Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 января 2012 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Кулинченко Ю.В., при секретаре Скорябкиной Н.М., с участием представителя заявителя Жерняк В.В., заинтересованного лица Самойлова И.В., помощника прокурора Огневой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Лечебно-исправительное учреждение № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области» об установлении административного надзора в отношении Самойлова И.В. , установил: Федеральное казенное учреждение «Лечебно-исправительное учреждение № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области» (далее по тексту - ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области) обратилось в суд с заявлением об установлении сроком на шесть лет административного надзора в отношении освобождающегося из мест лишения свободы осужденного Самойлова И.В. В качестве административных ограничений просит запретить Самойлову И.В. посещать места проведения массовых и иных мероприятий и участвовать в них; запретить пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, в период с 20.00 до 8.00 часов; запретить выезд за пределы муниципального района и обязать являться четыре раза в месяц, каждый понедельник, в районный орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. В обоснование заявленного требования заявителем указано, что Самойлов И.В. был осужден и отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, в связи с чем в соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» после освобождения из мест лишения свободы за осужденным Самойловым И.В. должен быть установлен административный надзор с возложением на него указанных административных ограничений. В судебном заседании представитель ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области Жерняк В.В., действующий на основании доверенности № 6 от 10.01.2012 сроком действия по 31.12.2012, заявление об установлении административного надзора поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, уточнив, что просит возложить на Самойлова И.В. обязанность являться в районный орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации в количестве 2 раз в месяц, а также запретить выезд за пределы муниципального образования «город Томск». Заинтересованное лицо – осужденный Самойлов И.В. в судебном заседании с требованиями заявителя об установлении в отношении него административного надзора не согласился, считает, что срок административного надзора (шесть лет) должен быть уменьшен, возражал относительно предложенного представителем заявителя запрета посещать ему места проведения массовых и иных мероприятий, сославшись на наличии у него несовершеннолетнего ребенка и на намерение проводить с ним время. Помощник прокурора Огнева С.А. в судебном заседании в заключении полагала обоснованным и необходимым установление Самойлову И.В. административного надзора и указанных в заявлении административных ограничений с учетом названных представителем заявителя уточнений. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению, исходя из следующего. В целях предупреждения совершения определенной категорией лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов 06.04.2011 был принят Федеральный закон № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон об административном надзоре) (ст. 2 Закона). В частности, в соответствие с требованиями ч. 2 ст. 3 Закона об административном надзоре в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, то есть независимо от того признавалось ли лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Так, судом установлено, что Самойлов И.В., в отношении которого ставится вопрос об установлении административного надзора, является совершеннолетним лицом ...; в настоящее время он отбывает наказание в ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области в виде реального лишения свободы сроком 2 года 4 месяца, назначенное приговором Советского районного суда г. Томска от 14.12.2009 с учетом постановления Октябрьского районного суда г. Томска от 20.07.2011 по ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 3 ст. 158, 70, ч. 5 ст. 74 УК РФ в редакции Федерального закона от 07.03.2011 № 26-ФЗ. В силу требований ч.3 ст. 158 УК РФ, в указанной редакции, относится к категории тяжких преступлений. При этом вступившим в законную силу приговором Советского районного суда г. Томска от 14.12.2009 в качестве обстоятельства, отягчающего наказание Самойлова И.В., установлен опасный рецидив преступлений. Таким образом, на основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что поскольку Самойлов И.В. был осужден и отбывает уголовное наказание за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, в соответствии с требованиями Закона об административном надзоре в отношении него должен быть установлен административный надзор. В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 5 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч.1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Согласно п. «г» ч.3 ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении шести лет после отбытия наказания. В соответствии со ст. 95 УК РФ для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости, предусмотренные ч. 3 ст. 86 настоящего Кодекса, сокращаются и соответственно равны трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление. Учитывая, что тяжкое преступление, за которое в настоящее время Самойлов И.В. отбывает наказание в виде лишения свободы совершено им в совершеннолетнем возврате (в 2009 г.), то срок погашения судимости в данном случае составляет 6 лет после отбытия наказания. Срок административного надзора в отношении лица, указанного в ч.2 ст. 3 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания (п.1 ч.3 ст. 5 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ). Решая вопрос об установлении Самойлову И.В. конкретных административных ограничений, суд приходит к следующему. В статье 4 Закона об административном надзоре закреплен исчерпывающий перечень возможных административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, каковыми являются: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным. Как следует из имеющейся в материалах дела справки о поощрениях и взысканиях осужденного Самойлова И.В. за период с 02.07.2010 по настоящее время, последний имеет три поощрения, один раз в отношении него было наложено взыскание в виде выговора. Администрацией исправительного учреждения Самойлов И.В. характеризуется отрицательно, что подтверждается характеристикой на последнего от 16.12.2011. Оснований не принимать во внимание указанную характеристику у суда не имеется. Совершенное Самойловым И.В. преступление, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 158 УК РФ, в качестве объекта имеет право собственности. Принимая во внимание характеристику Самойлова И.В., суд приходит к выводу о необходимости более строго контроля за его поведением после освобождения для предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. В таком случае суд считает обоснованным требование заявителя о необходимости установления административного надзора сроком на шесть лет и обязании Самойлова И.В. являться в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации, но, с учетом мнения представителя исправительного учреждения и прокурора, сократив количество явок до двух раз в месяц. Кроме того, требование заявителя о явки на регистрацию в конкретные дни, как предлагает заявитель (по понедельникам), не входит в компетенцию суда, поскольку определяются органами внутренних дел. Из копии вышеуказанного приговора, по которому в настоящее время Самойлов И.В. отбывает наказание, видно, что осужденный ранее был судим за совершение преступлений против собственности, в связи с чем посещение Самойловым И.В. мест проведения массовых мероприятий, где будет находиться значительное число людей, может способствовать совершению им новых преступлений против собственности, поэтому предложение заявителя о применении данного ограничения суд находит обоснованным. Исходя из обстоятельств дела, личности Самойлова И.В., у суда нет оснований устанавливать ему ограничение в виде запрещение пребывания в определенных местах. Учитывая сделанный вывод о необходимости более строго контроля за поведением Самойлова И.В. после освобождения, суд считает обоснованным требования заявителя об установлении ему как способствующих такому контролю, административных ограничений в виде запрета пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства, и запрета выезда за пределы муниципального образования по избранному им месту жительства. Вместе с тем суд принимает во внимание то обстоятельство, что административный надзор - это наблюдение органов внутренних дел за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, наложенных на него временных ограничений прав и свобод, а также за исполнением этим лицом возложенных на него Законом обязанностей (подп. 1 ч. 1 ст. 1 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ). В частности, ч. 3 ст. 12 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ закреплено положение о том, что по исключительным личным обстоятельствам орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пп. 3, 4 и 5 ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории. Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что местом жительства Самойлова И.В. после освобождения будет являться адрес: ..., либо другой адрес, суд считает возможным установить административные ограничения в виде запрета пребывать ежедневно с 22.00. часа до 07.00. часов вне жилого помещения по месту жительства ..., либо, с предварительного разрешения органа внутренних дел - по иному месту жительства; запрета выезда за пределы муниципального образования «город Томск» без предварительного разрешения органа внутренних дел. Вместе с тем, принимая во внимание возможное трудоустройство Самойлова И.В. и максимально учитывая его возможный режим рабочего времени (суточный режим работы) в целях соблюдения его права на труд, суд считает необходимым предусмотреть возможность отступления от ограничения в виде запрета пребывать вне жилого помещения, являющегося его местом проживания, ... в период с 22.00 до 07.00 часов, в случае, если отсутствие Самойлова И.В. вне месте жительства в указанное время связано с официальной трудовой деятельностью. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 245-250, 261.8 ГПК РФ, суд решил: Заявление Федерального казенного учреждения «Лечебно-исправительное учреждение № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области» об установлении административного надзора в отношении Самойлова И.В. удовлетворить частично. Установить административный надзор в отношении освобождающегося из Федерального казенного учреждения «Лечебно-исправительное учреждение № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области» Самойлова И.В. сроком на шесть лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания. На весь срок административного надзора установить Самойлова И.В. административные ограничения в виде: - запрета посещать места проведения массовых мероприятий и участвовать в указанных мероприятиях; - запретить пребывание ежедневно с 22.00. часа до 07.00. часов вне жилого помещения по месту жительства ..., если отсутствие не связано с официальной трудовой деятельностью, либо, с предварительного разрешения органа внутренних дел - по иному месту жительства; - запретить выезд за пределы муниципального образования «город Томск» без предварительного разрешения органа внутренних дел; - обязать являться два раза в месяц в определенные органом внутренних дел по месту жительства дни для регистрации. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска. Судья Ю.В. Кулинченко
Дело № 2-125/12