Дело № 2-96/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 10 января 2012 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе: председательствующего судьи Кулинченко Ю.В., при секретаре Сабылиной Е.А., с участием заявителя Стрельцова А.В., представителя заинтересованного лица Верхушина А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Стрельцова А.В. об оспаривании решения должностного лица ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области, установил: Стрельцов А.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать решение начальника медицинской части ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области Верхушина А.Б. об отказе в предоставлении информации незаконным. В обоснование своих требований заявитель указал, что обратился к начальнику медицинской части ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области с заявлением, в котором просил выдать информацию о состоянии его здоровья матери Н.А. на основании доверенности. В ответ на данное обращение получил отказ. Заявитель Стрельцов А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель заинтересованного лица - ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области Верхушин А.Б., действующий на основании доверенности № 2 от 10.01.2012, сроком по 31.12.2012, в судебном заседании требования заявителя полагал не подлежащими удовлетворению. Пояснил, что действия сотрудников медицинской части исправительного учреждения в части ознакомления осужденных с медицинской документацией регламентируются утвержденным Порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, возможность снятия для осужденного копий медицинской карты этим Порядком не предусмотрена. Поскольку Стрельцов А.В. имеет особый статус, является осужденным, его право на ознакомление с указанной документацией ограничено. Кроме того, информация о состоянии здоровья является врачебной тайной. Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление Стрельцова А.В. подлежащим удовлетворению, исходя из следующего. Согласно пунктам 1, 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», государственный орган или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение поступившего обращения гражданина, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. В соответствии с частями 2, 6 ст. 15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной и письменной формах. Они рассматриваются администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания. Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных. В силу ст. 46 Конституции РФ, положений главы 25 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, их должностных лиц, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод, либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность, или они незаконно привлечены к ответственности. Как установлено в судебном заседании, 11.07.2011 Стрельцов А.В., будучи осужденным, отбывающим наказание в ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области, обратился к начальнику медицинской части ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области с письменным заявлением, в котором просил выдать на основании доверенности его матери Н.А. выписку из его медицинской карты (ее копию, справку о прохождении лечения от ..., точный диагноз, метод лечения). Согласно сделанной начальником медицинской части Верхушиным А.Б. на заявлении Стрельцова А.В. от 11.07.2011 записи следует, и самим Верхушиным А.Б. в судебном заседании не отрицалось, что решением названного должностного лица в предоставлении заявителю требуемой медицинской документации было отказано. Из указанной выше записи на заявлении Стрельцова А.В. от 11.07.2011, пояснений представителя ФКУ ЛИУ-1 следует, что основанием для отказа в предоставлении выписки из медицинской карты Стрельцова А.В. (ее копии, справки о прохождении лечения от ..., точного диагноза, метода лечения) являются несоответствие требованиям пункта 65 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу. Поскольку данной нормой предусмотрено непосредственное ознакомление осужденным с медицинскими документами о состоянии своего здоровья, ознакомление с данными документами его доверенного лица не допускается. Однако, суд с такими выводами согласиться не может; приходит к выводу о том, что названное решение должностного лица ФКУ ЛИУ-1 противоречит закону, нарушает права и законные интересы заявителя. Так, на основании ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, органы государственной власти, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Статьей 41 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленное статьей 41 Конституции РФ, является одним из основных прав человека и гражданина; подразумевает, в том числе, право на получение информации о состоянии своего здоровья. В связи с этим, принятые в развитие приведенных конституционных положений и действовавшие до 01.01.2012 Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 закрепляют в ст. 31 (абз. 1) возможность каждого гражданина получать в доступной для него форме имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Согласно абз. 4 ст. 31 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны. Одновременно с закреплением права пациента при обращении за медицинской помощью на получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, в пункте 9 ст. 30 названных Основ предусмотрено также право пациента на выбор лиц, которым в его интересах может быть передана информация о состоянии его здоровья. Аналогичные положения содержит и ныне действующий Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 22). Данные нормы закона устанавливают общий порядок и способы получения отражаемой в медицинских документах информации о состоянии здоровья гражданина. Поскольку право на охрану здоровья и медицинскую помощь, как и его составная часть - право на получение информации о состоянии своего здоровья, являются неотъемлемыми правами любого гражданина, независимо от его социально-правового статуса, законодательство предусматривает механизм реализации указанных прав лицами, находящимися в местах лишения свободы, с учетом особенностей их правового положения (ч. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, ст. 29 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, ст. 26 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации). В частности, из ч. 5 ст. 29 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, устанавливается федеральным органом государственной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, совместно с заинтересованным федеральным органом исполнительной власти. Утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17.12.2005 № 640/190 Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, (далее - Порядок) регулирует вопросы, связанные с организацией медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы. Введенный в действие с 22.11.2011 Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» данный Порядок не отменяет. Как следует из п. 65 названного Порядка, медицинские карты амбулаторного больного, листы назначений, листки временной нетрудоспособности на руки подозреваемым, обвиняемым и осужденным не выдаются, хранятся в медицинской части в шкафах под замком, листки временной нетрудоспособности - в металлическом шкафу, сейфе. За учет и хранение их отвечает лицо, назначенное начальником медицинской части. Вместе с медицинской картой амбулаторного больного хранятся журналы регистрации амбулаторных больных. Указанное положение не должно лишать подозреваемого, обвиняемого и осужденного права на получение информации о состоянии его здоровья. По требованию подозреваемого, обвиняемого или осужденного ему обеспечивается возможность непосредственного ознакомления с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, осуществляемая в присутствии врача. Из указанного следует, что возможность непосредственного ознакомления с подлинниками медицинских документов о состоянии здоровья осужденного их доверенными лицами этим Порядком действительно не предусмотрена. Вместе с тем, анализируя приведенные положения пункта 65 Порядка, в их взаимосвязи с правовыми нормами, содержащими основы правового статуса осужденных и гарантирующими им в качестве одного из элементов этого статуса охрану здоровья, суд приходит к выводу о том, что установление особого порядка ознакомления с медицинскими документами осужденного не лишает его возможности реализовать право на получение информации о состоянии своего здоровья иным допустимым действующим законодательством способом, а именно путем предоставления копий данных документов, выписки из них. В частности, названный Порядок запрета предоставлять осужденному выписки, копии его медицинских документов не содержит. Как следует из заявления Стрельцова А.В. от 11.07.2011, в данном случае он обратился за предоставлением выписки либо копии своей медицинской карты выбранному им лицу – своей матери Н.А. , что законом также не исключено. Ссылку представителя ФКУ ЛИУ-1 на нарушение в этом случае врачебной тайны суд не принимает во внимание, исходя из ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, ст. 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которым, предоставление сведений о состоянии здоровья гражданина по его просьбе указанному им лицу нарушением врачебной тайны не является. С учетом изложенного, поскольку соответствие закону принятого начальником медицинской части ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области решения об отказе в предоставлении информации о состоянии здоровья Стрельцова А.В. по заявлению от 11.07.2011 не подтверждено, данным решением нарушено право заявителя на получение информации о состоянии своего здоровья, требования Стрельцова А.В. о признании решения незаконным подлежит удовлетворению. Поскольку в данном случае оспаривается решение должностного лица ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области, соответствие которого закону не подтверждено, наличие обстоятельств, исключающих предоставление требуемой информации, в ходе рассмотрения не установлено, суд считает необходимым обязать администрацию ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области устранить нарушение прав заявителя путем предоставления информации о состоянии его здоровья по заявлению Стрельцова А.В., поданному 11.07.2011. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд решил: Заявление Стрельцова А.В. об оспаривании решения должностного лица ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области удовлетворить. Решение начальника медицинской части ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской об отказе в предоставлении информации о состоянии здоровья по заявлению Стрельцова А.В., поданному 11.07.2011, признать незаконным. Обязать администрацию ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области устранить нарушение прав Стрельцова А.В. путем предоставления информации о состоянии его здоровья по указанному выше заявлению Стрельцова А.В. от 11.07.2011. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска. Судья Ю.В. Кулинченко