На момент размещения не вступило в законную силу.



Дело № 2-1305/10


Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 июня 2010 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Клименко А.А.

при секретаре Медведевой Т.В.,

с участием представителя истца Горовцовой И.В.,

ответчика Токарева В.Д.,

представителя ответчика Савина Д.Н.,

представителя ответчика Трениной Т.В.,

представителя третьего лица Ефимовой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Администрации г. Томска к Администрации Томского района Томской области, Токареву В.Д. о признании незаконным решения о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Томска обратилась в суд с иском, в котором просит признать не соответствующим закону решение Муниципалитета Томского района, правопреемником которого является Администрация Томского района Томской области, от ... г. о постановке Токарева В.Д. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения или улучшения жилищных условий как гражданина уволенного с военной службы, а также признать Токарева В.Д. не приобретшим право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральных законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года.

В обосновании заявленных требований истец указал, что в период с ноября ... года по ... г. Токарев В.Д. проходил военную службу в республике Казахстан, а с ... г. постоянно проживает в г. Томске. ... г. Токарев В.Д. был поставлен на учет муниципалитетом Томского района Томской области в качестве нуждающегося в получении жилого помещения на основании ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и постановления Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054, закрепляющие право военнослужащих-граждан на жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, при увольнении их с военной службы из вооруженных сил государств-участников СНГ после 31 декабря 1994 г., по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более. При этом указанное право предоставляется военнослужащим в случае если государство-участник СНГ заключило с Российской Федерацией до 31.12.1999 г. соответствующий договор. Такой договор с республикой Казахстан был заключен и срок его действия был установлен до 31.12.1999 г. Согласно разъяснениям Минтруда РФ, содержащихся в письме от 28.01.2003 г., граждане, уволенные с военной службы из государств-участников СНГ и поставленные в очередь на получение жилья до истечения срока действия двухстороннего договора (то есть до 31.12.1999 г.), обеспечиваются жилыми помещениями по избранному постоянному месту жительства согласно нормативным правовым актам РФ. Поскольку Токарев В.Д. был поставлен на учет в ... году, то его включение в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий было неправомерным. Кроме того, Токарев В.Д. был признан участником Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В связи с отсутствием у Токарева В.Д. права на обеспечение жилым помещением в соответствии с вышеуказанными требованиями закона он не приобрел право на участие в упомянутой Подпрограмме, и поэтому он должен быть признан не приобретшим право на участие в ней.

В судебном заседании представитель истца Горовцова И.В., действующая на основании доверенности № ... от ... г., заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Токарев В.Д. в суде исковые требования не признал.

Представитель ответчика Токарева В.Д. – Савин Д.Н. в судебном заседании пояснил, что в обоснование заявленных требований истец ссылается на письмо Минтруда РФ от 28 января 2003 г. N 574-ГК «Об обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы из стран СНГ после 31 декабря 1994 года», где указано на то, что граждане, уволенные с военной службы из названных государств, поставленные в очередь на получение жилья до истечения указанного срока, обеспечиваются жилыми помещениями. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В связи с тем, что данное письмо официально для всеобщего сведения не было опубликовано, истец не может ссылаться на него как на обоснование своих требований. Более того, на основании п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. В связи с тем, что письмо Минтруда РФ от 28 января 2003 г. N 574-ГК не было зарегистрировано, оно не может быть принято во внимание при разрешении настоящего спора. В соответствии с пп. «в» п. 10 Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31.12.1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с РФ до 31.12.1999 г.). Он был уволен до 31.12.1999 г. и поэтому приобрел право на обеспечение жилым помещением. Кроме того, при вынесении решения о признании Токарева В.Д. участником подпрограммы ... г. истец обязан был провести проверку и именно с этого момента начинается течение срока исковой давности установленного ст. 196 ГК РФ. Таким образом, истцу необходимо отказать в удовлетворении иска в связи с истечением сроков исковой давности, т.к. прошло более трех лет.

Представитель ответчика администрации Томского района Тренина Т.В., действующая на основании доверенности № ... от ... г., иск администрации г. Томска не признала, представив письменный отзыв, в котором указала, что на момент постановки Токарева В.Д. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (... г.) порядок такого учета регламентировался постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих…». На тот период в соответствии с данным постановлением не было оснований считать постановку Токарева В.Д. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищный условий незаконной, поскольку для признания нуждающимся в получении жилых помещений требовался только факт увольнения военнослужащего до 31.12.1999 г., что имеет место в данном случае. Более того, на момент подачи Токаревым В.Д, заявления об участии в подпрограмме администрацией г. Томска было установлено соответствие представленных документов и содержащихся в них сведений требованиям действующего законодательства, в том числе и соответствие основания постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Представитель третьего лица Департамента строительства и архитектуры Томской области Ефимова О.С., действующая на основании доверенности № ... от ... г., с требованиями истца не согласилась по основаниям аналогичным тем, которые изложены представителями ответчика Токарева В.Д. и администрации Томского района, дополнительно пояснив, что факт постановки муниципалитетом Томского района на учет Токарева В.Д. в качестве нуждающегося в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий не доказан. В виде отдельного документа решение муниципалитетом Томского района не принималось. Вместе с тем при установлении несоответствия гражданина требованиям о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Администрация г. Томска должна была своевременно отказать Токареву В.Д. в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Представитель третьего лица отдела военного комиссариата Томской области по г. Томску, будучи надлежащим образом, извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в подтверждении чего в деле имеется письменное извещение, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил. При таких обстоятельствах, в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанного лица.

Выслушав стороны и их представителей, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Исходя из содержания ч.2 ст. 199 ГК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

Поскольку ответчиком Токаревым В.Д. по данному делу заявлено о применении срока исковой давности л.д. 66), то суд приходит к следующему.

Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 197 ГК РФ).

К рассматриваемым требованиям, в силу отсутствия в законе специальных сроков, применим срок давности, установленный ст. 196 ГК РФ, равный трем годам.

Согласно ч.1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Судом установлено, что в ноябре ... года Токарев В.Д. на основании приказа командующего ЗОВА ВГК № ... от ... г. был откомандирован в распоряжение МО республики Казахстан, что подтверждается справкой из военного комиссариата Октябрьского района г. Томска № ... от октября ... года л.д. 7).

Согласно выписки из приказа командующего силами воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан № ... от ... г. Токарев В.Д. с ... года уволен с военной службы Вооруженных Сил Республики Казахстан в запас по болезни. При этом согласно этому же приказу выслуга лет Токарева В.Д. в Вооруженных Силах в календарном исчислении составляет 22 года 7 месяцев л.д. 8).

В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим – гражданам при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения (абз. 12 ст. 15 Закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ).

Согласно этому же абзацу ст. 15 Закона порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Р.Ф.

Так, постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее Правила учета военнослужащих).

Согласно пп. «в» п.10 указанных Правил не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.).

То есть из данных положений следует, что если между государством-участником СНГ и Россией имеется соответствующий ратифицированный двусторонний договор, заключенный до 31.12.1999 г., то военнослужащие, в случае их увольнения с военной службы из вооруженных сил государств-участников СНГ после 31 декабря 1994 г., признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий вплоть до окончания срока действия договора.

Пунктом 1 постановления Правительства от 06.09.1998 г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих…» установлено, что разъяснения о применении Правил учета военнослужащих дает Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

В частности в письме заместителя Министра труда и социального развития РФ от 28.01.2003 г. № 574-ГК было во-первых подтверждено, что соответствующие двусторонние соглашения были заключены между Российской Федерацией и Казахстан с установленным сроком действия до 31 декабря 1999 года. По информации, полученной из Минобороны России, названные соглашения не пролонгировались и в настоящее время прекратили свое действие. Во-вторых, разъяснено, что граждане, уволенные с военной службы из названных государств и поставленные в очередь на получение жилья до истечения указанного срока (то есть до 31.12.1999 г.), обеспечиваются жилыми помещениями по избранному постоянному месту жительства согласно нормативным правовым актам Российской Федерации.

Из заявления Токарева В.Д. от ... г. следует, что последний состоит в очереди на улучшение жилищных условий с ... г. л.д. 35).

Время постановки Токарева В.Д. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы» утверждена подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (далее Подпрограмма).

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации названной выше подпрограммы» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации Подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

До постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы входила подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 20.11.2003 г. № 700, которое с 01.01.2006 г. признано утратившим силу на основании постановления Правительства РФ от 31.12.2005 г. № 865.

В соответствии с изложенными требованиями ... г. Токарев В.Д. обратился с заявлением на участие в федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» л.д. 35).

Решением комиссии по выдаче государственных жилищных сертификатов на территории Томского района от ... г. Токарев В.Д. восстановлен в Списке граждан (по состоянию на ... г.), уволенных в запас, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и на очереди на получение государственных жилищных сертификатов по программе «Государственные жилищные сертификаты» (ГЖС) (протокол заседания рабочей группы № ... от ... г. –л.д. 11).

... г. муниципалитетом Томского района Томской области на имя начальника департамента строительства, архитектуры и дорожного комплекса направлен список граждан – участников подпрограммы «ГЖС» на 2004-2010 года по состоянию на ... г., в котором, в том числе, значится Токарев В.Д., поставленный на учет ... г. л.д. 12-13).

В письме начальника отдела по учету и распределению жилья администрации г. Томска № ... от ... г. Токарев В.Д. был уведомлен о том, что на основании его заявления об участии в подпрограмме, и в соответствии с решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Томска от ... г. он (Токарев В.Д.) признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» л.д. 14).

Поскольку в соответствии с изложенными выше разъяснениями Минтруда РФ признание военнослужащего нуждающимся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий ставится в зависимость не только от времени увольнения с военной службы, но и от момента постановки гражданина в очередь на получение жилья (в данном случае до окончания срока действия международного договора – 31.12.1999 г.), то истец считает, что Токарев В.Д., вставший на учет после 1999 года, не приобретает это право и включение его Муниципалитетом Томского района в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий является незаконным.

По этим же причинам в письме председателя комитета жилищной политики департамента капитального строительства администрации г. Томска № ... от ... г. Токареву В.Д. отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата или жилого помещения л.д. 17).

Вместе с тем, пунктом 19 постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 закрепляется требование о необходимости обращения граждан для участия в Подпрограмме с заявлением в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищный условий, что и было сделано Токаревым В.Д. в ... году.

Согласно п. 21 этого же постановления Правительства РФ органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

Постановления администрации Томской области от 03.07.2006 г. № 87а «О мерах по реализации на территории Томской области подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» утвержден Порядок проверки органами местного самоуправления документов, предоставляемых гражданином при подаче заявления об участии в названной выше подпрограмме.

На основании п.3 данного Порядка в ходе проверки уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления устанавливает соответствие документов, представленных гражданином, и содержащихся в них сведений требованиям действующего законодательства, в том числе соответствие основания постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий законодательству, действующему на момент постановки гражданина на данный учет.

В рассматриваемом случае, как уже было установлено, органы местного самоуправления (муниципалитет Томского района), проверив представленные Токаревым В.Д. в ... году документы, приняли решение о признании его участником Подпрограммы (письмо № ... от ... г. –л.д. 14).

Таким образом, из положений указанных норм следует, что если администрация г. Томска считает решение о признании Токарева В.Д. нуждающимся в жилом помещении и участником соответствующей подпрограммы незаконным, то она как орган, который уполномочен на принятие решений о признании граждан участниками Подпрограммы, еще в ... году в силу требований закона должна была знать об этом, однако с ... г. по ... г. не обращалась в суд за разрешением возникшего спора.

Обращение истца в суд с такими требованиями было обусловлено тем, что правоприменители в настоящее время по иному толкуют вышеприведенные положения закона с учетом письма из Минтруда РФ от 28.01.2003 г. № 574-ГК, что никоим образом не может и не должно влиять на момент исчисления срока для защиты права.

Следовательно срок исковой давности в данном случае необходимо исчислять с того дня, когда общественной комиссией по жилищным вопросам при администрации г. Томска было принято решение о признании Токарева В.Д. участником Подпрограммы, то есть с ... г. Решение о признании Токарева В.Д, нуждающимся в жилом помещении было принято муниципалитетом Томского района еще ранее – в ... году.

Поэтому последним днем обращения в суд с рассматриваемыми требованиями является ... г., тогда как истец первоначально обратился в суд ... г.

С заявлением о восстановлении пропущенного срока исковой давности представитель истца в ходе судебного разбирательства по делу к суду не обращался.

Исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

Согласно абзаца второго части 6 статьи 152 ГПК РФ при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока для обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд с настоящим иском истцом пропущен, уважительных причин пропуска этого срока суду не представлено, ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности, в связи с чем считает необходимым отказать администрации г. Томска в удовлетворении иска только по данному основанию в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации г. Томска к Администрации Томского района Томской области, Токареву В.Д. о признании решения Муниципалитета Томского района Томской области от ... г. о постановке Токарева В.Д. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий как гражданина уволенного с военной службы в запас, не соответствующим закону, признании Токарева В.Д. не приобретшим право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.

Судья: А.А. Клименко

...

-32300: transport error - HTTP status code was not 200