На момент публикации решение не вступило в законную силу



Дело № 2-1685/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 октября 2011 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Кулинченко Ю.В.,

при секретаре Якубович Л.А.,

с участием представителя истца Истомина С.С.,

представителей ответчика Куликовой Е.Ю., Исаенко А.И.,

представителя третьего лица Смыченко А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Томского транспортного прокурора к ООО «ВодТрансСевер» об устранении нарушений при эксплуатации пассажирского самоходного речного транспорта,

установил:

Томский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к ООО «ВодТрансСевер», в котором с учетом последующего уточнения заявленных требований просит обязать ООО «ВодТрансСевер» обеспечить спасательными средствами судно РП-35 в виде спасательных жилетов для взрослых в количестве 104 штук и спасательных жилетов для детей в количестве 10 штук, обязать ответчика разместить на берегах с.Тогур и с. Рейд перед выездами на переправу транспарантами и плакаты с правилами перевозки пассажиров с указанием: фирменного наименования исполнителя, место его нахождения (адрес) и режим работы; перечня работ и услуг, их стоимости; расписания движения судов; стоимости проезда пассажиров и провоза ручной клади свыше 20 килограммов на скоростных и свыше 36 килограммов на остальных судах, а также перевозки грузов, багажа; сроков продажи билетов; порядка возврата билетов; перечня предметов и вещей, запрещенных для перевозки и хранения в виде ручной клади, багажа и груза; режима работы билетных и багажных касс, грузовых контор и камер хранения; схем планировки пассажирский мест на судах и наличие на них багажных помещений; перечня категорий граждан, которым в соответствие с законодательством Российской Федерации предоставляются льготы и преимущества; номера лицензий, срок ее действия, наименование органа, выдавшего лицензию, если данный вид деятельности подлежит лицензированию; наименование и юридический адрес организации, которая уполномочена рассматривать претензии. Установить ООО «ВодТрансСевер» сроки для исполнения указанных требований – 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что в соответствие с заключенным 21.04.2011 договором аренды между Муниципальным образованием «Колпашевское городское поселение» и ООО «ВодТрансСевер» последнему передан вышеуказанный самоходный речной паром РП-35 для оказания услуг по перевозке пассажиров речным транспортом на переправе через р. Кеть между с.Тогур и с. Рейд. 20.04.2011 между Муниципальным образованием «Колпашевское городское поселение» и ООО «ВодТрансСевер» заключен договор на оказание услуг по перевозке судном РП-35 пассажиров. Согласно свидетельству о годности судна к плаванию от 18.06.2009 судно РП-35 является годным к плаванию при наличии на борту последнего 104 спасательных жилетов, из которых 10 являются детскими. Вопреки требованиям ч. 2 ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспортного РФ на судне РП-35 находилось 20 спасательных жилетов для взрослых и 2 детских спасательных жилета. В связи с отсутствием необходимого количества спасательных жилетов, что представляет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, названное судно в настоящее время является негодным к плаванию. Кроме того, было установлено, что в местах входа (выхода) на переправу РП-35 транспаранты, плакаты с информацией о правилах отсутствуют. Бездействия ООО «ВодТрансСевер», выразившиеся в отсутствие на судне РП-35 спасательных жилетов для взрослых в количестве 84 штук и 8 детских спасательных жилетов, необходимой информации, не отвечает требованиям безопасности и нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность их жизни и здоровья, получение полной и достоверной информации об услугах перевозки пассажиров данным судном.

В судебном заседании представителя истца – помощник Томского транспортного прокурора Истомин С.С. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно указал, что любые конструктивные изменения должны быть указаны в реестре. Классификационное свидетельство не является основанием для эксплуатации судна, оно является основанием для внесения изменений в реестр.

Представители ответчика Куликова Е.Ю., действующая на основании доверенности от 27.10.2011 сроком на три года, Исаенко А.И., действующая на основании доверенности от 27.10.2011 сроком на три года, исковые требования не признали, в их удовлетворении просили отказать, пояснили, что судно не может поместить более 100 человек, также как и разместить более 100 спасательных жилетов. В судне возможно перевозить не больше 20 человек, что ответчиком соблюдалось всегда. Разработана инструкция по перевозке пассажиров. Информация на судне размещена постоянно, однако на остановочных пунктах документы о ней постоянно срывают. Претензий со стороны пассажиров никогда не было.

Представитель третьего лица – специалист администрации Колпашевского городского поселения Томской области Смыченко А.М., действующий на основании доверенности от 07.06.2011 сроком до 15.12.2011, в иске прокурору просил отказать, указал, что перевозчиком были выполнены все требования, имеются документы, которые позволяют судну работать, согласно квалификационного свидетельства на судно РП-35 не может перевозить более 20 человек. Из представленных фотографий видно, что на данном судне невозможно разместить более 100 человек. Информация постоянно размещается на остановочном пункте.

Выслушав представителей сторон, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленное исковое требование подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Пунктом 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что Муниципальное образование «Колпашевское городское поселение» в соответствие со свидетельством о праве собственности на судно от 08.02.2011 серии ТВ № 0037055 является собственником судна РП-35 с идентификационным номером О-4-68402 и регистровым номером 29161.

21.04.2011 названный собственник передал ООО «ВодТрансСевер» в аренду вышеуказанный самоходный речной паром РП-35 для оказания услуг по перевозке пассажиров речным транспортом на переправе через р. Кеть между с.Тогур и с. Рейд. 20.04.2011 между названными организациями в отношении названного судна заключен договор на оказание услуг по перевозке пассажиров.

Из материалов дела следует, что ООО «ВодТрансСевер» является обладателем лицензии серии ВВТ-2 № 013783 от 18.04.2007 сроком до 17.04.2012 на осуществление перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, выданной Обским управлением государственного речного надзора.

Согласно свидетельству о годности судна к плаванию от 18.06.2009 судно РП-35 регистровый № 29161 является годным к плаванию при наличии на борту судна 104 спасательных жилетов и 10 спасательных жилетов для взрослых.

Томской транспортной прокуратурой проводилась проверка законности эксплуатации паромной переправы через р. Креть, осуществляемой по маршруту п. Рейд - п. Тогур, с использованием судна РП-35. В результате проверки установлено, что в местах входа на переправу отсутствует следующая информация: фирменное наименование исполнителя, место его нахождения (адрес) и режим работы; перечень работ и услуг, их стоимости; расписание движения судов; стоимость проезда пассажиров и провоза ручной клади свыше 20 килограммов на скоростных и свыше 36 килограммов на остальных судах, а также перевозки грузов, багажа; сроки продажи билетов; порядка возврата билетов; перечень предметов и вещей, запрещенных для перевозки и хранения в виде ручной клади, багажа и груза; режим работы билетных и багажных касс, грузовых контор и камер хранения; схемы планировки пассажирский мест на судах и наличие на них багажных помещений; расположение помещений береговых объектов, в том числе предназначенных для обслуживания пассажиров мест общего пользования и мест взвешивания ручной клади; порядок предоставления мест в комнатах длительного отдыха и комнатах матери и ребенка; перечень категорий граждан, которым в соответствие с законодательством Российской Федерации предоставляются льготы и преимущества; порядок обязательного и добровольного страхования; перечень сервисных услуг, входящих в стоимость проезда в каютах повышенной комфортабельности; номера лицензий, срок ее действия, наименование органа, выдавшего лицензию, если данный вид деятельности подлежит лицензированию; наименование и юридический адрес организации, которая уполномочена рассматривать претензии; правила пользования переправой, регламентирующий порядок погрузки, выгрузки автотранспорта и пассажиров, поведение водителей и пассажиров на переправе.

Указанные сведения подтверждаются актом проверки помощника прокурора Истомина С.С. от 13.09.2011.

Из сообщения ООО «ВодТрансСевер», направленного 19.09.2011 в адрес истца, следует, что ответчик осуществляет перевозки населения через р. Кеть по маршруту п. Рейд - п.Тогур пассажирским самоходным речным паромом РП-35 пассажировместимостью согласно классификационного свидетельства 20 человек. Перевозки осуществляются ежедневно 4 раза в день по расписанию. На судне находятся спасательные жилеты в количестве 20 штук для взрослых и 2 детских жилета.

В силу ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства. В частности судовладелец обязан обеспечить укомплектование экипажей судов и поддерживать суда в техническом состоянии, которое должно соответствовать требованиям безопасности судоходства, установленным настоящим Кодексом. За несоблюдение требований обеспечения безопасности судоходства судовладелец несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ специальным техническим документом на транспортное средство, в котором указывается полная информация о техническом составе и состоянии судна, является свидетельство о годности судна к плаванию.

В соответствие со свидетельством о годности судна к плаванию от 18.06.2009 судно РП-35 является годным к плаванию при наличии на борту судна 104 спасательных жилетов и 10 детских спасательных жилетов, тогда как на судне находятся спасательные жилеты лишь в количестве 20 штук для взрослых и 2 детских жилета.

Как полагают представители ответчика и представитель третьего лица, судно не может поместить более 100 человек, также как и разместить более 100 спасательных жилетов, а поскольку в судне всегда перевозится не более 20 человек, то в размещении большего количества спасательных жилетов, чем указано в вышеуказанном классификационном свидетельстве на судно РП-35, судно не нуждается.

Также представители ответчика ссылаются на классификационное свидетельство на судно РП-35, выданное Западно-Сибирским филиалом Российского Речного Регистра 24.02.2011, из которого следует, что элементы судна соответствуют требованиям Правил Российского Речного Регистра в части конструкции, состава, комплектности, расположения, установки, технических характеристик и технического состояния. Данное свидетельство действительно до 18.06.2014 при условии его ежегодного подтверждения в соответствии с Правилами Российского Речного Регистра. В качестве дополнительного условия в классификационном свидетельстве указано, что допускается работа на паромной переправе п. Тогур с пассажирами до 20 человек по наличию индивидуальных спасательных средств.

Поскольку в классификационном свидетельстве пассажировместимость рассматриваемого судна ограничена 20 человеками, представители ответчика полагают, что и спасательных жилетов должно быть соответствующее количество.

Вместе с тем, с такой позицией представителей ответчика суд не может согласиться в связи со следующим.

Из свидетельства о годности к плаванию следует, что оно (свидетельство) является основным документом Российского Речного Регистра, к которому прилагаются акты освидетельствований, одним из которых является классификационное свидетельство от 18.06.2009. Свидетельство действительно только вместе с актами освидетельствований и другим свидетельствами, которые включены в перечень прилагаемых к нему документов.

Действительно представленное ответчиком классификационное свидетельство от 18.06.2011 включено в перечень документов, прилагаемых к основному Свидетельству о годности, следовательно основное Свидетельство действительно только вместе с другими свидетельствами, в том числе с данным классификационным свидетельством.

Вместе с тем, следует отметить, что в приведенном классификационном свидетельстве отсутствует указание на какое-либо конкретно определенно количество индивидуальных спасательных средств, указана только обязательность их наличия при работе на паромной переправе п.Тогур. Тогда как в свидетельстве о годности судна к плаванию от 18.06.2009 имеется прямое указание на количество спасательных жилетов, требования которого для ООО «ВодТрансСевер» являются обязательными.

Кроме того, в основном Свидетельстве о годности к плаванию приведен перечень случаев когда такое свидетельство теряет силу и случай когда содержащиеся в Свидетельстве о годности требования противоречат сведениям, содержащимся в приложенных к нему иных свидетельствах, не назван. Поэтому в данном случае свидетельство о годности к плаванию судна РП-35 регистровый № 29161 в настоящее время является действующим и оснований не принимать во внимание содержащиеся в нем технические требования к судну у суда нет. Если по мнению ответчика в данном случае имеются основания для эксплуатации судна с меньшим количеством спасательных жилетов, то это является основанием для внесения соответствующих изменений в свидетельство о годности к плаванию, но никоим образом не к игнорированию содержащихся в нем требований.

Более того, как пояснили представители ответчика и третьего лица содержащиеся в Свидетельстве о годности к плаванию требования соответствуют максимально возможным техническим показателям работы судна, в частности требование о количестве спасательных жилетов (104 штуки) соответствует максимально технически возможной пассажировместимости судна РП-35.

Таким образом, в рассматриваемом случае судно РП-35 регистровый № 29161, арендованное ООО «ВодТрансСевер», не является годным к плаванию в связи с отсутствием необходимого количества спасательных жилетов.

В соответствии с п. 2 ст. 99 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ в местах обслуживания пассажиров, в том числе в местах продажи билетов, должна быть представлена в наглядной и доступной форме своевременная и достоверная информация об организации перевозок пассажиров в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей и правилами оказания услуг.

Согласно ст. 8 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке.

Пунктом 10 Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденных Постановлением Правительства РФ №72 от 06.02.2003, установлена обязанность исполнителя своевременно обеспечивать потребителей следующей достоверной информацией на русском языке (дополнительно по усмотрению исполнителя на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации): а) фирменное наименование исполнителя, место его нахождения (адрес) и режим работы; б) перечень работ и услуг, их стоимость; в) расписание движения судов; г) стоимость проезда пассажиров и провоза ручной клади свыше 20 килограммов на скоростных и свыше 36 килограммов на остальных судах, а также перевозки грузов, багажа; д) сроки продажи билетов; е) порядок возврата билетов; ж) перечень предметов и вещей, запрещенных для перевозки и хранения в виде ручной клади, багажа и груза; з) режим работы билетных и багажных касс, грузовых контор и камер хранения; и) схемы планировки пассажирских мест на судах и наличие на них багажных помещений; к) расположение помещений береговых объектов, в том числе предназначенных для обслуживания пассажиров мест общего пользования и мест взвешивания ручной клади; л) порядок предоставления мест в комнатах длительного отдыха и комнатах матери и ребенка; м) перечень категорий граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются льготы и преимущества; н) порядок обязательного и добровольного страхования; о) перечень сервисных услуг, входящих в стоимость проезда в каютах повышенной комфортабельности; п) номер лицензии, срок ее действия, наименование органа, выдавшего лицензию, если данный вид деятельности подлежит лицензированию; р) наименование и юридический адрес организации, которая уполномочена рассматривать претензии.

Информация, указанная в п. 10 настоящих Правил, размещается на судах, в портах и других местах обслуживания пассажиров. Обо всех изменениях исполнитель обязан информировать в местах обслуживания пассажиров, в том числе в пунктах продажи пассажирских билетов, и на судах (п. 11 Правил).

Как было указано ранее, истцом в ходе проверки было установлено отсутствие в местах входа на переправу через р. Кеть, осуществляемой по маршруту п. Рейд - п.Тогур, с использованием судна РП-35, информации, названной в Пункте 10 Правил №72 от 06.02.2003, что также видно из представленных суду фотографий с изображениями остановочных пунктов.

С учетом изложенного, исходя из установленных судом обстоятельств дела и вышеприведенных требований закона, суд приходит к выводу о том, что ООО «ВодТрансСевер» не были приняты все, зависящие от него, меры по соблюдению правил и норм эксплуатации судна, а отсутствие необходимого количества спасательных жилетов на судне РП-35, а также необходимой информации на остановочных пунктах не отвечает требованиям безопасности и нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность их жизни и здоровья, на получение полной и достоверной информации об услугах перевозки пассажиров данным судном.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора Томской транспортной прокуратуры законными и обоснованными, в том числе в части требований об установлении трехмесячного срока для устранения вышеуказанных недостатков, который является разумным и достаточным.

Согласно п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика ООО «ВодТрансСевер» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, в размере 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Томского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать ООО «ВодТрансСевер» обеспечить спасательными средствами судно РП-35 в виде спасательных жилетов для взрослых в количестве 104 штук и спасательных жилетов для детей в количестве 10 штук.

Обязать ООО «ВодТрансСевер» разместить на берегах с.Тогур и с. Рейд перед выездами на переправу транспаранты и плакаты с правилами перевозки пассажиров с указанием:

- фирменного наименования исполнителя, место его нахождения (адрес) и режима работы;

- перечня работ и услуг, их стоимости;

- расписания движения судов;

- стоимости проезда пассажиров и провоза ручной клади свыше 20 килограммов на скоростных и свыше 36 килограммов на остальных судах, а также перевозки грузов, багажа;

- сроков продажи билетов;

- порядка возврата билетов;

- перечня предметов и вещей, запрещенных для перевозки и хранения в виде ручной клади, багажа и груза;

- режима работы билетных и багажных касс, грузовых контор и камер хранения;

- схем планировки пассажирский мест на судах и наличие на них багажных помещений;

- перечня категорий граждан, которым в соответствие с законодательством Российской Федерации предоставляются льготы и преимущества;

- номера лицензии, срок ее действия, наименование органа, выдавшего лицензию, если данный вид деятельности подлежит лицензированию;

- наименование и юридический адрес организации, которая уполномочена рассматривать претензии.

Установить ООО «ВодТрансСевер» срок исполнения указанных требований – 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ООО «ВодТрансСевер» в пользу местного бюджета судебные расходы по оплате государственной пошлины, от уплаты которой истец освобожден, в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Октябрьский районный суд г. Томска.

Судья Ю.В. Кулинченко