Решение не вступило в законную силу.




Дело № 2-2619/2010

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

30 декабря 2010 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Кокаревич И.Н.

при секретаре Медведевой Т.В.,

с участием представителя ответчика - Ассоциации "Независимых судебных экспертиз и исследований" Аметова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области к Ассоциации "Независимых судебных экспертиз и исследований" о ликвидации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области (далее по тексту – Управление) обратилось в суд с иском о ликвидации Ассоциации "Независимых судебных экспертиз и исследований" (далее – Ассоциация) и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование требований истец указал, что Ассоциация "Независимых судебных экспертиз и исследований" зарегистрирована 02.12.2005 г. В нарушение п. 1 ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в уставе Ассоциации не определен срок полномочий президента, абз. 3, 5, 10 п. 2.1, абз. 3 п. 22 Устава предусмотрено, что целью создания и задачами Ассоциации является реализация научно – образовательных программ, достижение образовательных целей, обучение, подготовка, переподготовка экспертов, что не соответствует положениям закона РФ "Об образовании", так как право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи лицензии. Согласно постановлению Правительства РФ от 26.06.1995 г. № 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" повышение квалификации осуществляется в организациях, созданных в форме учреждений. В нарушение ст. 8 Федерального закона "О послевузовском профессиональном образовании", которой установлено, что реализация образовательных программ высшего профессионального образования осуществляется высшим учебным заведением, абзацами 19, 21 пункта 12 Устава предусмотрено, что Ассоциация осуществляет подготовку кадров с неполным образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификации. В нарушение п. 1 ст. 2 Федерального закона № 7-ФЗ пунктом 3.8 Устава предусмотрена возможность распределения прибыли между участниками Ассоциации. В нарушение п. 3 ст. 18 Федерального закона № 7-ФЗ, ст. 64 ГК РФ, в нарушение абз. 3 п. 1 ст. 24 Федерального закона № 7-ФЗ, ст. 33 ФЗ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" Ассоциация в 2007-2008 годах осуществляла подготовку и переподготовку экспертов без соответствующей лицензии, в нарушении п. 1 ст. 28 ФЗ "О некоммерческих организациях" в уставе организации не определен срок полномочий генерального директора.

Представитель истца - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области Жигалова Т.В., действующая на основании доверенности от 16.11.2010 г. № 16, сроком на один год, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, что суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным.

Представитель ответчика - Ассоциации "Независимых судебных экспертиз и исследований" Аметов В.А., действующий на основании устава, в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что организация деятельность действительно не осуществляет, новая редакция Устава была подготовлена, однако до настоящего времени изменения в Устав не внесены, а осуществление деятельности в соответствии с положениями Устава в прежней редакции невозможно, не возражал против ее ликвидации. Также сообщил, что учредители не возражают против ликвидации организации.

Заслушав представителя ответчика, изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Управления являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Согласно пп. 1, 4 п. 5 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" уполномоченный орган вправе запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта, проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

В силу п.п. 1, 6, 7, 27 ст. 33 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 г. № 3266-1 образовательное учреждение создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок создания федеральных государственных образовательных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации, государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений - органом местного самоуправления. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии. Лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательным учреждениям, созданным религиозными организациями (объединениями), выдаются по представлениям таких религиозных организаций (объединений), а в случае, если такие религиозные организации (объединения) входят в структуры централизованных религиозных организаций (объединений), по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций (объединений).

Порядок лицензирования образовательной деятельности и порядок государственной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу п. 1, пп. 3 п. 2 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования, основными задачами высшего учебного заведения являются: подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации.

Уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе, в том числе запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях" основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

На основании п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В судебном заседании установлено, что при создании Ассоциации допущены грубые нарушения закона, организацией осуществляется деятельность без надлежащего разрешения (лицензии).

Согласно п.п. 1.1, 2.1 Устава Автономной некоммерческой организации, утвержденного общим решением собрания учредителей от ... ..., ассоциация является добровольным объединением некоммерческих юридических лиц, одной из целей деятельности указаны обучение и переподготовка экспертов по проведению независимых экспертиз. Также в п. 2.1 устава целями создания организации является реализация совместных научно – образовательных программ, достижение образовательных потребностей граждан, обучение и переподготовка экспертов по проведению независимых экспертиз. Пункт 2.2 устанавливает в качестве основной цели деятельности организацию системы подготовки и переподготовки экспертов по проведению независимых экспертиз, разработка учебных программ, подготовка кадров с неполным высшим и высшим образованием, организация и проведение различных курсов, научно – практических семинаров, конференций, круглых столов, стажировок, и других форм учебы.

Имеющимся в материалах дела предупреждением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области от 30.03.2010 г. № 02-0514-1167, полученным представителем организации, подтверждается что ответчику сообщалось о существовании нарушений норм Устава, установлен срок в 1 месяц для устранения допущенных нарушений, и сделано предупреждение о возможности обращения в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Как следует из заявления генерального директора Ассоциации "Независимых судебных экспертиз и исследований" от 03.12.2010 г., поданного в управление Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, в связи с невозможностью осуществлять уставную деятельность организация не возражает против ликвидации в судебном порядке.

На основании п. 1 ст. 28 ФЗ Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения - также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, - нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Также в судебном заседании установлено, что в уставе Ассоциации не определен срок полномочий генерального директора.

Так, раздел 4 Устава Автономной некоммерческой организации, утвержденного общим решением собрания учредителей от 12.11.2005 г. № 1, содержащий сведения об органах управления и контроля, содержит п. 4.21, устанавливающий, что администрацию Ассоциации возглавляет генеральный директор, однако не содержит сведений о сроке полномочий генерального директора.

Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, положения закона, а также тот факт, что ответчик не возражал против удовлетворения заявленных требований, суд приходит к выводу о том, что Ассоциация осуществляла деятельность без надлежащего разрешения (лицензии), при ее создании допущены грубые нарушения закона, исправление которых не произведено Ассоциацией в установленный контролирующим органом срок, в связи с чем исковые требования Управления подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Из пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ следует, что по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций в размере 4 000 рублей.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 4 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 –198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области к Ассоциации "Независимых судебных экспертиз и исследований" удовлетворить.

Ликвидировать Ассоциацию "Независимых судебных экспертиз и исследований" и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Ассоциации "Независимых судебных экспертиз и исследований" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 000 (Четыре тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Октябрьский районный суд г. Томска.

Председательствующий: И.Н. Кокаревич