На момент размещения не вступило в законную силу.



дело № 2-1218/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июля 2010 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего - судьи - Князева А.Г.

при секретаре - Черепановой О.А.

с участием –

представителя истца – прокурора - Сокольников Д.А.

представителя ответчика - Отмаховой Л.Ю.

представителя третьего лица - Кругловой Т.А.

представителя третьего лица - Малышева Я.В.

представителя третьего лица - Яковлевой И.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г.Томска, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Областному государственному учреждению культуры Томский областной театр куклы и актера «Скоморох» им.Р.Виндермана о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г.Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Томскому областному театру куклы и актера «Скоморох», в котором, с учетом последующих уточнений, просил обязать ответчика установить автоматическую пожарную сигнализацию, систему обнаружения пожара и управления эвакуации людей, двери в электрощитовой с требуемым пределом огнестойкости ЕI 60, провести работы по огнезащитному покрытию косоуров лестничных маршей в правой и левой части здания, установить двери, открывающиеся по ходу эвакуации в помещении, расположенном по адресу: г.Томск пл.Соляная 4, в срок до 01.03.2011.

В обоснование заявленных требований указал, что при эксплуатации здания по вышеуказанному адресу ОГУК Томский областной театр куклы и актера «Скоморох» им.Р.Виндермана нарушаются требования пожарной безопасности, а именно: в помещении отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система обнаружения пожара и управления эвакуации людей; дверь электрощитовой выполнена из древесины, имеет не нормируемый предел огнестойкости (требуемый предел огнестойкости ЕI 60); косоуры лестничных маршей в правой и левой части здания не имеют огнезащитных покрытий; двери путей эвакуации из цокольного этажа, двери путей эвакуации центрального выхода в первом зале, двери путей эвакуации в цокольном помещении справа от входа (теплоузел), двери путей эвакуации центрального выхода открываются не по направлению выхода из здания. Неисполнение требований правил пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, находящихся в указанном здании.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Октябрьского района г.Томска Сокольников Д.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика ОГУК Томский областной театр куклы и актера «Скоморох» им.Р.Виндермана - Отмахова Л.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала частично, в части установления автоматической пожарной сигнализации, системы обнаружения пожара и управления эвакуации людей, но не в срок указанный в исковом заявлении. Указала, что иные исковые требования не могут быть выполнены, так как здание, в котором располагается театр, является памятником архитектуры. В данном здании двойные двери, одни из которых открываются не по направлению выхода людей. Для того чтобы реконструировать двери по направлению выхода людей, необходимо будет расширить дверные проемы в несущих стенах, что нарушит конструктивную надежность здания и противоречит законодательству о памятниках архитектуры. Театр не посещают люди, относящиеся к маломобильным группам населения (инвалиды на колясках и др.), театр имеет транспорт, на котором осуществляет выезд в интернаты и дома инвалидов, в связи с чем установление в здании специальных подъемников не требуется. Считала, что если будет установлена автоматическая пожарная сигнализация, система обнаружения пожара и управления эвакуации людей, то отпадет необходимость в установке дверей открывающихся по направлению движения людей и обжиге косоуров. При пожаре люди успеют эвакуироваться, даже если двери будут открываться не по ходу эвакуации. Просила учесть, что организация финансируется из бюджета, что не позволяет получить деньги и устранить недостатки в срок, указанный истцом.

Представитель третьего лица – Департамента по культуре Томской области – Малышев Я.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что считает заявленные исковые требования законными и обоснованными. На приведение здания в соответствие правилам пожарной безопасности необходимы денежные средства. Данная организация финансируется из средств бюджета. В сложившейся ситуации придется перераспределять бюджетные средства, что займет немалое количество времени. Считал, что срок для устранения нарушений требований пожарной безопасности необходимо увеличить.

Представитель третьего лица – Департамента по культуре Томской области – Яковлева И.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что здание, в котором располагается театр, является памятником культуры федерального значения, построено в определенном стиле, имеет большую историю и размещало большие группы людей. Объект культурного наследия невозможно как-либо изменить, пользователи должны обеспечить сохранение здания в первоначальном виде. Тамбурная часть здания мала для того, чтобы обеспечить открывание дверей по ходу эвакуации. Переносить стены и надстраивать здание снаружи нельзя, за это предусмотрена ответственность. Устанавливать подъемник на лестничных маршах невозможно по техническим соображениям, также они нарушат целостность памятника. Требования пожарной безопасности должны согласовываться с требованиями законодательства о памятниках культуры.

Представитель третьего лица Администрации г.Томска – Круглова Т.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что Администрация Томской области не является учредителем ответчика ОГУК Томский областной театр куклы и актера «Скоморох» им.Р.Виндермана и не является главным распорядителем бюджетных средств в отношении последнего и судебное решение не может повлиять на ее права и обязанности.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего:

В соответствии со ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994., руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Согласно п.1, п.3 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003. № 313, настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В силу п.52 указанных правил, двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

В ст.41 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья.

Кроме того, в соответствии со ст.34 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994. № 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В судебном заседании установлено, что ответчиком нарушены требования пожарной безопасности при эксплуатации здания, расположенного по адресу: г.Томск пл.Соляная 4. Указанное обстоятельство подтверждается Актом проверки от 17.02.2010., из которого следует, что в ходе проверки, проведенной помощником Прокурора Октябрьского района г.Томска совместно с начальником ОГПН Октябрьского района г.Томска, установлены нарушения, в том числе: 1. двери путей эвакуации из цокольного этажа открываются не по направлению выхода из здания; 3. двери путей эвакуации открываются не по направлению выхода из здания из гардероба в основной лестничный марш; 5. двери путей эвакуации центрального выхода открываются не по направлению выхода из здания; 8. помещения здания не заблокированы установкой автоматической пожарной сигнализации; 9. в здании отсутствует система обнаружения пожара и управление эвакуации людей; 35. двери путей эвакуации открываются не по направлению выхода из здания; 47. дверь электрощитовой выполнена из древесины, имеет не нормированный предел огнестойкости, (требуемый предел огнестойкости ЕI 60); 54. косоуры лестничных маршей в правой и левой части здания не имеют огнезащитных покрытий.

Из сообщения ОГУК «Томский областной театр куклы и актера «Скоморох» им.Р.Виндермана» на имя Прокурора Октябрьского района г.Томска от 12.04.2010. № 60 следует, что указанные выше недостатки ответчиком не устранены, иные частично устранены.

Из пояснений допрошенного в судебном заседании в качестве специалиста начальника ОГПН Октябрьского района г.Томска ФИО7 следует, что рекомендации по устранению нарушений пожарной безопасности, выполнены не были. Все двери должны открываться по направлению выхода из здания. Двери во время посещения театра, должны быть открыты, а если закрыты, то на легко открываемые запоры. Также указал, что если здание невозможно привести в соответствие требованиям пожарной безопасности, театр в нем располагаться не должен.

Согласно отчету по оценке пожарного риска за 2010 год, ответчику рекомендовано оборудовать помещения здания автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей.

Как следует из устава ОГУК Томский областной театр куклы и актера «Скоморох» им.Р.Виндермана (учреждение), утвержденного Приказом Департамента по культуре Томской области от 17.03.2010. № 66/01-07, ответчик является некоммерческой организацией, созданной для осуществления социально-культурных функций, учредителем которого является Департамент по культуре Томской области, который является и распорядителем выделяемых бюджетных денежных средств. В силу п.3.1 Устава, имущество учреждения является государственной собственностью Томской области и закреплено за учреждением на праве оперативного управления. Полномочия собственника закрепленного за учреждением имущества осуществляет Государственная Дума Томской области и уполномоченный областной орган, который осуществляет передачу учреждению областного государственного имущества. Помимо средств, выделяемым целевым назначением, к доходам учреждения относятся и доходы от собственной предпринимательской и иной деятельности.

Согласно п.1.6 Устава, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности которых субсидиарную ответственность по обязательствам несет собственник имущества.

Пунктом 4.1.5 Устава закреплено право ответчика определять размер средств на техническое развитие в пределах бюджетной сметы, утвержденной главным распорядителем, коим является Департамент по Культуре Томской области.

В силу п.п.4.3.1, 4.3.5 Устава, учреждение обязано исполнять требования действующего законодательства, нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, возникающих из договоров и по другим основаниям в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, применительно к рассматриваемому делу, из устава ответчика следует, что последний обязан при использовании переданного ему имущества руководствоваться требованиями действующего законодательства, из чего следует, что ответчик самостоятельно при осуществлении деятельности обеспечивает пожарную и иную безопасность; обеспечивает сохранность переданного ему имущества, пригодность его для той или иной деятельности, получает все разрешения (лицензии) на осуществление конкретной деятельности, с использованием безопасного для жизни и здоровья граждан имущества, технологий, способов и методов осуществления данным учреждением своей деятельности, в том числе и с соблюдением требований Правил пожарной безопасности, технической безопасности при эксплуатации зданий и сооружений и т.п.

При этом необходимо учитывать, что Департамент по культуре Томской области является только учредителем ответчика и распорядителем бюджетных средств, который создает учреждение, наделяет его имуществом, передаваемым в оперативное управление, финансирует за счет бюджетных средств, определяет смету расходования денежных средств, полученной от разрешенной деятельности учреждения, при этом не вмешивается в деятельность учреждения, в том числе не отвечает за эксплуатацию учреждением переданного ему здания с нарушением Правил пожарной безопасности. В связи с чем обязанность по устранению нарушений Правил пожарной безопасности, применительно к рассматриваемому делу, должна быть возложена непосредственно на ответчика, при этом данные требования не могут быть предъявлены к учредителю, который не отвечает за соблюдение ответчиком в своей деятельности требований законодательства, в том числе о пожарной безопасности.

Доводы о том, что здание, используемое ответчиком, является памятником культуры федерального значения, в связи с чем соблюдение указанных истцом предписаний нарушит конструктивную надежность здания, что противоречит законодательству о памятниках архитектуры, в подтверждение чего представлен охранно-арендный договор от 17.11.2000., не может быть принят судом, поскольку обязанность по соблюдению при эксплуатации зданий Правил пожарной безопасности предусмотрена действующим законодательством и несоблюдение указанных правил создает опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, что имеет наибольший приоритет. Кроме того, из ответа Департамента по культуре Томской области от 27.02.2010. № 424/01-24 следует, что ответчику было предложено для обеспечения пожарной безопасности разработать специальные технические условия для выбора наиболее оптимальных вариантов противопожарной защиты, при этом доказательств принятия указанных мер ответчиком не представлено.

Довод ответчика о недостаточности денежных средств, в подтверждение которого представлены: локальный сметный расчет № 02-01-08, а также сообщение Департамента по культуре Томской области от 08.09.2008. № 1843/01-24 и обращение последнего о выделении дополнительного финансирования на выполнение работ, также не может являться основанием для освобождения ответчика от выполнения требований истца, в связи с наличием потенциальной угрозы для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, являющихся посетителями театра. Указанное также не может являться основанием для продления срока для устранения нарушений пожарной безопасности.

Таким образом, с учетом приведенных норм права, учитывая, что факт нарушения ответчиком требований Правил пожарной безопасности нашел подтверждение в судебном заседании, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Октябрьского района г.Томска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск Прокурора Октябрьского района г.Томска, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ОГУК «Томский областной театр куклы и актера «Скоморох» им.Р.Виндермана о понуждении к совершению действий – удовлетворить.

Обязать ОГУК «Томский областной театр куклы и актера «Скоморох» им.Р.Виндермана установить автоматическую пожарную сигнализацию, систему обнаружения пожара и управления эвакуации людей, двери в электрощитовой с требуемым пределом огнестойкости EI 60, провести работы по огнезащитному покрытию косоуров лестничных маршей в правой и левой части здания, установить двери, открывающиеся по ходу эвакуации в помещении, расположенном по адресу: г.Томск пл.Соляная д.4, в срок до – 01.03.2011.

Решение может быть обжаловано и опротестовано через Октябрьский районный суд г.Томска в Томский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, через суд, вынесший настоящее решение.

Председательствующий - судья -

А.Г. Князев

Мотивированное решение составлено – ...

-32300: transport error - HTTP status code was not 200