Приговор вступил в законную силу 14.05.2010г.



№ 1-130/10

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации 04 мая 2010 года судья Октябрьского районного суда

г. Томска Салманова Т.Ф.,

с участием государственного обвинителя – помощника прокурора Октябрьского района

г. Томска Ильиной А.А.,

подсудимой Кулиненко Т.В.,

адвоката Смирновой А.А., представившей удостоверение № 741 и ордер № 403 от 04 мая 2010 года,

при секретарях Черепановой М.А. и Барбарич Е.В.,

а также потерпевшей Ерохиной Е.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

КУЛИНЕНКО Т.В., ... не судимой, проживающей без регистрации ..., содержащейся под стражей с 31 января 2008 года по 01 ноября 2008 года, находящейся под подпиской о невыезде, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч.4 УК РФ,

у с т а н о в и л :

Кулиненко Т.В. причинила смерть по неосторожности.

В ночь с 30 на 31 декабря 2007 года, в период с 2-х до 3-х часов, Кулиненко Т.В., будучи в состоянии алкогольного опьянения, находясь ... в ходе ссоры, возникшей на почве личных неприязненных отношений, умышленно нанесла А.В. в область головы один удар не установленным следствием металлическим предметом, причинив по неосторожности потерпевшему телесные повреждения: кровоизлияния под мягкую мозговую оболочку в лобных долях справа и слева, на базальных поверхностях лобно-височных долей справа и слева, на правом полушарии мозжечка, ушиб головного мозга (ректические кровоизлияния в веществе головного мозга), ушибленную рану с кровоподтеком в области нижней челюсти слева, кровоподтеки в заушной области слева, кровоизлияние в мягкие ткани головы, в теменной области, в совокупности относящиеся к категории тяжкого вреда здоровью, как опасные для жизни в момент причинения и повлекшие за собой смерть потерпевшего через закрытую черепно-мозговую травму, осложнившуюся прорывом крови в желудочки головного мозга.

В судебном заседании подсудимая Кулиненко Т.В. вину в предъявленном обвинении признала полностью, не отрицая нанесение удара А.В. металлическим предметом и показала, что с 28 декабря 2007 года находилась в доме последнего ... и в ночь с 30 на 31 декабря 2007 года они вместе с подошедшими И.Н., А.Ш., И.А. распивали спиртные напитки. Также в доме находился парень по имени Юра, который спал. В ходе распития спиртного между ней и А.В. произошла ссора, в ходе которой он ударил ее кулаком по голове в область виска. При этом, И.А. на тот момент уже ушел, а она не смогла покинуть его квартиру вместе с И.Н. и А.Ш., т.к. А.В. спрятал ее вещи и после их ухода стал требовать вступления с ним в половую связь. Боясь дальнейшего избиения, она подчинилась его воле, после чего он вновь продолжил требовать с ней близости и она, в момент, когда сидела на диване, а он стоял перед ней, нащупав на полу возле дивана железную палку, ударила ею А.В. снизу вверх, наотмашь сбоку, отчего он упал на диван. Куда именно пришелся удар она не видела, так как в комнате было темно и сразу же, без верхней одежды и обуви убежала из дома А.В., выбросив по дороге металлическую палку. Доехав до дома своего сожителя Ш.Д. на такси, рассказала ему о произошедшем и около 03 часов ночи легла спать.

Вместе с тем, в ходе предварительного следствия, будучи допрошенной в качестве подозреваемой 31 января 2008 года (л.д. 106-109 том 1) Кулиненко Т.В. дала несколько иные показания в части нанесения удара, указав, что удар А.В. нанесла в область головы, т.к. ее разозлило поведение А.В., который до нее домогался, выражаясь в ее адрес нецензурной бранью, поэтому она решила ему отомстить и оттолкнуть от себя, чтобы уйти из дома последнего. При этом, в момент предшествующий удару, А.В. стоял рядом с ней, никаких действий, помимо угроз и оскорблений, к ней не предпринимал.

Будучи допрошенной в качестве обвиняемой (л.д. 112-114, 127-130 том 1) 01 и 27 февраля 2008 года она подтвердила свои показания при допросе подозреваемой, утверждая, что не желала потерпевшему причинение тяжкого вреда здоровью и смерти.

Аналогичные показания были ею даны и при проверке показаний на месте (л.д. 115-118 том 1) 31 января 2008 года, где она также утверждает, что кроме оскорблений и угроз вступить с ним в половую связь А.В. в ее адрес никаких действий не предпринимал.

Оценивая показания Кулиненко Т.В. на предварительном следствии и в судебном заседании, суд приходит к выводу, что в основу приговора должны быть положены ее показания на предварительном следствии в качестве подозреваемой и обвиняемой, где она утверждала, что причиной совершения ею преступления послужила предшествующая между ней и А.В. ссора, в ходе которой последний никаких противоправных действий в отношении нее не совершал, а лишь высказывал в ее адрес оскорбления и угрозу совершения насильственных действий сексуального характера, забрал одежду и не разрешал уйти, что, в конечном счете ее разозлило, и она, решив отомстить, ударила А.В. палкой по голове.

Кроме признания своей вины подсудимой Кулиненко Т.В. в нанесении ею удара металлическим предметом в область головы А.В., ее вина полностью нашла свое подтверждение в ходе судебного следствия.

Потерпевшая Е.Э. пояснила, что 29 декабря 2007 года приходила домой к сыну А.В., где видела Кулиненко Т.В., а 31 декабря 2007 года узнала, что А.В. убит и в его смерти подозревается Кулиненко Т.В., которая нанесла ему удар по голове металлическим предметом.

Свидетель Ш.Ж. дал показания аналогичные Кулиненко Т.В., зная о произошедшем со слов последней и дополнил, что сожительница вернулась домой 31 декабря 2007 года в районе трех часов ночи, он еще не спал и на лице у нее, под правым глазом он видел синяк.

Свидетель Л.Н. дала такие же показания, тоже зная о произошедшем со слов дочери Кулиненко Т.В. и дополнила, что на следующий день она ездила в квартиру погибшего, где забрала одежду ее дочери и узнала о смерти А.В.

Свидетель И.А. пояснил, что днем 30 декабря 2007 года находился в гостях у А.В., откуда ушел около 16 часов и снова пришел к нему около 10 часов 31 декабря 2007 года, чтобы разбудить его на работу, однако последний на его слова не реагировал и тогда он, разбудив спящего там же Ю.В., ушел из его квартиры вместе с последним. Через час он вновь пошел к А.В. и обнаружил последнего мертвым, о чем сразу же сообщил В.Б., который вызвал сотрудников милиции. Впоследствии ему стало известно, что после его ухода, в первом часу ночи, между А.В. и Кулиненко Т.В. произошел конфликт, в ходе которого погибший ударил Кулиненко Т.В., а когда за девушку заступились И.Н. и А.Ш., последний их выгнал, оставшись наедине с Кулиненко Т.В. Что именно произошло между потерпевшим и Кулиненко Т.В. ему неизвестно, однако слышал, что в ходе ссоры Кулиненко Т.В. ударила потерпевшего железной палкой в область головы.

Свидетель А.Ш. показала, что в ночь с 30 на 31 декабря 2007 года они с сожителем И.Н. были в гостях у А.В., где вместе с находившимися там Кулиненко Т.В. и Э.Э. распивали спиртные напитки. Также в доме был Ю.В., который, немного выпив, уснул. В ходе распития спиртного между А.В. и Кулиненко Т.В. произошла ссора и А.В. ударил ее в область лица кулаком. После этого, они, не желая быть свидетелями конфликта, ушли, а следом за ними ушел и Э.Э., который зашел к ним домой. Спустя какое-то время она, посмотрев в окно, увидела, что света в квартире А.В. нет и решив, что там все спокойно, легла спать, а на утро от И.А. и И.Н. узнала о смерти А.В., которые сказали, что при обнаружении его трупа, Кулиненко Т.В. в доме не было.

Свидетель И.Н. дал аналогичные показания.

Свидетель Ю.В. показал аналогично приведенным выше свидетелям, дополнив, что утром 31 декабря 2007 года его на работу разбудил И.А. При этом, когда они с ним уходили, А.В. лежал на другой кровати и он подумал, что тот спит.

Свидетель Э.Э. показал аналогично А.Ш.

Свидетель В.Б. показал, что 31 декабря 2007 года около 10.00 часов по просьбе И.А. пришел в дом А.В. ..., где увидел последнего лежащим поперек дивана, в полуметре от стены, а на лице и подбородке потерпевшего была кровь. От И.Н. и А.Ш. узнал о произошедшей накануне ссоре между А.В. и Кулиненко Т.В., в ходе которой он ударил последнюю в область виска.

А также вина подсудимой подтверждается рапортом об обнаружении признаков преступления, согласно которому 31 декабря 2007 года обнаружен труп А.В. с признаками насильственной смерти (л.д.4-5 том 1), протоколом осмотра места происшествия от 31 декабря 2007 года, согласно которому в доме ... обнаружен труп А.В. с признаками насильственной смерти (л.д.6-15 том 1).

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы № 10 от 05 января 2008 года (л.д.75-80 том 1) причиной смерти А.В. явилась закрытая черепно-мозговая травма, осложнившаяся прорывом крови в желудочки головного мозга. На теле трупа обнаружены следующие телесные повреждения : а) кровоизлияния под мягкую мозговую оболочку в лобных долях справа и слева, на базальных поверхностях лобно-височных долях справа и слева, на правом полушарии мозжечка, ушиб головного мозга (ректические кровоизлияния в веществе головного мозга), ушибленная рана (1) с кровоподтеком (1) в области нижней челюсти слева, кровоподтеки в заушной области слева (6), кровоизлияние в мягкие ткани головы, в теменной области (1). Данные повреждения прижизненные и могли образоваться, вероятнее всего, до 1 часа до наступления смерти, и не менее от 2-кратного воздействия тупого твердого предмета, каким могли быть руки и ноги человека. Эти телесные повреждения относятся в совокупности к категории тяжкого вреда здоровью, как опасные для жизни в момент причинения и имеют прямое отношение к причине смерти. В момент причинения телесных повреждений потерпевший мог находиться как в вертикальном, так и в горизонтальном положении, и мог быть обращен к нападавшему как лицом, так и спиной. После причинения телесных повреждений в области головы потерпевший не мог совершать активные действия, на что указывает наличие крови в желудочках головного мозга. С момента причинения повреждений, до момента смерти потерпевший жил, вероятнее всего, не более 1 часа.

Согласно заключению дополнительной судебно-медицинской экспертизы № 124/1-Э от 20 февраля 2008 года (л.д.86-91 том1) причиной смерти А.В. явились те же, указанные выше телесные повреждения, обнаруженные на трупе.

При этом, указано, что предмет, которым А.В. причинены указанные телесные повреждения, является металлическим квадратной формы, длиной около 80 см., шириной в диаметре около 5 см и он мог получить черепно-мозговую травму при обстоятельствах, указанных Кулиненко Т.В. Вероятнее всего удар пришелся в область нижней челюсти слева, с последующим падением А.В. с ускорением и ударом теменной областью о тупую твердую поверхность, каким могла быть стена. Смерть А.В., вероятнее всего, могла наступить 31 декабря 2007 года около 06.00 – 08.00 часов.

Эксперт В.В. в судебном заседании подтвердил выводы данной экспертизы, указав, что выводы сделаны им на основании экспертизы трупа от 05 января 2008 года, протокола ОМП, допроса подозреваемой, которая пояснила, что причинила погибшему одно воздействие предметом, но повреждения на теле трупа были в теменной области и за щекой. С учетом показаний подозреваемой, утверждающей, что ею нанесен всего один удар тупым предметом, он не исключает, что повреждение в теменной области могло образоваться при ударе о тупой предмет, каким могла быть стена. Данный вывод – его предположение, в протоколе ОМП не расписано расположение предметов окружающей обстановки и расстояние между ними, диван (кровать), где обнаружен труп, имеет мягкую поверхность, поэтому он домыслил, что повреждение в теменной области получено о стену и после нанесения первого удара. По его мнению, твердыми предметами, кроме стены, могли быть руки и ноги человека.

Согласно заключению комиссионной судебно-медицинской экспертизы № 208-Ут от 15 января 2009 года (л.д. 1-12 том 2) имевшая место у А.В. закрытая черепно-мозговая травма возникла минимум от трех механических воздействий : в левую заушную, теменную (область стреловидного шва костей черепа) и левую щечную области (верхнего края нижней челюсти). Можно лишь в вероятной форме предположить, что определяющим в течении причиненной ЧМТ были воздействия (удары) в левую заушную и теменную области. При условии наличия у А.В. только ушибленной раны размером до 1,3 см, мягких тканей на левой щеке с кровоподтеком в области верхнего края нижней челюсти слева, он мог совершать самые различные активные действия.

Согласно заключению дополнительной комиссионной судебно-медицинской экспертизы № 52-Ут/Д от 06 мая 2009 года (л.д. 24-31 том 2) смерть А.В. наступила в пределах не более семи часов до момента исследования трупных явлений в 15.10 часов, то есть 31 декабря 2007 года около 08 часов утра.

Эксперт А.Д., принимавший участие в даче заключения по экспертизе от 15 января 2009 года и от 06 мая 2009 года, пояснил, что уже после дачи заключения, при дополнительном изучении им гистологических данных, он считает, что первым было нанесено ударное воздействие в левую щечную область ( верхнего края нижней челюсти), повлекшее ушибленную рану с кровоподтеком в области нижней челюсти слева. При этом, данное телесное повреждение отношения к смерти А.В. не имеет, а последующие два воздействия были причинены уже после нанесения указанного удара. По данным исследования с момента нанесения удара до летального исхода А.В. времени прошло в пределах одного часа и, учитывая, что смерть погибшего наступила около 08 часов утра, следовательно, телесные повреждения ему были причинены около 07 часов. Все повреждения, повлекшие ЗЧМТ причинены в пределах часа.

Из заключения повторной судебно-медицинской экспертизы № 92 от 22 июня 2009 года (л.д. 40-52 том 2) следует, что смерть А.В. наступила примерно около 2-6 часов утра 31 декабря 2007 года. С учетом характера телесных повреждений на теле трупа А.В., данных гистологического исследования, давность образования повреждений не более 1 часа до наступления смерти, то есть с имеющимися повреждениями потерпевший жил не более 1 часа. Причинение повреждений А.В. в период указанный Кулиненко Т.В. не исключается.

Из заключения повторной комиссионной судебно-медицинской экспертизы за № 371-ПК от 26 февраля 2010 года (л.д. 101-111 том 2) следует, что судя по локализации повреждений мягких тканей волосистой части головы и внутричерепных подоболочечных (субарахноидальных) кровоизлияний, образование черепно-мозговой травмы-ушиба головного мозга с субарахноидальными и внутрижелудочковым кровоизлияниями возможно и без травматического воздействия на голову, результатом которого явилась ушибленная рана с кровоподтеком в области нижней челюсти слева. Как самостоятельное повреждение (без взаимосвязи с причиной смерти) ушибленная рана размерами 1,3 х 0,2 см, с кровоподтеком на уровне раны и кровоизлиянием под слизистую оболочку нижней губы, расценивается как повреждение, не причинившее вред здоровью человека. Давность наступления смерти А.В., причинение имевшихся у него повреждений с 2 до 3 часов 31 декабря 2007 года, как указывает Кулиненко Т.В., не исключается.

Суд считает, что в основу приговора должно быть положено заключение именно экспертизы от 26 февраля 2010 года, поскольку выводы, сделанные эскпертами с анализом гистологического материала последовательны, более полные и согласуются с иными исследованными по делу доказательствами в части механизма образования телесных повреждений у А.В. и времени наступления смерти.

Суд, с учетом мнения государственного обвинителя считает необходимым квалифицировать действия подсудимой Кулиненко Т.В. по ч. 1 ст. 109 УК РФ – причинение смерти по неосторожности, поскольку, как установлено приведенными выше доказательствами и не отрицает сама подсудимая, она в ночь с 30 на 31 декабря 2007 года, в период с 2-х до 3-х часов, находясь по ..., в ходе ссоры умышленно нанесла А.В. один удар металлическим предметом в область нижней челюсти слева, причинив потерпевшему ушибленную рану с кровоподтеком, повлекшую ушиб головного мозга с субарахноидальными и внутрижелудочковым кровоизлияниями, относящиеся к категории тяжкого вреда здоровью и причинение смерти А.В. по неосторожности, т.к. умысла у подсудимой на причинение смерти у нее не было, а ЧМТ образовалась помимо ее воли, без травматического воздействия на голову.

При этом, суд полностью исключает необходимую оборону со стороны подсудимой Кулиненко Т.В., поскольку в своих показаниях в ходе предварительного следствия последняя поясняла, что удар нанесла А.В., т.к. разозлилась на него в виду того, что он вновь предложил ей вступление с ним в половую связь, а учитывая, что никаких угрожающих ее жизни и здоровью предметов у него в руках в тот момент не было, до этого она находилась с ним в близких отношениях, проживая у него в течение двух суток, реальной угрозы А.В. для нее не представлял.

Конфликт произошедший до этих событий, в ходе которого А.В. ударил ее, по мнению суда и повлек дальнейшие противоправные действия Кулиненко Т.В., которая действительно была на него зла.

При назначении наказания подсудимой Кулиненко Т.В. суд учитывает признание ею своей вины и раскаяние, личность подсудимой, которая не судима, по месту жительства характеризуется положительно, совершенное ею преступление относится к категории небольшой тяжести, однако принимая во внимание последствия совершенного ею преступления, считает необходимым назначить ей наказание в виде лишения свободы, но от назначенного наказания освободить с истечением срока давности.

При этом, суд считает необходимым взыскать с подсудимой Кулиненко Т.В. в пользу ООО «С» расходы за проведение данным обществом судебно-медицинской экспертизы за № 92 от 22 июня 2009 года в сумме 32000 рублей в соответствии со ст. 250 УПК РФ и ст. ст. 131 ч. 2, 132 УПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 307-309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л :

КУЛИНЕНКО Т.В. признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 109 УК РФ и назначить ей наказание в виде одного года шести месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии- поселении.

В соответствии со ст. 78 УК РФ от назначенного наказания освободить с истечением срока давности.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде - отменить.

Вещественные доказательства : женские ботинки - выдать Кулиненко Т.В.

Взыскать с Кулиненко Т.В. процессуальные издержки за проведение экспертизы в пользу ООО «С» в сумме тридцать две тысячи рублей.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Томский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения.

Председательствующий Салманова