РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2010 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Долбня С.А.,
при секретаре Клименовой Т.А.,
с участием истца Рябцева Э.В.,
представителя ответчика администрации Октябрьского района г. Томска - Голубкова Д.А. по доверенности №9 от 11.01.2010 года,
представителя третьего лица Войсковой части 3478 МВД России – Федорова А.А. по доверенности №8/14 от 5.02.2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Рябцева Э.В. к администрации Октябрьского района г. Томска, администрации г. Томска о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма, обязании заключить договор социального найма,
установил:
Рябцев Э.В. обратился в суд с иском к администрации Октябрьского района г. Томска, администрации г. Томска, в котором с учетом последующего уточнения, просит признать за собой право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Томск, ..., ..., ...; обязать администрацию Октябрьского района г. Томска заключить с истцом договор социального найма на жилое помещение – квартиру по адресу: г. Томск, ..., ..., ....
В обоснование заявленных требований указал, что в марте 2010 года, являясь военнослужащим Войсковой части 3478, обратился в администрацию Октябрьского района г. Томска с заявлением о заключении с ним договора социального найма жилого помещения – двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу г. Томск, ..., ..., .... Указанное жилое помещение было предоставлено истцу на состав семьи из трех человек решением жилищно-бытовой комиссией Войсковой части 3478, в связи с выездом подполковника СО и переводом его на новое место работы. Войсковой частью 3478 в октябре 2009 года был направлен запрос в администрацию Октябрьского района г. Томска о возможности заселения освободившейся жилой площади военнослужащим войсковой части 3478. Согласно предоставленному ответу, администрация не считает данные действия противоречащими действующему законодательству. В последующем, на официальное обращение Рябцева Э.В. с просьбой о заключении с ним договора социального найма жилого помещения, администрацией Октябрьского района г. Томска был дан ответ, согласно которому Рябцеву Э.В. отказано в заключении указанного договора в виду того, что администрация Октябрьского района г. Томска не входит в структуру органов местного самоуправления и не наделена государственными полномочиями по обеспечению военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями муниципального жилищного фонда. Считает, что действиями администрации Октябрьского района г. Томска нарушены права Рябцева Э.В. на заключение договора социального найма на спорное жилое помещение, поскольку СО, занимая вышеназванное жилое помещение, проживая в нем до момента выезда, являлся военнослужащим внутренних войск МВД России. Жилое помещение было передано истцу во исполнение решения жилищно-бытовой комиссией Войсковой части 3478. По настоящее время Рябцев Э.В. проходит военную службу по контракту, то есть является военнослужащим. Действующее законодательство закрепило право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и членами их семей.
Истец Рябцев Э.В., в судебном заседании исковые требования, с учетом их уточнения, поддержал в полном объеме, дополнительно указал, что приобрел статус военнослужащего в 1991 году. Квартира, расположенная по адресу г. Томск, ..., ..., ... была предоставлена ему в установленном законом порядке, он вселился в указанную квартиру и проживает по указанному адресу со своей семьей, супругой и дочерью. Несет расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Представитель ответчика – администрации Октябрьского района г. Томска – Голубков Д.А., действующий на основании доверенности № 9 от 11.01.2010 года, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что ответчик не оспаривает право истца на спорное жилое помещение. Вместе с тем, квартира, расположенная по адресу г. Томск, ..., ..., ... входит в состав муниципального жилищного фонда. Согласно ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, в том числе и военнослужащим могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Администрация Октябрьского района г. Томска не входит в структуру органов местного самоуправления и не наделена указанными полномочиями.
Представитель ответчика администрации г. Томска - Матюканцев А.О., действующий на основании доверенности № 5150 от 25.12.2009 года, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя администрации г. Томска.
Суд, в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика администрации г. Томска.
Представитель третьего лица Войсковой части 3478 МВД России - Федоров А.А., действующий на основании доверенности №8/14 от 05.02.2010 года, в судебном заседании пояснил, что в соответствии с положениями Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений. В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими членами их семей, за исключением жилых помещений находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим. Таким образом, военнослужащие отнесены к той категорией граждан, которым жилые помещения предоставляются по договору социального найма, в связи с чем, заявленные требования Рябцева Э.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Рябцева Э.В., подлежащими удовлетворению, исходя из следующих установленных судом обстоятельств.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Согласно п.23 Постановления Пленума Верховного суда РФ №14 от 2.07.2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ» основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
В соответствии с ч.1, 3, 4 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч.1 ст.63 ЖК РФ).
Согласно п.5 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Данная правовая норма является императивной. За военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение.
В судебном заседании установлено, что квартира по адресу: г. Томск, ..., ..., ... ранее была предоставлена военнослужащему СО. В связи с переводом последнего на новое место работы, СО изъявил желание о прекращении договора социального найма с администрацией г. Томска, снятии с регистрационного учета по данному адресу и передаче квартиры для дальнейшего распределения в Войсковую часть 3478.
Из справки паспортного стола ООО «Компания «Управа» от 16.04.2010 года следует, что в квартире по адресу: г. Томск, ..., ..., ..., в настоящее время никто не зарегистрирован.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что после выезда военнослужащего СО и членов его семьи из квартиры по адресу: г. Томск, ..., ..., ..., указанное жилое помещение подлежало повторному заселению военнослужащим.
В соответствии с выпиской из послужной карты на имя Рябцева Э.В. № А-191076, последний с 01.08.1991 года поступил на военную службу в Вооруженные Силы РФ, являясь курсантом Новосибирского высшего военного командного училища внутренних войск МВД России. На основании приказа №84 л/л от 16.09.2009 года подполковник Рябцев Э.В. назначен начальником отделения по работе с личным составом Войсковой части 3478, с 21.10.2009 года зачислен в списки личного состава воинской части и приступил к исполнению должности.
Судом установлено, что в период прохождения военной службы в кадрах внутренних войск МВД России с 1991 года по 2009 год Рябцев Э.В. отдельной жилой площадью не обеспечивался. Указанные обстоятельства подтверждаются соответствующими справками от 2.12.1997 года Новосибирского высшего военного командного училища внутренних войск МВД России, № 198 от 10.08.1999 года Гарнизонной КЭЧ Войсковой части 3656, № 6-172 от 17.06.2000 года Войсковой части 3733 г. Новосибирска, № 56 от 20.08.2003 года Войсковой части 6776ВВ МВД РФ станицы Червленная Чеченской Республики, № 476 от 20.10.2009 года Войсковой части 6607 г. Кемерово.
02.12.2009 года подполковник Рябцев Э.В. обратился с рапортом на имя командира Войсковой части 3478 для постановки на учет для получения жилья и улучшения жилищных условий.
Согласно выписке из протокола № 36 заседания жилищной комиссии Войсковой части 3478 от 02.12.2009 года, подполковник Рябцев Э.В. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список военнослужащих, нуждающихся в получении жилья, заключивших первый контракт до 1.01.1998 года.
В соответствии со списком военнослужащих Войсковой части 3478, нуждающихся в получении жилья, к категории на предоставление жилой площади относятся следующие военнослужащие: майор С, старший прапорщик СИ, фельдшер учебного батальона прапорщик Н., контролер войсковой комендатуры по охране специальных грузов прапорщик Д., помощник командира в/ч 3478 по работе с кадрами – начальника отделения кадров подполковника О.
В связи с тем, что от данных военнослужащих поступили рапорты об отказе от предложенной квартиры, расположенной по адресу г. Томск, ..., ..., ... указанная квартира распределена следующему по списку очередности начальнику отделения по работе с личным составом подполковнику Рябцеву Э.В. (состав семьи 3 человека), что подтверждается выпиской из протокола №40 заседания жилищно-бытовой комиссии Войсковой части 3478 от 02.04.2010 года, рапортами об отказе от 05.11.2009 года, от 11.02.2010 года, от 12.02.2010 года, от 12.01.2010 года, от 15.02.2010 года.
Из пояснений истца судом установлено, что он с супругой и дочерью вселился в квартиру, расположенную по адресу: г. Томск, ..., ..., ... и проживает в указанной квартире с апреля 2010 года. Указанные обстоятельства не оспаривались стороной ответчика, и также подтверждаются счет-квитанциями за жилищно-коммунальные услуги, согласно которым истец Э.В. несет расходы по оплате коммунальных услуг и содержанию жилья.
Представленными уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений от 09.12.2009 года № 02/035/2009-586, от 29.04.2010 года № 02/006/2010-920, от 05.05.2010 года № 02/022/2010-060 следует, что на имя истца Рябцева Э.В., на имя супруги РЕ (свидетельство о заключении брака серии I-ОЖ № 506347 от 02.04.2001 года), на имя дочери РК (свидетельство о рождении серии I-ТО № 644226 от 17.06.2003 года) права на объекты недвижимого имущества указанных лиц не зарегистрированы.
Согласно сведениям из реестра МУП «Бюро технической инвентаризации» ЗАТО Северск № 3932 от 4.12.2009 года, № 688 от 19.03.2010 года Рябцев Э.В., РЕ не имели жилья в собственности на территории ЗАТО Северск.
Таким образом, судом установлено, что военнослужащему Рябцеву Э.В. в установленном законом порядке была предоставлена квартира, расположенная по адресу: г. Томск, ..., ..., ..., в которую истец вселился вместе со своей семьей в апреле 2010 года, приобрел право пользования жилым помещением, а потому с Рябцевым Э.В. должен быть заключен договор социального найма жилого помещения.
При обращении Рябцева Э.В. к Главе администрации Октябрьского района г. Томска с просьбой о предоставлении его семье по договору социального найма квартиры, расположенной по ..., ..., ... в г. Томске был дан ответ, согласно которому жилое помещение, расположенное по адресу г. Томск, ..., ..., ... входит в состав муниципального жилищного фонда. Согласно ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанный в ч.3 ст.49 ЖК РФ, в том числе и военнослужащим, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Администрация Октябрьского района г. Томска действует на основании Положения об администрации, утвержденного решением Думы города Томска № 1000 от 15.09.2005 года, не входит в структуру органов местного самоуправления и не наделена государственными полномочиями по обеспечению военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.
На основании постановления Мэра г. Томска от 09.04.2004 года № 159 квартира по адресу: г. Томск, ..., ..., ... была внесена в Реестр объектов муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 25 Устава города Томска, принятого решением Томской городской Думы от 22.03.2005 года № 841 в структуру органов местного самоуправления входит, в том числе администрация города Томска - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "Город Томск"). Указанный орган местного самоуправления обладает в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно п. 1.6 ч. 1 ст. 37 Устава города Томска непосредственно управлением и распоряжением муниципальной собственностью, осуществлением контроля за управлением, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью осуществляет администрация города Томска.
В п. 1.1 «Положения об администрации Октябрьского района г. Томска», утвержденного решением Думы города Томска от 15.09.2005 года № 1000 закреплено, что администрация Октябрьского района города Томска является территориальным органом администрации города Томска, осуществляющим управленческие функции по решению вопросов местного значения и иных вопросов, отнесенных к ведению администрации города Томска в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами, в границах внутригородской территории - Октябрьского района города Томска.
Пунктом 3.1. указанного положения закреплено, что одной из функций администрации района в сфере управления собственностью является исполнение на основании распоряжения администрации города отдельных полномочий собственника в отношении муниципального жилищного фонда на территории района.
Кроме того, в соответствии с возложенными на администрацию района функциями в ее полномочия, входит, в том числе заключение договоров (контрактов) с физическими и юридическими лицами по вопросам своей деятельности (п. 4.5 положения).
В силу п. 1 ст. 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Следовательно, при участии муниципальных образований в регулируемых гражданским законодательством отношениях на них распространяются общие требования Гражданского кодекса РФ с изъятиями, установленными законом либо обусловленные особенностями данных субъектов гражданского права.
Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора.
Применительно к договорным отношениям данный принцип гражданского законодательства отражен в п. 1 ст. 421 ГК РФ, которым установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Учитывая, что администрация Октябрьского района г. Томска является структурным подразделением администрации города Томска, суд считает, что она может выступать на стороне наймодателя по договорам социального найма на территории Октябрьского района г. Томска.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что возложение администрацией г. Томска на администрацию Октябрьского района г. Томска исполнения отдельных полномочий собственника в отношении муниципального жилищного фонда на территории Октябрьского района, а также полномочий на заключение договоров социального найма с физическими лицами, в том числе военнослужащими является законным, а требования истца Рябцева Э.В. о признании права пользования квартирой, расположенной по адресу: г. Томск, ..., ..., ..., а также об обязании администрации Октябрьского района г. Томска заключить договор социального найма на указанное жилое помещение являются обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Рябцева Э.В. удовлетворить.
Признать за Рябцевым Э.В. право пользования по договору социального найма жилым помещением – квартирой, расположенной по адресу: г. Томск, ..., ..., ....
Обязать администрацию Октябрьского района г. Томска заключить с Рябцевым Э.В. договор социального найма жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: г. Томск, ..., ..., ....
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке через Октябрьский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий судья: С.А. Долбня