Приговор вступил в законную силу 12.02.2010г.




1-63/10

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

02 февраля 2010 года судья Октябрьского районного суда г. Томска Салманова Т.Ф.,

с участием государственного обвинителя - помощника прокурора Октябрьского района

г. Томска Кошкарева Н.А.,

подсудимого Маркина А.А.,

адвоката Русина О.И., представившего удостоверение ... и ордер ...,

при секретарях Барбарич Е.В., Потаниной Ю.С. и Чураковой Е.В.,

а также потерпевшей В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Маркина А.А., ..., судимого:

1) 10 апреля 2000 года Кировским районным судом г. Томска (с учетом постановления Октябрьского районного суда г. Томска от 27 апреля 2006 года, постановления президиума Томского областного суда от 27 июня 2007 года) по ч. 3 ст. 30, п. «в» ч. 2 ст. 131 УК РФ к 6 годам 6 месяцам лишения свободы, освободившегося 29 апреля 2003 года условно-досрочно на 3 года 8 месяцев,

2) 22 мая 2006 года Октябрьским районным судом г. Томска (с учетом кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Томского областного суда от 7 августа 2006 года, постановления президиума Томского областного суда от 14 марта 2007 года, постановления президиума Томского областного суда от 26 марта 2008 года) по ч. 3 ст. 162, ч. 7 ст. 79, п. «д» ч. 2 ст. 111 УК РФ,

у с т а н о в и л :

Маркин А.А. умышленно причинил тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, из хулиганских побуждений.

16 сентября 2009 года в период времени с 12.00 часов до 14 часов 26 минут Маркин А.А., находясь в общественном месте - во дворе дома ..., в присутствии Т., Д. и В., осознавая, что своими действиями нарушает общепринятые нормы морали и поведения, противопоставляет свои интересы окружающим, умышленно, из хулиганских побуждений, без повода, нанес левой рукой один удар ножом в поясничную область справа В., причинив последней проникающее колото-резаное ранение брюшной полости с повреждением печени, внутрибрюшное кровотечение, относящиеся к категории тяжкого вреда здоровью, как опасные для жизни человека.

В судебном заседании подсудимый Маркин А.А. вину признал частично, не согласившись с умышленным причинением вреда здоровью, пояснив, что 16 сентября 2009 года, проходя мимо дома ..., подошел к находившимся во дворе дома трем незнакомым мужчинам и женщине, чтобы узнать о своем знакомом по имени Р., к которому шел в гости. Мужчины предложили ему выпить, но он отказался и один из них - Д. начал с ним грубо разговаривать. При этом, два мужчины – П. и М. ушли и они остались с Д. и Т. Продолжая разговаривать с Д. в резкой форме, в какой-то момент ему показалось, что последний хочет подраться и он, чтобы его напугать, достал из куртки складной нож, взяв его в левую руку и держал на уровне согнутого локтя. Спустя 2-3 минуты он собрался идти домой и продолжая держать нож в этом же положении, повернулся влево, сделав, при этом, один – два шага и неожиданно увидел глаза потерпевшей. Подумав, что мог нечаянно зацепить ее за куртку и не подозревая, что порезал последнюю, сразу же ушел домой, где отцу сказал, что за ним могут приехать сотрудники милиции, но ни из-за того, что он кого-то порезал, а из-за произошедшего скандала. Считает, что нанес потерпевшей травму по неосторожности.

Несмотря на то, что вину свою подсудимый Маркин А.А. фактически не признал, его вина в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью из хулиганских побуждений полностью нашла свое подтверждение в ходе судебного следствия.

Потерпевшая В. показала, что 16 сентября 2009 года в начале 13 часов, она вышла во двор своего дома по ..., где ее муж Д. с соседями сушили погреб и увидела рядом с Д. и Т. незнакомого ей ранее Маркина А.А., который стоял перед Д., держа в левой руке нож и жестикулируя им, разговаривая, при этом возбужденно. Она встала рядом Т., а Маркин А.А. стоял боком к ней, то есть она находилась слева от него, примерно в полутора метрах. Когда она подошла и остановилась, то Маркин А.А., фактически сразу же повернулся к ней и посмотрев на нее, сделал в ее сторону 1-2 шага, держа нож лезвием вверх и тут же нанес им ей удар в правый бок, в область печени, после чего повернулся и ушел, а Т. отвела ее домой к М., откуда вызвала «скорую помощь». Уточнила, что Маркин А.А. видел, как она подходила, поскольку слышала его слова: «Вот, она».

Не доверять ее показаниям у суда оснований нет, учитывая, что аналогичные показания она дала и в ходе следствия (л.д. 40-42 том 1) и они подтверждаются другими доказательствами.

Свидетель Д. показал, что 16 сентября 2009 года в дневное время он, вместе с соседями М., П. и Т. находился во дворе своего дома ..., где просушивая погреб, они распивали спиртное. Около 12.30 часов, когда уже М. с ними не было, во двор дома зашел ранее не знакомый Маркин А.А., который подойдя к П. стал с ним о чем-то разговаривать, а когда П. ушел, Маркин А.А. стал вдруг агрессивно себя вести, хотя до этого никакого конфликта не было, при этом, достал нож и держа его в левой руке стал размахивать им. В этот момент к ним подошла его жена В., которая встала в полутора метрах слева от Маркина А.А. и последний, посмотрев на нее, сделав, при том, возглас, держа перед собой нож в левой руке, шагнул в ее сторону и нанес им удар в правый бок В. Удар был нанесен слева направо и по движению он понял, что нанесен удар был целенаправленно. Сразу же, вынув нож из тела В. он ушел, а они вызвали скорую помощь.

Свидетель П. показал аналогично Д., добавив, что когда к ним подошел незнакомый ранее Маркин А.А. в его присутствии никакого конфликта между находившимися не было, а вечером того же дня он от Д. узнал, что Маркин А.А. порезал ножом его жену В.

Свидетель М. на предварительном следствии (т.1 л.д. 111-113) дал аналогичные показания, уточнив, что спустя какое-то время после того, как он покинул находившихся во дворе дома ... своих соседей, проходя мимо, он видел, что около Д. стоит ранее незнакомый Маркин А.А., а минут через 15 к нему домой привели В., у которой в области живота была кровь и от Т. узнал, что это Маркин А.А. нанес ей удар ножом.

Свидетель Т. в ходе предварительного следствия (л.д. 124-125 том 1) дала показания, аналогичные потерпевшей и свидетелям, также утверждая, что Маркин А.А. видел, как подошла В. и подойдя к ней, нанес последней удар ножом в бок.

Свидетель И. на предварительном следствии (т.1 л.д. 128-130) показал, что 16 сентября 2009 года в обеденное время его сын Маркин А.А. пришел домой и снял с себя спортивную кофту и штаны, на которых он увидел какие-то пятна. При этом, Маркин А.А. сказал, что его скоро заберет милиция и лег спать, а на следующий день, когда сын ушел из дома, он в его комнате, на трельяже увидел складной нож, который впоследствии вместе с одеждой сына добровольно выдал сотрудникам милиции.

Согласно заключению эксперта № 6868-М от 22 октября 2009 года, проникающее колото-резаное ранение брюшной полости с повреждением печени, внутрибрюшное кровотечение у В. могли быть причинены действием клинка колюще-режущего орудия и относятся к категории тяжкого вреда здоровью, как опасные для жизни. Давность причинения повреждений 16 сентября 2009 года не исключается. Проникающая колото-резаная рана располагается в поясничной области справа по задне-подмышечной линии. Направление раневого канала снизу-вверх, проникает в брюшную полость (т.1 л.д.64-66).

Согласно заключению эксперта № 7618-М от 22 ноября 2009 года, при условии расположения ножа в левой руке, клинком, направленным перпендикулярно телу потерпевшей в области правого бока (Маркин показал, что нож во время нечаянного ранения находился перпендикулярно телу потерпевшей в области правого бока), причинение проникающего ранения (описанного в заключение эксперта № 6868-М) можно исключить, т.к. расположение клинка в руке подозреваемого и направление удара не совпадает с направлением раневого канала. Причинение вышеуказанного ранения при условии расположения ножа в левой руке подозреваемого, лезвием, направленным вверх, и расположении потерпевшей и подозреваемого стоя лицом друг к другу чуть около правого бока, не исключается (протокол допроса потерпевшей В., протокол следственного эксперимента, протокол дополнительного допроса потерпевшей) (т.1 л.д.96-100).

А также его вина подтверждается заявлением В. о нанесении ей ножевого ранения 16 сентября 2009 года незнакомым мужчиной (т.1 л.д.21); протоколом осмотра места происшествия, где зафиксировано место совершения преступления (т.1 л.д.23-26); протоколом осмотра места происшествия, то есть квартиры ..., откуда изъята женская футболка со следами вещества бурого цвета с повреждением ткани в области правого бокового шва и образец вещества бурого цвета на марлевый тампон (т.1 л.д. 27-29); протоколом опознания В. Маркина А.А., как мужчину, нанесшего ей удар ножом в область печени 16 сентября 2009 года во дворе дома ... (т.1 л.д.43-46); картой вызова скорой медицинской помощи В. (т. 1 л.д. 59); протоколом опознания свидетелем М. Маркина А.А., как мужчину, которого он видел во дворе дома ... 16 сентября 2009 года рядом с Д. и который, со слов Т., нанес удар ножом В.(т.1 л.д.114-115); протоколом выемки одежды и складного ножа у И. (т.1 л.д.132), протоколом изъятия брюк женских со следами вещества бурого цвета (т.1 л.д.133); заключением эксперта ..., согласно которому 1) на представленных на исследование футболке, женских брюках и марлевом тампоне имеются следы крови человека, которая могла произойти от В. и не произошла от Маркина А.А. (т.1 л.д.147-149); заключением эксперта ..., согласно которому на спинке футболки потерпевшей В., представленной на исследование, имеется одно колото-резаное повреждение. Указанное повреждение могло быть образовано клинком представленного ножа (т.1 л.д.157-158); протоколом явки с повинной Маркина А.А., согласно которому Маркин А.А. сообщил, что 16 сентября 2009 года около 13 часов по неосторожности причинил ножевое ранение незнакомой женщине в область живота с правой стороны (т.1 л.д.164-165).

Суд считает необходимым квалифицировать действия подсудимого Маркина А.А. по п. " д " ч. 2 ст. 111 УК РФ - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, из хулиганских побуждений, поскольку действительно, как установлено выше приведенными доказательствами, Маркин А.А., находясь в указанное выше время во дворе дома ..., в незнакомой компании, проявляя явное неуважение к обществу, действуя нагло и демонстративно, беспричинно, без какого-либо на то повода и не имея никаких оснований, умышленно, из хулиганских побуждений, нанес незнакомой ранее В. удар ножом в правый бок, в область печени, причинив тяжкий вред здоровью, как опасный для жизни человека.

При этом, суд полностью исключает неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью, поскольку это опровергается как показаниями приведенных выше свидетелей и потерпевшей, однозначно утверждавших, что Маркин А.А., увидев подошедшую В., воскликнув, повернулся и шагнув в ее сторону, нанес удар ножом, так и заключением эксперта, исключившего причинение вреда здоровью В. по версии подсудимого Маркина А.А., утверждающего, что в момент причинения ранения потерпевшей нож в его руке находился перпендикулярно телу последней, а само его сообщение впоследствии отцу о возможном его аресте, лишь подтверждает причинение им умышленного ножевого ранения потерпевшей, то есть зная об этом, он предположил о появлении сотрудников милиции, т.к. по другому поводу его не могли арестовать, поскольку никакого фактически конфликта между находившимися там лицами до этого не было.

Решая вопрос о назначении наказания подсудимому Маркину А.А., суд признает смягчающим наказание обстоятельством согласно ст. 70 УК РФ с не отбытой частью наказания по приговору Октябрьского районного суда г. Томска от 22 мая 2006 года.

Руководствуясь ст. ст. 307-309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л :

Маркина А.А. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного п. " д " ч. 2 ст. 111 УК РФ (в редакции ФЗ от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ) и назначить ему наказание в виде пяти лет лишения свободы.

В соответствии с п. "в" ч. 7 ст. 79 УК РФ отменить условно-досрочное освобождение по приговору Октябрьского районного суда г. Томска от 22 мая 2006 года.

На основании ст. 70 УК РФ путем частичного присоединения к назначенному наказанию не отбытой части наказания по приговору Октябрьского районного суда г. Томска от 22 мая 2006 года, окончательное наказание Маркину А.А. назначить в виде пяти лет шести месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.

Срок наказания исчислять со 02 февраля 2010 года.

Меру пресечения Маркину А.А. оставить в виде содержания под стражей в ФБУ ИЗ-70/1, где содержать до вступления приговора в законную силу.

Зачесть в срок отбытия наказания содержание под стражей с 19 сентября 2009 года по 01 февраля 2010 года.

По вступлении приговора в законную силу, вещественные доказательства, хранящиеся при уголовном деле: футболку и брюки женские уничтожить, спортивную кофта (куртка) из ткани черного цвета со вставками из ткани красного цвета, спортивные штаны (брюки) из ткани черного цвета возвратить Маркину А.А., складной нож, марлевый тампон с веществом бурого цвета, марлевую салфетку с образцом крови – уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Томский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а для осужденного в тот же срок со дня получения копии приговора.

В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать перед судом о своем участии при рассмотрении дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий Салманова