Дело № 2-1355/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 4 августа 2011 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Ячменевой А.Б., при секретаре Сабылиной Е.А., с участием заявителя Вотина А.Н., его представителя – Мельник Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Вотина А.Н. об оспаривании решения о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, у с т а н о в и л: Вотин А.Н. обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточненных требований просит признать распоряжение главы администрации Октябрьского района г. Томска от 28.06.2011 № 977 «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Октябрьского района г. Томска от 28.06.2011 № 24» об исключении его из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным; восстановить в списках очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование требований указал, что 20.10.1998 решением жилищной комиссии был включен в списки льготной очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как инвалид детства. На момент постановки на учет заявитель проживал на основании договора социального найма в квартире по адресу: г. Томск, ... 15.01.2007 указанное жилое помещение ему было передано в собственность на основании договора передачи. После оформления прав на жилое помещение Вотин А.Н. продолжил состоять в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий. 28.06.2011 на основании распоряжение главы администрации Октябрьского района г. Томска Вотин А.Н. был исключен из списков со ссылкой на п. 1.2 ст. 56 ЖК РФ. Считает принятое решение незаконным, поскольку основания, по которым он был поставлен на учет, до настоящего времени не изменились. Заявитель Вотин А.Н. в судебном заседании требования поддержал. Представитель заявителя Мельник Е.Ю., действующая на основании ордера № 000200 от 21.07.2011, в судебном заседании требования поддержала. Дополнительно пояснила, что жилищные и другие условия заявителя не изменились. Факт передачи Вотину А.Н. в собственность жилого помещения не имеет значения, поскольку последний не улучшил свои жилищные условия. Представитель заинтересованного лица администрации Октябрьского района г. Томска – Голубков Д.А., действующий на основании доверенности № 3 от 11.01.2011, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представил отзыв, указав, что действующим законодательством установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 кв.м., согласно которой определяется уровень обеспеченности граждан для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Вотину А.Н. было передано в собственность жилое помещение, общей площадью 29,6 кв.м., жилой 19 кв.м., в связи с чем основания для учета заявителя в качестве нуждающегося в жилом помещении отпали. Довод заявителя о сохранении им оснований постановки на учет в качестве нуждающегося является необоснованным, поскольку ст. 29 ЖК РСФСР не содержит такого основания постановки на учет как «инвалид детства». Суд, руководствуясь ст. 167, ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица. Выслушав заявителя, его представителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии с ч.2 и ч.3 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно пп.6 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относятся, в числе прочих, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. По смыслу данной нормы с учетом названных положений основного закона и, в частности конституционно закрепленных значимости жилища и обязанности соответствующих органами обеспечить реализацию права на него, недопустимо произвольное лишение права лица на предоставление жилья, в том числе путем снятия его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» c 01.03.2005 принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п.1, 3 - 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части. На основании ч.2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч.1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. До введения в действие ЖК РФ основания, дающие право на получение жилых помещений по договорам социального найма, были перечислены в ст. 29 ЖК РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 24.06.1983. Согласно данной норме нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади. В соответствии с ч.2 ст. 29 ЖК РСФСР граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР. На основании ч.2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Согласно ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Как видно из дела, с 14.09.1998 Вотин А.Н. зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: г. Томск, пер. Макушина, д.3, кв.6 на основании договора социального найма. 15.01.2007 указанное жилое помещение было передано Вотину А.Н. в собственность на основании договора передачи. Данные обстоятельства подтверждаются справкой паспортного стола ООО «УК «Октябрьский массив» от 04.07.2011, поквартирной карточкой, договором передачи № 2541 от 15.01.2007. Указанный договор явился основанием к выдаче Вотину А.Н. свидетельства о государственной регистрации права ... от 16.02.2007, в соответствии с которым он является правообладателем однокомнатной квартиры, общей площадью 28,3 кв.м., расположенной по адресу: г. Томск, ... о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.02.2007 сделана запись регистрации 70-70-01/056/2007-068. Из справки проверки жилищных условий от 20.10.1998, технического паспорта № 251265 от 13.11.2006 следует, что жилое помещение по адресу: г. Томск, ... представляет собой однокомнатную квартиру, состоящую из одной комнаты и кухни, общей площадью – 28,3 кв.м., жилой – 20,5 кв.м в двухэтажном деревянном доме низкого технического состояния. В квартире имеется центральное отопление, холодная вода, печное отопление и слив. Общий туалет расположен в коридоре на этаже. Судом установлено, что заявитель, являясь инвалидом II группы - «инвалид с детства», решением жилищной комиссии объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска 20.10.1998 включен в списки льготной очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой 694 № 020427, справкой ФГУ «ГБ МСЭ по Томской области» № 1-01-151 от 21.07.2011, сообщением объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска № 1250 от 28.10.1998. Оспариваемым распоряжением главы администрации Октябрьского района г. Томска от 28.06.2011 № 977 «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Октябрьского района г. Томска от 28.06.2011 № 24» со ссылкой на п. 1.2 ст. 56 ЖК РФ Вотин А.Н. исключен из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку имеет в собственности жиле помещение, расположенное по адресу: г. Томск, ... Полагая данное решение незаконным, Вотин А.Н. указывает, что условия, с учетом которых он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет, не изменились, основания для снятия его с такого учета отсутствуют. Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Одним из таких оснований, по мнению представителя заинтересованного лица, в силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ является наличие у гражданина жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности. Согласно извещению администрации Октябрьского района г. Томска № 276 от 29.06.2011 заявитель был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с наличием у него в собственности жилого помещения, расположенного по адресу: г. Томск, ... Однако суд не может согласиться с обоснованностью такого вывода как основанного на неверном толковании закона. В силу п. 1 ч.1 ст.51 ЖК РФ основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий служит отсутствие жилья на праве собственности или по договору социального найма. Решение жилищной комиссии администрации Октябрьского района г. Томска о том, что приобретение Вотиным А.Н. квартиры в собственность в порядке приватизации может служить поводом для признания утраты им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не основано на законе, поскольку нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются в том числе лица, имеющие в собственности жилые помещения, но при наличии условий, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ. Кроме того, судом установлено, что ни площадь квартиры ... по адресу: г. Томск, ... ни ее технические характеристики, а также другие условия с момента предоставления до настоящего времени не изменялись. Из дела видно, что на момент принятия заявителя Вотина А.Н. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также при исключении его из указанного списка площадь жилого помещения, переданного Вотину А.Н., превышала учетные нормы, действовавшие в соответствующий период времени. Однако несоответствие учетной нормы жилой площади количеству лиц, проживающих в указанном жилом помещении, не являлось причиной обращения Вотина А.Н. в жилищную комиссию в 1998 г. и признания его нуждающимся. При таких данных исключение Вотина А.Н. из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ суд находит необоснованным, а распоряжение главы администрации Октябрьского района г. Томска об исключении Вотина А.Н. из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, свидетельствует о нарушении принципов, провозглашенных ч.2 и ч.3 ст. 40 Конституции РФ. В соответствии с п.1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом. Согласно ст. 42 Устава города Томска муниципальный правовой акт – решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Томской области, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории города Томска, устанавливающее, изменяющее либо прекращающее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер. По смыслу данных норм с учетом вышеизложенного понимания судом принципов, изложенных в ст. 2 и ст. 40 Конституции РФ, произвольное прекращение жилищных прав граждан, в том числе путем отмены правового акта индивидуального характера, недопустимо. Доводы представителя заинтересованного лица о необоснованности позиции Вотина А.Н. о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как «инвалида детства» несущественны. Согласно отзыву заявитель принят на учет по общим основаниям, данное решение не отменено и не оспорено. В силу требований ст.ст. 56, 249 ГПК РФ доказательств обратному суду не представлено, в связи с чем неблагоприятные последствия не могут быть отнесены на счет заявителя. При таких данных оспариваемое распоряжение главы администрации Октябрьского района г. Томска от 28.06.2011 № 977 об исключении Вотина А.Н. из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, нельзя признать законным. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, р е ш и л: требования Вотина А.Н. удовлетворить. Признать распоряжение главы администрации Октябрьского района г. Томска от 28.06.2011 № 977 «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Октябрьского района г. Томска от 28.06.2011 № 24» об исключении Вотина А.Н. из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным. Восстановить Вотина А.Н. в списках очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска. Председательствующий: А.Б. Ячменева