Решение не вступило в законную силу.




Дело № 2-256/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 февраля 2011 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Кокаревич И.Н.

при секретаре Медведевой Т.В.,

с участием помощника прокурора Кировского района г. Томска Ульянова А.Ю., представителя ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Лес" Шаповалова В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Томска к обществу с ограниченной ответственностью "Лес" об обязании разработать проект допустимых выбросов, вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также разработать паспорта опасных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г. Томска обратился в суд с иском к ответчику, в котором с учетом уточнения исковых требований просит обязать ООО «Лес» ОГРН 1097017001850, ИНН 7017232387, КПП 775001001, зарегистрированное по адресу: ..., 7 – 21, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов, вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также разработать паспорта опасных отходов в срок до 01.09.2011 года.

В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой района совместно с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области проведена проверка деятельности предприятия ООО «Лес». Данное предприятие, зарегистрированное по адресу: ..., 7 – 21, имеет производственную площадку в ..., на которой осуществляется предпринимательская деятельность по обработке древесины. Результаты проверки показали, что деятельность данного предприятия связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Основным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферу является: одна единица техники марки «Урал», станок ленточный лесопильный, печное отопление на древесных отходах. При осуществлении предприятием предпринимательской деятельности по деревообработке в атмосферу выделяются вредные (загрязняющие) вещества. ООО «Лес», несмотря на осуществление деятельности с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов, отсутствует специальное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Таким образом, ООО «Лес» нарушает требования ст.ст. 12, 14, 22, 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 02.04.1999 г., ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. Проведенной проверкой также установлено, что деятельность ООО «Лес» связана с образованием отходов производства и потребления. Основным образующим видом отходов являются отходы деревообработки: опилки, обрезки древесины и бытовые отходы. Деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов относится к деятельности в области обращения с отходами. В нарушение ст.ст. 14, 18, 19 ФЗ "Об отходах производства и потребления" ООО «Лес» не ведется учет образования отходов производства и потребления, не разработаны паспорта опасных отходов. Поскольку деятельностью ООО «Лес» существенно нарушаются природоохранные требования, установленные законодательством РФ, ООО «Лес» существенно нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, на экологическую безопасность, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Кировского района г. Томска Ульянов А.Ю. исковые требования поддержал с учетом уточнений по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «Лес» - Шаповалов В.С., действующий на основании Устава ООО «ЛЕС», приказа № 1 о назначении директором с 01.02.2009 г., в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, представил письменное заявление, в котором указал, что последствия признания иска, предусмотренные ст. ст. 39, 173 ГПК РФ ему разъяснены и понятны, дополнительно пояснил, что обязуется устранить допущенные нарушения в срок до 01.09.2011 г.

Выслушав стороны, изучив письменные доказательства, заслушав специалиста, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы.

Согласно ч. 1 ст. 14 указанного Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Из содержания ст. 22 Федерального закона от 02.05.1999 г. № 96-ФЗ следует, что юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.05.1999 г. № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что деятельность ООО «Лес» связана с переработкой древесины. В процессе данной деятельности ООО «Лес» производит выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу являются: одна единица техники марки «Урал», котельная, работающая на отходах древесины (печное отопление). При осуществлении деятельности ООО «Лес» выделяются следующие загрязняющие вещества: окись углерода, керосин, диоксид азота, сажа, сернистый ангидрид, оксид азота, окись углерода. При этом ООО «Лес» не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, не осуществляется производственный контроль за охраной атмосферного воздуха, не проводится инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, кроме того, у предприятия отсутствует разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 19.11.2010 г., расчетом валовых выбросов от 20.12.2010 г., расчетом выбросов загрязняющих веществ от котельной на дровах от 20.12.2010 г., постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.12.2010 г., постановлением № 1-3 о назначении административного наказания от 26.01.2011 г., постановлением № 1-4 о назначении административного наказания от 26.01.2011 г., постановлением № 1-5 о назначении административного наказания от 26.01.2011 г., пояснениями государственных инспекторов Томской области по охране природы Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области А.Ю., Т.Н. от ..., а также пояснениями допрошенного в судебном заседании в качестве специалиста государственного инспектора Томской области по охране природы Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области Т.Н., которая пояснила, что расчет вредности выбросов был произведен экспертной организацией на основании представленных прокурором Кировского района г. Томска документов. Было обнаружено вредное вещество бензопирен, который выбрасывается в атмосферный воздух, он и был положен в основу расчетов, кроме того, обнаружены вещества различных классов опасности, содержащие следующие микроэлементы: окись углерода, керосин, диоксид азота, сажу, сернистый ангидрид и др., они все являются загрязняющими веществами от одного автомобиля ответчика и котельной, станок ленточный лесопильный в расчет не принимался, так как от него вредных выбросов нет.

Таким образом, ООО «Лес» в нарушение действующего законодательства осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не получив на это соответствующего разрешения и не разработав проект нормативов предельно допустимых выбросов.

Также из указанных выше доказательств следует, что деятельность ООО «Лес» связана с образованием отходов производства и потребления. Основным образующимся видом отходов являются отходы деревообработки (согласно «Федеральному классификационному каталогу отходов», утвержденному приказом МПР России от 02.12.2002 г. № 786, являющиеся отходом 17110200 01 00 5 «Отходы горбыля, рейки из натуральной чистой древесины» (5 класс опасности), 17110601 01 00 5 «опилки натуральной чистой древесины» (5 класс опасности).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Из содержания ч.ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. следует, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.

Согласно п.п. 1, 2, 5 ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Таким образом, ООО «Лес» в нарушение действующего законодательства также осуществляет свою деятельность в области обращения с отходами деревообработки с нарушением природоохранного законодательства, а именно: не ведется учет образования отходов производства и потребления, не разработаны паспорта опасных отходов.

Представителем ответчика представлено в суд письменное заявление о признании иска в полном объеме.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на принятие иска и принятие его судом.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

На основании ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Поскольку из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что требования прокурора являются законными и обоснованными, признание иска является добровольным, не противоречит закону, не нарушает интересов других лиц, признание иска принимается судом, а исковые требования прокурора Кировского района г. Томска подлежат удовлетворению.

Таким образом, в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 руб., от уплаты которой истец освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кировского района г. Томска к обществу с ограниченной ответственностью "Лес" удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью "Лес" ОГРН 1097017001850, ИНН 7017232387, КПП 775001001, зарегистрированное по адресу: ..., 7-21, разработать проект допустимых выбросов, вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также разработать паспорта опасных отходов в срок до 01.09.2011 г.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Лес" в местный бюджет государственную пошлину в размере 4 000 (Четыре тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.

Председательствующий: И.Н. Кокаревич