На момент публикации решение не вступило в законную силу



Дело № 2-1762/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2011 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Быковой Ю.С.

при секретаре Бадаловой Д.Ш.

с участием представителя истца Гусарова В.Г.

представителя ответчика Васильева Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Андреевой О.В. к Открытому акционерному обществу «Страховое общество газовой промышленности» о взыскании суммы страхового возмещения,

УСТАНОВИЛ:

Андреева О.В. обратилась в суд с иском к ОАО «Страховое общество газовой промышленности» (далее – ОАО «СОГАЗ»), в котором с учетом последующего уменьшения исковых требований просит взыскать с ответчика 100000 руб.

В обоснование требований истец указала, что ее супруг О., умерший 27.01.2011, будучи работником ООО «Сибметахим», был застрахован от несчастных случаев по договору страхования № 0810 LA 0004 от 19.04.2010, заключенному между ООО «Сибметахим» и ООО «СОГАЗ». Страхование было проведено в соответствии с «Общими условиями (Правилами) страхования от несчастных случаев» Страховщика от 30.10.2003, срок действия договора с 01.05.2010 по 30.04.2011. Смерть О. наступила от механической асфиксии вследствие полной обтурации просвета дыхательных путей (глотки) инородным предметом (куском мяса). Данное телесное повреждение в виде механической асфиксии могло образоваться в результате попадания в глотку не пережеванного крупного куска пищи (мяса) и состоит в прямой причинно-следственной связи со смертью. Иных телесных повреждений на трупе О. не обнаружено. ООО «Сибметахим» сообщило о наступлении страхового случая страховщику. ООО «СОГАЗ» на основании п. 3.4.4. Правил было отказано в выплате страховой суммы по тому основанию, что факт смерти О. не может быть признан страховым случаем. В договоре страхования страховым случаем признается смерть, наступившая в результате несчастного случая (внезапно произошедшего и непреднамеренного для сторон события), связанного с воздействием извне. Полагает, что причина смерти застрахованного в данном случае значения не имеет, т.к. страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное законом или договором, а не причины, его вызвавшие. Кроме того, умысел застрахованного лица на наступление смерти не установлен.

Истец Андреева О.В. в судебное заседание не явилась, представив заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие с участием ее представителя, что суд в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным.

Представитель истца Андреевой О.В. - Гусаров В.Г., действующий по доверенности от 07.09.2011, реестр. № 1973, в судебном заседании требования истца поддержал по тем же основаниям.

Представитель ответчика ОАО «СОГАЗ» - Васильев Е.П., действующий по доверенности от 30.03.2011 № Ф-66/11-08, в судебном заседании иск не признал, пояснив, что ОАО «СОГАЗ» правомерно отказало в выплате страхового возмещения, т.к. О. на момент смерти находился в состоянии алкогольного опьянения. Если бы О. не находился в состоянии алкогольного опьянения, несчастный случай не произошел. Если в договоре не указан выгодоприобретатель, в случае смерти застрахованного лица страховое возмещение выплачивается наследникам пропорционально доле каждого в наследственном имуществе застрахованного.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Андреевой О.В. подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор. Договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо. В случае смерти лица, застрахованного по договору, в котором не назван иной выгодоприобретатель, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица.

Ч. 1 ст. 422 ГК РФ определено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Как следует из выписки договора № 0810 LA 0004 от 19.04.2010 страхования от несчастных случаев, заключенного между ОАО «СОГАЗ» и ООО «Сибметахим» (далее - Выписка из договора) на срок с 01.05.2010 по 30.04.2010, предметом которого является проведение страхования от несчастных случаев физических лиц (Застрахованных лиц) в соответствии с «Общими условиями (Правилами) страхования от несчастных случаев» Страховщика от 30.10.03, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора (далее – Правила) и настоящим договором, Страховщик обязуется за обусловленную страховую премию при наступлении страхового случая произвести выплату Застрахованному лицу или Выгодоприобретателю в порядке, предусмотренном Разделом 7 настоящего договора и Правилами. Объектом страхования являются имущественные интересы Застрахованного лица, связанные с его жизнью и здоровьем – причинением вреда жизни и здоровью Застрахованного лица вследствие несчастного случая. Застрахованным лицом является О., ... (п.п. 1.1.-1.3., 8.1.; Выписка из Приложения № 3 к договору страхования от несчастных случаев № 0810LA0004 от 19.04.2010; п. 2.1. Правил).

В судебном заседании установлено, что 27.01.2011 умер О., что подтверждается справкой отдела ЗАГС ЗАТО Северск Комитета ЗАГС Томской области № 140 от 17.02.2011.

Согласно акту исследования трупа ФГУЗ КБ № 81 ФМБА России Бюро судебно-медицинской экспертизы № 30 от 25.02.2011 смерть О. наступила от механической асфиксии вследствии полной обтурации просвета дыхательных путей (глотки) инородным предметом (куском мяса). Телесное повреждение в виде механической асфиксии могло образоваться во временной промежуток от нескольких секунд до 3 минут до смерти в результате попадания в глотку не пережеванного куска пищи (мяса), состоит в прямой причинно-следственной связью со смертью и по признаку опасности для жизни квалифицируется, как причинившее тяжкий вред здоровью. По данным судебно-химического исследования крови О. перед смертью употреблял алкоголь и в момент ее мог находиться в состоянии алкогольного опьянения средней степени (алкоголь в крови 2,0 промилле, в моче – 2,8 промилле).

Ответчиком не были представлены доказательства того, что состояние алкогольного опьянения находится в причинно-следственной связи со смертью О.

В соответствии с постановлением от 08.04.2011 отказано в возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 105, ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием событий указанных преступлений.

ОАО «СОГАЗ» на основании п. 3.4.4. Правил в выплате страхового возмещения отказано, т.к. факт смерти О. не признан страховым случаем, что подтверждается сообщением ОАО «СОГАЗ» от 10.06.2011.

В силу ч. 2 ст. 9 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 № 4015-1 страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

Согласно п. п. 1.4., 1.4.6., 2.1., 2.2., 2.2.3., 2.4. Выписки из договора под несчастным случаем понимается случайное, внезапное, непреднамеренное событие, из числа перечисленных ниже, фактически происшедшее извне (помимо воли Застрахованного лица) в период страхового покрытия, в результате которого нанесен вред здоровью Застрахованного лица либо наступила его смерть, в том числе внезапное удушение, случайное попадание в дыхательные пути инородного тела. Страховым случаем является предусмотренное настоящим договором совершившееся событие из числа перечисленных в п. 2.2. настоящего договора явившееся следствием несчастного случая, происшедшее в период действия настоящего договора или наступившее в течение одного года со дня несчастного случая, подтвержденное в установленном порядке документами в соответствии с п. 7.3. настоящего договора, с наступлением которого возникает обязанность Страховщика произвести страховую выплату. Настоящим договором предусматриваются страховые выплаты при наступлении страховых случаев по следующим рискам: в том числе смерть. Не является страховым случаем вред жизни и здоровью Застрахованного лица, причиненный в результате несчастного случая, который наступил вследствие деяний и событий, перечисленных в п.п. 3.4.-3.7 Правил. Указанные положения корреспондируют п.п. 2.2., 2.2.6, 3.1., 3.2., 3.2.1.4. Правил.

В обоснование отказа в выплате страхового возмещения ответчик ссылается на п. 3.4.4. Правил, согласно которому не является страховым случаем вред жизни и здоровью застрахованного лица в возрасте от 10 лет, причиненный в результате несчастного случая, который наступил вследствие нахождения Застрахованного лица в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, за исключением случаев, когда он был доведен до такого состояния противоправными действиями третьих лиц.

Вместе с тем, из смысла вышеприведенных норм закона, следует, что страховой случай является объективно совершившимся событием. Его наступление или ненаступление не зависит от действий (бездействия) и субъективного отношения страхователя (застрахованного лица) к этому факту. Законом не предусмотрено, что причина наступления несчастного случая может иметь юридическое значение при определении события страховым случаем. Следовательно, страховым случаем признается факт смерти застрахованного независимо от причины ее наступления.

Согласно положениям ч. 1 ст. 963 страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи. П.п. 2 и 3 ст. 963 ГК РФ предусмотрено, что страховщик не освобождается от выплаты страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни или здоровью, если вред причинен по вине ответственного за него лица, а также от выплаты страховой суммы, которая по договору личного страхования подлежит выплате в случае смерти застрахованного лица, если его смерть наступила вследствие самоубийства и к этому времени договор страхования действовал уже не менее двух лет.

В соответствии с ч. 1 ст. 964 ГК РФ если законом или договором страхования не предусмотрено иное, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, когда страховой случай наступил вследствие: воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения; военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий; гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок.

Поскольку законом не предусмотрена возможность освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения в связи со смертью застрахованного лица, находившегося в момент смерти в состоянии алкогольного опьянения, условия п. 3.4.4. Правил являются ничтожными и не подлежат применению.

Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств того, что страховой случай наступил вследствие умысла указанных в ч. 1 ст. 963 ГК РФ лиц, суд приходит к выводу о том, что ОАО «СОГАЗ» неправомерно отказано в выплате страхового возмещения.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Ч. 3 ст. 947 ГК РФ определено, что в договорах личного страхования страховая сумма определяется сторонами по их усмотрению.

Согласно п.п. 1.5, 3.3., 3.4. Выписки из договора и Приложению № 3 к договору страхования выгодоприобретатели на случай смерти указываются в Приложениях 2 и 3. Если Выгодоприобретатель не назначен, то Выгодоприобретателями в случаи смерти Застрахованного лица считаются наследники Застрахованного лица. Стороны договорились о том, что если подпись (согласие) Застрахованного лица или его законного представителя о назначении Выгодоприобретателя отсутствует, Выгодоприобретателями являются наследники Застрахованного лица. По настоящему договору индивидуальная страховая сумма по каждому Застрахованному лицу, указанному в Списке № 2 (Приложение 3 к настоящему договору) устанавливается в размере 200000 руб. По настоящему договору установлена единая (общая) страховая сумма по всем застрахованным рискам.

Поскольку подпись (согласие) О. о назначении Выгодоприобретателя отсутствует, соответственно, Выгодоприобретателями являются его наследники.

В судебном заседании установлено, что истец Андреева О.В. является супругой умершего О., что подтверждается свидетельством о заключении брака от 10.06.1994 серии II-OM № 307280.

Ч. 1 ст. 1142 ГК РФ предусмотрено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Из свидетельства о праве на наследство по закону от 29.07.2011, реестр. № 4-2340 следует, что наследниками имущества (денежного вклада) О., умершего 27.01.2011, в равных долях, по 1/2 доли являются Андреева О.В. (жена) и Е. (сын).

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что с ОАО «СОГАЗ» в пользу Андреевой О.В. подлежит взысканию сумма страхового возмещения в размере 100000 руб.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Квитанцией от 07.09.2011 подтверждается факт оплаты Андреевой О.В. за оформление доверенности на представление интересов в суде суммы в размере 600 руб.

Таким образом, суд считает необходимым взыскать с ОАО «СОГАЗ» в пользу Андреевой О.В. расходы по нотариальному удостоверению доверенности в сумме 600 руб.

Также с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Андреевой О.В. к Открытому акционерному обществу «Страховое общество газовой промышленности» о взыскании суммы страхового возмещения удовлетворить.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» в пользу Андреевой О.В. сумму страхового возмещения в размере 100000 (сто тысяч) рублей, расходы по нотариальному удостоверению доверенности в сумме 600 (шестьсот) рублей.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» в пользу Андреевой О.В. государственную пошлину в размере 3200 (три тысячи двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска.

Председательствующий судья: Ю.С. Быкова