Дело № 12-86/2011
РЕШЕНИЕ
г. Владимир 2 марта 2011 года
Судья Октябрьского районного суда г. Владимира Белоусов А.В.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Ильина В.В.,
защитника Туранова С.Н.
представителя департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области Петровой Е.И.,
рассмотрев с соблюдением ст.8.2 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области проведен государственный экологический мониторинг состояния окружающей среды в Вязниковском районе Владимирской области. На территории городского поселения г. Вязники Владимирской области выявлено нарушение экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления в виде несанкционированных мест складирования твердых бытовых отходов и мусора, а именно:
- свалка отходов прядильного производства на территории г. <...>», расположенного по адресу: <...>, общей площадью около 20.000 кв.м., объемом около 1.000 куб.м. Подъезд к свалке огражден шлагбаумом; вдоль проходящей по границе свалки дороги проведена обваловка землей с целью недопущения дальнейших вывалов отходов. Свежих следов вывалов каких-либо отходов на территории данной свалки не обнаружено. Вместе с тем, на прилегающей к
свалке территории выявлены вывалы бытовых отходов;
- свалка бытовых отходов и коммунального мусора в <...>, общей площадью около 10 кв. м, объемом около 10 куб.м.;
- свалка крупногабаритного бытового и коммунального мусора в месте установленной контейнерной площадки в <...>, площадью около 10 кв.м., объемом около 5 куб.м.;
- вывалы мусора в <...>, площадью около 8 кв. м, объемом около 2 куб.м.;
- вывал крупногабаритного бытового мусора в месте установленной контейнерной площадки в <...>), площадью около 5 кв.м., объемом около 3 куб.м.
- многочисленные вывалы бытового и коммунального мусора в <...>, общей площадью около 60 кв. м., объемом около 8 куб.м.;
- свалка бытовых отходов в <...>вокзальная, площадью около 10 кв.м., объемом около 5 куб.м.;
- свалка бытовых отходов на <...> общей площадью около 500 кв.м., объемом около 30 куб.м.
Таким образом, должностное лицо – глава муниципального образования «Город Вязники» Владимирской области (далее – глава г. Вязники) совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ: несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.
Постановлением № ### от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора в области охраны окружающей среды Владимирской области Ежкина М.С. Ильин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере десяти тысяч рублей.
Ильин В.В. обратился с жалобой в районный суд, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения. В обоснование указал, что не является субъектом вменяемого правонарушения, так как непосредственно не совершал действий, приведших к образованию незаконных свалок, на него, как на должностное лицо, не возложена обязанность по соблюдению экологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Место совершения правонарушения указано по месту нахождения местной администрации неверно, факт совершения им правонарушения ничем не подтвержден. Также указывает, что, согласно действующему законодательству, на органы местного самоуправления возложена организация сбора мусора и вывоза бытовых отходов и мусора (указанная работа местной администрацией организована), а не отходов производства и потребления, как определено в ст. 8.2 КоАП РФ.
В объяснении суду Ильин В.В. и его защитник доводы жалобы поддержали в полном объеме. Дополнительно пояснили, что к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых вопросов. Администрацией муниципального образования приняты все меры для организации этого вопроса. На Ильина В.В., как должностное лицо, не возложена обязанность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов и иное обращение с бытовыми отходами. Главой муниципального образования организован сбор и вывоз бытовых отходов мусора путем строительства контейнерных площадок, которые расположены в надлежащих местах и на установленной удаленности друг от друга, и заключения муниципальных контрактов со специализированными организациями ООО «<...>» и ООО «<...>». Возле многоквартирных домов контейнеры для сбора мусора находятся в шаговой доступности, также применяется без контейнерный вывоз мусора. Государственным инспектором необоснованно расширены полномочия органа местного самоуправления, установленные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствие с требованиями данного закона, помимо заключения муниципальных контрактов со специализированными организациями, занимающимися сбором и вывозом мусора и бытовых отходов, приняты Правила содержания территорий, разработан план проведения месячников по уборке территории муниципального образования, в том числе по ликвидации несанкционированных свалок, проводится разъяснительная работа через средства массовой информации. Выявленные в ходе проверки свалки являются несанкционированными - это результат деятельности недобросовестных граждан и юридических лиц. Требования ГОСТа относятся к организациям, которые занимаются вывозом отходов мусора.
Глава муниципального образования, как и муниципальное образование, не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
В обоснование своих доводов защитником и Ильиным В.В. представлены: графики расписания санитарной очистки города, графики вывоза ТБО, паспортизацию отходообразователей на территории г.Вязники, у которых применяется без контейнерный вывоз, паспортизацию отходообразователей на территории г.Вязники, у которых применяется контейнерный вывоз, график вывоза ТБО г.Вязники, что по их мнению подтверждает надлежащую организацию сбора и вывоза бытовых отходов.
Представитель департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области возражала против доводов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и его защитника, полагал постановление о привлечении Главы муниципального образования г.Вязники Ильина В.В. законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения заявителя Ильина В.В., представителя департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области суд приходит к следующему.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Согласно п. 5.15 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», обращение с отходами – это виды деятельности, связанные с документированными организационно-технологическими операциями регулирования работ с отходами, включая предупреждение, минимизацию, учет и контроль образования, накопления отходов.
Согласно п.п. 3.12, 3.21 вышеуказанного ГОСТа, отходы потребления – это остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.
Положениями ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.
Как усматривается из материалов дела, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Владимирской области Ежкиным М.С., на основании приказа ### от ДД.ММ.ГГГГ директора Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, ДД.ММ.ГГГГ проведен государственный экологический мониторинг состояния окружающей среды в Вязниковском районе Владимирской области.
В ходе указанной проверки был выявлен факт нарушения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления в виде несанкционированных мест складирования твердых бытовых отходов и мусора, а именно:
- свалка отходов прядильного производства на территории г. Вязники ~ <...>», расположенного по адресу: <...>, общей площадью около 20.000 кв.м., объемом около 1.000 куб.м. Подъезд к свалке огражден шлагбаумом; вдоль проходящей по границе свалки дороги проведена обваловка землей с целью недопущения дальнейших вывалов отходов. Свежих следов вывалов каких-либо отходов на территории данной свалки не обнаружено. Вместе с тем, на прилегающей к
свалке территории выявлены вывалы бытовых отходов;
- свалка бытовых отходов и коммунального мусора в <...>, общей площадью около 10 кв. м, объемом около 10 куб.м.;
- свалка крупногабаритного бытового и коммунального мусора в месте установленной контейнерной площадки в <...>щенская, площадью около 10 кв.м., объемом около 5 куб.м.;
- вывалы мусора в <...>, площадью около 8 кв. м, объемом около 2 куб.м.;
- вывал крупногабаритного бытового мусора в месте установленной контейнерной площадки в <...> (напротив больницы), площадью около 5 кв.м., объемом около 3 куб.м.
- многочисленные вывалы бытового и коммунального мусора в <...>, общей площадью около 60 кв. м., объемом около 8 куб.м.;
- свалка бытовых отходов в <...>вокзальная, площадью около 10 кв.м., объемом около 5 куб.м.;
- свалка бытовых отходов на <...>), общей площадью около 500 кв.м., объемом около 30 куб.м.
По данному нарушению в отношении должностного лица - главы г. Вязники Ильина В.В. ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении № ### от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицами к нему, приказом о проведении государственного мониторинга окружающей среды территории Вязниковского района Владимирской области ### от ДД.ММ.ГГГГ, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что Ильин В.В., являясь главой г. Вязники и обладая соответствующими властными полномочиями, не предпринял всех необходимых мер по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований на территории указанного муниципального образования, в том числе по выявлению мест несанкционированных свалок мусора и бытовых отходов, своевременной организации сбора, использования, обезвреживания, транспортировке, размещения и ином обращении с отходами производства и потребления.
Перечень организационных мер по своевременной организации сбора, использования, обезвреживания, транспортировке, размещения и ином обращении с отходами производства и потребления не является исчерпывающим, само наличие несанкционированных свалок на территории муниципального образования, свидетельствует о недостаточной организации по этим вопросам, а также неполной реализации закрепленных законом за Главой муниципального образования г.Вязники Ильиным В.В. соответствующих властных полномочий на территории муниципального образования.
Доказательства вины Ильина В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.26.11 КоАП РФ.
Оснований ставить под сомнение обоснованность суждений государственного инспектора в области охраны окружающей среды Владимирской области Ежкина М.С. по исследованным им доказательствам не имеется.
Наказание Ильину В.В., как должностному лицу, назначено в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ.
Суд не находит существенных нарушений процессуальных требований, которые являлись бы безусловным основанием для отмены состоявшегося решения и не позволили государственному инспектору в области охраны окружающей среды Владимирской области Ежкину М.С. всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л :
Постановление № ### от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора в области охраны окружающей среды Владимирской области Ежкина М.С. о признании Ильина В.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере десяти тысяч рублей оставить без изменения, а жалобу Ильина В.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья Белоусов А.В.