Дело №2-1086/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 июля 2010 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Остольской Л.Б.,
при секретаре Помазан О.Н.,
с участием истца Суханова Н.М.,
представителя истца Храмцовой Л.Г.,
представителя ответчика ОГУ «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района» ДСЗН ТО Фирстовой М.А.,
представителя третьего лица ДСЗН ТО Русских И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Суханова Н.М. к ОГУ «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района» Департамента социальной защиты населения Томской области о перерасчете размера ежемесячной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, взыскании задолженности по ежемесячной в возмещении вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, включении в списки лиц, имеющих право на получение ежемесячных денежных выплат возмещении вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы,
УСТАНОВИЛ:
Суханов Н.М. обратился в суд с иском к ОГУ «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района» Департамента социальной защиты населения Томской области, в котором, с учетом уточнений, просит обязать ОГУ «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района» Департамента социальной защиты населения Томской области произвести перерасчет и назначить к выплате в его пользу ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в размере 67 061,36 рублей, начиная с 01.05.2010г., с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством и единовременной задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 02.03.1996г. по 30.04.2010г. в размере 3 651 103,01 рублей; включить его в списки лиц, имеющих право на получение денежных выплат в возмещение вреда здоровью ежемесячно, начиная с 01.05.2010г. в размере 67 061,36 рублей и единовременной задолженности за период с 02.03.1996г. по 30.04.2010г. в размере 3 651 103,01 рублей и представить данные списки в Департамент социальной защиты населения Томской области.
В обоснование своих требований указал, что он с 17 мая по 19 августа 1987 года участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, вследствие этого его здоровью был причинен вред. 27.04.1995г. ему установлена 2 группа инвалидности с утратой 70% профессиональной трудоспособности. В соответствии с п.1 ч.1 ст.28 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1 (в редакции Закона РФ от 18.06.1992г. № 3061-1), далее – базовый Закон, в его пользу была назначена пенсия в размере возмещения фактического ущерба. ФЗ от 24.11.1995г. № 179-ФЗ, вступившим в действие с 02.03.1996г. в базовый Закон внесены изменения, согласно которым, вместо пенсии в размере возмещения фактического ущерба предусмотрено право на одновременное получение двух денежных выплат – возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности) и пенсии по инвалидности. Одновременно базовым Законом предусмотрено, что выплату денежных сумм возмещения вреда производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством РФ. С 02.03.1996г. он поставлен на учет в органе социальной защиты, которым была назначена к выплате в его пользу ежемесячная денежная сумма возмещения вреда, исходя из заработка за два месяца пребывания на Чернобыльской АЭС, то есть как для пенсии в размере возмещения фактического ущерба. В октябре 2008г. он обратился с заявлением в Департамент социальной защиты населения Томской области с просьбой разъяснить правильный порядок назначения выплат в его пользу, специалисты которого устно сообщили, что вариант расчета выплат, исходя из среднемесячного заработка за 12 последних месяцев работы перед установлением инвалидности для него наиболее приемлем. 23.10.2009г. он обратился в ОГУ «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района» Департамента социальной защиты населения Томской области с заявлением о перерасчете выплат исходя из среднемесячного заработка за 12 последних месяцев работы в ИЧП «Анатоль» перед установлением инвалидности. Ответом от 01.12.2009г. в перерасчете было отказано на том основании, что Порядок выплаты ежемесячной компенсации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21.08.2001г. № 607, не предусматривает перерасчет ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью из заработка. С данным отказом он не согласен. Полагает, что обязанность обеспечить получателю возможность реализовать право выбора на получение выплат по наиболее благоприятному варианту органом социальной защиты не выполнена. Отказ произвести перерасчет возмещения вреда исходя из среднемесячного заработка за 12 последних месяцев работы перед установлением инвалидности, неприменение всех полагающихся повышающих индексов к исчисленной сумме ежемесячной денежной компенсации привели к необоснованному значительному занижению ежемесячных компенсационных выплат и образованию большой суммы задолженности, что лишило его права на достойную жизнь.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, пояснил, что справка о работе в ИЧП «Анатоль» ему была выдана 17.05.1995 года. На тот момент директором ИЧП «Анатоль» была его супруга, он работал бухгалтером. Справку у него в отделе для назначения пенсий не взяли, хотя в трудовой книжке также была запись о работе в ИЧП «Анатоль».
Представитель истца Храмцова Л.Г., действующая на основании доверенности № 70-01/146747 от 13.05.2010г. сроком на два года, в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ОГУ «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района» ДСЗН ТО Фирстова М.А., действующая на основании доверенности № 2-ДВ от 15.03.2010г. сроком до 31.12.2010г., исковые требования не признала, пояснила, что исковые требования Суханова Н.М. о перерасчете сумм в возмещение вреда здоровью из заработной платы за 12 месяцев до установления инвалидности по справке № 3 от 17.05.1995 г., выданной ИЧП «Анатоль» не признает в полном объеме. С 02.03.1996 г. Федеральным законом от 24.11.1995 № 179-ФЗ инвалидам из числа граждан, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, было предоставлено право получения пенсии по инвалидности и сумм возмещения вреда. До этой даты указанные граждане имели право получать только пенсию по инвалидности по нормам Закона РФ от 20.11.1990 № 340 «О государственных пенсиях в РФ», либо пенсию, рассчитанную в размере фактического ущерба. В соответствие с п. 25 ст. 14 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. ФЗ-179 от 24.11.1995 г.) инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работником трудовых обязанностей. До 06.01.2000 г. нормативным актом, на основании которого определялся заработок для расчета сумм в возмещение вреда данной категории граждан, являлись Правила возмещения работодателями вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, а после 06.01.2000 г. таким нормативным актом стал Федеральный закон № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В пункте 3 статьи 12 Федерального закона № 125-ФЗ и в статье 14 Правил был закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка, из которого исчислялся размер возмещения вреда. Согласно указанным нормам среднемесячный заработок при исчислении возмещения вреда определялся за 12 последних месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы), предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина). Исключение было сделано только для лиц, у которых период работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС составил менее одного полного календарного месяца (п. 25 ст. 14 Закона о ЧАЭС). В этом случае размер возмещения вреда исчислялся из условного месячного заработка без его ограничения. В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 07.08.1996 № 944 «О порядке выплаты сумм в возмещение вреда инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, семьям умерших инвалидов и других граждан, погибших (умерших) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС» выплата денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с выполнением работ по ликвидации последствий этой катастрофы производилась органами, осуществляющими пенсионное обеспечение. С декабря 2001 г. в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 № 607 выплата денежной компенсации в возмещение вреда производится органами социальной защиты населения. В документах личного дела Суханова Н.М. по возмещению вреда справка о заработной плате за 12 последних месяцев работы перед установлением инвалидности, а также заявление о назначении (перерасчете) сумм возмещения вреда либо проверки размера возмещения вреда из указанной справки о заработке отсутствуют. Согласно ответа отдела ПФР в Октябрьском районе г. Томска на их запрос в пенсионном деле Суханова Н.М. также справка о заработной плате за период работы в ИЧП «Анатоль» с мая 1994 г. по апрель 1995 г. отсутствует. Пенсия по инвалидности была назначена с учетом справки о заработной плате за период работы в АООТ «Томский ЛПК» с 01.01.1983 г. по 31.12.1987 г. С 01.09.1997 г. произведен перерасчет размера пенсии с учетом справки о заработной плате за период работы в АООТ «Томский ЛПК» с 01.06.1987 г. по 31.07.1987 г. Таким образом, документами пенсионного дела и личного дела по возмещению вреда не подтверждается обращение Суханова Н.М. за назначением (перерасчетом) сумм в возмещение вреда со справкой о заработной плате за период с мая 1994 г. по апрель 1995 г. Чтобы сделать вывод о невыгодности того или иного варианта заработка при исчислении возмещения вреда, необходимо произвести предварительный расчет, сравнительный анализ. Однако, такие документы в делах также отсутствуют. Возможно, Суханову Н.М. были даны какие-либо устные рекомендации. Например, им неизвестно требование к заработку на момент назначения возмещения вреда, в частности, каким образом учитывался заработок за периоды работы в частном предприятии, требовались ли документы, подтверждающие отчисления налогов и т.д. Суханов Н.М. неоднократно обращался в судебные органы, в комиссию по спорным вопросам Департамента социальной защиты населения, в органы прокуратуры по вопросам правильности начисления сумм в возмещение вреда здоровью. Предметом рассмотрения был заработок за период участия в ликвидации аварии на ЧАЭС, вопрос о применении заработка за последние 12 месяцев перед установлением инвалидности при исчислении сумм возмещения вреда Сухановым Н.М. никогда не поднимался. Таким образом, у заявителя была возможность обратиться за перерасчетом и проверить размер возмещения вреда из заработка за 12 месяцев до установления инвалидности до 15.02.2001 г. (вступление в силу Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ). 23.10.2009 г. Суханов Н.М. обратился с заявлением о перерасчете размера возмещения вреда в ОГУ «ЦСПН Октябрьского района г. Томска», впервые представив справку о зарплате, выданную ИЧП «Анатоль». В перерасчете заявителю было отказано, т.к. действующим законодательством не предусмотрено исчисление возмещения вреда из заработка. Что касается произведенного перерасчета возмещения вреда Суханову Н.М. в феврале 2003 г., то размер возмещения вреда был пересчитан в связи с тем, что при назначении возмещения вреда был необоснованно взят заработок за период выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (данный вопрос уже рассматривался в судебных органах - решение Октябрьского районного суда г. Томска от 26.09.2003 г. (было направлено на новое рассмотрение), решение Октябрьского районного суда г. Томска от 01.02.2006 г., кассационное определение от 25.04.2006 г.). При перерасчете действительно не был истребован заработок за 12 месяцев до инвалидности, поскольку в абзаце 2 пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 № 35 указано, что право выбора периода для определения размера среднего месячного заработка принадлежало самому инвалиду. В связи с этим, суд при разрешении спора по требованию ответчика либо по своей инициативе вопреки воле инвалида был не вправе исчислить средний месячный заработок за 12 месяцев перед установлением инвалидности. Кроме того, заявитель был письменно извещен о произведенном перерасчете сумм в возмещение вреда из заработка за 12 месяцев до увечья, куда вошли суммы за период работы на ЧАЭС (исх. 1223 от 26.02.2003 г.), тем не менее, и на тот период Суханов Н.М. не обращался в отдел со справкой ИЧП «Анатоль». Кроме того, в приведенном расчете заявитель производит перерасчет с 01.04.2005г. в связи с изменением утраты трудоспособности (с 60% до 70%). Данный вопрос уже рассматривался в судебных органах (решение Октябрьского районного суда г. Томска от 01.02.2006 г. и кассационное определение от 25.04.2006г.). Статьей 2 Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ предусмотрено, что гражданам, получавшим до вступление в силу названного федерального Закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается ежемесячная денежная компенсация, установленная настоящим законом, т.е. компенсация в твердой норме в зависимости от группы инвалидности (1000 руб., 2500 руб., 5000 руб.) либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Таким образом, в настоящее время законодательством не предусмотрено исчисление и перерасчет сумм возмещения вреда в процентном соотношении от заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности. Инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют право на получение компенсации в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности либо раннее установленные (рассчитанные из заработка) суммы возмещения вреда. На основании чего считают требования истца о перерасчете сумм в возмещение вреда в связи с изменением утраты трудоспособности необоснованными. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. от 868 финансовое обеспечение расходных обязательств РФ, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в соответствие с Правилами финансового обеспечения в 2007 г. (Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 872). Согласно названным Правилам выплата денежной компенсации осуществляется путем перечисления в установленном порядке соответствующих средств со счета Управления Федерального казначейства по г. Москве, в котором Федеральной службе по труду и занятости открыт лицевой счет получателя средств федерального бюджета, на счета по вкладам, открытые получателями денежной компенсации в организациях Сберегательного банка РФ, или по желанию получателя денежной компенсации - через организации федеральной почтовой связи. Органы в сфере социальной защиты населения субъектов РФ, уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ в соответствие с законодательством субъектов РФ, на основании информации органов социальной защиты населения, принимающих решения о выплате денежной компенсации в соответствие с Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации от 21.08.2001 г. № 607, либо на основании вступившего в законную силу решения судебного органа об изменении размера денежной компенсации ежемесячно составляют реестры. Реестры подписываются руководителем органа социальной защиты населения субъекта РФ, заверяются печатью и ежемесячно предоставляются в Федеральную службу по труду и занятости. Органы социальной защиты субъектов РФ в соответствие с законодательством РФ несут ответственность за предоставление недостоверной информации о получателях денежной компенсации и о потребности в бюджетных ассигнованиях на эти цели. На территории Томской области таким органом исполнительной власти является Департамент социальной защиты населения Томской области (Положение о Департаменте социальной защиты населения Томской области, утверждено Постановлением Губернатора Томской области от 30.06.2007 № 88). ОГУ ЦСПН принимают решения о назначении (перерасчете) компенсации в возмещение вреда и предоставляют информацию в ДСЗН Томской области. ДСЗН составляет реестры получателей и направляет их в Федеральную службу по труду и занятости. Таким образом, по данному делу считают необходимым привлечь в качестве второго ответчика Департамент социальной защиты населения Томской области.
Представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения Томской области - Русских И.Ю., действующая на основании доверенности № 7-6852 от 28.12.2009г. сроком до 31.12.2010г., пояснила, что исковые требования Суханова Н.М. о перерасчете ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п. 25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. ФЗ-179 от 24.11.1995) инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работником трудовых обязанностей. До 06.01.2000 г. нормативным актом, на основании которого определялся заработок для расчета сумм в возмещение вреда данной категории граждан, являлись Правила возмещения работодателями вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утв. Постановлением ВС РФ от 24.12.1992 № 4214-1 (ред. от 24.11.1995), в ст. 14 которых был закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка, из которого исчислялся размер возмещения вреда: за 12 последних месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы), предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина). Истцу его среднемесячный заработок определялся за 12 последних месяцев работы (01.08.1986-31.07.1987 г.г.), предшествующих увечью. С 06.01.2000 г. данные Правила утратили силу, а был введен в действие Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», предусматривавший аналогичный принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка. С 15.02.2001 г. Федеральным законом от 12.02.2001 N 5-ФЗ изменена редакция п. 25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», вследствие чего возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, определяется в твердой денежной сумме. Поскольку истец впервые обратился в ОГУ «ЦСПН Октябрьского района г. Томска» с заявлением о перерасчете размера возмещения вреда и справкой о зарплате за 12 последних месяцев работы, предшествующих утрате трудоспособности, 23.10.2009 г., в перерасчете ему правомерно отказано, т.к. действующим законодательством не предусмотрено исчисление возмещения вреда из заработка. Таким образом, истец был вправе в период до 15.02.2001 г. обратиться в орган социальной защиты населения с заявлением о перерасчете ему ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, исходя из заработка за период май 1994-апрель 1995 г.г., однако данное право он не реализовал.
В исключительном случае перерасчет мог быть произведен – по решению суда, если бы Суханов Н.М. обратился с таким заявлением, после того, когда в феврале 2003 года ему было сообщено, что необоснованно применялся расчет по чернобыльскому заработку, с 1.03.2003 года будет принят за основу заработок за 12 месяцев до увечья (работа в ЛПК). Суханов Н.М. в тот период обратился в суд с иным иском, не ставил вопрос о расчете заработка из расчета 12 месяцев до установления инвалидности. Справку ИЧП «Анатоль» не предъявлял.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000г. № 35 « О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидам прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», при определении размера сумм возмещения вреда, определенного до 15 февраля 2001г., необходимо исходить из того, что правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью чернобыльской катастрофой, до этой даты регулировались п.25 ч.1 ст.14 базового Закона.
Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, до 06.01.2000г. регулировался Правилами возмещения работодателем вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992г. С 06.01.2000г. данные Правила утратили силу, введен в действие Федеральный Закон РФ от 24.07.1998г. № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В п.6 ст.12 данного Федерального закона указано, что если в заработке застрахованного до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменений или возможности изменения оплаты труда застрахованного), при подсчете его среднего месячного заработка учитывается только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения.
Согласно справки № 713/28 войсковой части № 41173, Суханов Н.М. в период с 17 мая по 19 августа 1987 года исполнял обязанности в войсковой части № 41173.
На основании справкам ГБ СМЭ по ТО от 01.03.2010г., Суханов Н.М. установлена инвалидность 2 группы бессрочно, степень утраты профессиональной трудоспособности 70%.
На основании удостоверения серии А № 014042, Суханов Н.М. имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно ответа отдела государственных социальных льгот и выплат Ленинского и Октябрьского округов г.Томска от 26.02.2003г., Суханову Н.М. с 01.03.2003г. был перерасчитан размер сумм в возмещение вреда, из заработной платы за период с 01.08.1986г. по 31.07.1987г., т.е. за 12 месяцев до увечья.
Согласно трудовой книжки АТ-II № 1107354, дата заполнения 04.08.1976г., Суханов Н.М. 27.10.1993г. принят на должность бухгалтера в ИЧП «Анатоль», 27.04.1995г. уволен в связи с уходом на пенсию по состоянию здоровья.
В справке ИЧП «Анатоль» от 17.05.1995г. указаны суммы заработка Суханова Н.М. за период с 1994г. по 1995г.
Решением Ленинского районного суда г.Томска от 05.12.2000г. постановлено признать сведения о заработке Суханова Н.М., содержащиеся в справке, выданной АООТ «Томский ЛПК» 29.09.1996г. недостоверными. Считать, что заработок Суханова Н.М. за период его работы с 27.05. по 18.08.1987г. должен быть рассчитан исходя из тарифной ставки 106 коп/час.
Решением Октябрьского районного суда г.Томска от 26.09.2003г. постановлено обязать ОГУ «Центр государственных социальных льгот, выплат и жилищных субсидий департамента социальной защиты населения администрации Томской области» (в структуру которого входит отдел государственных социальных льгот и выплат Ленинского и Октябрьского округов г.Томска) с 01.10.2003г. производить начисление ежемесячных сумм возмещения вреда Суханову Н.М. в размере 1962 рубля 56 копеек с последующей индексацией в порядке, установленном действующим законодательством. Взыскать с департамента социальной защиты населения администрации Томской области за счет целевых средств недовыплаченную сумму возмещения вреда за период с 01.03.2003г. по 31.09.2003г. в размере 361 рубль 20 копеек и индексацию за указанный период в размере 3157 рублей 60 копеек, а всего взыскать 3518 рублей 80 копеек.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 20.02.2004г. решение Октябрьского районного суда г.Томска от 26.09.2003г. изменено: обязать ОГУ «Центр государственных социальных льгот, выплат и жилищных субсидий департамента социальной защиты населения администрации Томской области» с 01.01.2004г. производить начисление ежемесячных сумм возмещения вреда Суханову Н.М. в размере 2194 руб. 91 коп. с последующей индексацией в порядке, установленном действующим законодательством. Взыскать с департамента социальной защиты населения администрации Томской области за счет целевых средств недовыплаченную сумму возмещения вреда за период с 01.03.2003г. по 31.12.2003г. в размере 9170 руб. 35 коп.
Решением Советского районного суда г.Томска от 26.06.2008г. на ОГУ «ЦСПН Октябрьского района г.Томска» возложена обязанность по перерасчету и назначению Суханову Н.М. к выплате с 01.05.2008г. ежемесячно денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 10 240 рублей 03 копеек с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством. С ОГУ «ЦСПН Октябрьского района г.Томска» взыскано за счет средств федерального бюджета в пользу Суханова Н.М. единовременно задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01.07.2000г. по 30.04.2008г. в размере 269 395 рублей 79 копеек. Обязать ОГУ «ЦСПН Октябрьского района г.Томска» включить в списки, представляемые в Департамент социальной защиты населения Томской области сведения, необходимые для выплаты Сухановау Н.М. ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью с 01.05.2008г. в размере 10 240 рублей 03 копеек, единовременно задолженности по данной выплате за период с 01.07.2000г. по 30.04.2008г. в размере 269 395 рублей 79 копеек. Обязать Департамент социальной защиты населения Томской области включить в реестр граждан, имеющих право на получение денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью. Сведения для выплаты Суханову Н.М. ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью с 01.05.2008г. в размере 10 240 рублей 03 копеек, единовременно задолженности по данной выплате за период с 01.07.2000г. по 30.04.2008г. в размере 269 395 рублей 79 копеек, предоставив их установленном порядке в Федеральную службу по труду и занятости.
В заявлении от 23.10.2009г. Суханов Н.М. просит ОГУ «ЦСПН Октябрьского района г.Томска» рассмотреть возможность произвести расчет исходя из справки от 17.05.2009г.
Согласно ответа ОГУ «ЦСПН Октябрьского района г.Томска» от 01.12.2009г., действующим Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.08.2001г. № 607, не предусмотрен перерасчет ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью чернобыльцам из заработка.
Согласно ответа ГУ-УПФ в г.Томск ТО от 26.05.2010г., Суханову Н.М. с 27.04.1995г. назначена пенсия по инвалидности с учетом справки о заработной плате за период работы в АООТ «Томский ЛПК» с 01.01.1983г. по 31.12.1987г. С 01.09.1997г. произведен перерасчет размера пенсии с учетом справки о заработной плате за период работы в АООТ «Томский ЛПК» с 01.06.1987г. по 31.07.1987г. В документах пенсионного дела Суханова Н.М. справка о заработной плате за период работы в ИЧП «Анатоль» с мая 1994г. по апрель 1995г. отсутствует.
ОГУ «ЦСПН Октябрьского района г.Томска» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения Администрации Томской области № 165 от 25.05.2006г.
На основании приказа Департамента социальной защиты населения Администрации Томской области № 412 от 05.12.2006г. на ОГУ «ЦСПН Октябрьского района г.Томска» возложена обязанность по назначению и выплате, ведению баз данных получателей всех видов денежных компенсаций по Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда РФ от 14.12.200 года №35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидам прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», при определении размера сумм возмещения вреда, определенного до 15.02.2001 года» необходимо исходить из того, что правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью чернобыльской катастрофой, до этой даты регулировались п. 25 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона РФ от 24.07.1998г. № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Порядок определение размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда до 6.01.2000 года регулировался Правилами возмещения работодателем вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 года. С 6.01.200 года данные Правила утратили силу, введен в действие ФЗ РФ от 24.07.1998 года № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
В соответствии с п.4 ст.15 Федерального Закона РФ от 24.07.1998г. № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» назначение обеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявления застрахованного.
В порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001г. № 607 предусмотрено, что назначение гражданину данной компенсации и ее перерасчет осуществляется только по заявлению гражданина.
Суханов Н.М. не представил доказательств обращения с заявлением об перерасчете размера возмещения с учетом заработка в ИЧП «Анатоль», доказательств представления этой справки в органы пенсионного обеспечения, на которые была возложена обязанность выплата сумм в возмещение вреда, лицам подвергшимся воздействию радиации в результате Чернобыльской катастрофы.
В пенсионном деле справка ИЧП «Анатоль» отсутствует.
С декабря 2001 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 года №607 выплата денежной компенсации в возмещение вреда здоровью производится органами социальной защиты населения.
Сухановым Н.М. также не представлено доказательств обращения в органы соцзащиты с заявлением о перерасчете, представления справки ИЧП «Анатоль».
В феврале 2003 года Суханову Н.М. был произведен перерасчет в связи с тем, что необоснованно при исчислении возмещения вреда был взят чернобыльский заработок. Суханов Н.М. был письменно извещен о перерасчете, о том что за основу взят его заработок на ЛПК за 12 месяцев, предшествующих увечью. (письмо от 26.02.2003 года №1223 – с 1.03.2003 г. пересчитан размер сумм в возмещение вреда, из заработной платы за период с 1.08.1986 года по 31.07.1987 года, т.е за 12 месяцев до увечья, так как ранее для исчисления сумм в возмещение вреда был необоснованно принят заработок за период выполнения работ по ликвидации катастрофы на ЧАЭС).
В этот период Суханов Н.М. также не обратился с заявлением о выборе периода для исчисления среднего заработка за 12 месяцев до установления инвалидности. Также не представил справку ИЧП «Анатоль», избрав иной способ защиты. Предметом спора являлся заработок Суханова Н.М. в период участия его в ликвидации аварии на ЧАЭС.
Следовательно, что для перерасчета Суханову Н.М. необходимо было до 14.02.2000г. (15.02.2001 года вступил ФЗ от 12.02.2001 года) обратиться с заявлением о перерасчете ему ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, исходя из заработка за период май 1994г.- апрель 1995г. Данное право истец своевременно не реализовал. Ответчик не вправе были самостоятельно, без заявления истца осуществить перерасчет. В настоящее время у истца данное право утрачено.
Судом расчеты, проведенные истцом в целях перерасчета и взыскания ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не проверялись, так как истец не имеет права на перерасчет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
в иске Суханова Н.М. к ОГУ «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района» Департамента социальной защиты населения томской области о перерасчете размера ежемесячной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, взыскании задолженности по ежемесячной в возмещении вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, включении в списки лиц, имеющих право на получение ежемесячных денежных выплат возмещении вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Октябрьский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Л.Б. Остольская
Полный текст изготовлен ....