Дело № 2-2087/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 ноября 2010 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьиОстольской Л.Б.,
при секретареКопышевой М.А.,
с участием истцаСамсонова А.А.,
представителя ответчика У.
У.Евтеева В.Г.,
третьего лица ФБО "ЖКО УФСИН по Томской области"Стрелкова Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Самсонова А.А. к У. о признании права на дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск, обязании предоставления отпуска,
УСТАНОВИЛ:
Самсонов А.А. обратился в суд с иском к У. о признании права на дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 15 календарных дней и обязать У. предоставить истцу указанный отпуск.
В обоснование требований указал, что в 1994-1996 годах проходил военную службу по призыву, в период которой принимал участие в боевых действиях в условиях вооруженного конфликта в республике Чечня, за что награжден медалью Суворова, признан ветераном боевых действий. В настоящее время состоит на службе в У. в звании .... Полагает, что в силу положений ч. ч. 5, 6 ст. 2, ч. 5.1 ст. 11 ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 3 ФЗ "О ветеранах" имеет право на получение ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, однако в предоставлении последнего У. ему было отказано, со ссылкой на отсутствие у него статуса военнослужащего.
В судебном заседании Самсонов А.А. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске, считает, что имеет право на дополнительный отпуск в связи с тем, что статус военнослужащих распространяется также на лиц, уволенных в запас.
Представитель ответчика У. – Евтеев В.Г., действующий на основании доверенности от 26.02.2010 г. № 72/796, сроком действия по 31.12.2010 г. в судебном заседании не признал требования Самсонова А.А., пояснил, что Самсонов А.А. обращался в кадровую службу У. за предоставлением дополнительного оплачиваемого отпуска в 15 дней, который предусмотрен для ветеранов боевых действий, У. был подготовлен запрос в У. о возможности предоставления отпуска, на который был дан ответ о невозможности предоставления данного вида отпуска. Полагал, что в связи с тем, что истец не является военнослужащим, он не имеет права на дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск. ВЗ «О статуса военнослужащих» не распространяется на сотрудников У.. Сотрудник У., являющиеся ветеранами боевых действий, помимо ежегодного оплачиваемого отпуска имеют право на отпуск без сохранения заработной платы на срок не более 35 календарных дней. За предоставлением отпуска без сохранения заработной платы истец не обращался.
Представитель третьего лица на стороне ответчика ФБО "ЖКО УФСИН по Томской области" – Стрелков Ю.М., действующий на основании выписки из приказа УФСИН России по Томской области от 02.03.2009 г. № 79лс, в судебном заседании пояснил, что с 02.03.2009 года ФБО "ЖКО УФСИН по Томской области" приобрело статус отдельного ФБУ, кадровое обеспечение производится УФСИН. Полагал исковые требования Самсонова А.А. не подлежащими удовлетворению, поддержал позицию представителя ответчика.
Заслушав истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Самсонова А.А. не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 2 указанного ФЗ прохождение военной службы осуществляется гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту), граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.
На основании п.п. 1,2 ст. 2 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту), сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву). Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
На основании п. 1 ст. 3 ФЗ "О статусе военнослужащих" для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Из указанного следует, что Федеральный закон от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определяет обязанности военнослужащего по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации как неотъемлемую часть его правового статуса; при этом социальные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим именно в связи с особым характером возложенных на них обязанностей.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 3 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, Самсонов А.А. проходит службу в ..., что подтверждается контрактом о службе в ... г., выпиской из приказа ... ..., трудовой книжкой Самсонова А.А. ...
Так же в судебном заседании установлено, что Самсонов А.А. является ветераном боевых действий, что подтверждается военным билетом истца от 26.11.1996 г. серии НА № 8858203, удостоверением от 01.01.2004 г. серии БК № 0311971, и имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах".
28.09.2010 г. Самсонов А.А. подал рапорт на имя начальника ..., в котором просил предоставить ему 15 дней дополнительного оплачиваемого отпуска с 12.10.2010 г. как ветерану боевых действий, согласно п. 5.1 ст. 11 ФЗ "О статусе военнослужащих" и ФЗ "О ветеранах".
Из резолюции на указанном рапорте следует, что Самсонову А.А. отказано в предоставлении запрашиваемого отпуска, так как он не является военнослужащим.
Действительно, п. 5.1 ФЗ от 27.05.1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает, что военнослужащим - ветеранам боевых действий, указанным в Федеральном законе "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ), предоставляется отпуск продолжительностью 15 суток.
Анализируя указанное положение ФЗ "О статусе военнослужащих" с положениями ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", суд приходит к выводу, что право на данный вид дополнительного отпуска может возникнуть исключительно у военнослужащего, имеющего статус ветерана боевых действий.
Однако в судебном заседании установлено, и не оспаривалось Самсоновым А.А., что он не является военнослужащим.
Так, ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", не предусматривает военной службы во .... Действующее законодательство РФ не содержит каких – либо иных положений, в соответствии с которыми устанавливается прохождение военной службы во ....
В связи с указанным, Самсонов А.А. имеет статус ветерана боевых действий, но не является военнослужащим.
Таким образом, Самсонов А.А. не имеет права на предоставление отпуска, предусмотренного п. 5.1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Произвольное толкование истцом перечисленных норм права не свидетельствует об обратном.
При этом суд учитывает, что пп. 11 п. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах", устанавливающий меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, содержит лишь право ветеранов на использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году. Положений, устанавливающих право ветерана на дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 15 календарных дней ст. 16 ФЗ "О ветеранах" не содержит.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требование Самсонова А.А. не основано на действующем законодательстве, в силу чего не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Самсонова А.А. к У. о признании права на дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск, обязании предоставления отпуска отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Октябрьский районный суд г. Томска.
Председательствующий:Л.Б. Остольская
...