16 сентября 2011 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Долбня С.А., при секретаре Клименовой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области к Профсоюзной организации муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия №32 Томского обкома профсоюза рабочих МП и КБП о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, УСТАНОВИЛ: Управление Министерства юстиции по Томской области обратилось в суд с иском о признании Профсоюзной организации муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия №32 Томского обкома профсоюза рабочих МП и КБП (далее – Профсоюзная организация) прекратившей свою деятельность, исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, а также взыскании государственной пошлины. В обоснование требований указало, что Профсоюзная организация зарегистрирована Управлением юстиции администрации Томской области 19.05.1998. В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 21.05.2009 № 147, Управление Министерства юстиции по Томской области осуществляет деятельность в сфере государственной регистрации общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, а также контроля за их деятельностью. Общественное объединение обязано ежегодно информировать уполномоченный орган о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. В нарушение указанных требований ответчик с момента государственной регистрации и до настоящего времени информацию о продолжении своей деятельности (с 1998 по 2010 годы) в уполномоченный орган не представлял, в связи с чем истцом 16.03.2011, 16.06.2011 по юридическому адресу Профсоюзной организации и в адрес Председателя организации направлено письменное предупреждение, которое возвращено почтовыми отделениями связи с юридического адреса организации с отметкой «организация по указанному адресу выбыла», «истек срок хранения». Таким образом, Профсоюзная организация неоднократно нарушила требования, предусмотренные абз. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", что в силу ч. 4 ст. 29 указанного закона является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. Представитель истца - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области Ионина Е.В., действующая на основании доверенности от 05.08.2011 №15, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, что суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным. Представитель ответчика – Профсоюзной организации муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия №32 Томского обкома профсоюза рабочих МП и КБП, надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела. Вывод о надлежащем извещении ответчика основан на ст. 28 ГПК РФ, согласно которой иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации. Если место нахождения организации неизвестно – по последнему известному месту нахождения организации. Направленные по адресу, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 28.10.2011 №4022, телеграммы о дате рассмотрения дела вернулись в суд с отметкой "не доставлена, организация выбыла неизвестно куда". Поскольку Профсоюзная организация не уведомила суд о том, что по указанному в учредительных документах адресу организация не находится, то ответчик считается надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания. Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Управления являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 № 10-ФЗ профсоюзом является добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. В соответствии с абз. 2 ст. 3 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» первичная профсоюзная организация — это добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. Как следует из ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее – Закон), профессиональный союз является отдельным видом общественных объединений, таким образом, на него распространяется действие указанного Федерального закона. Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 29 Закона общественное объединение обязано ежегодно информировать уполномоченный орган о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии со ст. 38 Закона орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы, направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях, не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций. В случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд. В силу ч. 4 ст. 29 Закона неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 28.10.2010 №4022 Профсоюзная организация зарегистрирована 19.05.1998 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, в качестве основного вида деятельности указана деятельность профессиональных союзов. В соответствии с данной выпиской на должность председателя назначена С.А. Из искового заявления следует, что Профсоюзной организацией с момента ее государственной регистрации до настоящего времени информация о продолжении своей деятельности (с 1998 по 2010 годы) не представлена. Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела предупреждениями Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области от 16.03.2011 №03-0514-912, от 16.06.2011 №01-0514-2787, направленными заказными письмами по указанному в Едином государственном реестре юридических лиц почтовому адресу Профсоюзной организации: г. Томск, пер.Карский, 29, которые были возвращены отправителю - истцу с пометками "организация выбыла". В соответствии с данным предупреждением ответчику сообщалось о нарушении обязанности по представлению сведений о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения, установлен срок в один месяц для устранения допущенного нарушения и сделано предупреждение о возможности обращения в суд с заявлением о ликвидации данной организации. Кроме того, аналогичные предупреждения направлялись по месту жительства председателя данной организации: ..., вернувшиеся с пометкой "истек срок хранения". Указанные в предупреждении требования выполнены не были. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Профсоюзная организация неправомерно неоднократно нарушила обязанность по представлению в регистрирующий орган в установленный срок необходимых сведений, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению. При распределении между сторонами бремени по оплате судебных расходов, суд исходит из следующего. Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Из п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ следует, что по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций в размере 4 000 рублей. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 4 000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области к Профсоюзной организации муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия №32 Томского обкома профсоюза рабочих МП и КБП о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить. Признать прекратившей деятельность в качестве юридического лица Профсоюзную организацию муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия №32 Томского обкома профсоюза рабочих МП и КБП и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц. Взыскать с Профсоюзной организации муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия №32 Томского обкома профсоюза рабочих МП и КБП в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 000 (Четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Октябрьский районный суд г. Томска. Председательствующий: С.А.Долбня
Дело № 2-1544/2011Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации