Дело № 12-116 /2011Р Е Ш Е Н И Е
г. Владимир 20 апреля 2011 года
Судья Октябрьского районного суда г. Владимира Назаров О.В.
с участием
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – Горбуновой Т.С., действующей на основании доверенности,
представителей департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области Петровой Е.И. и Клименко Т.Л., действующих на основании доверенности,
рассмотрев с соблюдением ст.8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ :
Постановлением № ###, вынесенным ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором в области охраны окружающей среды Владимирской области Гогиным В.В., глава Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области Амбарова Т.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере ### рублей.
По постановлению административное правонарушение выразилось в следующем.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области в ходе проведения государственного экологического мониторинга состояния окружающей среды на территории МО Каринское сельское поселение Александровского района Владимирской области было выявлено нарушение природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления в виде несанкционированных мест складирования твердых бытовых отходов крупногабаритного и строительного мусора и других отходов:
-справа от автодороги между <...> и <...> площадь вывалов 90 кв.м., объем отходов около 60 куб.м.;
-в <...> от автодороги между <...>» и <...> (<...> от вышеуказанного объекта), вдоль грунтовой дороги у леса на протяжении более 100 м. площадь вывалов около 2900 кв. м., объем отходов около 1230 куб.м.;
-слева от автодороги <...>, в 100 м. от <...> площадь вывалов около 35 кв. м., объем отходов около 5 куб.м.;
-справа от автодороги <...> вывалов около 150 кв. м., объем отходов около 5 куб. м.;
-вдоль дороги к площадке хранения песка, идущей вправо от автодороги <...> вывалов около 160 кв. м., объем отходов около 30 куб. м.
Указанные нарушения явились результатом ненадлежащего исполнения служебных обязанностей главой МО Каринского сельского поселения Амбаровой Т.И., которая, имея соответствующие властные полномочия, в силу ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей не обеспечила надлежащую организацию сбора и вывоза отходов на территории сельского поселения, сто повлекло нарушения природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления в виде несанкционированных мест складирования твердых бытовых отходов, крупногабаритного и строительного мусора и других отходов. При этом глава МО Каринское сельское поселения Амбарова Т.И. посредством реализации своих властных полномочий не обеспечила контроль за соблюдением Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области, утвержденных решением Совета народных депутатов Каринского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ ###, а также ликвидацию выявленных несанкционированных объектов складирования ТБО и КГМ, принятие в пределах своей компетенции административных мер в отношении в отношении нарушителей правил обращения с отходами, не организовала в соответствии с Правилами определение мест размещения контейнеров и бункеров-накопителей для мусора в населенных пунктах, что влечет несанкционированное складирование отходов.
Глава Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области Амбарова Т.И. обратилась в суд с жалобой на данное постановление инспектора в области охраны окружающей среды Владимирской области, указав, что оно является необоснованным, а производство по делу подлежит прекращению ввиду отсутствия состава административного правонарушения. В обоснование указала, что не является субъектом вменяемого правонарушения, так как непосредственно не совершала деятельности по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению и иному обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а ненадлежащее осуществление контроля за охраной окружающей среды не охватывается диспозицией ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, так как в нем отсутствуют сведения, относящиеся к событию правонарушения, а именно, указание на совершенные ею действия по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению и иному обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. В свою очередь, подобные действия не относятся к вопросам местного значения. Усматривает отсутствие своей вины в неликвидации свалов до настоящего времени ввиду недостаточности бюджетных средств.
В судебном заседании защитник Амбаровой Т.И. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, дополнительно уточнив, что глава Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области не является субъектом вменяемого правонарушения как лицо, не уполномоченное на непосредственное осуществление деятельности по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению и иному обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами и, соответственно не несущее ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований в процессе такой деятельности.
Представитель департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области в судебном заседании пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Департаментом природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области в ходе проведения государственного экологического мониторинга состояния окружающей среды на территории МО Каринское сельское поселение Александровского района Владимирской области было выявлено нарушение природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления в виде пяти несанкционированных мест складирования твердых бытовых отходов крупногабаритного и строительного мусора и других отходов.
Глава Каринского сельского поселения является должностным лицом, ответственным за эти нарушения, поскольку они явились результатом ненадлежащего исполнения главой поселения служебных обязанностей, тогда как на главе муниципального образования, который руководит администрацией на принципе единоначалия, лежит обязанность обеспечения соблюдения норм природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами на территории муниципального образования. С учетом этого полагает необходимым жалобу Амбаровой оставить без удовлетворения.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд не находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об отходах производства и потребления", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения обращения с отходами производства и потребления, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, установлено такое требование к обращению с отходами на территориях муниципальных образований как регулярная очистка территории муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Положениями части 2 названной статьи установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Исходя из п. 5.15 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», обращение с отходами – это виды деятельности, связанные с документированными организационно-технологическими операциями регулирования работ с отходами, включая предупреждение, минимизацию, учет и контроль образования.
В соответствии со ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором в области охраны окружающей среды Владимирской области Гогиным В.В. на основании приказа директора Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области ### от ДД.ММ.ГГГГ, проведен государственный экологический мониторинг состояния окружающей среды в Александровском районе Владимирской области.
В ходе указанной проверки был выявлен факт нарушения природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления в виде наличия несанкционированных мест складирования твердых бытовых отходов крупногабаритного и строительного мусора и других отходов на территории Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области:
-справа от автодороги между <...>» и <...> площадь вывалов 90 кв.м., объем отходов около 60 куб.м.;
-в 200 метрах справа от автодороги между <...>» и <...> (200 м. от вышеуказанного объекта), вдоль грунтовой дороги у леса на протяжении более 100 м. площадь вывалов около 2900 кв. м., объем отходов около 1230 куб.м.;
-слева от <...>, в 100 м. от <...> площадь вывалов около 35 кв. м., объем отходов около 5 куб.м.;
-справа от автодороги <...> вывалов около 150 кв. м., объем отходов около 5 куб. м.;
-вдоль дороги к площадке хранения песка, идущей вправо от автодороги <...> вывалов около 160 кв. м., объем отходов около 30 куб. м, -
что свидетельствует о нарушении требований ст. 51 Федерального закона Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
По данному нарушению в отношении должностного лица - главы МО Каринского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении № ### от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицами к нему, приказом о проведении государственного мониторинга окружающей среды территории Александровского района Владимирской области ### от ДД.ММ.ГГГГ, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.29 Устава муниципального образования Каринское сельское поселение глава сельского поселения является высшим должностным лицом сельского поселения и руководит его администрацией на принципе единоначалия.
Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что Амбарова Т.И., являясь главой МО Каринское сельское поселение и обладая соответствующими властными полномочиями, не предприняла всех необходимых мер по соблюдению экологических требований на территории указанного муниципального образования, в том числе по предупреждению, пресечению образования и по ликвидации несанкционированных свалок мусора и бытовых отходов.
Перечень организационных мер по своевременной организации сбора, использования, размещения и иного обращения с отходами производства и потребления не является исчерпывающим. Наличие несанкционированных свалок на территории муниципального образования свидетельствует о недостаточности мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и неполноте реализации главой муниципального образования Каринское сельское поселение соответствующих властных полномочий на территории муниципального образования в указанной сфере. Изложенное не позволяет придти к выводу, что органом местного самоуправления – главой принятыми мерами организована деятельность в области обращения с отходами на территории муниципального образования, то есть в пределах предоставленной компетенции обеспечено решение вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом ссылка заявителя на то, что выявленные свалы до настоящего времени не ликвидированы по причине недостаточности бюджетных средств при наличии первоочередных направлений их расходования, касается устранения вредных последствий допущенного административного правонарушения, но не устраняет самого события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и вины должностного лица муниципального образования, не обеспечившего в пределах своих полномочий организацию своевременного сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
При таких обстоятельствах государственный инспектор в области охраны окружающей среды Владимирской области пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Амбаровой Т.И. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Амбаровой Т.И. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Амбаровой Т.И. в соответствии с санкцией статьи 8.2 КоАП РФ и является минимальным в ее пределах.
Суд не находит существенных нарушений процессуальных требований, которые являлись бы безусловным основанием для отмены состоявшегося решения и не позволили государственному инспектору в области охраны окружающей среды Владимирской области всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л :
Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Владимирской области Гогина В.В. № ### от ДД.ММ.ГГГГ о признании Амбаровой Т.И. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере ###) рублей оставить без изменения, а жалобу Амбаровой Т.И. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья Назаров О.В.