Решение не вступило в законную силу 07.02.2011.



Дело № 2-18/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2011 г. Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Бессоновой М.В.,

при секретаре Климашевской Т.Г.,

с участием представителя заявителя Шмелева В.И.,

представителя заинтересованного лица

Управления «Росреестра» Востриковой Т.Г.,

представителя заинтересованного лица

Администрации Томской области Сукач А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по заявлению Погадаева С.И. о признании незаконными результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов

установил:

Погадаев С.И. обратился в Октябрьский районный суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области, в котором с учетом последующих уточнений просит признать незаконными результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, оцененного в сумме 52810647 рублей, общей площадью 7008,70 кв.м., расположенного по адресу: ... который находится у него в собственности; обязании устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем исключения сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка из Государственного кадастра недвижимости.

В обоснование своих требований указал, что согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности от 27.07.2007 г. серии ... истец является правообладателем земельного участка общей площадью 7008,70 кв.м., расположенного по адресу: ..., на основании договора купли-продажи земельного участка №4380/2007 от 20.06.2007 г. Данный земельный участок был образован из земель населенных пунктов, для эксплуатации и обслуживания лыжной базы и ему был присвоен кадастровый номер .... По данным выписки из государственного земельного кадастра Управления Роснедвижимости по Томской области по состоянию на 16 февраля 2007 г. кадастровая стоимость участка составляла 8604868 рублей 03 копейки. Согласно Постановлению Администрации Томской области №262а от 24.12.2008 г. «Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в состав земель населенных пунктов Томской области» кадастровая стоимость земельного участка составила 52810647 рублей. Из налогового уведомления следует, что кадастровая стоимость земельного участка была увеличена в 6 раз, что привело к ежегодному земельному налогу в сумме 792159 рублей 70 копеек. Проведенной Томским экспертно-правовым центром «Регион 70» оценкой установлена рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 03.08.2010 г., которая составила 6549000 рублей. Из ООО «Бюро оценки недвижимости ТОККО» следует, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 09.12.2008 г. рыночная стоимость земельного участка составила 7000000 рублей.

Согласно ч.3 ст.66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. Учитывая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка 52810647 рублей, в 8 раз превышает рыночную стоимость земельного участка, составляющую 6549000 рублей, и влечет непосильный ежегодный обязательный земельный налог в сумме 792159 рублей 70 копеек, считает, что тем самым нарушаются его права и интересы, так как предъявленная налоговым органом сумма обязательного земельного налога становится невозможной для выплаты, ввиду невозможности заработать в течение года указанную сумму.

В судебном заседании представитель заявителя Шмелев В.И., действующий на основании доверенности от 14.05.2009 г., иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив, что Управление Росреестра по Томской области при проведении государственной кадастровой оценки земельного участка должен был руководствоваться не Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, а применить иную методику при проведении государственной кадастровой оценки земельного участка, а именно в процентном соотношении от его рыночной стоимости, как закреплено в ч.3 ст.66 ЗК РФ.

Представитель заинтересованного лица управления «Росреестра» Вострикова Т.Г., действующая на основании доверенности от 21.12.2010 г. требования не признала и просила отказать в их удовлетворении, в связи с тем, что внесение указанных сведений произведено на основании п.2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 г. №222, как на ранее учтенный земельный участок. Земельный участок с кадастровым номером ... не был включен в перечень земельных участков, подлежащих кадастровой оценке в 2008 г.

Указанный земельный участок был выявлен после утверждения результатов работ по государственной кадастровой оценке земель Постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 г. №262а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Томской области». В связи с этим указанный земельный участок не содержится в приложении №1 к Постановлению Администрации Томской области от 24.12.2008 г. №262а, в котором указывается кадастровая стоимость конкретных земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области, которые являлись объектами оценки.

Земельный участок с кадастровым номером ... расположен в границах двух кварталов, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка. Поэтому расчет кадастровой стоимости указанного земельного участка производился отдельно по каждому кадастровому кварталу и рассчитан путем суммирования значений кадастровой стоимости частей земельного участка. При этом расчет производился исходя из вида разрешенного использования – для эксплуатации и обслуживания лыжной базы, что соответствует 7 группе по видам разрешенного использования в соответствии с Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утв. Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 №п/0152.

Согласно приложению №2 к Постановлению Администрации Томской области от 24.12.2008 г. №262а, среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов г.Томска, относящихся к 7 группе по видам разрешенного использования, по кадастровому кварталу ... равно 7421,84 рубля за 1 кв.м., по кадастровому кварталу ...- 7683,82 рубля за 1 кв.м.

(7421,84 рубля х3981 кв.м)+(7683,82 х 3027,7 кв.м.)=52810646, 85 рублей.

Таким образом, запись о кадастровой стоимости земельного участка в размере 52810646, 85 рублей внесена в государственный земельный кадастр на основании п.2.1.3 Методических указаний и Постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 г. №262а (приложение 2). На момент проведения кадастровой стоимости указанного земельного участка отсутствовала утвержденная уполномоченным органом методика определения процентного соотношения рыночной стоимости земельного участка.

Кроме того, считает, что Погадаевым С.И. по настоящему делу пропущен срок для подачи заявления. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденные Постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 г. №262а, внесены в государственный кадастр недвижимости до 31.12.2008 г. С этого момента истец имел возможность получить общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Кроме того, указанное Постановление от 24.12.2008 г. №262а как нормативно-правовой акт подлежало официальному опубликованию. Считают, что дата официального опубликования 31.12.2008 г. в официальном издании «Собрание законодательства Томской области» считается датой доведения сведений о кадастровой оценке земельных участков до сведения неограниченного круга лиц, в том числе до истца. Погадаев С.И. обращался в Управление Роснедвижимости по Томской области 15.04.2010 г. с просьбой осуществить проверку определения кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 7008,7 кв.м, расположенного по адресу: ... что свидетельствует о том, что уже 15.04.2010 г. истец уже знал о нарушении своих прав. Кроме того, истцу было известно о нарушении его прав 13.03.2010 г. из копии налогового уведомления №75342. Согласно ч.4 ст.52 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации или физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Таким образом, истец узнал о величине кадастровой стоимости вышеуказанного участка 20 марта 2010 г. С заявлением должен был обратиться не позднее 20.06.2010 г. Погадаев С.И. подал заявление только в ноябре 2010 г.

Представитель заинтересованного лица Администрации Томской области Сукач А.А., действующий на основании доверенности от 14.05.2010 г. в судебном заседании поддержал доводы представителя ответчика, пояснил, что более добавить ему нечего.

Выслушав представителя заявителя, заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.

В соответствии со ст.13 ГК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением или действиями прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственного органа, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.02.2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений) в котором подлежат защите права и свободы гражданина и организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

Поскольку из материалов дела следует, что оспариваются действия органа государственной власти иск подлежит рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ.

Статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК) установлено, что объектами земельных отношений являются, в том числе земельные участки.

Земельный кодекс РФ различает два вида стоимости земельного участка – кадастровую и рыночную.

В соответствии с п.5 ст.65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. В соответствии со ст. 390 НК РФ для целей налогообложения земельного участка также определяется кадастровая стоимость участка.

В соответствии п.п. 1-3 ст.66 ЗК РФ (в редакции, действующей в период осуществления оспариваемых действий) рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (п.3 ст.66 ЗК РФ в редакции, действующей в период осуществления оспариваемых действий).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с п. 2 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. №316 (далее – Правила проведения государственной кадастровой оценки земель), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года (п.3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).

Согласно п.п. 4, 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования; государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. В силу п.9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Согласно п.10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Из п.11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель следует, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 г. №945 «О государственной кадастровой оценке земель» и в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. №316, разработаны и утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. №39 Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (зарегистрировано в Минюсте РФ 02.05.2007 г. №9370) (далее - Методические указания).

В соответствии с п.1.2.7 данных Методических указаний, указанный документ позволяет определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в том числе в разрезе следующих видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов, образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии.

Согласно п.1.3 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.

Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, указанных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний, осуществляется в следующем порядке: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов, а также расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Согласно п.п. 2.1.1., 2.1.2 формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется следующим образом. Перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной оценки земель, по субъекту Российской Федерации по состоянию на 1 января года проведения работ. Указанный перечень должен содержать сведения обо всех земельных участках, расположенных на оцениваемой территории; не допускается отсутствие учетных характеристик по земельным участкам, включенным в перечень, и наличие противоречивых данных.

В соответствии с п.п. 2.2.1-2.2.7. расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1-1.2.10 настоящих Методических указаний осуществляется следующим образом.

Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1-1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке: - определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; - сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;- группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов; -сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; - построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов;- расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

В целях разъяснения положений Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 г. №39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 г. № П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости –Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденный Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 г. №215 (зарегистрировано в Минюсте РФ 26.07.2007 г. №9913) (далее-Административный регламент).

В соответствии с п.10 Административного регламента утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Пунктом 11.1 Административного регламента установлено, что сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.

Перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение, в соответствии с подпунктом 9.9. настоящего регламента (пункт 11.2).

24.12.2008 года Администрацией Томской области принято Постановление №262а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области» Указанным Постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 г. №262а утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области по состоянию на 1 января 2007 года для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством, согласно приложениям 1-3 к настоящему постановлению. Так, приложением №1 настоящего Постановления утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области, приложением №2 средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Томской области, приложением №3-средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м. земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Томской области.

Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Томской области для кадастрового квартала № ... в г.Томске (для 7 вида разрешенного использования) определен в размере 7421,84 рубля, для № ... в размере 7683, 82 рубля.

Поскольку из пояснений представителя заинтересованного лица Востриковой Т.Г. следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером ... не был включен в перечень земельных участков, подлежащих кадастровой оценке в 2008 г. Указанный земельный участок был выявлен после утверждения результатов работ по государственной кадастровой оценке земель Постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 г.№262а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Томской области». В связи с этим указанный земельный участок не содержится в приложении №1 к Постановлению Администрации Томской области от 24.12.2008 г. №262а, в котором указывается кадастровая стоимость конкретных земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области, которые являлись объектами оценки, а рассчитывается согласно Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. №222 (ред.02.11.2009 г.) «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» (далее Приказ Минэкономразвития РФ №222).

Согласно п.2.1.3 Приказа Минэкономразвития РФ №222 в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Таким образом, расчет кадастровой стоимости земельного участка в размере 52810646,85 рублей спорного земельного участка производится в соответствии с Постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 г. №262а (приложение 2) и согласно п.2.1.3. Приказа Минэкономразвития РФ №222 следующим образом: (7421, 84 рубля х 3981 кв.м.)+(7683,82 рубля х 3027,7 кв.м.)=52810646, 85 рублей.

Письмом от 19.05.2010 г. №010500-8543 Управление Росреестра по Томской области сообщило Погадаеву С.И., что земельный участок площадью 7008,7 кв.м., расположенный по адресу: ... предоставлен в собственность для эксплуатации и обслуживания лыжной базы. Данный вид разрешенного использования относится к 7 группе по видам разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии. При определении группы вида разрешенного использования земельных участков используются Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 г. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... рассчитана путем суммирования значений кадастровой стоимости обособленных (условных) земельных участков Кадастровой палатой, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района и в соответствии с Постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 г. №262а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области» и составляет 52810646, 85 рублей.

В ходе судебного заседания установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии ... от 27.07.2007 г. Погадаев С.И. является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания лыжной базы, общая площадь 7008,70 кв.м., находящегося по адресу: ...

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 19.11.2009 г. №... земельный участок, находящийся по адресу: ... с кадастровым номером .... площадь-7008,7 кв.м., кадастровая стоимость- 52810646,85 рублей. Разрешенное использование данного земельного участка- для эксплуатации и обслуживания лыжной базы. В сведениях о частях земельного участка указано, что участок площадью 3981 кв.м имеет кадастровый квартал ..., а участок площадью 3027,70 кв.м имеет кадастровый квартал ....

Налоговым уведомлением от 13.03.2010 г. №75342 ИФНС России по г.Томску уведомило Погадаева С.И. об уплате земельного налога в 2010 г. в размере 792159 рублей 70 копеек при налоговой базе 52810647 рублей.

В обоснование рыночной стоимости земельного участка, принадлежащего Погадаеву С.И. в материалы дела представлен отчет №0221 от 03.08.2010г. об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 7008,70 кв.м., кадастровый номер ... по адресу: ... изготовленный Томский экспертно-правовой центр «Регион 70» в соответствии с которым рыночная цена указанного участка составляет 6549000 рублей., а также Отчет № 1895/А/2008 от 09.12.2008г изготовленный бюро оценки агентства недвижимости ТОККО.

Учитывая изложенное, суд считает, что довод Погадаева С.И. о том, что согласно ч.3 ст.66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости, установленными экспертными учреждениями, является несостоятельным, так как норма ч.3 ст.66 Земельного Кодекса РФ является общей и не устанавливала (в действующей на момент кадастровой оценки редакции) порядок определения процентного соотношения рыночной стоимости земельного участка проведения кадастровой оценки земельных участков, порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, Методическими указаниями, которые позволяют определить кадастровую стоимость земельного участка для разрешенного использования физической культуры и спорта, так как разрешенное использование земли Погадаева С.И. -для эксплуатации и обслуживания лыжной базы, а также Постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 г. №262а и п.2.1.3. Приказа Минэкономразвития РФ №222.

Кроме этого, результаты указанной государственной оценки земли, в кадастровом паспорте земельного участка от 19.11.2009 г. №... утверждены компетентным органом в порядке, установленным действующим законодательством. Нормативный правовой акт Администрации Томской области от 24.12.2008 г. №262а принят во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 г. №945 «О государственной кадастровой оценке земель» и Приказ Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. №222 (ред. 02.11.2009 г.) «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», регулирует земельные отношения в силу п.3 ст.2 ЗК РФ. Доказательства того, что указанные нормативные правовые акты на момент рассмотрения дела являются не действующими, в материалах дела отсутствует.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что порядок, процедура а также результаты государственной кадастровой оценки применительно к спорному земельному участку, принадлежащему Погадаеву С.И. проведены Управление Росреестра без нарушений требований Земельного кодекса Российской Федерации, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. №316, Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. №39 (зарегистрировано в Минюсте РФ 02.05.2007 г. №9370), Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 г. №215, Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 н. №222 (ред.02.11.2009 г.) «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», следовательно, нарушений прав и интересов истца не выявлено, в связи с чем в удовлетворении требований Погадаеву С.И. следует отказать

Суд также считает обоснованным довод представителя ответчика о том, что истцом пропущен трехмесячный срок для обжалования действий государственного органа.

В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном заседании или в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Государственная кадастровая оценка земель проводилась по стоянию на 1 января 2007 года, результаты утверждены Постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008г. № 262а « Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области», вступившим в силу 01.01.2009г. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденные указанным Постановлением, внесены в государственный кадастр недвижимости до 31.12.2008г. С этого момента заявитель имел возможность получить общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Кроме того, данное Постановление было опубликовано 31.12.2008г. в официальном издании « Собрание законодательства Томской области» тем самым оно было доведено до сведения неограниченного круга лиц, в том числе до заявителя.

Кадастровый паспорт земельного участка, принадлежащего Погадаеву С.И. под кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ... разрешенное использование –для эксплуатации и обслуживания лыжной базы, площадью 7008,7 кв.м, кадастровой стоимостью 52810646, 85 рублей датирован 19.11.2009 г.

Истцом представлена копия налогового уведомления № 75342 от 13.03.2010г.,из которого следует, что налогооблагаемая база составляет 52810647 рублей.

Согласно ч.4 ст. 52 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации ( ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказными письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В материалах дела имеется копия письма Погадаева С.И. от 15.04.2010г. начальнику Управления Роснедвижимости по Томской области Панчеву А.В. с просьбой осуществить проверку определения кадастровой стоимости его земельного участка, что свидетельствует о том, что уже 15.04.2010г. истец уже знал о нарушении своих прав.

Таким образом, истец узнал о величине кадастровой стоимости земельного участка 20.03.2010г.

В Октябрьский районный суд г.Томска Погадаев С.И. обратился с исковым заявлением 25.10.2010 г., т.е по истечению установленного законом срока, не представив суду доказательств уважительности пропуска срока, не просил суд восстановить пропущенный срок обращения в суд.

Учитывая изложенное, суд признает, что Погадаевым С.И. пропущен срок обращения в суд с указанным заявлением, что является одним из оснований отказа в иске.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199,258 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении требований Погадаева С.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области о признании незаконными результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Октябрьский районный суд г.Томска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий-судья: М.В. Бессонова