РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 апреля 2010 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Кокаревич И.Н.
при секретаре С.,
с участием представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Томской области Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по жалобе Акуловой Н.А. на решение Управления Федеральной миграционной службы России по Томской области,
УСТАНОВИЛ:
Акулова Н.А. обратилась в суд с жалобой на решение Управления Федеральной миграционной службы России по Томской области (далее по тексту - УФМС России по Томской области), в которой просила признать решение УФМС России по Томской области об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца незаконным. В обоснование заявленного требования указала, что решением Миграционной службы Челябинской области от ... г. она была признана вынужденным переселенцем. ... г. заявитель обратилась в УФМС России по Томской области с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца. При приеме заявления ей указали на необходимость предоставления документов, но сроки их представления ей не указали. ... г. она представила необходимые документы, но решением от ... г. ей было отказано в продлении статуса вынужденного переселенца в связи с непредставлением необходимых документов, однако решением Октябрьского районного суда г. Томска от ... г. данное решение признано незаконным, определением Судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от ... г. указанное решение оставлено без изменения. Несмотря на то, что она не обращалась с новым заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, ... г. сотрудниками УФМС России по Томской области ей выдано уведомление об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца в связи с отсутствием у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца. При этом, на выданном ей уведомлении в нарушение требований Административного регламента отсутствует угловой штамп, а также не указана дата его вынесения, в связи с чем невозможно установить соблюдение установленного Административным регламентом 5 – дневного срока направления уведомления, полагала что Управлением Федеральной миграционной службы России по Томской области нарушены требования Административного регламента, т.к. в уведомлении не указана дата принятия решения. Отказ считает незаконным и потому, что в соответствии со справкой УФМС по Томской области от ... г. ... она состоит на учете в миграционной службе с ... г., денежные выплаты ей на жилищное обустройство не производились, жилое помещение для постоянного проживания не предоставлялось.
Заявитель Акулова Н.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя Акуловой Н.А.
Представитель заявителя Акуловой Н.А. - Вуцан И.А., действующая на основании доверенности от ... г., реестровый ..., будучи извещенной надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, доказательств уважительности причин неявки не представила, не ходатайствовала об отложении рассмотрения дела. На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заявителя Акуловой Н.А. – Вуцан И.А. Ранее в судебном заседании представитель заявителя заявленное требование поддержала по основаниям, изложенным в жалобе, указала, что заявителю неправомерно отказано в продлении статуса вынужденного переселенца. Не оспаривала, что Акуловой Н.А. предоставлялось в пользование жилое помещение, пояснила, что в настоящее время его приватизировал сын заявителя, при этом, Акулова Н.А. имеет право пользования указанным жилым помещением. Полагала, что квартира, в которой проживает заявитель, не предоставлялась ей как вынужденному переселенцу, Акуловой Н.А. также не выделялась субсидия на приобретение жилого помещения как вынужденному переселенцу.
Представитель УФМС России по Томской области – Б., действующий на основании доверенности от ... г. ..., доводы жалобы не признал, указав, что при обжаловании решения от ... г. УФМС России по Томской области Акуловой Н.А. не заявлялось дополнительных требований, суд не обязывал УФМС России по Томской области совершить какие – либо действия, в связи с чем после обращения заявителя в УФМС России по Томской области ей было выдано уведомление об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца, выданное на основании принятого об этом решения от ... г. Полагал, что Акулова Н.А. не может претендовать на продление статуса вынужденного переселенца, поскольку фактически уже обеспечена жильем, заявитель является членом семьи собственника жилого помещения, от участии в приватизации которого она отказалась, следовательно, у заявителя отсутствуют обстоятельства, препятствующие в обустройстве на новом месте жительства. Информацию о наличии у заявителя прав на жилое помещение УФМС России по Томской области получило лишь в 2009 г.
Представитель заинтересованного лица - Администрации Октябрьского района г. Томска Г., действующий на основании доверенности от ... г. ..., будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании полагал жалобу Акуловой Н.А. не подлежащей удовлетворению, так как ранее заявителю было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., ... ..., которое позже было приватизировано ее сыном, заявитель отказалась от участия в приватизации. При этом, Акулова Н.А. ранее была нанимателем указанного жилого помещения, с ее согласия была произведена смена нанимателя на ее сына Акулова И.Н., заявитель зарегистрирована в указанном жилом помещении и имеет право пользования им.
Заслушав представителя УФМС России по Томской области, исследовав письменные доказательства, суд считает, что требования Акуловой Н.А. не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от ... г. ... "О вынужденных переселенцах" (далее - Закон) вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
В силу п. п. 2, 4 ст. 5 Закона решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст. 7 Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 9 Закона лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с п. 4 ст. 5 названного Закона.
Как следует из п. 4 Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев, утвержденного приказом ФМС РФ от 20.12.2007 г. № 465 (с изм. и доп.), решения о предоставлении статуса вынужденного переселенца, продлении срока его действия, утрате и лишении статуса вынужденного переселенца принимаются территориальными органами, которые также осуществляют учет вынужденных переселенцев.
Согласно п. 25 указанного Регламента срок действия статуса вынужденного переселенца не может быть продлен при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца.
Из анализа указанных нормативных положений следует, что решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства заявителя, независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности. Дальнейшее продление указанного статуса обусловлено отсутствием у лица возможности самостоятельно обустроиться в данной местности.
В судебном заседании установлено, что Акулова Н.А. на основании решения от ... г. с указанной даты имела статус вынужденного переселенца, что подтверждается уведомлением от ... г. ... Миграционной службы при администрации Челябинской области, справкой от ... г. ... УФМС России по ....
Однако решением от ... г. УФМС России по Томской области заявителю отказано в продлении статуса вынужденного переселенца, что подтверждается протоколом от ... г. ... УФМС России по Томской области, а также уведомлением от ... г.
Согласно сообщению Администрации г. Томска от ... г. Акулова Н.А. исключена из списков участника федеральной целевой программы "Жилище".
Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствует о том, что у заявителя, как на момент обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, так и на момент вынесения обжалуемого решения УФМС России по Томской области отсутствовали обстоятельства, препятствующие в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца.
Так, из выписки из протокола заседания профсоюзного комитета ОАО "Томская судоходная компания" от ... г. ... следует, что Акуловой Н.А. распределена комната ... в общежитии по адресу: ..., ... ... ....
Постановлением мэра г. Томска от ... г. ... статус вышеуказанного общежития изменен на статус жилого дома.
В соответствии с карточкой квартиросъемщика от ... г., справкой (для оформления перевода лицевого счета и заключения договора найма) ... г. по состоянию на указанную дату нанимателем квартиры по адресу: ..., ... ... ..., ..., являлась Акулова Н.А., совместно с ней проживал и ее сын Акулов И.Н.
Как следует из заявления о смене нанимателя от ... г. ..., Акулов И.Н. обратился в Администрацию Октябрьского района г. Томска с просьбой признать его нанимателем указанного жилого помещения. Заявление содержит сведения о том, что Акулова Н.А. не возражала против признания нанимателем Акулова И.Н.
В соответствии с учетной карточкой квартиросъемщика от ... г., выданной ООО "УК "Солнечная - Сервис", Акулова Н.А. являлась нанимателем комнаты ... (ранее ...) в жилом доме по адресу: ..., ... ... ..., с ... г. Заявитель проживает и зарегистрирована в указанном жилом помещении вместе с сыном Акуловым И.Н. в настоящее время, что не оспаривалось представителем заявителя в судебном заседании.
Согласно сообщению и.о. главы Администрации Октябрьского района г. Томска от ... г. ... решением жилищной комиссии от ... г. Акулов И.Н. признан стороной по ранее заключенному договору социального найма на одну комнату жилой площадью 12,1 кв.м в жилом помещении ... по адресу: ..., .... В составе семьи указана мать Акулова Н.А.
В соответствии с договором передачи от ... г. ... ... ... передала в собственность Акулову И.Н. указанное жилое помещение. Как следует из нотариально удостоверенного согласия от ... г. ..., выданного Акуловой Н.А., она дала согласие на то, чтобы квартира по адресу: ..., ..., ... дивизии, ..., ..., была приватизирована остальными членами семьи, проживающими в ней, по их усмотрению. Акулова Н.А. не желает участвовать в приватизации указанного жилого помещения и отказывается от приобретения этой квартиры в собственность.
Из справки от ... г. следует, что Акулова Н.А. зарегистрирована в квартире по адресу: ..., ..., ..., вместе с Акуловым И.Н.
Указанные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании и представителем заявителя Акуловой А.Н. – Вуцан И.А.
Поскольку Закон предусматривает возможность продления статуса вынужденного переселенца только при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца, а в настоящем судебном заседании в отношении Акуловой Н.А. таковых не установлено, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что решение УФМС России по Томской области об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца является незаконным по причине его несоответствия Регламенту из – за отсутствия углового штампа с указанием даты на выданном ей уведомлении, отсутствия поданного ею заявления после вынесения решения Октябрьского районного суда г. Томска от ... г., поскольку в судебном заседании установлено, что решением Октябрьского районного суда г. Томска от ... г. признан незаконным отказ УФМС России по Томской области от ... г. в продлении Акуловой Н.А. статуса вынужденного переселенца, иные требования заявителем к УФМС России по Томской области не заявлялись. Отказ УФМС России по Томской области признан незаконным, однако по существу вопрос о продлении статуса вынужденного переселенца Акуловой Н.А. в указанном судебном разбирательстве не ставился и судом не разрешался, в связи с чем УФМС России по Томской области после вступления указанного выше решения суда в силу был рассмотрен вопрос о продлении статуса вынужденного переселенца Акуловой Н.А., по результатам рассмотрения заявителю по ее обращению было выдано уведомление об отказе в продлении указанного статуса.
При этом, суд учитывает, что согласно протоколу от ... г. ... УФМС России по Томской области заявителю отказано в продлении статуса вынужденного переселенца, из пояснений представителя заявителя следует, что уведомление об отказе в продлении указанного статуса получено Акуловой Н.А. ... г., что не противоречит требованиям Регламента.
То обстоятельство, что согласно заявлению Акуловой Н.А. заявитель в 2008 г. была включена в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", не опровергают выводов суда, так как Закон "О вынужденных переселенцах" связывает продление статуса вынужденного переселенца с наличием либо отсутствием у лица обстоятельств, препятствующие в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Акуловой Н.А. о признании решения УФМС России по Томской области об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца Акуловой Н.А. незаконным оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Октябрьский районный суд г. Томска.
Председательствующий: И.Н. Кокаревич