На момент публикации решение не вступило в законную силу



Дело № 2-377/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 марта 2011 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Ячменевой А.Б.,

при секретаре Сабылиной Е.А.,

с участием истицы Першиной Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Першиной Л.П. к администрации Октябрьского района г. Томска о включении имущества в состав наследственной массы,

у с т а н о в и л:

Першина Л.П. обратилась в суд с иском к администрации Октябрьского района г. Томска, в котором просит включить в состав наследственного имущества открывшегося после смерти Ч., умершей 16.09.2010 квартиру № 34, расположенную по адресу: г. Томск, ул. Вокзальная, д.35.

В обоснование требований указала, что 29.07.2010 Ч. заключила с администрацией Октябрьского района г. Томска договор о передаче в собственность квартиры № 34, расположенной по адресу: г. Томск, ул. Вокзальная, д.35. Однако государственная регистрация указанного договора произведена не была, поскольку Ч. не успела обратиться в Росреестр по Томской области с соответствующим заявлением в связи со смертью, наступившей 16.09.2010. Истица является единственной наследницей, однако по причине отсутствия государственной регистрации права собственности наследодателя на указанную квартиру не может быть включена в наследственную массу, а нотариус - выдать свидетельство о праве на наследство.

Истица Першина Л.П. в судебном заседании исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что является ... Ч., которая по независящим от нее причинам не смогла обратиться в Россреестр по Томской области с заявлением о регистрации права на спорную квартиру. Считает, что договор передачи квартиры № 34 по ул. Вокзальная, д. 35 в г. Томске является доказательством волеизъявления умершей в приватизации указанной квартиры, в связи с чем отсутствие государственной регистрации права собственности Чернышевой Т.И. на квартиру не может являться основанием для отказа во включении ее в наследственную массу. Иные наследники по вопросу о вступлении в наследство к нотариусу не обращались.

Представитель ответчика администрации Октябрьского района г. Томска - Голубков Д.А., действующий на основании доверенности № 3 от 11.01.2011, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя администрации Октябрьского района г. Томска.

Суд в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав истицу, допросив свидетеля, исследовав представленные доказательства, суд находит требования подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Как видно из дела, 16.09.2010 умерла Ч., проживающая по адресу: г. Томск, ул. Вокзальная, д.35, кв.34. После ее смерти открылось наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: г. Томск, ул. Вокзальная, 35-34. Единственным наследником по праву представления третьей очереди по закону является ... – истица Першина Л.П.

Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о смерти I-ОМ № 691039 от 18.10.2010, справками паспортного стола ООО «Управдом» от 25.10.2010, от 03.03.2011, свидетельством о смерти I-ОМ № 690460 от 15.09.2010, справкой о рождении № 54 от 28.12.2010, свидетельством о рождении ЭК № 054817 от 09.03.1948, свидетельством о рождении РХ № 236777 от 28.02.1945, свидетельством о браке I-ЭК № 007585 от 25.10.1958, свидетельством о смерти I-ОМ № 599647 от 05.05.2005, свидетельством о рождении ЭК № 422343 от 10.04.1954, свидетельством о заключении брака I-ОМ № 359905 от 13.07.1978, решением Советского районного суда г. Томска от 17.12.2010, определением Советского районного суда г. Томска от 21.01.2011, справкой нотариуса Кондрашовой Ю.М. от 12.01.2011.

В соответствии с п.1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст. ст. 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса.

Если нет наследников первой и второй очереди, наследниками третьей очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя (дяди и тети наследодателя). Двоюродные братья и сестры наследодателя наследуют по праву представления (ст. 1144 ГК РФ).

По смыслу вышеприведенных правовых норм лица, наследующие по праву представления, занимают среди других наследников наследодателя то место, которое мог бы занимать их умерший родитель.

Таким образом, у Першиной Л.П., как у наследника по праву представления, возникло право наследования по закону к имуществу Ч.

На основании ордера № 18757 от 15.09.1983, выданного Исполнительным комитетом Октябрьского районного Совета народных депутатов, Ч. на состав семьи из двух человек, в том числе Н. (мать), было предоставлено право на занятие однокомнатной квартиры, площадью 18 кв.м. по адресу: г. Томск, ул. Вокзальная, 35-34, которую она занимала по договору социального найма.

Судом установлено, что 24.05.2010 Ч. обратилась к главе администрации Октябрьского района г. Томска с заявлением о передаче в индивидуальную собственность квартиры, расположенной по ул. Вокзальная, д.35, кв.34.

29.07.2010 между Ч. и администрацией Октябрьского района г. Томска заключен договор передачи в индивидуальную собственность занимаемой Ч. квартиры муниципального жилищного фонда, расположенной по адресу: г. Томск, ул. Вокзальная, д.35, кв.34.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 7 названного закона предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (статья 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснено, что, исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.

При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

Таким образом, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается лишь в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и все необходимые для этого документы, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности.

Судом установлено и подтверждается представленными доказательствами, что Ч. подала заявление на приватизацию квартиры и необходимые документы, своего намерения не меняла, все необходимые для приватизации документы и правила оформления документов на приватизацию умершей были соблюдены, последняя при жизни выразила свою волю на приватизацию квартиры, при этом право гражданина на приватизацию жилого помещения является безусловным и зависит только от его воли. Более того, указанный договор приватизации был заключен. Однако оформление собственности исключалось в связи со смертью Ч., то есть по не зависящим от нее причинам. Обстоятельств, свидетельствующих об изменении впоследствии волеизъявления наследодателя, судом не установлено.

С учетом установленных по делу обстоятельств, а также положений статей 2, 7, 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и разъяснений по их применению, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", суд приходит к выводу, что спорная квартира подлежит включению в наследственную массу, так как наниматель выразил волю на ее приватизацию.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля В. показала, что Першина Л.П. приходится .... Незадолго до смерти Ч. заключила с администрацией Октябрьского района г. Томска договор передачи квартиры, расположенной по адресу: г. Томск, ул. Вокзальная, д.35, кв.34, в собственность, однако зарегистрировать свое право не успела в связи со смертью. Першина Л.П. является единственной наследницей Ч., которая проживала одна, семьи у нее не было.

Таким образом, учитывая вышеприведенные положения закона и представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования Першиной Л.П. основаны на законе и подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Першиной Л.П. удовлетворить.

Включить однокомнатную квартиру, общей площадью 33,9 кв.м., расположенную на девятом этаже в девятиэтажном кирпичном доме по адресу: г. Томск, ул. Вокзальная, 35, кв. 34, в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти Ч., умершей 16.09.2010.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.

Председательствующий: А.Б. Ячменева