На момент публикации решение не вступило в законную силу



Дело № 2-2018/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2011 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Клименко А.А.

при секретаре Шамсутдиновой Ю.А.,

с участием истца Слеткова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Слеткова А.В. к Администрации Октябрьского района г. Томска, Муниципальному образованию «Город Томск» о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Слетков А.В. обратился в суд с иском к ответчикам, в котором просит признать за ним право пользования по договору социального найма жилым помещением – однокомнатной квартирой, расположенной по адресу: ..., обязать Администрацию Октябрьского района г. Томска заключить с ним договор социального найма указанного жилого помещения. В обоснование своих требований Слетков А.В. указал, что является военнослужащим, проходит военную службу по контракту. В июне 2011 года решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части ему была предоставлена на состав семьи из 4 человек однокомнатная квартира по адресу: ..., в связи с выездом подполковника М. к новому месту службы. Войсковой частью ... был направлен запрос в Администрацию Октябрьского района г. Томска о возможности заселения освобождающейся жилой площади военнослужащим войсковой части. Исходя из ответа от 05.08.2011 № 225, представленного Администрацией Октябрьского района г. Томска, в заключении со Слетковым А.В. договора социального найма на вышеуказанное жилое помещение отказано. В связи с чем, признание права пользования жилым помещением и заключение договора социального найма истцу необходимо для проживания в нем на законных основаниях и условиях, установленных Жилищным кодексом РФ, а также для регистрации по месту жительства.

В судебном заседании истец Слетков А.В. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что с лета 1992 года служит по контракту в войсковой части .... С 2009 года решением жилищной комиссии войсковой части Слетков А.В. был включен в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения, в состав его семьи входят супруга и двое сыновей. Руководство части оповестило Слеткова А.В. о том, что освобождается квартира ..., в связи с выездом подполковника М. к новому месту службы. Поскольку жилищные условия Слеткова А.В. стеснены, он согласился на переезд в указанную квартиру. Однако, от руководства узнал, что Администрация Октябрьского района г. Томска возражает против передачи ему спорной квартиры, полагает отказ незаконным.

Представитель ответчика Администрации Октябрьского района г. Томска Голубков Д.А., действующий на основании доверенности № 3 от 11.01.2011, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представил в материалы дела письменный отзыв на исковое заявление, в котором со ссылкой на части 3,4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, Решение Думы г. Томска от 24.05.2005 № 916 «Об утверждении структуры администрации г. Томска», Положение об Администрации Октябрьского района г. Томска, утвержденное Решением Думы г. Томска от 15.09.2005 № 1000, указал, что Администрация Октябрьского района г. Томска является не органом местного самоуправления, а лишь исполнительно-распорядительным органом, которому переданы отдельные полномочия органа местного самоуправления; не наделена соответствующими полномочиями по предоставлению жилых помещений военнослужащим. На основании этого, возражает против удовлетворения заявленных истцом требований в отношении Администрации Октябрьского района г. Томска. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации.

Администрация г. Томска, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об отложении рассмотрения дела не представила.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.

Представитель третьего лица войсковой части ... Федоров А.А., действующий на основании доверенности от 14.07.2011, сроком на три года, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении рассмотрения дела не представил. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования Слеткова А.В. законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела и никем из участников процесса не оспаривалось, однокомнатная квартира, расположенная по адресу: ..., находится в собственности Муниципального образования «Город Томск». Постановлением Главы Администрации Октябрьского района г. Томска ... была выделена войсковой части ... для заселения, и в последующем распределена военнослужащему М.

Судом установлено, что Слетков А.В. является военнослужащим, ... проходит военную службу по контракту в войсковой части .... Решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части ... от 04.02.2009 истец был признан нуждающимся в жилом помещении.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, справкой войсковой части ... от 03.10.2011, выпиской из приказа ..., справкой войсковой части ... от 12.12.2011 № 5/212.

Из названной справки от 12.12.2011 № 5/212 следует, что Слетков А.В. в настоящее время числится в списке военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, под номером 28.

Согласно выписке из протокола № 58 заседания жилищной комиссией войсковой части ... от 26.05.2011, по результатам рассмотрения кандидатур военнослужащих воинских частей ..., нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с переводом к новому месту прохождения военной службы М., решением жилищной комиссии квартира по адресу: ..., распределена военнослужащему войсковой части ... Слеткову А.В.

Справкой войсковой части ... от 08.12.2011 подтверждается, что М., проходивший службу в войсковой части ... ..., убыл для дальнейшего прохождения военной службы в связи с переводом ....

Как следует из ответа от 05.08.2011 № 255, направленного в войсковую часть ... в связи с обращением о заключении договора социального найма на квартиру ... с военнослужащим Слетковым А.В., в предоставлении Слеткову А.В. указанного жилого помещения, заключении с ним договора социального найма данного помещения Администрацией Октябрьского района г. Томска было отказано.

Суд приходит к выводу о том, что указанные действия Администрации противоречат закону, нарушают права и законные интересы истца.

Так, в силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Право на жилище является одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса и служит обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого.

В развитие конституционных положений о праве каждого на жилище Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими закрепленного в ст. 40 Конституции РФ права на жилище, в том числе путем обеспечения жилыми помещениями на условиях договора социального найма жилого помещения.

Одновременно, исходя из публичных целей, действующее законодательство устанавливает специальный порядок передачи (заселения) жилых помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ряда категорий граждан, которые нуждаются в социальной защите, в том числе военнослужащих.

В частности, такой порядок установлен пунктом 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Из смысла положения пункта 5 ст. 15 следует, что за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилого помещения к какому-либо жилищному фонду, за исключением собственного жилья военнослужащих, и его целевого назначения.

Как следует из ст. 19 Жилищного кодекса РФ, жилищный фонд Российской Федерации включает в себя муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям. Кроме того, в зависимости от целей использования выделяется жилищный фонд социального использования, который представляет собой совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно ст. 60 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

На основании части 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным данным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В силу п. 10 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

В данном случае Федеральный закон «О статусе военнослужащих», закрепляя особый правовой статус данной категории граждан, выражающийся в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства.

Конституционный Суд РФ, проверив наличие неопределенности в вопросе о соответствии Конституции РФ нормы пункта 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пришел к выводу об отсутствии такой неопределенности. При этом, в своем Определении от 25.12.2003 № 453-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации Муниципального образования «Сертолово» Ленинградской области на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указал, что пункт 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» возлагает на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей.

Учитывая, что законом предусматривается предоставление жилых помещений по договорам социального найма лицам, проходящим военную службу, в порядке с учетом особого статуса этих лиц, тот факт, что Слетков А.В. не состоит в Администрации Октябрьского района г. Томска на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, о чем указывается в ответе от 05.08.2011 № 255, не может быть принят судом во внимание.

В отношении военнослужащих, проходящих службу во Внутренних войсках МВД России, порядок признания нуждающимися в жилых помещениях и учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях, регулируется Инструкцией об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во Внутренних войсках МВД России, утвержденной Приказом МВД России от 12.02.2010 № 75.

В соответствии с пунктами 40, 43 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во Внутренних войсках МВД России, жилые помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда, закрепляемые за внутренними войсками, предоставляются военнослужащим, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях во внутренних войсках МВД России. Распределение и предоставление жилых помещений производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности с учетом льгот и норм, установленных жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, вопрос установления нуждаемости и распределения муниципального жилого помещения, выделенного войсковой части, конкретному военнослужащему, находится в компетенции самой войсковой части. А предоставление военнослужащему жилого помещения из государственного или муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является обязанностью администрации соответствующего муниципального образования.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Слетков А.В., будучи военнослужащим, в установленном порядке признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения и состоит на соответствующем учете по месту службы, в связи с чем имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; в настоящее время решением жилищной комиссии войсковой части ему распределена квартира по адресу: ..., ранее занимаемая военнослужащим, суд считает необходимым требования Слеткова А.В. удовлетворить, признать за ним право пользования по договору социального найма указанной квартирой.

Довод представителя ответчика Администрации Октябрьского района г. Томска о том, что данная администрация не является органом местного самоуправления, а потому не наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений, суд считает несостоятельным. Поскольку из Решения Думы г. Томска от 24.05.2005 № 916 «Об утверждении структуры Администрации г. Томска», пунктов 1.1, 2.1, 3.1.3 Положения об Администрации Октябрьского района г. Томска, утвержденного Решением Думы г. Томска от 15.09.2005 № 1000, следует, что Администрация Октябрьского района г. Томска является территориальным органом Администрации г. Томска, на который возложено решение вопросов органов местного самоуправления на территории района, в том числе, выполнение функций наймодателя в отношении социального найма жилых помещений в муниципальном жилищном фонде.

В связи с чем, обязанность заключить с истцом договор социального найма квартиры ... должна быть возложена именно на ответчика Администрацию Октябрьского района г. Томска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Слеткова А.В. к Администрации Октябрьского района г. Томска, Муниципальному образованию «Город Томск» удовлетворить.

Признать за Слетковым А.В. право пользования жилым помещением – однокомнатной квартирой, расположенной по адресу: ..., по договору социального найма жилого помещения.

Обязать Администрацию Октябрьского района г. Томска заключить со Слетковым А.В. договор социального найма однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: ....

Решение может обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.

Судья А.А. Клименко

...

...