31 мая 2010 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Кокаревич И.Н.
при секретаре Синяковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области к Автономной некоммерческой организации «Томский учебно-деловой центр «Морозовское дело» о ликвидации организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции по Томской области обратилось в суд с иском о ликвидации Автономной некоммерческой организации «Томский учебно-деловой центр «Морозовское дело» (далее – Некоммерческая организация) и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование требований указало, что Некоммерческая организация зарегистрирована Муниципальным учреждением «Томская регистрационная палата» 29.10.1996 г. В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 21.05.2009 № 147, Управление Министерства юстиции по Томской области осуществляет деятельность в сфере государственной регистрации общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, а также контроля за их деятельностью. Пунктом 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрена обязанность некоммерческой организации по представлению в уполномоченный орган документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», согласно подпункта «а» п. 2 которого документы, содержащие отчет о деятельности некоммерческой организации, предоставляются ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Некоммерческая организация указанную обязанность за 2006, 2007, 2008 и 2009 годы не исполнило. В связи с непредставлением некоммерческой организацией в уполномоченный орган отчетов о продолжении своей деятельности за 2006, 2007, 2008 и 2009 годы, Управлением в адрес Некоммерческой организации направлены письменные предупреждения, которые возвращены почтовыми отделениями связи по причине «отсутствие адресата», «выбытие адресата». Таким образом, Некоммерческая организация неоднократно не представила в уполномоченный орган сведения, предусмотренные п. 3 ст. 32 Закона, что в силу п. 10 ст. 32 Закона является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Представитель истца - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области Леонова О.В., действующая на основании доверенности ..., в судебное заседание не явилась. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть данное дело без участия представителя истца.
Представитель ответчика – Автономной некоммерческой организации «Томский учебно-деловой центр «Морозовское дело», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Вывод о надлежащем извещении ответчика основан на ст. 28 ГПК РФ, согласно которой иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации. Если место нахождения организации неизвестно – по последнему известному месту нахождения организации.
Поскольку Некоммерческая организация не уведомила суд о том, что по указанному в учредительных документах адресу организация не находится, то ответчик считается надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица на стороне ответчика - Управления Федеральной налоговой службы России по Томской области Галкина Н.Л., действующая на основании доверенности ..., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без участия представителя Управления ФНС России по Томской области. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица на стороне ответчика.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Управления являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.ч. 3, 5 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе, в том числе запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции.
Подпунктом "а" п. 2 постановления Правительства РФ от 15.04.2006 г. № 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" установлено, что некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях" основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.
В силу п.10 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно п.п.1.1, 4.1. Устава Некоммерческой организации, утвержденного собранием учредителей 31.08.1998 г. и зарегистрированного муниципальным учреждением «Томская регистрационная палата» 05.10.1998 г., Некоммерческая организация является негосударственной, некоммерческой организацией, созданной для предоставления услуг в области образования и иных услуг.
Из искового заявления следует, что Некоммерческой организацией за 2006, 2007, 2008 и 2009 годы сведения о своей деятельности, отчеты, иные документы, предусмотренные законом, в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области не представлены.
Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела предупреждением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области № 01-0514-783 от 13.11.2008 г., направленным заказным письмом по указанному в Уставе данной некоммерческой организации почтовому адресу: г. Томск, ..., которое было возвращено отправителю - истцу с пометкой "отсутствие адресата по указанному адресу". В соответствии с данным предупреждением ответчику сообщалось о нарушении обязанности по представлению отчетов о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, установлен срок в 1 месяц для устранения допущенного нарушения, и сделано предупреждение о возможности обращения в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Кроме того, аналогичные предупреждения № 01-0514-2661 от 13.07.2009 г., № 05-0514-675 от 19.02.2010 г. направлялись учредителю некоммерческой организации – Областному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Томский экономико-промышленный техникум» по адресам: г. Томск, ..., г. Томск, ..., и директору некоммерческой организации ..., которые согласно почтовым уведомлениям были получены ими 18 и 20 июля 2009 года, однако нарушения не были устранены.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Некоммерческая организация неправомерно неоднократно нарушила обязанность по представлению в регистрирующий орган в установленный срок необходимых сведений, в связи с чем исковые требования Управления подлежат удовлетворению.
При распределении между сторонами бремени по оплате судебных расходов, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из под. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ следует, что по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций в размере 4 000 рублей.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 4 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области к Автономной некоммерческой организации «Томский учебно-деловой центр «Морозовское дело» удовлетворить.
Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Томский учебно-деловой центр «Морозовское дело» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Автономной некоммерческой организации «Томский учебно-деловой центр «Морозовское дело» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 000 (Четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Октябрьский районный суд г. Томска.
Председательствующий: И.Н. Кокаревич