На момент публикации решение не вступило в законную силу



Дело № 2-1259/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2011 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Ячменевой А.Б.,

при секретаре Сабылиной Е.А.,

с участием истицы Качаевой О.А., ее представителя Сафронова Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Качаевой О.А. к администрации г. Томска о включении имущества в состав наследственной массы,

у с т а н о в и л:

Качаева О.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Томска, в котором просит включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти К., умершей 26.08.1991, земельный участок, расположенный по адресу: г. Томск, ...

В обоснование требований указала, что является дочерью К., умершей 26.08.1991. В числе имущества, открывшегося после смерти К. остался земельный участок, расположенный по адресу: г. Томск, .... Истица является единственной наследницей первой очереди и фактически приняла наследство. При обращении к нотариусу за оформлением свидетельства о праве на наследство на земельный участок был получен отказ, поскольку К. земельный участок был передан в собственность после ее смерти. По причине отсутствия правоустанавливающего документа на момент смерти у К. на указанный земельный участок он не мог быть включен в наследственную массу. Без включения указанного недвижимого имущества в состав наследства нотариус не может выдать свидетельство о праве на наследство.

Истица Качаева О.А., ее представитель Сафронов Г.А. в судебном заседании требования поддержали.

Представитель ответчика администрации г. Томска – Герасимов В.В., действующий на основании доверенности № 518 от 03.02.2011, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что администрация г. Томска не возражает против удовлетворения исковых требований, просил рассмотреть дело без участия представителя администрации г. Томска.

Суд в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения истицы, суд находит требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п.1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст. ст. 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса.

Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (ст. 1142 ГК РФ).

Статья 1152 ГК РФ устанавливает, что для принятия наследства наследник должен его принять, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Как видно из дела, 26.08.1991 умерла К., после ее смерти открылось наследство в виде денежного вклада, хранящегося в Томском отделении Сбербанка России № 8616/105 на счете № 12052, с причитающимися процентами и компенсацией; земельный участок, расположенный по адресу: г. Томск, .... Единственным наследником первой очереди по закону является ее дочь – истица Качаева О.А., принявшая в установленном законом порядке денежный вклад, хранящийся в Томском отделении Сбербанка России № 8616/105.

Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о смерти ... от 29.10.2008, свидетельством о рождении ... от 07.01.1958, свидетельством о праве на наследство по закону от 10.09.2010, постановлением об отказе в совершении нотариального действия от 10.06.2011, справкой нотариуса г. Томска Николаевой Т.Н. от 16.07.2010.

В отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Томск, ..., установлен юридический факт принятия указанного имущества в качестве наследства Качаевой О.А., что подтверждается решением Октябрьского районного суда г. Томска от 26.08.2009, вступившим в законную силу 11.09.2009.

В соответствии с ч.1 ст. 131 ГК РФ право собственности на земельный участок должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре, и такая регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, что вытекает из ч.1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ст. 1181 ГК РФ принадлежащие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных ГК РФ. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.

В свою очередь, п.9 ст.3 ЗК РФ предусмотрено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из представленного государственного акта № ТО-14-039860 следует, что на основании постановления главы администрации Томского района № 202-з от 02.03.1993 на основании заявлений членов садоводческого товарищества К. предоставлен в собственность земельный участок, площадью 0,045 га. для садоводства.

Земельный участок, расположенный по адресу: г. Томск, ..., площадью 450 кв.м. поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 70:21:0112002:0151, участок выделен для садоводства, правообладателем является К., вид права – собственность, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости – 03.12.2008, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.

В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Как следует из постановления об отказе в совершении нотариального действия от 10.06.2011, основанием отказа в выдаче свидетельства о праве на наследство явилось отсутствие на момент смерти регистрации в установленном законом порядке права собственности К. на земельный участок, расположенный по адресу: г. Томск, ....

Вместе с тем судом установлено и подтверждается представленными доказательствами, что с 1980 года К. пользовалась земельным участком как своим собственным, использовала его по назначению, несла бремя по его содержанию, будучи членом СТ «Зорька». В 1990 году К. подала заявление и необходимые документы на передачу данного земельного участка в собственность, своего намерения не меняла, все необходимые правила оформления документов умершей были соблюдены, последняя при жизни выразила свою волю на оформление земельного участка в собственность. Однако оформление собственности исключалось в связи со смертью К., то есть по не зависящим от нее причинам. Обстоятельств, свидетельствующих об изменении впоследствии волеизъявления наследодателя, судом не установлено.

То обстоятельство, что государственный акт, удостоверяющий право собственности К. на земельный участок был выдан только 02.03.1993, т.е. после ее смерти, не может являться основанием для лишения права собственности наследника Качаевой О.А.

При разрешении настоящего спора суд считает возможным применить п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 24.08.1993 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» из которого следует, что, если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

Учитывая, что право К. иметь земельный участок в собственности ничем не было ограничено, оснований, предусмотренных законом для отказа в выдаче свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю, суд не усматривает, право иметь участок в собственности гарантировано ч.5 ст. 20 ЗК РФ, ст. 213 ГК РФ, поэтому земельный участок, расположенный по адресу: г. Томск, ..., подлежит включению в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти К., умершей 26.08.1991.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Качаевой О.А. удовлетворить.

Включить земельный участок, кадастровый номер ..., площадью 450 кв.м., расположенный по адресу: Томская область, г. Томск, ..., в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти К., умершей 26.08.1991.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.

Председательствующий: А.Б. Ячменева