУЗ «ОКБ» является его руководитель - директор ВО ГУЗ «ОКБ», который в свою очередь выполняет функции и обязанности по организации и обеспечению деятельности Учреждения, в том числе, в пределах, установленных Уставом, распоряжается имуществом Учреждения, заключает договоры, выдает доверенности.
Согласно п. 4.3 должностной инструкции директора ВО ГУЗ «ОКБ», утвержденной директором департамента здравоохранения администрации Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ, директор ВО ГУЗ «ОКБ» несет ответственность за организацию деятельности учреждения в соответствии с действующим законодательством.
На директора ВО ГУЗ «ОКБ» Одинцову И.А., в соответствии с п. 2.5 должностной инструкции директора ВО ГУЗ «ОКБ», возложена обязанность по систематическому контролю административно-хозяйственной и финансовой деятельности возглавляемого учреждения.
Заявки на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, являющихся приложением к вышеперечисленным государственным контрактам, согласованы визами директора ВО ГУЗ «ОКБ» Одинцовой И.А. следующего содержания:
«Срочно»
«<...>»
Личная подпись Дата
Оформленная таким образом виза означает согласие должностного лица - директора ВО ГУЗ «ОКБ» Одинцовой И.А. с содержанием документа.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что директор ВО ГУЗ «ОКБ» Одинцова И.А. давала свое согласие на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения в порядке, предусмотренном п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона, о чем, в свою очередь, свидетельствуют уведомления о заключенных вышеперечисленных государственных контрактах, направляемых в контрольно-ревизионную инспекцию администрации Владимирской области и подписанных лично директором ВО ГУЗ «ОКБ» Одинцовой И.А.
Доказательства вины директора ВО ГУЗ «ОКБ» Одинцовой И.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.26.11 КоАП РФ.
Наказание Одинцовой И.А. назначено в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции статьи.
Суд не находит существенных нарушений процессуальных требований, которые являлись бы безусловным основанием для отмены состоявшегося решения и не позволили начальнику контрольно-ревизионной инспекции администрации Владимирской области Паутову С.А. всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л :
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ ### начальника контрольно-ревизионной инспекции администрации Владимирской области Паутова С.А. о признании Одинцовой И.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.7.29 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере <...> в доход бюджета оставить без изменения, а жалобу Одинцовой И.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья А.В.Белоусов