Решение вступило в законную силу 20.07.2010 г.




Дело № 2-580/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июля 2010 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Кребеля М.В.,

при секретаре Кирюхине Н.О.,

с участием истца Марусановой Е.Ф.,

представителя истца Фурсина В.Ю.,

представителя ответчика Поморцевой К.А.,

представителя третьего лица Руколеевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Марусановой Е.Ф., действующей в своих интересах и интересах Марусанова Р.А. к Администрации Октябрьского района г. Томска, Администрации г. Томска, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Томской области о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Марусанова Е.Ф., действующая в своих интересах и интересах Марусанова Р.А. обратились с иском к Администрации Октябрьского района г. Томска о возложении обязанности вне очереди предоставить жилое помещение площадью не менее 27,5 кв.м., на территории г. Томска.

В обоснование заявленных требований указала, что состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилья по договору социального найма на основании распоряжения главы Администрации Октябрьского района. Указанным распоряжением она включена в льготный список граждан, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, за учетным номером 88, в общем списке – 3114. Основанием для включения ее в льготный список является наличие в составе ее семьи ребенка-инвалида, Марусанова Р.А., ... года рождения, страдающего заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных постановлением Правительства РФ. В настоящее время она проживает на территории г. Томска, вынуждена снимать жилье по договору коммерческого найма.

По ходатайству истца Марусановой Е.Ф. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация г. Томска и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Томской области.

В судебном заседании Марусанова Е.Ф., действующая в своих интересах и интересах Марусанова Р.А., представитель истца Марусановой Е.Ф. - Фурсин В.Ю., действующий на основании устного ходатайства, на исковых требованиях настаивали по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснили, что просят предоставить одно жилое помещение площадью не менее 27,5 кв.м. по договору социального найма. Всех ответчиков считают надлежащими, так как конкретного правового механизма по реализации прав истца не закреплено. Марусанова Е.Ф. является истцом, поскольку она осуществляет уход за Марусановым Р.А. Просят обязать ответчиков предоставить по договору социального найма жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «город Томск», отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

Представитель ответчика Администрации Октябрьского района г. Томска, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, что суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным. В соответствии с ранее представленным отзывом представитель ответчика Администрации Октябрьского района г. Томска считает, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, которым должна являться Администрация города Томска.

Представитель ответчика Администрации города Томска Поморцева К.А., действующая на основании доверенности № 1583 от 23.03.2010 г. сроком на 1 год, исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, согласно которым в соответствии с п. "ж" и п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, а также жилищное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии с вводной частью ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Таким образом, обеспечение жильем инвалидов является государственным полномочием, которое не передавалось органам местного самоуправления на территории Томской области законом Томской области. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма осуществляется не только из муниципального жилищного фонда, но и жилищного фонда РФ и жилищного фонда субъекта РФ. Из муниципального жилищного фонда жилые помещения предоставляются малоимущим гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности. Из жилищного фонда РФ и субъектов РФ жилые помещения предоставляются определенным категориям граждан, в том числе вне очереди. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится лишь обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Однако истец просит предоставить жилое помещение по иному основанию, не как малоимущему, а как лицу, страдающему тяжелым хроническим заболеванием. Таким образом, у администрации г. Томска нет полномочий по обеспечению жильем инвалидов.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Томской области Орешкина О.И., действующая на основании доверенности № 1 от 11.01.2010 г., надлежащим о образом извещенная о времени и месте рассмотрения, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не известила. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии представителя ответчика. В соответствии с ранее представленным отзывом представитель ответчика указывала, что истцу необходимо отказать в удовлетворении заявленного требования к ответчику. Полномочия Территориального управления четко определены в Положении, в соответствии с которым оно осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по распоряжению федеральным имуществом. В полномочия Территориального управления не входит строительство и приобретение жилых помещений в собственность Российской Федерации, в том числе, жилых помещений с целью предоставления его отдельным категориям граждан, нуждающимся в соответствии с действующим законодательством в улучшении жилищных условий. В пункте 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ указано, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются категориям граждан, указанным в п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указам Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации. Для такой категории граждан, как инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, предусмотрен иной порядок предоставления жилья, отличный от установленного В соответствии с абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 01.01.2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Таким образом, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации инвалиды, вставшие на учет в качестве нуждающихся после 01.01.2005 г., как и остальные лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем в соответствии со ст. 49, 51, 52, 57, 109 Жилищного кодекса РФ. Жилищные вопросы регулируются нормативными правовыми актами субъектов РФ в той мере, в какой они не урегулированы Российской Федерацией либо отнесены к ведению субъектов РФ. В соответствии с п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии со ст. 109 ЖК РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации. На территории Томской области во исполнение раздела IV Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 109 ЖК РФ действует Закон Томской области от 06.09.2006 № 212-03 «О специализированном жилищном фонде Томской области». Однако на сегодняшний день не определен порядок и условия предоставления жилых помещений за счет областного бюджета государственными органами исполнительной власти инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 01.01.2005 г.

Представитель третьего лица Администрации Томской области Руколеева А.В., действующая на основании доверенности № 41 от 24.07.2009 г., в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, а именно о том, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Законами Томской области не определена такая категория граждан, как инвалиды или семьи, имеющие детей-инвалидов, которая бы обеспечивалась жилыми помещениями по договорам социального найма за счет жилищного фонда Томской области. Таким образом, иной порядок, чем установленный ЖК РФ, ни федеральным законом, ни законами Томской области для инвалидов не предусмотрен, в связи с чем при рассмотрении вопроса об обеспечении жилым помещением инвалида необходимо руководствоваться нормами ЖК РФ. Следовательно, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в общем порядке, установленном ЖК РФ. Учитывая изложенное, действующим законодательством не предусмотрена обязанность субъектов Российской Федерации обеспечивать жилыми помещениями инвалидов, семей, имеющих детей инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, жилым помещением. В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, согласно части 2 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (статья 17 Закона № 181-ФЗ). Учитывая изложенное, законодатель установил, что обеспечиваются жилыми помещениями только инвалиды (а не члены их семей), для чего инвалид должен быть признан нуждающимся в жилых помещениях и поставлен на соответствующий учет, обеспечение жильем производится в порядке, установленном жилищным законодательством.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Марусановой Е.Ф. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что истец и ее несовершеннолетний сын Марусанов Р.А. (свидетельство о рождении I-БА № 423093 от 22.09.1998 г.) проживают в однокомнатной квартире по адресу: ... на основании договора (коммерческого) найма жилого помещения от 05.02.2009 г., заключенного с Бутко И.В., и акта приема-передачи от 05.02.2009 г.

Согласно сообщению об отказе в предоставлении сведений Управления Федеральной регистрационной службы по Томской области от 06.04.2010 г. № 01/071/2010-245 и № 01/071/2010-246, сведений Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 05.02.2009 г. Марусанова Е.Ф. и Марусанов Р.А. жилых помещений в собственности не имеют.

Согласно письму Главы Администрации Октябрьского района г. Томска № 73 от 16.02.2009 г. истец включена в льготный список граждан, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний и ее учетный номер в книге учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях - 3114, в льготном списке граждан, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний № 88.

Также установлено, что Марусанов Р.А. страдает тяжелым хроническим заболеванием, код F84.5, что следует из справки № 15 от 25.02.2010 г. и 16.06.2010 г. и по состоянию здоровья пользуется правом на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди согласно перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (Постановление Правительства от 16.06.2006 № 378, а также ст.ст. 51, 57 ЖК РФ).

Согласно справке серии МСЭ-2007 № 2338547 от 08.06.2010 г. Марусанову Р.А. установлена инвалидность на срок до 01.07.2011 г.

В качестве правового основания иска истец приводит ст. 57 ЖК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Часть 2 ст. 57 ЖК РФ содержит норму о том, что гражданам, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

Нормы ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ не содержат положения о возложении на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилых помещений.

В силу ч. 2 ст. 49 ЖК РФ из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится лишь обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

В части 3 ст. 49 ЖК РФ идет речь о возможности предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, не являющимися малоимущими, но признанными в установленном порядке нуждающимися в жилье. Категории таких граждан могут определяться федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Предоставление жилых помещений таким гражданам осуществляется из жилищных фондов Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в порядке, установленном ЖК РФ или перечисленными выше нормативными актами.

Гражданам, не являющимися малоимущими, но имеющими право на получение жилых помещений по договорам социального найма, эти жилые помещения согласно ч. 4 ст. 49 ЖК РФ могут предоставляться не только из государственного жилищного фонда, но и муниципального жилищного фонда. Для этого необходимо, чтобы на законодательном уровне органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем.

Данная норма предусматривает, что жилые помещения муниципального жилищного фонда, выделяемые гражданам, не являющимся малоимущими, но признаваемым нуждающимися в жилье, предоставляются в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Исходя из выше указанных норм, правовых оснований о возложении обязанности на администрацию г. Томска по предоставлению гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, не имеется.

Кроме того, в соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 109 ЖК РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Закона Томской области от 06.09.2006 N 212-03 (ред. от 05.04.2010 г.) «О специализированном жилищном фонде Томской области» администрация Томской области осуществляет правовое регулирование порядка и условий предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, иных вопросов, связанных с формированием, управлением и распоряжением специализированным жилищным фондом в случаях, установленных законами Томской области.

Постановлением Администрации Томской области от 07.11.2008 N 234а (ред. от 12.02.2009 г.) в соответствии со статьей 109 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Томской области от 6 сентября 2006 года N 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области утверждено Положение о порядке и условиях предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан.

Согласно указанного Положения при условии соблюдения установленной им процедуры предоставления жилого помещения законный владелец жилых помещений специализированного жилищного фонда заключает с гражданином договор безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан по установленной форме.

Как установлено в судебном заседании истец встала на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 15.12.20010 г., то есть после 01.01.2005 г.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность предоставления жилого помещения в специализированном жилищном фонде Томской области для социальной защиты отдельных категорий граждан на условиях договора безвозмездного пользования и не предусматривает возможности предоставление жилых помещение по договору социального найма членам семей, имеющим детей-инвалидов, лиц, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний ни Администрацией Октябрьского района г. Томска, ни Администрацией г. Томска, ни Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Томской области. Не указали на такую норму и истец со своим представителем в обоснование заявленных требований.

Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Марусановой Е.Ф., действующей в своих интересах и интересах Марусанова Р.А. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194 –199 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования Марусановой Е.Ф., действующей в своих интересах и интересах Марусанова Р.А. к Администрации Октябрьского района г. Томска, Администрации г. Томска, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Томской области о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления судом мотивированного текста решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.

Председательствующий-судья М.В. Кребель

-32300: transport error - HTTP status code was not 200