Дело №2-1951/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30.09.2010 г. г. Томск
Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи: Скачкова А.А.
при секретаре: Черниговой И.С.
с участием представителя истца Управления министерства юстиции Российской Федерации по Томской области: Леоновой О.В.
представителя ответчика Автономной некоммерческой организации «Ветеринарный информационный научно-правовой Центр Томской области: Кулешова С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления министерства юстиции Российской Федерации по Томской области к Автономной некоммерческой организации «Ветеринарный информационный научно-правовой Центр Томской области о ликвидации,
установил:
Управление министерства юстиции Российской Федерации по Томской области обратилось в Октябрьский районный суд г. Томска с исковым заявлением к Автономной некоммерческой организации «Ветеринарный информационный научно-правовой Центр Томской области о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель истца Леонова О.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Кулешов С.В. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что оснований для ликвидации организации нет.
Представитель третьего лица – Управление Федеральной налоговой службы по Томской области извещенный о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился, в отзыве просил рассмотреть дело без его участия в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Автономная некоммерческая организация «Ветеринарный информационный научно-правовой Центр Томской области» зарегистрирована Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Томску Томской области 29.04.2003 года, ...
Организация действует на основании устава с последними изменениями, утвержденными 15.02.2009 собранием Правления.
В соответствии с п.2.1 Устава основной целью ответчика является оказание услуг в области ветеринарии, направленных на реализацию и содействие в реализации мероприятий по профилактике болезней животных и обеспечению безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства. Для достижения указанных целей, согласно п.2.2 Устава, ответчик предпринимает меры организационного, координационного, благотворительного характера.
Виды деятельности предусмотрены п.2.3 Устава, одним из которых является обеспечение ветеринарных учреждений лечебно-профилактическими, лабораторно-диагностическими препаратами, лабораторной посудой, расходными материалами, дезинфекционными средствами, спецодеждой.
На основании приказа от 11.06.2010 ... «О проведении плановой документальной проверки Автономной некоммерческой организации «Ветеринарный информационный научно-правовой Центр Томской области» Управлением Министерства юстиции Российской Федерации в период с 05 июля по 26 июля 2010 года проведена плановая документальная проверка указанной некоммерческой организации за ее период ее деятельности с 05.07.2007 г. по 04.07.2010 г.
В соответствии с ч.1 ст.24 ФЗ от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов.
Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.
В соответствии с п.п. 47 п. 1 ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит обязательному лицензированию. Аналогичная норма установлена также п. 1 ст. 34 Федерального закона от 22.06.1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах".
Согласно ст. 4 ФЗ от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность - это деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств; лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
В соответствии с п. 6 ст. 32 ФЗ от 22.06.1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" розничная торговля лекарственными средствами, предназначенными для лечения животных, должна осуществляться в аптеке, ветеринарной аптеке либо ветеринаром.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления фармацевтической деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 г. N 416, п. 2 которого предусмотрено, что лицензирование фармацевтической деятельности в части деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных, осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Согласно п.п. "б" п. 1 Приказа Россельхознадзора от 18.02.2008 г. N 24 "О лицензировании фармацевтической деятельности" лицензирование розничной торговли лекарственными средствами, предназначенными для животных, осуществляют территориальные управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, осуществление оптовой торговли лекарственными средствами, предназначенными для животных, осуществляет центральный аппарат Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 г. N 301, ветеринарные препараты отнесены к коду 93 0000 4 "Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения".
Таким образом, деятельность по оптовой и розничной продаже лекарственных средств для животных должна осуществляться при наличии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.
Для осуществления торговли лекарственными средствами, предназначенными для животных, ответчик получил лицензию ..., выданную Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Росельхознадзор), в соответствии с которой ответчик имеет право на осуществление фармацевтической деятельности по виду работ (услуг) - розничная торговля лекарственными средствами, предназначенными для животных, только 16.01.2009 года.
Ответчик в 2007, 2008 годах осуществлял розничную торговлю лекарственными средствами для животных без наличия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, а также в течение всего периода, за который истцом проводилась проверка, осуществлял оптовую торговлю лекарственными средствами для животных без наличия соответствующей лицензии, что подтверждается имеющимися материалами дела.
Согласно имеющимся в материалах дела налоговым декларациям по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2007, 2008, 2009, 1 квартал 2010 года, по предпринимательской деятельности ответчик является плательщиком указанного налога по виду экономической деятельности 85.20 «ветеринарная деятельность».
Факт осуществления ответчиком розничной торговли лекарственными средствами для животных без лицензии до 16.01.2009 г. подтверждается кассовыми чеками, приходными ордерами, накладными на внутреннее перемещение, передачей товаров со склада, карточками счета 50.1 «Розница с основного склада».
Так, согласно карточке счета 50.1 «Розница с основного склада» за июль 2007 года сумма выручки составила 61028 рублей 40 копеек. К указанной карточке приложены кассовые чеки на сумму 61028 рубль 40 копеек, накладные на внутреннее перемещение, передачу товаров с ценами, по которым приобретен товар изначально, счета на отпуск товара по ценам реализации. Цена приобретения лекарственного средства Мазь ихтиоловая 10%, (200 гр) согласно накладной на внутреннее перемещение, передачу товаров ... от 02.07.2007 - 30,15 рублей, цена продажи этого же средства по счету ... от 02.07.2007 - 50,40 рублей, что составляет 67% наценки.
Согласно карточке счета 50.1 «Розница с основного склада» за декабрь 2008 года сумма выручки составила 110827 рублей 62 копейки. К указанной карточке приложены кассовые чеки на сумму 110827 рублей 62 копейки, накладные на внутреннее перемещение, передачу товаров с ценами, по которым приобретен товар изначально (от 01.12.2008 ..., 02.12.2008, ..., 27.12.2009 ... и другие), счета на отпуск товара по ценам реализации ... от 01.12.2008, ... от 02.12.2008, ... от 27.12.2008 и другие). Цена приобретения лекарственного средства Фракция АСД 2 (100 мл) согласно накладной на внутреннее перемещение, передачу товаров ... от 01.12.2008 - 84,06 рублей, цена продажи этого же средства по счету ... от 01.12.2008 - 154,99, что составляет 84% наценки.
Указанные документы и ведение бухгалтерского учета за 2007, 2008 годы подтверждают осуществление ответчиком розничной торговли лекарственными средствами для животных без соответствующей лицензии.
Также ответчиком в период времени с 2007 по 2010 годы осуществлялась оптовая торговля лекарственными средствами для животных.
В соответствии со ст.506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Ответчик приобретал для дальнейшей перепродажи лекарственные средства для животных и осуществлял их дальнейшую перепродажу.
Приобретение ветеринарных препаратов, биопрепаратов, витаминно-минеральных добавок, других лекарственных средств, оборудования и инструментов ветеринарного назначения подтверждается договорами купли-продажи от 29.04.2008 года с ООО «Регион БИО», ... от 29.05.2008 года с ООО «Компания ВРК», от 23.09.2009 года ... с ООО «Дельрус-Томск», ... от 09.11.2009 года с ОАО «Научно-производственное объединение «ГЕЛИЙМАШ», от 02.12.2009 года № ... с ООО «Торговый Дом ПРОСТОР», ... от 11.06.2010 года с ООО «Ломо-Сибирь», от 05.07.2010 года с ООО «Витбиосервис», счетами - фактурами ... от 18.09.2008 года, ... от 10.06.2009 года, ... от 03.06.2009 года, ... от 28.04.2010 года, ... от 26.04.2010 года.
Приобретение товаров у поставщиков отражено в бухгалтерском учете ответчика по счету 60 «Расчеты с поставщиками», а также по счету 51 «Расчетный счет» за 2007, 2008, 2009, 2010 годы. Факт оплаты товара поставщикам подтверждается платежными поручениями ... от 16.05.2007 года, ... от 16.05.2007 года, ... от 23.04.2008 года, ... от 23.04.2008 года, ... от 26.06.2009 года, ... от 29.06.2009 года, ... от 28.05.2010 года, ... от 07.06.2010 года. Оплаты товара поставщикам за 2007, 2008 годы отражены в карточках счета 51 «Расчетный счет» по кредиту счета 51. В июне 2007 года согласно выписке банка от 06.06.2007 отражена оплата поставщику ЗАО «РОСТА» на сумму 16148 рублей 72 копейки согласно счетов-фактур ..., 73007, 74836 от 14.05.2007 года; оплата поставщику ЗАО «РОСВЕТФАРМ» на сумму 10 000 рублей согласно счету-фактуре 536 от 07.05.2007 года; оплата поставщику ООО «Сибагро Трейд Новый» на сумму 21555 рублей 40 копеек согласно счету-фактуре ... от 13.03.2008 года.
Последующая перепродажа товаров покупателям подтверждается договорами поставки, государственными контрактами, в соответствии с которыми ответчик является поставщиком.
Так, с Управлением ветеринарии Томской области ответчиком заключены государственные контракты на поставку ветпрепаратов на сумму 610 000 рублей ... от 11.01.2008 года, на сумму 88 700 рублей ... от 26.06.2008 года, договор на поставку питательных средств на сумму 99 898 рублей 30 копеек ... от 01.11.2008 года, договор на поставку медикаментов на сумму 99999 рублей 50 копеек ... от 10.03.2010 года.
Также договоры поставки продукции, договоры купли-продажи зооветеринарных препаратов, спецодежды, лабораторного оборудования заключены ответчиком с Федеральным государственным учреждением «Исправительная колония № 3» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области ... от 31.10.2007 года, ... от 22.10.2007 года, ... от 29.01.2008 года, с Федеральным государственным учреждением «Лечебно-исправительное учреждение № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области ... от 29.10.2007 года, ... от 06.12.2007 года, от 27.04.2010 года, с Администрацией Молчановского района ... от 08.07.2008 года, с ООО «Северское» ... от 14.07.2008 года, с Администрацией Наргинского сельского поселения ... от 01.03.2010 года, с индивидуальным предпринимателем Халатяном A.M. ... от 02.03.2010 года. Продажи товаров покупателям отражены в бухгалтерском учете в карточках счетов 51 «Расчетный счет» по дебету счета 51, а также в карточках счета 62 «Расчеты с покупателями» по дебету 62 счета с обозначением «отгрузка товаров», исполненными с помощью программного обеспечения 1-С.
Факт осуществления оптовой торговли лекарственными средствами для животных подтверждается банковскими платежными поручениями, счетами-фактурами на проданный товар, а именно платежными банковскими поручениями по оплате товаров покупателями, отраженными в карточках счета 51 «Расчетный счет» по дебету счета 51 за 2007, 2008, 2009, 2010 годы - платежным поручением ... от 24.04.2007 года с назначением платежа «за медикаменты» на сумму 16126 рублей 53 копейки - плательщик ООО «СХП Усть-Бакчарское»; платежным поручением ... от 15.05.2007 года с назначением платежа «согласно счет-фактуре 00000035 05.03.2007, договор ... 14.02.2007 года» на сумму 10 857 рублей - плательщик Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области; платежным поручением ... от 23.04.2008 года с назначением «за ветпрепараты» на сумму 4793 рублей 63 копейки - плательщик ФГУ «ИК-4 УФСИН России по Томской области; платежным поручением ... от 27.05.2008 года с назначением платежа «медикаменты» на сумму 24405 рублей 98 копеек плательщик - ФГУ ИК-3 УФСИН России по Томской области; платежным поручением ... от 15.10.2009 года с назначением платежа «за медикаменты» на сумму 27 350 рублей - плательщик ФБУ «ИК-3 УФСИН России по Томской области, платежным поручением ... от 18.05.2010 года с назначением платежа «за тест-сист тетрациклин согласно договора ... от 11.05.2010 года на сумму 28 338 рублей - плательщик Управление ветеринарии по Томской области» и иными банковскими поручениями по оплате товаров покупателями, отраженными в карточках счета 51 «Расчетный счет» по дебету счета 51 за 2007, 2008, 2009, 2010 годы.
Таким образом, ответчик в 2007 – 2010 года осуществлял розничную и оптовую торговлю лекарственными средствами для животных без соответствующей лицензии.
В соответствии с п.1 ст.24 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
В соответствии с ч.3 ст.50 ГК РФ, п.2. ст. 10, п.2 ст.24 ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана, и соответствующую этим целям.
Пунктом 2 ст.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Как уже указывалось в соответствии с п.2.1 Устава основной целью ответчика является оказание услуг в области ветеринарии, направленных на реализацию и содействие в реализации мероприятий по профилактике болезней животных и обеспечению безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства. Для достижения указанных целей, согласно п.2.2 Устава, ответчик предпринимает меры организационного, координационного, благотворительного характера.
Вместе с тем, расходование денежных средств ответчиком преимущественно осуществлялось на развитие предпринимательской деятельности (65-70%) с систематическим извлечением прибыли, и на содержание аппарата управления (30-35%).
Согласно сметам расходов в 2007 году из 100% - 7 560 тысяч рублей общей суммы расходов, на содержание аппарата управления было израсходовано - 36% или 2 748 тысяч рублей; на приобретение ветеринарных препаратов (оборотные средства для осуществления предпринимательской деятельности) - 64% или 4 812 тысяч рублей. В 2008 году из 100% - 8 340 тысяч рублей общей суммы расходов, на содержание аппарата управления было израсходовано 2 309 тысяч рублей (27%); на приобретение ветеринарных препаратов (оборотные средства для осуществления предпринимательской деятельности) - 5 720 тысяч рублей (69%); на уставные мероприятия было направлено всего 311 тыс. руб. (4%). В 2009 году из 100% - 10423 тысяч рублей общей суммы расходов, на содержание аппарата управления было израсходовано 2 939 тысяч рублей (28%); на приобретение ветеринарных препаратов (оборотные средства для осуществления предпринимательской деятельности) 7 282 тысяч рублей (70%); на уставные мероприятия было направлено всего 202 тысячи рублей (2%).
Согласно отчетам о прибылях и убытках по форме № 2 за 2007, 2008, 2009 годы, прибыль, полученная в результате предпринимательской деятельности, составила: в 2007г. - 162 тысячи рублей; в 2008г. - 277 тысяч рублей; в 2009г. - 942 тысячи рублей.
Указанное свидетельствует о том, что ответчик, являясь некоммерческой организацией, по существу осуществлял только предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение прибыли как коммерческая организация.
В соответствии п.1 ст.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Осуществление ответчиком систематически в качестве основного вида деятельности – предпринимательской деятельности, направленной на извлечении прибыли противоречит его уставным целям и является грубым нарушением ФЗ «О некоммерческих организациях».
В соответствии с ч.2 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.2 ст.62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
В соответствии с ч.3 ст.61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В соответствии с уставом ответчика, уполномоченным на ликвидацию является коллегиальный орган – Правление.
В соответствии с ч.2 ст.13.1 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.
В соответствии с ч.1.1 ст.18 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций.
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства суд приходит к выводу о том, что требования истца о ликвидации ответчика обоснованные и подлежат удовлетворению.
Применительно к вопросу об исключении ответчика из Единого государственного реестра юридических лиц, суд приходит к выводу о том, что он не может быть разрешен наряду с требованием о ликвидации ответчика, поскольку в данном случае исключение ответчика из Единого государственного реестра юридических лиц возможно после прохождения им установленного ст. 63 ГК РФ и ст.ст.18, 19 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" порядка ликвидации некоммерческой организации.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина от уплаты которой, истец освобожден взыскивается с ответчика.
Таким образом, с ответчика по требованию неимущественного характера подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ,
решил:
Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Ветеринарный информационный научно-правовой Центр Томской области расположенную по адресу: ...
Обязать Правление Автономной некоммерческой организации «Ветеринарный информационный научно-правовой Центр Томской области назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации.
Взыскать с Автономной некоммерческой организации «Ветеринарный информационный научно-правовой Центр Томской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.
Судья А.А.Скачков
Полный текст решения изготовлен 05.10.2010 года.