Решение не вступило в законную силу



Дело № 2-1718/10

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

24 августа 2010 года

Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Ячменевой А.Б.,

при секретаре Сабылиной Е.А.,

с участием представителя ответчика – Кошман Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Томске гражданское дело по иску Юраковой Е.П., действующей в том числе в интересах Заикина Е.П., к ООО Управляющая компания «Жилищно – эксплуатационный комбинат № 30» о компенсации морального вреда,

у с та н о в и л:

Юракова Е.П., действующая в том числе в интересах Заикина Е.П., обратилась в суд с иском к ООО «УК «ЖЭК № 30», в котором с учетом уточненных требований просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 150000 рублей.

В обоснование требований указала, что ей и ее сыну - Заикину Е.П. на праве общей совместной собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу г. Томск, .... Согласно правоустанавливающим документам, общая площадь квартиры составляет 39,7 кв.м. Однако ООО «УК «ЖЭК № 30» в течение 16 лет завышало размер занимаемой истцами площади на 4,8 кв.м., указывая в счетах-квитанциях размер общей площади – 44,5 кв.м. На неоднократные обращения истца с просьбой об изменении площади квартиры были получены отказы. При обращении в ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» истцу были предоставлены сведения об общей площади квартиры – 39,7 кв.м. После предоставления указанных документов был произведен перерасчет с ноября ... года. Полагает, что со стороны ответчика имеет место в течение длительного времени систематическое нарушение прав истцов как потребителей жилищно-коммунальных услуг, в результате чего им был причинен моральный вред, который оценивает в размере 150000 рублей.

Истец Юракова Е.П., действующая в том числе в интересах Заикина Е.П., в судебное заседание не явилась, согласно представленной телефонограмме исковые требования поддерживает в полном объеме, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика ООО «УК «ЖЭК № 30» - Кошман Е.Н., действующая по доверенности от ..., исковые требования не признала, указав, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Томск, ... находится на обслуживании ООО «УК «ЖЭК № 30» на основании выбора способа управления решением собственников данного многоквартирного дома. ... между истцом и ответчиком был заключен договор на управление многоквартирным домом. По данным технического паспорта общая площадь квартиры ... по адресу: ... составляет 44,5 кв.м., с учетом которой ООО «УК «ЖЭК № 30» производило начисление платы за жилищно-коммунальные услуги. Документальных сведений об изменении размера общей площади жилого помещения Юракова Е.П. не предоставляла. При заключении договора на управление многоквартирным домом истец не поставила в известность об изменении размера общей площади данного жилого помещения. Истец обращалась к ответчику в устной форме с просьбой изменить размер общей площади жилого помещения, заверяя последнего в предоставлении соответствующих документов подтверждающих изменение размера общей площади. Самостоятельно изменить размер общей площади не могут. Истцы обратились в установленном законом порядке, а именно путем подачи заявления с приложением сведений из реестра объекта капитального строительства только в январе ... года, после чего произвели перерасчет размера платы за жилищно-коммунальные услуги.

Выслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ч.3 ст. 30 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В силу ст. 156 ч.2 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что на основании договора передачи ... от ... Заикину Е.П., Юраковой Е.П. на праве совместной собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: г. Томск, ..., которая состоит из двух комнат общей площадью 39,7 кв.м. Данные обстоятельства подтверждаются договором передачи от ..., договором на обслуживание приватизированных квартир, сведениями о регистрации права собственности от ....

Согласно заключению об условиях и характере труда ... от ..., ... от ... Юракова Е.П. является инвалидом II группы, Заикин Е.П. является инвалидом с детства. На основании решения горисполкома от ... ... Юракова Е.П. назначена опекуном над Заикиным Е.П.

Как видно из дела, многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Томск, ... находится на обслуживании ООО «УК «ЖЭК № 30». ... между Юраковой Е.П. и ООО «УК ЖЭК № 30» заключен договор на управление многоквартирным домом по адресу г. Томск, ... Из технического плана на жилой дом, расположенный по адресу ..., составленный по состоянию на ..., следует, что общая площадь квартиры ... составляет 44,5 кв.м, согласно чему ООО «УК «ЖЭК № 30» производило начисление платы за жилищно-коммунальные услуги квартиры, расположенной по адресу г. Томск, ....

Обращаясь с настоящим иском, Юракова Е.П., действующая в том числе в интересах Заикина Е.П., указывает, что управляющая компания в течение 16 лет необоснованно производила начисление платы за содержание и ремонт жилья из расчета общей площади принадлежащей им квартиры 44, 5 кв.м, тогда как площадь квартиры составляет 39, 7 кв.м, что повлекло увеличение размера подлежащих оплате услуг и вызвало причинение истцам морального вреда.

Между тем, как видно из дела, Юракова Е.П. обратилась в ООО «УК «ЖЭК № 30» с заявлением об изменении общей площади квартиры ..., расположенной по адресу г. Томск, ... лишь ..., представив документ, подтверждающий размер площади жилого помещения, а именно сведения из реестра объекта капитального строительства Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ..., согласно которым общая площадь квартиры ... составляет 39,7 кв.м.

Факт обращения Юраковой Е.П. с соответствующим заявлением именно ... подтверждается, в том числе выпиской из журнала регистрации заявлений от граждан и личного приема граждан от ....

Кроме того, с требованием об изменении общей площади жилого помещения Юракова Е.П. обратилась ..., но без предоставления соответствующих документов.

Судом установлено, что перерасчет жилищно-коммунальных услуг ответчиком - ООО «УК «ЖЭК № 30» произведен за расчетный период с ... по ... в сумме 66,72 рубля в соответствии с размером общей площади 39.7 кв.м., т.е. с момента первоначального обращения, а не с момента представления правоподтверждающих документов.

Данные обстоятельства подтверждаются справкой ООО «УК «ЖЭК № 30» от ..., списанием услуг ООО «ЖЭП №30» за январь ... года, справкой ООО «УК «ЖЭК №30» от ....

Из счет-квитанции за январь ... года следует, что жилищно-коммунальные услуги за квартиру ... по ... в г. Томске начисляются из расчета общей площади квартиры 39,7 кв.м.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Моральный вред компенсируется в случаях нарушения или посягательства на личные нематериальные блага (права) граждан. При нарушении имущественных прав граждан компенсация морального вреда допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Такая компенсация при нарушении имущественных прав предусмотрена, например, Законом «О защите прав потребителей», который имеет достаточно широкую сферу применения.

Согласно преамбуле Закона от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, - с другой стороны.

Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг.

Таким образом, отношения, возникшие между истцом и ответчиками по предоставлению последним коммунальных услуг, подпадают под действие Закона от 07.02.1992 г. № 2300-1.

Согласно ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Как разъяснено в п.3 Постановления Пленума Верховного суда РФ №10 от 20.12.1994 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.

Для применения ответственности в виде компенсации морального вреда необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера ущерба. Отсутствие одного из вышеназванных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о возмещении вреда.

Основанием для обращения Юраковой Е.П., действующей в том числе в интересах Заикина Е.П., с иском о компенсации морального вреда послужило начисление ООО «УК «ЖЭК №30» платы за жилищно-коммунальные услуги из расчета общей площади квартиры истцов в размере 44,5 кв.м., а не 39,7 кв.м. Такие незаконные действия ответчика в течение длительного времени, по мнению истцов, причинили им нравственные страдания.

Однако, принимая во внимание отсутствие у управляющей компании иных сведений о размере площади жилых помещений многоквартирного дома и оснований для самостоятельного изменения размера площади жилого помещения ООО «УК «ЖЭП №30», а возникшие правоотношения носят заявительный характер, начисление суммы для оплаты жилищно-коммунальных услуг ответчиком производилось согласно данным технического паспорта на многоквартирный дом ... в г. Томску, который оформляется и передается обслуживающей организации при сдаче дома в эксплуатацию.

Учитывая, что в связи с обращением Юраковой Е.П. ответчиком ее требования удовлетворены: изменены данные относительно характеристик общей площади квартиры, произведен перерасчет начисляемой платы, при таких обстоятельствах со стороны ООО «УК «ЖЭП № 30» отсутствует вина в неисполнении перерасчета размера оплаты жилищно-коммунальных услуг, начисляемых в отношении жилого помещения, принадлежащего истцам, следовательно, моральный вред не подлежит компенсации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Юраковой Е.П., действующей в том числе в интересах Заикина Е.П., к ООО Управляющая компания «Жилищно – эксплуатационный комбинат № 30» о компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.

Председательствующий: А.Б. Ячменева