Дело № 2-1605/11 Р Е Ш Е Н И Е 6 октября 2011 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе: председательствующего Ячменевой А.Б. при секретаре Сабылиной Е.А., с участием представителя истца Маркова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции РФ по Томской области к негосударственному учреждению социальной защиты и поддержки населения «Ветеран» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, у с т а н о в и л: Управление Министерства юстиции РФ по Томской области обратилось в суд с иском к негосударственному учреждению социальной защиты и поддержки населения «Ветеран», в котором просит ликвидировать указанное учреждение и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование требований указало, что негосударственное учреждение социальной защиты и поддержки населения «Ветеран» зарегистрировано 23.09.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Томску, ОГРН 1057002615625. В ходе проведенной Управлением в период с 03.08.2009 по 31.08.2009 плановой документальной проверки деятельности организации выявлены следующие нарушения: в нарушение п. 1 ст. 2 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» организация осуществляла деятельность, основной целью которой было систематическое получение прибыли; в нарушение п.7 ст. 32 указанного закона организацией не исполнена обязанность по информированию уполномоченного органа об изменении сведений о видах экономической деятельности, в нарушение п.8.5 Устава организацией не соблюдалась периодичность проведения заседаний Совета в 2006, 2008 годах. По результатам проверки 11.09.2009 и 03.03.2010 Управлением в адрес организации направлены письменные предупреждения с указанием срока устранения допущенных нарушений. До настоящего времени выявленные нарушения не устранены. Кроме того, за 2009 и 2010 годы ответчиком не исполнена установленная п. 3. ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» обязанность по предоставлению в уполномоченный орган документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств, использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. В связи с чем 07.06.2011 Управлением Министерства юстиции РФ по Томской области ответчику вынесено предупреждение. 28.02.2010 высшим органом управления – Советом организации принято решение о начале процедуры ликвидации, которая до настоящего времени не завершена, однако выявленные в ходе проверки нарушения не устранены, отчеты за 2009, 2010 годы не представлены. Представитель истца Управления Министерства юстиции РФ по Томской области Марков А.А., действующий на основании доверенности от 04.08.2011 № 13, сроком на один год, в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика - негосударственного учреждения социальной защиты и поддержки населения «Ветеран», в судебное заседание не явился, организация по месту регистрации отсутствует. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 13.04.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, соответствием их деятельности целям, предусмотренным их учредительными документами (п. 1). На основании подп. 37, 39 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 21.05.2009 № 147, Управление Министерства юстиции РФ по Томской области осуществляет деятельность в сфере государственной регистрации общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, а также контроля за их деятельностью. Согласно пунктам 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Статья 3 названного Федерального закона предусматривает создание некоммерческих организаций, в том числе, в форме учреждений. В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Решение о государственной регистрации некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом. Как видно из дела, 23.09.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Томску зарегистрировано негосударственное учреждение социальной защиты и поддержки населения «Ветеран», присвоен ОГРН .... Основным видом деятельности юридического лица является предоставление социальных услуг, в качестве дополнительных видов деятельности указаны предоставление социальных услуг без обеспечения проживания, предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства. В силу ч. 8 ст. 63 ГК РФ, ст. 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях» ликвидация такой организации считается завершенной, а организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Представленные выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.08.2011 № 6077, протокол № 3 заседания Совета Учреждения от 28.02.2010, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 17.03.2010, протокол № 6 заседания Совета Учреждения от 09.06.2010, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 24.06.2010 свидетельствуют о принятии руководящим органом негосударственного учреждения социальной защиты и поддержки населения «Ветеран» решения о ликвидации учреждения, утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В настоящее время сведения о завершении ликвидации негосударственного учреждения социальной защиты и поддержки населения «Ветеран» в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют. Как следует из п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», получение прибыли не может быть основной целью деятельности некоммерческой организации. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (п. 2 ст. 24 Закона). Согласно ст. ст. 14, 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации, к которым относится устав организации, должны определяться порядок управления ее деятельностью, структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений. В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На основании п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. Уполномоченный орган вправе: запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Согласно подп. «б» п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Формы подлежащих представлению в уполномоченный орган отчета о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органах (форма № ОН0001), отчета о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (форма № ОН0002), утверждена в Приказом Министерства юстиции РФ от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (Приложение № 1). Судом установлено, что в нарушение требований приведенных норм, положений Устава ответчиком осуществлялась деятельность, направленная на получение прибыли, обязанность по информированию уполномоченного органа о видах экономической деятельности не исполнена, установленный порядок деятельности управляющего органа ответчика в 2006, 2008 годах не соблюдался, в установленный срок отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и расходовании денежных средств и иного имущества за 2009, 2010 годы не представлены. 11.09.2009 истцом в адрес ответчика направлено письменное предупреждение № 03-0514-3397 с указанием срока устранения допущенных нарушений, которое поступило в негосударственное учреждение социальной защиты и поддержки населения «Ветеран» 24.09.2009, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления от 24.09.2009. Согласно предупреждению от 03.03.2010 № 03-0514-844, предупреждению от 07.06.2011 № 01-0514-2578 истцом в адрес ответчика повторно направлялись письменные предупреждения с указанием срока устранения нарушений. Указанные предупреждения возращены с отметками «истек срок хранения», что видно из соответствующих почтовых уведомлений. Таким образом, негосударственным учреждением социальной защиты и поддержки населения «Ветеран» до настоящего времени не исполнены обязанности в части отчетности о своей деятельности, расходовании денежных средств и иного имущества. В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Представитель ответчика негосударственного учреждения социальной защиты и поддержки населения «Ветеран» в судебное заседание не явился, доказательств, подтверждающих соблюдение требований законодательства, как и возражения по заявленным требованиям не представил. Согласно пунктам 1, 1.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, уполномоченным органом или его территориальным органом. В силу п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. Учитывая вышеприведенные положения закона, суд считает установленным, что ответчиком нарушены требования действующего законодательства, в том числе не исполнена обязанность по предоставлению в Управление Министерства юстиции РФ по Томской области в установленный срок отчетов о своей деятельности, персональном составе руководящих органов и расходовании денежных средств и иного имущества, в связи с чем требования Управления Министерства юстиции РФ по Томской области о ликвидации негосударственного учреждения социальной защиты и поддержки населения «Ветеран» подлежат удовлетворению. Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями подлежит зачислению в местный бюджет. Таким образом, с негосударственного учреждения социальной защиты и поддержки населения «Ветеран» подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 4000 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования удовлетворить. Ликвидировать негосударственное учреждение социальной защиты и поддержки населения «Ветеран» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц. Взыскать с негосударственного учреждения социальной защиты и поддержки населения «Ветеран» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 (Четыре тысячи) руб. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска. Председательствующий: А.Б. Ячменева
Именем Российской Федерации