Дело № 2-2021/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 декабря 2011 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Клименко А.А., при секретаре Шамсутдиновой Ю.А., с участием представителя истца Жуковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Томска, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Сайидову М.Б. об обязании получить паспорта опасных отходов, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района г. Томска обратился в суд с иском, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ответчику, в котором просит обязать индивидуального предпринимателя Сайидова М.Б., ... осуществляющего деятельность по организации пункта ремонта обуви по адресу: Иркутский тракт, 128 в г. Томске, получить паспорта опасных отходов в срок до 01.04.2012. В обоснование требований истец указал, что в ходе проведения проверки соблюдения требований природоохранного законодательства при организации пункта ремонта обуви, расположенного по адресу: г. Томск, Иркутский тракт, 128, установлено, что Сайидов М.Б. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 01.06.2011, основным видом его деятельности является оказание услуг населению по ремонту обуви. В помещении по Иркутскому тракту, 128 им организован и работает пункт ремонта обуви. Названный пункт оборудован ртутьсодержащими лампами, в ходе его деятельности образуются отходы производства и потребления, а именно остатки клея, резины, кожи и другие, предусмотренные Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификатора отходов» по 1 и 4 классам опасности. Несмотря на ведение ответчиком в настоящее время деятельности, связанной с обращением с отходами производства и потребления, на указанном пункте не ведется в установленном порядке учет образовавшихся отходов, не получены паспорта опасных отходов, что нарушает нормы ст. ст. 1, 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. ст. 3, 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охранении окружающей среды». Данные нарушения могут негативно сказаться на окружающей среде, а также на здоровье неопределенного круга лиц. В связи с отсутствием паспортов опасных отходов ослабляется контроль за деятельностью индивидуального предпринимателя Сайидова М.Б., что может привести к нарушению прав граждан. В судебном заседании прокурор Жукова А.В., исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Ответчик – индивидуальный предприниматель Сайидов М.Б., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил в материалы дела письменное заявление о признании иска, в котором указал, что последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ему разъяснены и понятны, просил рассмотреть ело в его отсутствие. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика. Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд полагает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить. Статья 42 Конституции РФ указывает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (ред. от 17.07.2009) прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с частями 1, 2 ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и нарушает права и законные интересы других лиц. В настоящем случае признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, суд считает возможным принять данное признание иска ответчиком. В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Из акта проверки от 22.11.2011, составленного помощником прокурора Октябрьского района г. Томска, письменного объяснения индивидуального предпринимателя Сайидова М.Б. от 23.11.2011 следует, что ответчик проживает по адресу: .... Им организован и действует пункт ремонта обуви в помещении по адресу: г. Томск, Иркутский тракт, 128. Указанный пункт оборудован ртутьсодержащими лампами, в ходе его деятельности образуются отходы производства и потребления, в том числе, остатки клея, резины, кожи. Данные отходы без заключения договора на их вывоз с лицензированной организацией выбрасываются в мусорные баки, расположенные возле многоквартирных домов № 128, № 128а по Иркутскому тракту в г. Томске. Представленным свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, ... выданного 01.06.2009, подтверждается, что с указанного времени Сайидов М.Б. зарегистрирован в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно ст. ст. 1, 3 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц осуществляется на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; презумпции экологической опасности планируемой деятельности. Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования), то есть предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды, направлены на обеспечение экологической безопасности и сохранение благоприятной окружающей среды. Как указывает п. 1 ст. 34 названного Закона, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товаров (продукции), утративших свои потребительские свойства, рассматривается указанным Федеральным законом в качестве деятельности по обращению с отходами. Положениями пункта 2 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, возложена обязанность подтверждать отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Из п. 3 ст. 14 указанного Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт в порядке, определяемом Правительством РФ. В настоящее время порядок паспортизации опасных отходов проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов». Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов РФ 02.12.2002 № 786, мусор бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) отнесен к отходам IV класса опасности; отходам в виде отработанных ртутных ламп, люминесцентных ртутьсодержащих трубок и их брака присвоен I класс опасности. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять данное признание иска ответчиком, исковые требования прокурора удовлетворить, обязать индивидуального предпринимателя Сайидова М.Б., осуществляющего деятельность по организации пункта ремонта обуви по адресу: г. Томск, Иркутский тракт, 128, получить паспорта опасных отходов в срок до 01.04.2012. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Как следует из п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Согласно ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в доход местного бюджета. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 4000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 173, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Томска к индивидуальному предпринимателю Сайидову М.Б. удовлетворить. Обязать индивидуального предпринимателя Сайидова М.Б., ... осуществляющего деятельность по организации пункта ремонта обуви по адресу: г. Томск, Иркутский тракт, 128, получить паспорта опасных отходов в срок до 01 апреля 2012 года. Взыскать с индивидуального предпринимателя Сайидова М.Б. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 (Четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска. Судья А.А. Клименко