Дело № 5-76/2011 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 01 июня 2011 года г. Владимир Судья Октябрьского районного суда г. Владимира Кулаков А.Ф., с участием представителя Федерального государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский институт парашютостроения» Чиркова В.В., действующего на основании доверенности. представителей ГУ МЧС России по Владимирской области Орлова Г.В., Авдеева К.В., Данилова И.И., действующих на основании доверенностей, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский институт парашютостроения», юридический адрес: <...>), У С Т А Н О В И Л : Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-исследовательский институт парашютостроения» (далее ФГУП «НИИ парашютостроения») нарушило требования пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32,11.16 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ, на момент проведения плановой выездной проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности, в помещениях ЛИК ФГУП «Научно-исследовательский институт парашютостроения» по адресу: <...>, ФГУП «НИИ парашютостроения» нарушило требования Правил пожарной безопасности в РФ (далее - ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России №313 от 18.06.2003г., и других нормативно – правовых актов, регламентирующих требования пожарной безопасности, а именно: 1. На дверях производственных помещений неправильно нанесены знаки безопасности с указанием категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и классом зон по ПУЭ.ППБ01-ОЗп. 33. Административный корпус. 2. На окнах установлены глухие металлические решетки. ППБ 01-03 п.40. 3. Со второго этажа административного корпуса отсутствует второй эвакуационный выход. СНиП21-01-97п.6.13*. Котельная 4. Дверь эвакуационного выхода на первом этаже открывается не по направлению выхода из здания. ППБ 01-03 п. 3, 52, СНиП 21-01-97* п. 6.77* 5. К пожарному крану не подсоединен пожарный рукав со стволом. ППБ 01-03 п. 91 6. Выход из подвального этажа не обособлен от лестничной клетки здания. ППБ 01-03 п. 3, СНиП21-01-97*п. 6.9*. Здание ОГМ (пилорама, слесарная мастерская) 7. Электропроводка выполнена с нарушениями требований ПУЭ. ППБ 01-03 п.3,57, ПУЭ 2.1.21, 2.1.26. 8. Допускается курение в неустановленных местах. ППБ 01-03 п. 25 9. Пожарный кран внутреннего противопожарного водопровода не исправен. ППБ 01-03 п. 91. Грузовая укладочная 10. На окнах установлены глухие металлические решетки. ППБ 01-03 п. 40. 11. Запорное устройство второго эвакуационного выхода не позволяет ее открытия без ключа. ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.75* Людская укладочная 12. На окнах установлены глухие металлические решетки. ППБ 01-03 п. 40. Командно-диспетчерский пункт 13. Не заключен договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации. ППБ 01-03 п.96. 14. На путях эвакуации допускается размещение оборудования (пожарных шкафов), выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м. ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.26*. Укладочная при летном поле 15. В здании отсутствует АПС. ППБ 01-03 п. 3,17,40, НПБ 110-03 п. 14. 16. Отсутствует система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре. ППБ 01- 03 п.3, 16,17, НПБ 104-03, Таблица 1,2. Здание ИАС 17. Путь эвакуации загроможден горючими материалами. ППБ 01-03 п. 53. 18. На первом этаже в полу на путях эвакуации допускаются перепады высот менее 45 см. ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21.01-97 п. 6.28* На окнах установлены глухие металлические решетки. ППБ 01-03 п.40. В связи с выявлением указанных нарушений ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Владимирской области по пожарному надзору Авдеевым К.В. в отношении ФГУП «НИИ парашютостроения» составлен протокол ### об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. В судебном заседании представитель ФГУП «НИИ парашютостроения» пояснил, что нарушения, зафиксированные в протоколе об административном правонарушении ### от ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «НИИ парашютостроения» не оспаривает. Однако составление акта проверки лишь ДД.ММ.ГГГГ, а не непосредственно после ее завершения, считает грубым нарушением части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", влекущим в соответствии со ст.20 данного Федерального закона недопустимость акта проверки в качестве доказательства. Кроме того, указывает на то, что срок исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений ### не истек, поэтому ФГУП не может быть привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ за выявление тех же нарушения. С учетом изложенного просит производство по делу прекратить за отсутствием события и состава административного правонарушения. Представитель ГУ МЧС России по Владимирской области Авдеев К.В. в судебном заседании пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе плановой выездной проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в помещениях ЛИК ФГУП «Научно-исследовательский институт парашютостроения» по адресу: <...>, принадлежащих ФГУП «НИИ парашютостроения», выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности, которые изложены в соответствующем протоколе от ДД.ММ.ГГГГ и предписании. По выявлении нарушений он не усмотрел оснований для применения в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении временного запрета деятельности, однако имеющиеся нарушения полагает существенными и создающими угрозу жизни и здоровью людей. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в соответствии со ст.3 данного Федерального закона не распространяется на проведение административного расследования, которое по делу проводилось. Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав имеющиеся материалы дела, суд находит установленным факт совершения юридическим лицом ФГУП «НИИ парашютостроения» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Совершение ФГУП «НИИ парашютостроения» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами: - протоколом об административном правонарушении ### от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указаны допущенные ФГУП «НИИ парашютостроения» нарушения правил пожарной безопасности, установленные в ходе проверки; - актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица ### от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указаны выявленные нарушения требований пожарной безопасности; - копией свидетельства о внесении записи о ФГУП «НИИ парашютостроения» в Единый государственный реестр юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ; - копией свидетельства о постановке юридического лица ФГУП «НИИ парашютостроения» на учет в налоговом органе; - предписанием ### об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности; - объяснениями представителя ФГУП «НИИ парашютостроения», не оспаривавшего нарушения требований пожарной безопасности, изложенные в протоколе об административном правонарушении ### от ДД.ММ.ГГГГ, и представителя ГУ МЧС России по Владимирской области Авдеева К.В., данными в судебном заседании. - договором о порядке пользования государственного федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения ### от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ФГУП «НИИ парашютостроения» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, т.е. нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Суд не может признать составление органом государственного контроля (надзора) акта проверки юридического лица ### от ДД.ММ.ГГГГ и последующее представление его проверяемому лицу обстоятельством, влекущим его недопустимость как доказательства по делу об административном правонарушении, поскольку в соответствии со ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ к числу грубых нарушений требований Федерального закона, влекущих недействительность результатов проверки, относится непредставление акта проверки. Кроме того, в соответствии со ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ недействительными могут быть признаны результаты проверки, лишь относящиеся к нарушению юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, к коим ППБ 01-03, п. 6.9* СНиП 21-01-97 не относятся. При этом согласно ст.26.11 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Наличие выданного контролирующим органом предписания КоАП РФ не предусматривает в качестве обстоятельства, влекущего отсутствие события и состава административного правонарушения и дающего основания для освобождения от административной ответственности. Меру наказания суд назначает с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ, учитывая общественную опасность совершенного деяния, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, имущественное и финансовое положение юридического лица. Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено. С учетом представленных материалов и пояснений сторон суд не находит оснований для приостановления деятельности ФГУП «НИИ парашютостроения» по следующим основаниям. В соответствии со ст. 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. При этом на основании статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. При рассмотрении дела об административном правонарушении суд учитывает, что по характеру правоограничительного воздействия на юридических лиц административное приостановление деятельности является мерой исключительной. Если угроза причинения вреда охраняемым общественным правоотношениям исходит от принадлежащих индивидуальному предпринимателю либо юридическому лицу зданий, сооружений, агрегатов вследствие нарушения правил их эксплуатации, административному приостановлению подлежит деятельность по эксплуатации конкретных зданий, сооружений. Однако в судебном заседании не установлен факт того, что допущенные ФГУП «НИИ парашютостроения» нарушения сами по себе непосредственно создают угрозу жизни или здоровью людей. При этом судом принимается во внимание, что и уполномоченный контролирующий орган по выявлении нарушений требований пожарной безопасности с учетом их характера также не усмотрел оснований для применения в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении временного запрета деятельности по использованию зданий ЛИК ФГУП «Научно-исследовательский институт парашютостроения». При принятии решения о наказании судом учитывается, что ФГУП «НИИ парашютостроения» ранее за указанный вид правонарушений к административной ответственности не привлекалось, что срок исполнения выданного контролирующим органом предписания ### об устранении нарушений, ограниченный ДД.ММ.ГГГГ., не истек. При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для применения исключительной меры наказания в виде приостановления деятельности помещений ЛИК ФГУП «Научно-исследовательский институт парашютостроения» по адресу: <...> и полагает необходимым назначить наказание в виде штрафа. Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, П О С Т А Н О В И Л : Признать Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-исследовательский институт парашютостроения» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и назначить наказание в виде штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей. Штраф перечислить на счет получателя: УФК по Владимирской области (Главное управление МЧС России по Владимирской области), <данные изъяты>. Постановление может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья А.Ф. Кулаков