На момент публикации решение не вступило в законную силу



дело № 2-540/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2010 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего - судьи - Князева А.Г.

при секретаре - Черепановой О.А.

с участием –

представителя истца – прокурора - Черновой А.В.

представителя ответчика - Падерина Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г.Томска, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Унитарному муниципальному предприятию г.Томска «Комбинат Спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г.Томска обратился в суд с иском к УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, в котором просил обязать ответчика разработать проект организации санитарно-защитной зоны муниципального кладбища, расположенного в районе п.Бактин в г.Томске, в срок до 01.07.2011.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района совместно с Управлением Роспотребнадзора по Томской области проведена проверка соблюдения требований санитарного законодательства при эксплуатации кладбища в районе п.Бактин УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг. Проверкой установлено, что основным видом деятельности ответчика является предоставление ритуальных услуг по захоронению тел умерших. Для осуществления деятельности ответчик использует два земельных участка площадью 1046404 кв.м и 6596 кв.м, предоставленных по договорам аренды, для организации городского кладбища и эксплуатации зданий похоронного назначения. Также проверкой установлено, что ответчик, в нарушение требований действующего законодательства, не имеет отдельно разработанного проекта организации санитарно-защитной зоны кладбища, соответственно не определены размеры и границы санитарно-защитной зоны, которые указываются в проекте санитарно-защитной зоны. Неисполнение обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны и обустройства данной зоны в соответствии с нормативными требованиями нарушает закрепленные ст.42 Конституции РФ права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

В судебном заседании представитель истца – Чернова А.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в полномочия которого входит осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе: государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства, и в целях реализации указанных полномочий имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и письмом Роспотребнадзора от 22.11.2010., для предприятий и организаций, в том числе объектов коммунального назначения, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, предусмотрена разработка проекта санитарно-защитной зоны. Кладбище, расположенное в п.Бактин и эксплуатируемое ответчиком, относится ко II классу опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной – 500 метров. СанПиН 2.1.1279-03 также предусмотрено наличие санитарно-защитной зоны. В нарушение требований законодательства, ответчик осуществляет эксплуатацию кладбища без разработки проекта санитарно-защитной зоны, что подтверждено проверкой. Кроме того, на расстоянии 186 м от кладбища расположен жилой дом, что вызывает жалобы населения, в связи с чем в прокуратуру Октябрьского района г.Томска поступило обращение из Администрации г.Томска с просьбой принять меры. В связи с изложенным, просила обязать ответчика разработать проект санитарно-защитной зоны.

Представители ответчика Гарус Е.Л., Падерин Е.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали. Поддержали позицию, изложенную в отзыве и дополнении к нему, в которых указали, что в силу п.1.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования санитарных правил распространяется на эксплуатацию вновь строящихся объектов, при этом, кладбище в районе п.Бактин введено в эксплуатацию и эксплуатируется с 1973 года. Согласно письму Роспотребнадзора от 22.11.2010., санитарно-защитные зоны устанавливаются для действующих промышленных объектов и производств, располагаемых в жилой застройке или других зонах без соблюдения ориентировочной санитарно-защитной зоны, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха, что вызывает обоснованные жалобы населения, однако истцом не представлено доказательств загрязнения атмосферного воздуха выше установленных нормативов и наличия жалоб населения, кладбище не находится в жилой застройке, а расположено в своей нормируемой территории. Кроме того, указанным письмом предусмотрено, что размеры и границы санитарно-защитных зон не устанавливаются для действующих объектов, которые стабильно работают в течение последних 5 лет, без увеличения количества источников выбросов в атмосферный воздух, при отсутствии обращений населения на загрязнение атмосферного воздуха. В связи с чем считали, что установление санитарно-защитной зоны не требуется. Также указали, что УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг передан в аренду лишь земельный участок, собственником которого, а также комплекса зданий, строений и сооружений, является Муниципальное образование Город Томск, в связи с чем организация не является надлежащим ответчиком по указанному иску. Пояснили, что УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг не относится к промышленным предприятиям и на него не распространяются разъяснения, данные письмом Роспотребнадзора. Кроме того, срок, в который истец просит разработать проект организации санитарно- защитной зоны, считали недостаточным, срок должен быть не менее 6 месяцев, поскольку проект утверждается в г.Москве. Также указали, что главный санитарный врач не вправе давать разъяснения, в связи с чем письмо не имеет силы.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующего:

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно уставу УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, предприятие является специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории г.Томска, осуществляет, в том числе, оказание ритуальных услуг.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что ответчику на праве аренды предоставлены земельные участки в районе п.Бактин, площадью 1046404 кв.м и 6596 кв.м, используемые последним для организации городского муниципального кладбища и эксплуатации зданий похоронного назначения.

Статья 42 Конституции РФ указывает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ст.1 Федерального закона РФ от 10.01.2002. № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды», требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Согласно ст.3 Федерального закона РФ от 10.01.2002. № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц осуществляется на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой деятельности.

В соответствии с п.1 ст.34 названного Закона, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом, должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу ч.2 ст.52 Федерального закона РФ от 10.01.2002. № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе, санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

В соответствии со ст.11 Федерального закона РФ от 30.03.1999. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе, посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно ст.20 указанного закона, атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе, предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Статья 16 Федерального закона от 04.05.1999. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В соответствии с СанПиН 2.1.1279-03. 2.1. Коммунальная гигиена. Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" устанавливают гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссоздании), эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Санитарные правила предназначены для организаций, занимающихся проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Требования настоящих санитарных правил обязательны для исполнения организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на занятие данными видами деятельности.

В силу п.п.2.5, 2.10 СанПиН 2.1.1279-03, кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии: - от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов. На территориях санитарно-защитных зон кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов.

Согласно п.п.1.2, 1.5 Санитарно эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007. № 74 (в редакции изменений № 3 утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010. № 122), требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно п.1.4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.

В силу п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999. № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Как следует из п.2.5 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03, организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

Из п.3.1 вышеуказанных СанПиН следует, что размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I-III класса опасности является обязательной. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в данных Правилах.

В соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Согласно п.5 класса II раздела 7.1.12 «Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», кладбища смешанного и традиционного захоронения, площадью от 20 до 40 га, относятся к предприятиям II класса опасности, с ориентировочной санитарно-защитной зоной 500 метров.

Таким образом, уже на уровне нормативных материалов кладбища отнесены к санитарно-опасным объектам и не требуют дополнительного доказывания их опасности для населения.

При этом, указание кладбища смешанного и традиционного захоронения, площадью от 20 до 40 га, в разделе 7.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Промышленные объекты и производства» по методике Роспотребсоюза свидетельствуют об их отнесении указанным нормативным актом к промышленным предприятиям.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004. № 322 (ред. от 24.03.2011) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия: осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе: государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы.

Как следует из письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22.11.2010. № 01/16400-0-32 о разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в связи с исключением из главы I, пункта 1.2, абзаца I «Требования настоящих правил» слов «и действующих промышленных объектов и производств», разъяснено, что не устанавливаются размеры и границы СЗЗ для действующих промышленных объектов и производств:

- если расстояния от границы территории промышленной площадки предприятий до нормируемых территорий составляет ориентировочный размер СЗЗ для указанного класса объекта или превышает его;

- для объектов, которые в течение последних 5 лет работают стабильно, без увеличения количества источников выбросов в атмосферный воздух и объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без изменения технологических процессов, при отсутствии обращений населения на загрязнение атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух.

Устанавливаются санитарно-защитные зоны:

- для действующих промышленных объектов и производств I, II и III и IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и превышением уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений выше установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные жалобы населения.

Размещение жилой и другой нормируемой застройки в границах ориентировочных санитарно-защитных зон действующих предприятий, производств, сооружений и иных объектов не допускается.

Таким образом, применительно к рассматриваемому делу, истцу надлежит доказать, что расстояние от эксплуатируемого ответчиком объекта – кладбища до нормируемых территорий менее установленного ориентировочного размера санитарно-защитной зоны в 500 м, а также наличие обращений населения на загрязнение атмосферного воздуха, а ответчику соблюдение ориентировочного размера санитарно-защитной зоны и отсутствие жалоб население на загрязнение атмосферного воздуха.

В судебном заседании установлено, что кладбище эксплуатируется на протяжении длительного периода времени, что сторонами не оспаривалось, и ответчик осуществляет деятельность по эксплуатации кладбища, расположенного в районе п.Бактин в г.Томске без разработки проекта санитарно-защитной зоны. Указанное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела предписанием Управления Роспотребнадзора по Томской области № 12 от 15.06.2010. о том, что при проведении выездной проверки УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, выявлены нарушения санитарного законодательства, а именно ст.ст.11, 20 Федерального закона РФ от 30.03.1999. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предложено разработать проект обоснования размера санитарно-защитной зоны предприятия, предписано получить санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту; объяснением главного инженера УМП «КСО» К. об отсутствии на предприятии проекта санитарно-защитной зоны; ответами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области от 22.02.2011. и от 25.03.2011. об отсутствии проекта санитарно-защитной зоны, а также показаниями допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля С. о том, что в ходе проведенной проверки был установлен факт отсутствия у ответчика проекта санитарно-защитной зоны и выдано предписание. Данное обстоятельство ответчиком в судебном заседании не оспаривалось.

В силу положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, для кладбищ площадью свыше 20 га предусмотрена санитарно-защитная зона – 500 метров.

Рассматривая вопрос о необходимости разработки ответчиком проекта организации санитарно-защитной зоны суд приходит к следующему:

Действительно, в силу изменений № 3 утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010. № 122, внесенных в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», последние предусматривают распространение указанных правил, в том числе, об обязательной разработке проекта организации санитарно-защитной зоны, на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Из данного перечня исключены действующие предприятия.

Однако, письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22.11.2010. № 01/16400-0-32 о разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в связи с исключением из главы I, пункта 1.2, абзаца I «Требования настоящих правил» слов «и действующих промышленных объектов и производств», данное специализированным органом в пределах предоставленных ему полномочий, указывает на необходимость разработки проекта санитарно-защитной зоны и для действующих организаций, в случае несоблюдения ориентировочной санитарно-защитной зоны, применительно к рассматриваемому делу – 500 метров, в случае расположения объекта в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, а также наличия жалоб населения на загрязнение предприятием атмосферного воздуха.

При этом, довод ответчика о том, что Главный санитарный врач РФ не вправе давать разъяснения, в связи с чем письмо не имеет юридической силы, судом не может быть принят, поскольку письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22.11.2010. № 01/16400-0-32 о разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 принято Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в пределах полномочий, предоставленных последней Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004. № 322 (ред. от 24.03.2011) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», что свидетельствует об обязательности указанных разъяснений для применения действующими промышленными объектами и производствами.

Факт несоблюдения ответчиком ориентировочной санитарно-защитной зоны подтверждается представленным в материалы дела ответом Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Томска, а также информацией из раздела ИСОГД – космосъемкой 2010 года с показом земельных участков кладбища в окрестностях п.Бактин, из которых следует, что на расстоянии 190 м от кладбища расположен жилой дом.

Кроме того, в судебном заседании установлено и подтверждается информацией из раздела ИСОГД – космосъемкой 2010 года с показом земельных участков кладбища в окрестностях п.Бактин, что эксплуатируемое ответчиком кладбище расположено не только на территории С-1 – территории кладбища, а также и на территории Р-2 – рекреационная зона, что в соответствии с СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 и письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22.11.2010. № 01/16400-0-32 о разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 – не допускается и является основанием для разработки проекта санитарно-защитной зоны. Данное обстоятельство подтверждается также Постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 06.05.2011., из которого следует, что для организации захоронений ответчиком используются не только предоставленные по договорам аренды земельные участки, но и самовольно захваченные земельные участки.

Указанные выше обстоятельства опровергают довод ответчика о расположении кладбища непосредственно в его нормируемой территории С-1.

Кроме того, как следует из жалобы владельцев дачных участков на имя начальника Управления Роспотребнадзора от 25.10.2007., имели место обращения граждан по поводу нарушения санитарных норм, что по мнению суда включает в себя и загрязнение атмосферного воздуха, из чего также вытекает необходимость разработки проекта организации санитарно-защитной зоны ответчиком.

Как следует из показаний допрошенной в судебном заседании в качестве специалиста П., в отношении ответчика в 2010 году была проведена проверка соблюдения законодательства и вынесено предписание о разработке проекта санитарно-защитной зоны. После внесения изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ответчик обращался за разъяснениями в Управление Роспотребнадзора и ему было указано на необходимость разработки проекта. Указала, что разработка проекта санитарно-защитной зоны не является обязательной для действующих предприятий при условии соблюдения ориентировочной санитарно-защитной зоны, в данном случае 500 м, как разъяснено письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22.11.2010. № 01/16400-0-32, ответчиком же данная зона не соблюдена, поскольку вблизи находятся садовые участки. Организация ответчика относится к промышленным объектам и производствам, поскольку кладбища смешанного захоронения II класс опасности указаны в разделе 7.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Промышленные объекты и производства», на которую распространяются разъяснения, данные в письме. Кроме того, указала, что в результате разработки проекта и проведения исследований санитарно-защитная зона может быть сокращена относительно ориентировочной, что перестанет нарушать права граждан, располагающихся в жилой застройке. Полагала, что для разработки проекта санитарно-защитной зоны достаточно года.

Пояснения специалиста П. также подтверждают необходимость разработки проекта организации санитарно-защитной зоны.

Оценив в совокупности представленные доказательства, с учетом нахождения жилой застройки в непосредственной близости от кладбища (186,37 м, что отражено в космосъемке от 10.05.11.), эксплуатируемого ответчиком, частичного расположения кладбища в иной нормируемой территории - рекреационной зоне Р-2, наличия жалоб населения, а также пояснений специалиста Управления Роспотребнадзора по Томской области о возможном сокращении санитарно-защитной зоны, для чего необходима разработка соответствующего проекта и его согласование в установленном порядке, учитывая положения вышеуказанных норм, суд приходит к выводу об обязанности УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, которое является источником воздействия на среду обитания и здоровья человека и относится к предприятиям II класса опасности, разработать проект санитарно-защитной зоны.

Довод ответчика о том, что истцом не представлено доказательств загрязнения атмосферного воздуха судом не принимается, поскольку самим по себе фактом отнесения кладбищ смешанного и традиционного захоронения, площадью от 20 до 40 га, к предприятиям II класса опасности СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и установлением для них ориентировочной санитарно-защитной зоны в 500 м презюмируется оказание указанным объектом вредного воздействия на природу, в том числе на атмосферный воздух. Доказательств обратному ответчиком не представлено.

Довод ответчика о том, что размеры и границы санитарно-защитных зон не устанавливаются для действующих объектов, которые стабильно работают в течение последних 5 лет, без увеличения количества источников выбросов в атмосферный воздух, при отсутствии обращений населения на загрязнение атмосферного воздуха, в связи с чем установление санитарно-защитной зоны не требуется, не может быть принят судом, поскольку письмом Управления Роспотребнадзора разъяснено о необходимости разработки проекта действующими предприятиями при условии несоблюдения ориентировочной санитарно-защитной зоны и наличия жалоб граждан, что нашло подтверждение в судебном заседании. Кроме того, ответчиком не представлено доказательств данному доводу.

Не может быть принят судом и довод ответчика о том, что УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг не относится к промышленным предприятиям и на него не распространяются разъяснения, данные письмом Роспотребнадзора, поскольку кладбища смешанного и традиционного захоронения, площадью от 20 до 40 га, II класс опасности, указаны в разделе 7.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Промышленные объекты и производства», что свидетельствуют о их отнесении указанным нормативным актом именно к промышленным предприятиям, при этом ответ Томскстата от 04.05.2011. о том, что ответчик не может быть отнесен к промышленным объектам и производствам во внимание принят быть не может, поскольку из данного ответа следует, что объекты данная организация относит на основании применяемой ею методики, единой методики не существует, а по методике приведенного СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 разделом 7.1 «Промышленные объекты и производства» кладбища относятся к промышленным объектам.

Довод ответчика о том, что УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг передан в аренду лишь земельный участок, собственником которого, а также комплекса зданий, строений и сооружений, является Муниципальное образование Город Томск, в связи с чем организация не является надлежащим ответчиком по указанному иску суд считает несостоятельным, поскольку действующее законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии налагает обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны именно на предприятия, осуществляющие деятельность по эксплуатации опасных объектов, а не на их собственников.

На основании изложенного, суд полагает установленным эксплуатацию УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг кладбища, расположенного в п.Бактин в г.Томске, в отсутствие проекта организации санитарно-защитной зоны в нарушение требований законодательства и считает необходимым обязать ответчика разработать данный проект.

При этом, учитывая, что для разработки проекта указанный в исковом заявлении срок явно недостаточен.

Суд принимает доводы ответчика о том, что в течение времени, предоставленного предписанием Роспотребнадзора для устранения недостатков, работники УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг занимались данной проблемой, для чего запрашивали разъяснения и проводили консультации с экспертными учреждениями, вследствие чего не смогут провести исследования получить заключения специализированного учреждения и согласовать его в Федеральной службе Роспотребнадзора в г.Москва в истребуемый истцом срок.

С учетом изложенного, суд считает необходимым предоставить ответчику для разработки проекта санитарно-защитной зоны срок до 13.11.2011.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 4 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск Прокурора Октябрьского района г.Томска, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к УМП г.Томска «Комбинат Спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг о понуждении к совершению действий – удовлетворить частично.

Обязать УМП г.Томска «Комбинат Спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг в отношении муниципального кладбища, расположенного в районе п.Бактин в г.Томске, разработать проект организации санитарно-защитной зоны в срок - до 13.11.2011.

Взыскать с УМП г.Томска «Комбинат Спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг в пользу местного бюджета государственную пошлину, от уплаты которой истец освобожден, в размере – 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано и опротестовано через Октябрьский районный суд г.Томска в Томский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, через суд, вынесший настоящее решение.

Председательствующий - судья -

А.Г. Князев

Мотивированное решение составлено -....