Решение вступило в законную силу 17.08.2010 г.



Дело № 1-295/10


ПР И Г О В О Р

И М Е Н Е М Р О СС И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Томск 05 августа 2010 года

Судья Октябрьского районного суда г. Томска Шукшин А.В.,

с участием

государственного обвинителя

прокуратуры Октябрьского района г. Томска Ильиной А.А.,

подсудимого Черепанова Е.С.,

защитника Ведерникова В.М.,

представившего удостоверение № 040 и ордер № 136

при секретаре Приходкиной А.А.,

а также потерпевших Р. и Я.,

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении

Черепанова Е.С., ..., не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 264 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Подсудимый Черепанов Е.С. управляя автомобилем, нарушил Правила дорожного движения, что повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, при следующих обстоятельствах.

Так, он 15 ноября 2009 года около 20.05 часов, управляя по генеральной доверенности технически исправным автомобилем ВАЗ-21093 государственный номер ..., следовал в г. Томске по автодороге со стороны ... в направлении .... Двигаясь по своей полосе движения со скоростью около 50 км/час, в нарушение требований п.10.1 ч. 1 Правил дорожного движения, - проигнорировал свои обязанности водителя, действуя небезопасно по отношению к другим участникам дорожного движения, не учел дорожные и метеорологические условия, - не выбрал безопасной скорости движения в условиях гололеда и темного времени суток, скорости, которая обеспечила бы ему возможность осуществления постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил, в нарушении требования п. 2.1.2 Правил дорожного движения, - при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности не был пристегнутым и перевозил пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, и в нарушение требования п. 22.9 Правил дорожного движения, - не обеспечив безопасность перевозки детей, - перевозил на заднем сиденье своего автомобиля ребенка в возрасте до 12 лет, не пристегнув ремнями безопасности и без использования специальных детских удерживающих устройств. В пути следования в условиях гололеда и скользкой проезжей части, не справился с управлением автомобиля, и в нарушение требований п. 9.1 Правил дорожного движения, - выехал на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, в то время как на дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств, и на полосе встречного движения в 150,0 м. до километрового указателя «3» установленного на левой обочине по ходу его движения и в 2,0 м. от левого края проезжей части по ходу своего движения, задней левой боковой частью кузова своего автомобиля, совершил столкновение с левой передней частью кузова автомобиля Шевроле Нива государственный номер ... под управлением Г., двигавшегося во встречном ему направлении по своей полосе движения. В результате столкновения, пассажирке заднего сиденья автомобиля ВАЗ-21093 В. по неосторожности были причинены телесные повреждения: темно-красные кровоизлияния в мягкие ткани головы (1) в височной области справа (1) в височной области лева, линейный перелом правой височной кости с переходом на основание черепа на уровне средних черепных ямок справа и слева, кровоизлияние под твердую мозговую оболочку объемом 300 мл в затылочных областях справа и слева; множественные переломы ребер справа и слева по разным анатомическим линиям с повреждением и без повреждения пристеночной плевры и темно-красными кровоизлияниями в мягкие ткани в окружности переломов, полный поперечный перелом тела грудины на уровне 3-го межреберья и полным разрывом межреберной мышцы справа и слева; множественные разрывы прикорневых отделов правого и левого легкого, обширные очаги ушибов на правом и левом легких, наличие темно-красной жидкой крови в правой и левой плевральных полостях объемом около 500 мл.; множественные разрывы печени, наличие темно-красной жидкой крови в брюшной полости объемом около 300 мл; полный косопоперечный перелом грудного отдела позвоночника на уровне 6 грудного позвонка, с полным разрушением тела, полным разрывом оболочек и вещества спинного мозга на этом уровне, разрывом связочного аппарата, и смещением костных отломков позвоночника; полный поперечный перелом поясничного отдела позвоночника, между крестцом и 5 поясничным позвонком, со смещением костных отломков, и частичным повреждением оболочек и вещества спинного мозга; полные разрывы крестцово-подвздошного сочленения справа и слева, полные поперечные переломы тел правой и левой подвздошных костей, многооскольчатые, фрагментарные переломы правой и левой седалищных и лонных костей, с обильным пропитыванием кровью мягких тканей малого таза; полный косопоперечный перелом диафиза левой плечевой кости в нижней трети с обширными темно-красными кровоизлияниями в мягкие ткани в окружности перелома; Ссадины: (3) в области правого лобного бугра (1) на передней поверхности шеи, в верхней трети (1) в правой поясничной области с переходом на правую боковую поверхность брюшной стенки (1) на левой боковой поверхности брюшной стенки, в верхней трети (1) на наружной поверхности левого плеча в нижней трети (1) на левом локтевом суставе (1) участок осаднения на левой боковой поверхности грудной клетки от задней подмышечной до передней подмышечной линии, на уровне 3-5 межреберья. Кровоподтеки: (1) на внутренней поверхности правого бедра в нижней трети (5) на наружной поверхности правого плеча в нижней трети (6) на передней поверхности правого бедра в средней трети (4) на внутренней поверхности правого плеча в нижней трети, которые в совокупности относятся к категории тяжкого вреда здоровью как опасные для жизни, повлекшие смерть В., причиной которой явился травматический шок, развившийся как осложнение тупой, сочетанной травмы головы, груди, живота, позвоночника, костей таза и левой верхней конечности, с повреждением внутренних органов.

Пассажирке заднего сиденья автомобиля ВАЗ-21093 - малолетней Ф. по неосторожности были причинены телесные повреждения: Закрытая черепно-мозговая травма: кровоизлияния под мягкую мозговую оболочку в теменной области слева, в височных областях справа и слева; кровоизлияние в мягкие ткани затылочной области справа (1); ссадины в щечной области слева (1), в области носогубного треугольника слева (3). Закрытая травма груди: разрыв корня левого легкого; разрыв нижней доли левого легкого; ушиб легких; наличие крови в левой плевральной полости (700 мл). Закрытая травма живота: разрыв селезенки; наличие крови в брюшной полости (300 мл). Разрыв межпозвоночного диска между 3-4 шейными позвонками без повреждения спинного мозга. Закрытый полный поперечный перелом левой бедренной кости в верхней трети. Кровоподтек на наружной поверхности левого плеча в верхней трети (1), которые в совокупности относятся к тяжкому вреду здоровья, как опасные для жизни в момент причинения, создающие непосредственную угрозу для жизни и имеют прямое отношение к причине смерти, которой явилась тупая сочетанная травма головы, груди, живота, позвоночника, левой нижней конечности с повреждением головного мозга, легких, селезенки, осложнившаяся массивной кровопотерей.

Пассажиру заднего сиденья автомобиля ВАЗ-21093 - Л. по неосторожности были причинены телесные повреждения: обширные темно-красные кровоизлияния в мягких тканях головы в затылочной области справа и слева, вдавленный перелом левой теменной кости, многооскольчатые, фрагментарные переломы чешуи и тела правой височной кости с переходом на основание черепа на уровне передних и средних черепных ямок справа и слева, множественные разрывы твердой мозговой оболочки костными фрагментами, тотальное кровоизлияние под твердую мозговую оболочку объемом около 40 мл, кровоизлияние под мягкую мозговую оболочку на боковых и базальных поверхностях лобных, височных долей справа и слева, множественные очаги ушибов на базальных поверхностях височных долей справа и слева, множественные переломы ребер слева по разным анатомическим линиям без повреждения пристеночной плевры, множественные очаги ушибов на правом и левом легких; множественные разрывы правой доли печени, наличие темно-красной жидкой крови в брюшной полости объемом 400 мл; многооскольчатые, фрагментарные переломы лонной и седалищной костей справа с обширным пропитыванием кровью мягких тканей малого таза. Рана (1) на передней и боковых поверхностях шеи ив средней трети. Ссадины (5) в правой щечной области, которые в совокупности относятся к категории тяжкого вреда здоровью как опасные для жизни, повлекшие смерть гр-на Л., причиной которой явилась тупая, сочетанная травма головы, груди, живота, костей таза с обширным повреждением свода и основания черепа, оболочек и вещества головного мозга.

Пассажирке переднего сиденья автомобиля ВАЗ-21093 - Д. по неосторожности были причинены телесные повреждения: Ушиб головного мозга легкой степени, субарахноидальное кровоизлияние, ушибленные раны в области лба, подапоневротическая гематома, подкожные кровоизлияния век правого глаза, ссадины головы, ушиб левого легкого, резаная рана правой кисти с повреждением длинного разгибателя 1-го пальца, которые относятся к категории вреда здоровью средней тяжести, как требующие для своего лечения срок, более 21 дня.

Допрошенный в судебном заседании подсудимый Ч. вину признал полностью и показал, что, обучаясь в «Лестехшколе» от службы занятости летом 2009 года он получил водительское удостоверение, после чего участвовал в конкурсе на лучшего водителя и приобрел автомобиль, до аварии он ездил месяца три-четыре. Автомобиль был исправен, резина шипованая. Из ... выехали около 20.00 часов, он был за рулем, справа Д., сзади семья Ф.. Он попросил Ф. посадить О. на колени, потому что в машине не было детского кресла. Двигался по своей полосе по Кузовлевской трассе, скорость автомобиля была 50 км/ч, дорожное покрытие было в плохом состоянии, потому как весь день была теплая погода и снег, а вечером все это превратилось в лед. Впереди его автомобиля двигался автобус, который был в метрах 40-50 от них, автобус удалялся от них, так как двигался быстрее, обгонять его он не стал. Семью Ф. он должен был довести до ул. Московский тракт, где находится Юридический факультет ТГУ. Никаких препаратов в этот день он не принимал и уставшим не был тоже. Как произошло столкновение, не помнит, видел только встречный свет фар, а очнулся в больнице. В момент ДТП он ударился, травмировался – ушиб головного мозга, лежал в больнице, в беспомощном состоянии дня четыре. О произошедшем узнал от родственников погибших и от своих родителей. Д. будущая супруга и мать будущего ребенка, а с Р. он находится в дружеских отношениях. После произошедшего он просил прощения у потерпевших и приносил им свои извинения, и последние приняли его извинения. Работает торговым представителем, а потому после 15 ноября 2009 года он продолжал управлять автомобилем. Нарушений ПДД у него ни одного не было, но недавно его остановили за транзиты, потому как транзитные номера были просрочены, других нарушений не имеет.

Кроме признаний подсудимым Ч. своей вины его вина также подтверждается исследованными в судебном заседании показаниями потерпевших и свидетелей.

Так, допрошенная в ходе судебного заседания потерпевшая Р. пояснила, что погибшими были ее мать - В., сестра – Ф. и отчим Л. О случившемся с последними она узнала в 22.40 часов, когда позвонила своей матери на телефон. Тот, кто ответил ей, сказал, что мамы больше нет. С Ч. о случившемся, она не разговаривала, потому как не хотела говорить с ним об этом, а вот с Д. она поговорила и узнала от последней как все произошло. Д. рассказала ей, что машину занесло, после чего начало крутить, но что было дальше она ничего не помнила. В этот день, где-то в начале 20.00 часов отчим позвонил ее матери и сказал ей о том, что он попросил Ч. подвезти их до .... Ч. она знает около трех лет. И когда отчим сообщил о том, что они поедут с Ч. у нее это сообщение не вызвало никаких опасений, потому как последнего она знает только с положительной стороны, он учится, работает, занимается спортом – борьбой, не пьет и не курит. В данной аварии она считает его невиновным, потому как раньше, она ездила с ним на машине и последний никогда не превышал скорость, ездил аккуратно, дорожных знаков не нарушал. Хотя и водительского стажа она не имеет, но в случившемся, она винит водителя Нивы. Ч. считает не виновным. После случившегося Ч. до сих пор приезжает к ним, просит прощения и помогает.

Допрошенная в ходе судебного заседания потерпевшая Я. пояснила, что погибшими были ее дочь - В., внучка – Ф. и зять Л. 15 ноября 2009 года у ее зятя Ж. был день рождения, а потому все они были у них в гостях. Когда после дня рождения она приехала домой, это было около 22.00 часов, то ей позвонил ее зять Ж. и сообщил, что ему звонила Д. и сообщила о том, что она с семьей Ф. попала в аварию, Татьяна и зять погибли. Д. сказала, что звонила Татьяне, но трубку взял сотрудник ДПС и сообщил о том, что мужчина и женщина погибли. Ж. нашел автомобиль Ч. в ..., после чего семья Д. заехали за ней и они поехали в ГИБДД, после чего поехали в больницу, где встретили мужчину, который рассказал им о том, что когда он ехал, то увидел, как навстречу ему едет машина, которую закрутило, но он не стал съезжать в кювет, так как ему было жалко свой автомобиль. После случившегося, она разговаривала с Ч. и последний рассказал ей, что он двигался за автомобилем, скорость была небольшая, автомобиль, которым он управлял начало крутить, но из-за чего это произошло, он сам так и не понял, а после машину вынесло куда-то. Впоследствии он указал место ДТП со стороны ... в сторону .... Более подробно последний и сам не помнит. Когда состоялись похороны, Ч. лежал в больнице, а ее внучка Р. одна морально и материально поддерживала ее. Просила суд не наказывать строго Ч., так как последний приходится ей родственником, и кроме него у нее теперь никого нет.

Допрошенная в ходе судебного заседания потерпевшая Д. пояснила, что все вместе они были на дне рождения ее отца Ж. в ..., это было 15 ноября 2009 года. Где-то часов 17.00 вечера приехал Ч., а уже около 19.00 часов все стали собираться домой. В. попросила Ч., чтобы тот довез ее вместе с семьей до дома. Хотя и в машине не было детского кресла, они все равно повезли их домой. В машине в этот момент находились – Ч., она, В., Ф. и Л. Из ... они поехали по ..., а выехали в 19.00 часов. На улице был снегопад и было темно. Двигались по трассе, по своей полосе движения, скорость была невысокая, не больше 50-60 км/ч, ехали, общались, все было хорошо. Помнит только сильный свет фар на полосе движения их автомобиля, после чего потеряла сознание и очнулась только в больнице. На чьей полосе произошло столкновение, она точно утверждать не может. Как все произошло ни она, ни Ч. толком не помнят, потому как в момент ДТП они оба сильно ударились, что явилось причиной столкновения ни она, ни Ч. не знают. Ч. она знает с 2006 года, вместе учились. Водительское удостоверение Ч. получил в 2009 году, стаж вождения у последнего 3-4 месяца, а автомобиль, которым он управлял, принадлежит ему. Ч. постоянно возит ее на работу, последний всегда ездит спокойно и не «лихачит». В день аварии они также ехали спокойно, автомобиль был полный, на улице был снегопад, все таяло и дорогу заметало снегом. В метрах 20-30 от их автомобиля двигался автобус, который объехать они не пытались. Свет фар они сначала увидели метров за 30, а потом уже метров за 10 фары стали ярче. В настоящий момент никаких претензий к Ч. она не имеет, с последним живут вместе, ждут ребенка. После случившегося Ч. очень сильно переживает, поддерживает отношения с Р. и всячески помогает.

Допрошенный в ходе судебного заседания свидетель Ж. пояснил, что Ч. его будущий зять, а погибшая В., сестра его жены, Д. его дочь. В день когда произошло ДТП – 15 ноября 2009 года у него был день рождения, а потому у него в гостях были семья Ф., Д., а концу вечера приехал Ч., последний покушал, попил чай, спиртное не употреблял, так как занимается спортом. Часов в 19.00 и в 20.00 все начали собираться домой, семья Ф. попросила их увезти, все вышли на улицу, но как сели в машину он не видел, так как на улицу не выходил. Уехали. Позднее ему позвонила дочь и сообщила, что они попали в аварию, но по обстоятельствам ничего не пояснила. Чуть позже она рассказывала ему, что когда они ехали, дорога была скользкая, была метель, видимость была не очень хорошая, их машину занесло или развернуло, навстречу ехал автомобиль Нива, с которым и произошло столкновение. Данным автомобилем управлял его сосед Г.. По какой полосе, и с какой скоростью они двигались, он не знает. Позже он сам был на месте происшествия. Позднее он разговаривал с Г., последний даже не знал о том, что это его (Д.) родственники попали в эту аварию. Г. рассказал ему, что он на своем автомобиле поднимался в горку со скоростью 70 км/ч, двигался по своей полосе, автомобиль под управлением Ч. развернуло, но Нива под управлением Г. двигалась по своей полосе, а поэтому он и не стал отворачивать. Последний также сказал ему, что люди, которые были в том автомобиле, были, наверное, пьяны, на что он ответил ему, что они ехали с его дня рождения и не выпивали. Ч. он знает примерно с год, охарактеризовал его как спокойного и аккуратного. Знает, что последний учился в колледже и работал в банке, попал под сокращение. С точки зрения водителя профессионала оценил Ч. как очень спокойного водителя, потому как до аварии ездил с ним, машина у последнего была исправна. О произошедшем в подробностях он с Ч. не разговаривал, потому как видел как ему тяжело, последний только вкратце рассказывал ему, что дорога была плохая и он сам не знает как все это произошло.

Допрошенный в ходе предварительного следствия свидетель Г. л.д. 112-119) пояснил, что 15 ноября 2009 года около 19.00 часов управляя автомобилем Нива Шевроле государственный номер ... он двигался по ... в направлении ... со скоростью около 60 км/ч. с включенным ближним светом фар по своей полосе движения. Впереди него попутных машин не было, дорога была пустынна. Проезжая часть была скользкая, покрытая снегом, шел снег. Приближаясь к «3 км», во встречном ему направлении двигался автомобиль с включенным светом фар. При сближении со встречным автомобилем он увидел, что тот своими правыми колесами заехал на заснеженную обочину, и заднюю часть встречного автомобиля тут же занесло влево, автомобиль развернуло поперек проезжей части и левым боком понесло на его полосу движения. Все произошло очень быстро в считанных 10-ти метрах от его, он даже не успел применить торможение, а только чуть вывернул руль вправо, как последовал сильный удар, - левой передней частью своего автомобиля он ударился в заднюю левую боковую часть встречного автомобиля. От такого удара его автомобиль отбросило вправо в кювет и развернуло поперек. Выйдя из автомобиля, он увидел, что по середине проезжей части стоит разбитый ВАЗ-2109, в салоне которого были люди. Слева от его автомобиля на проезжей части лежал парень, к которому подошла девушка, он понял, что парень - это водитель ВАЗа, а девушка его пассажирка. Он сам находился в шоковом состоянии. Подъехали попутные машины, и кто-то вызвал скорую, позже приехала скорая, и сотрудники ГАИ. На месте ДТП с его слов сотрудники ГАИ зафиксировали место столкновения, - на его полосе движения, в схеме ДТП зафиксировано все верно. На месте ДТП он видел следы от колес своего автомобиля, которые заканчивались до места расположения его автомобиля, но к приезду сотрудников ГАИ все следы замело снегом. Все осколки стекла были на полосе его движения. Как водитель со стажем 40 лет, считает, что водитель встречного автомобиля в условиях скользкой проезжей части не выбрал безопасной скорости движения, и не имея опыта управления, не справился с управлением автомобиля.

Допрошенный в ходе предварительного следствия свидетель С. л.д. 188-190) пояснил, что 15 ноября 2009 года около 20.00 часов он, управляя автомобилем Фред Лайнер двигался по ... в направлении .... Погода была пасмурная, шел снег, проезжая часть была скользкая и покрыта снегом. Не доезжая опасного поворота перед ..., впереди он увидел, что поперек проезжей части, частично на его полосе движения стоит разбитый автомобиль ВАЗ-2109, который был обращен к нему левой частью кузова. Справа частично в кювете стоял разбитый автомобиль Нива Шевроле. Он понял, что произошло ДТП и остановился, других машин на дороге не было. Выйдя из кабины своего автомобиля, впереди на своей полосе движения, перед стоявшей Нивой увидел парня, у которого все лицо было в крови. Парень поднялся и пошел сел в салон ВАЗ-2109 на переднее пассажирское сиденье, на заднем сиденье находилась женщина с ребенком, которые были без сознания, пульса у женщины не было. Подъехали попутные машины, кто-то вызвал скорую. Пострадавшего ребенка повезли в больницу. На месте ДТП находилась девушка, у которой лицо было в крови. Возле автомобиля Нива стоял мужчина, как он понял водитель. На месте ДТП он ни с кем не общался, но, судя по повреждениям на машинах, сделал вывод, что машины двигались навстречу друг другу и получается ВАЗ-2109 левым боком выехал на встречную полосу, так как все повреждения у ВАЗа были в районе заднего левого колеса и ВАЗ своей задней частью стоял на полосе его движения, то есть в сторону .... Осколки стекла и пластмассы так же находились на полосе его движения (в сторону ...). На месте происшествия он находился около 10 минут и не оставляя никому своих данных уехал. Позже по телевидению увидел объявление с просьбой откликнуться свидетелей ДТП и позвонил по указанному номеру. Считает, что водитель автомобиля ВАЗ-2109 не справился с управлением и выехал на полосу встречного движения.

Вина подсудимого Ч. также подтверждается:

- справкой по дорожно-транспортному происшествию из которой следует, что 15 ноября 2009 года в 20 час. 05 мин. водитель Ч. управляя автомобилем ВАЗ-21093 государственный номер ... двигаясь по автодороге ... – ... на 3 км. Не справился с управлением выехал на полосу встречного движения столкнулся с автомобилем Шевроле Нива ... водитель Г. л.д. 3-4);

- протоколом осмотра места происшествия, согласно которому осмотр проводился в условиях искусственного освещения (в свете фар дежурного автомобиля), пасмурной погоды (снегопад) на участке проезжей части автодороги ... - ... в районе «3 км». Осмотр проводился со стороны ... в направлении .... Ширина проезжей части - 6,5 м., слева и справа заснеженные обочины шириной по 4,0 м., за обочинами кювет глубиной по 2,0 м. Общая видимость на данном участке проезжей части при ближнем свете фар - 70 м. Состояние дорожного покрытия — асфальт, покрытый снегом, дефектов дорожного покрытия не обнаружено. Направление движения автомобиля Нива Шевроле гос. номер ... зафиксировано со слов водителя Г.- со стороны ... в направлении ..., направление движения автомобиля ВАЗ-21093 гос. номер ... зафиксировано со слов водителя Г.- со стороны ... в направлении ... (т.е. во встречном направлении). Место столкновения автомобилей ВАЗ и Нива зафиксировано на полосе движения Нивы со слов водителя Г. на расстоянии 150,0 м. от километрового указателя «3 км» в сторону ... и в 2,0 м от правого края проезжей части по ходу движения автомобиля Нива. Осыпь осколков стекла, пластмассы и элементов автомобилей зафиксирована от места столкновения размером 8,2 м на 4,0 м. На расстоянии 4,5 м от места столкновения в кювете слева от проезжей части зафиксирован труп мужчины, ногами направленный к проезжей части на расстоянии 7,0 м. от головы до левого края обочины и 6,0 м от ног до левого края обочины. Автомобиль ВАЗ-21093 гос. номер ... зафиксирован поперек проезжей части, передней частью направлен в сторону левой обочины на расстоянии 4,6 м от оси заднего правого колеса до левого края проезжей части и в 1,3 м от оси переднего правого колеса до левого края проезжей части и в 8,2 м. от места столкновения. Автомобиль Нива Шевроле гос. номер ... зафиксирован справа от проезжей части частично в кювете, передней частью направлен в сторону проезжей части, от задней правой оси колеса 4,2 м. до правого края обочины, передняя ось колеса на границе правого края обочины, левая габаритная точка автомобиля Нива Шевроле находится на расстоянии 3,7 м от заднего правого колеса автомобиля ВАЗ-21093. При осмотре автомобиля ВАЗ-21093 гос. номер ... были обнаружены следующие повреждения: повреждения концентрированы в задней левой части в районе заднего левого колеса, деформация слева направо и спереди назад с глубиной до 50 см. При деформации повреждены: левые двери, заднее левое крыло, крыша, дверь багажника, задний бампер, багажник полностью деформирован. На левой стороне кузова в передней части (передний бампер, левое переднее крыло) имеются хаотично-направленные трассы с отслоением ЛКП. Салон автомобиля деформирован, водительское кресло сорвано с мест крепления, заднее сиденье деформировано. Остекление левой стороны кузова и задней крышки багажника отсутствует, лобовое стекло разбито в центре - паутинообразная сетка трещин с веществом бурого цвета похожего на кровь. По правой стороне остекление в наличии. Левое переднее крыло имеет вмятины и складки металла по всей поверхности. Левая блок фара сорвана с мест крепления, корпус сломан, правая фара в наличии, задние фонари разбиты. Рулевое управление работоспособно. Задняя балка повреждена, задняя левая ступица загнута, обломана. Шины автомобиля ошипованы, пригодны к эксплуатации. Рабочая тормозная система повреждена при ДТП, подтеканий тормозной жидкости не обнаружено. При осмотре автомобиля Нива Шевроле гос. номер ... обнаружены следующие повреждения, которые сконцентрированные на переднем левом углу с направлением спереди назад слева направо, глубиной около 0,5 м от передней габаритной точки. В деформации повреждены: левое переднее крыло, капот, панель радиатора, бампер, усилитель бампера, обрешетка радиатора, передняя блок фара, радиатор, передние указатели поворотов, левый повторитель поворотов сломан в корпусе. В передней части левой передней двери имеются большие вмятины с отслоением ЛКП, левое зеркало заднего вида сломано. В задней части на декоративных накладках левой арки заднего колеса, а так же заднего бампера слева имеются повреждения в виде трещин, сколов хаотично направленных трасс с отслоением ЛКП. Стекло левой передней двери разбито, лобовое стекло покрыто трещинами, остальные в наличии, исправны. Рулевое управление в работоспособном состоянии. Тормозная система работоспособна, подтеканий тормозной жидкости не обнаружено. Шины в накаченном состоянии пригодны к эксплуатации. Труп женщины находится на заднем сиденье автомобиля ВАЗ-21093 в положении сидя, для осмотра труп извлечен из салона автомобиля. При осмотре трупа женщины, личность была установлена по паспорту - как В. ... года рождения, личность трупа - мужчины на месте ДТП при осмотре не установлена. К протоколу осмотра места происшествия прилагается схема и фототаблица л.д. 5-9, 10, 11-12);

- врачебной справкой № 3026 МЛПМУ Городская больница скорой медицинской помощи от 15 ноября 2009 года, из которой следует, что Д. обращалась в НХО отд. 15 ноября 2009 года с диагнозом скорой медицинской помощи: ЧМТ, СГМ? Ушибленная рана лобно-теменной области, ушиб поясничной области, резаная рана правой кисти л.д. 13);

- врачебной справкой № 3025 МЛПМУ Городская больница скорой медицинской помощи от 15 ноября 2009 года, из которой следует, что Ч. обращался в НХО отд. 15 ноября 2009 года с диагнозом скорой медицинской помощи: ЧМТ, СГМ? Ушибленные раны лобной области л.д. 14);

- врачебной справкой № 7067 МЛПМУ Городская больница скорой медицинской помощи от 15 ноября 2009 года, из которой следует, что Г. обращался в П.П. отд. 15 ноября 2009 года с диагнозом скорой медицинской помощи: вывих стернального конца правой ключицы л.д. 15);

- заключением эксперта № 56/726-09-Э от 15 января 2010 года согласно выводам которого: 1) Причиной смерти Ф., явилась тупая сочетанная травма головы, груди, живота, позвоночника, левой нижней конечности с повреждением головного мозга, легких, селезенки, осложнившаяся массивной кровопотерей. 2) При судебно-медицинском исследовании трупа малолетней Ф. Обнаружены следующие телесные повреждения: Закрытая черепно-мозговая травма: кровоизлияния под мягкую мозговую оболочку в теменной области слева, в височных областях справа и слева; кровоизлияние в мягкие ткани затылочной области справа (1); ссадины в щечной области слева (1), в области носогубного треугольника слева (3). Закрытая травма груди: разрыв корня левого легкого; разрыв нижней доли левого легкого; ушиб легких; наличие крови в левой плевральной полости (700 мл). Закрытая травма живота: разрыв селезенки; наличие крови в брюшной полости (300 мл). Разрыв межпозвоночного диска между 3-4 шейными позвонками без повреждения спинного мозга. Закрытый полный поперечный перелом левой бедренной кости в верхней трети. Кровоподтек на наружной поверхности левого плеча в верхней трети (1), которые в совокупности относятся к тяжкому вреду здоровья, как опасные для жизни в момент причинения, создающие непосредственную угрозу для жизни и имеют прямое отношение к причине смерти л.д. 72-76);

- заключением эксперта № 54/724-09-Э от 22 января 2010 года согласно выводам которого: 1) Причиной смерти В. явился травматический шок, развившийся как осложнение тупой, сочетанной травмы головы, груди, живота, позвоночника, костей таза и левой верхней конечности, с повреждением внутренних органов. 2) При судебно-медицинском исследовании трупа гр-ки В. обнаружены следующие телесные повреждения: темно-красные кровоизлияния в мягкие ткани головы (1) в височной области справа (1) в височной области слева, линейный перелом правой височной кости с переходом на основание черепа на уровне средних черепных ямок справа и слева, кровоизлияние под твердую мозговую оболочку объемом 300 мл в затылочных областях справа и слева; множественные переломы ребер справа и слева по разным анатомическим линиям с повреждением и без повреждения пристеночной плевры и темно-красными кровоизлияниями в мягкие ткани в окружности переломов, полный поперечный перелом тела грудины на уровне 3-го межреберья и полным разрывом межреберной мышцы справа и слева; множественные разрывы прикорневых отделов правого и левого легкого, обширные очаги ушибов на правом и левом легких, наличие темно-красной жидкой крови в правой и левой плевральных полостях объемом около 500 мл.; множественные разрывы печени, наличие темно-красной жидкой крови в брюшной полости объемом около 300 мл; полный косопоперечный перелом грудного отдела позвоночника на уровне 6 грудного позвонка, с полным разрушением тела, полным разрывом оболочек и вещества спинного мозга на этом уровне, разрывом связочного аппарата, и смещением костных отломков позвоночника; полный поперечный перелом поясничного отдела позвоночника, между крестцом и 5 поясничным позвонком, со смещением костных отломков, и частичным повреждением оболочек и вещества спинного мозга; полные разрывы крестцово-подвздошного сочленения справа и слева, полные поперечные переломы тел правой и левой подвздошных костей, многооскольчатые, фрагментарные переломы правой и левой седалищных и лонных костей, с обильных пропитыванием кровью мягких тканей малого таза; полный косопоперечный перелом диафиза левой плечевой кости в нижней трети с обширными темно-красными кровоизлияниями в мягкие ткани в окружности перелома; Ссадины: (3) в области правого лобного бугра (1) на передней поверхности шеи, в верхней трети (1) в правой поясничной области с переходом на правую боковую поверхность брюшной стенки (1) на левой боковой поверхности брюшной стенки, в верхней трети (1) на наружной поверхности левого плеча в нижней трети (1) на левом локтевом суставе (1) участок осаднения на левой боковой поверхности грудной клетки от задней подмышечной до передней подмышечной линии, на уровне 3-5 межреберья. Кровоподтеки: (1) на внутренней поверхности правого бедра в нижней трети (5) на наружной поверхности правого плеча в нижней трети (6) на передней поверхности правого бедра в средней трети (4) на внутренней поверхности правого плеча в нижней трети, которые в совокупности относятся к категории тяжкого вреда здоровью как опасные для жизни, повлекшие смерть В. л.д. 85-90);

- заключением эксперта № 55/725-09-Э от 23 января 2010 года согласно выводам которого: Причиной смерти Л.-о. явилась тупая, сочетанная травма головы, груди, живота, костей таза с обширным повреждением свода и основания черепа, оболочек и вещества головного мозга. При судебно-медицинском исследовании трупа гр-на Л.-о. обнаружены следующие телесные повреждения: обширные темно-красные кровоизлияния в мягких тканях головы в затылочной области справа и слева, вдавленный перелом левой теменной кости, многооскольчатые, фрагментарные переломы чешуи и тела правой височной кости с переходом на основание черепа на уровне передних и средних черепных ямок справа и слева, множественные разрывы твердой мозговой оболочки костными фрагментами, тотальное кровоизлияние под твердую мозговую оболочку объемом около 40 мл, кровоизлияние под мягкую мозговую оболочку на боковых и базальных поверхностях лобных, височных долей справа и слева, множественные очаги ушибов на базальных поверхностях височных долей справа и слева, множественные переломы ребер слева по разным анатомическим линиям без повреждения пристеночной плевры, множественные очаги ушибов на правом и левом легких; множественные разрывы правой доли печени, наличие темно-красной жидкой крови в брюшной полости объемом 400 мл; многооскольчатые, фрагментарные переломы лонной и седалищной костей справа с обширным пропитыванием кровью мягких тканей малого таза. Рана (1) на передней и боковых поверхностях шеи ив средней трети. Ссадины (5) в правой щечной области, которые в совокупности относятся к категории тяжкого вреда здоровью как опасные для жизни, повлекшие смерть Л.-о. л.д. 99-104);

- копиями водительского удостоверения серии 70 ТО ... выданного на имя Г., ... года рождения, свидетельства о регистрации транспортного средства на автомобиль Шевроле Нива в котором собственником автомобиля указан Г., а также страхового полиса серии ВВВ ... со сроком действия до ... года и карточкой технического осмотра транспортного средства серии ... л.д. 120-122);

- справкой № 6493 от 15 декабря 2009 года МЛПМУ Станция скорой медицинской помощи, согласно которой выезда бригады скорой помощи 15 ноября 2009 года к больному Ч. зарегистрировано не было л.д. 151);

- копией карты вызова скорой медицинской помощи от 15 ноября 2009 года, согласно которой Г. был госпитализирован бригадой скорой медицинской помощи с диагнозом: перелом ключицы справа л.д. 152);

- копией карты вызова скорой медицинской помощи от 15 ноября 2009 года, согласно которой Д. была госпитализирована бригадой скорой медицинской помощи с диагнозом: ЗЧМТ, сотрясение головного мозга, ушибленная рана лобно-теменной области, ушиб поясничной области, резаная рана правой кисти л.д. 153);

- копией карты вызова скорой медицинской помощи от 15 ноября 2009 года, согласно которой по прибытии бригады скорой медицинской помощи была зафиксирована смерть В. до прибытия л.д. 154);

- заключением эксперта № 53-М от 19 января 2010 года в отношении Д. согласно выводам которого: в результате дорожно-транспортного происшествия ей были причинены телесные повреждения: Ушиб головного мозга легкой степени, субарахноидальное кровоизлияние, ушибленные раны в области лба, подапоневротическая гематома, подкожные кровоизлияния век правого глаза, ссадины головы, ушиб левого легкого, резаная рана правой кисти с повреждением длинного разгибателя 1-го пальца, которые относятся к категории вреда здоровью средней тяжести, как требующие для своего лечения срок, более 21 дня л.д. 159-161);

- заключением эксперта № 0069/06-1 от 08 февраля 2010 года согласно выводам которого: В условиях места происшествия столкновение автомобилей произошло на полосе движения автомобиля Нива Шевроле в районе места, указанного на схеме красным крестиком, как место столкновения л.д. 181-184);

- заключением эксперта № 0343/06-1 от 12 марта 2010 года согласно выводам которого: В сложившейся дорожной ситуации вопрос о технической возможности для водителя автомобиля Нива Шевроле предотвратить столкновение путем торможения решать не имеет смысла, т.к. ни снижение скорости, ни остановка не исключают возможности столкновения. Отсюда следует, что даже остановка автомобиля Нива Шевроле (в соответствии с требованиями п. 10.1 Правил дорожного движения) не исключают возможности столкновения со встречным автомобилем ВАЗ-21093. Маневрирование - как средство предотвращения происшествия Правилами дорожного движения не предусмотрено и данный вопрос Правилами решен однозначно – снижение скорости вплоть до остановки транспортного средства. л.д. 207-211).

Оценивая доказательства, изложенные выше, в их совокупности, суд считает, что вина подсудимого Ч. в совершении данного преступления доказана, сомневаться в виновности Ч., во вменяемом ему деянии у суда оснований нет.

Действия подсудимого Ч. квалифицируются судом по ч. 5 ст. 264 УК РФ – как нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

При этом, суд исключает из объема предъявленного Ч. обвинения указание на нарушение подсудимым п.п. 1.3, 1.4 и 1.5 ПДД РФ, в связи с отказом государственного обвинителя в этой части, как не находящихся в причинной связи с наступившими последствиями.

Обсуждая вопрос о виде и размере наказания, суд учитывает мнение стороны обвинения и защиты, а также мнение потерпевших, просивших о минимально возможном наказании и не связанном с изоляцией от общества, характер и степень общественной опасности содеянного, конкретные обстоятельства совершенного преступления, личность виновного, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, женат, вину признал, в содеянном раскаялся, учится и работает, имеет постоянное место жительства, характеризуется исключительно с положительной стороны, не судим, добровольно возместил моральный вред, причиненный преступлением. Вместе с тем, совершил преступление против безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее за собой смерть трех лиц по неосторожности, относящееся к категории тяжких преступлений.

Обстоятельством, смягчающим наказание в соответствии со ст. 61 УК РФ суд признает добровольное возмещение морального вреда и беременность супруги.

Обстоятельств, отягчающих наказание в соответствии со ст. 63 УК РФ суд не усматривает.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства в совокупности с данными, характеризующими личность подсудимого, принимая во внимание общественную опасность совершенного им преступления, его тяжесть, кроме того, с учетом конкретных обстоятельств преступления, а также с учетом того обстоятельства, что впоследствии подсудимый, причиненный преступлением, моральный вред, потерпевшим возместил, суд приходит к выводу, что исправление подсудимого возможно без изоляции от общества и считает возможным назначить ему наказание в виде лишения свободы без реального отбывания наказания с применением ст. 73 УК РФ, то есть условно, возложив на него ряд обязанностей, которые, по мнению суда, будут способствовать осуществлению надлежащего контроля за его поведением в период испытательного срока со стороны органа, осуществляющего исполнение наказания, с назначением дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортными средствами.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-308 и 309 УПК РФ,

ПРИГОВОРИЛ:

Черепанова Е.С. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.5 ст. 264 УК РФ и назначить ему наказание в виде трех лет шести месяцев лишения свободы, с лишением права управления транспортным средством сроком на два года.

В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное наказание в основной части считать условным и не приводить его в исполнение, если Ч. в течение трех лет испытательного срока докажет свое исправление.

Обязать Ч. в период испытательного срока не менять место жительства, без уведомления органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, один раз в квартал являться в указанный орган на регистрацию.

До вступления приговора в законную силу меру пресечения в отношении Ч. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставить прежней.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Томский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Судья А.В. Шукшин