Дело № 2-8/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 февраля 2012 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Быковой Ю.С. при секретаре Бадаловой Д.Ш. с участием представителя истца Ярошинской Г.Г. представителя ответчика Деминой О.Н. представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области Ширяевой А.А. представителей открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» Черновой Т.А., Панкратова М.Е. прокурора Огневой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Исмаиловой Г.Ю. к Обществу с ограниченной ответственностью «Соцсфера» о признании права собственности на жилое помещение и встречному иску Общества с ограниченной ответственностью «Соцсфера» к Исмаиловой Г.Ю. о расторжении договора коммерческого найма и выселении, УСТАНОВИЛ: Исмаилова Г.Ю. обратилась в суд с иском к ООО «Соцсфера», Администрации г. Томска, в котором с учетом последующего изменения исковых требований просит признать за ней право собственности на жилое помещение – квартиру .... В обоснование исковых требований Исмаилова Г.Ю. указала, что 06.08.1996 она была принята на работу в службу безопасности предприятия Томская ТЭЦ-3 на должность делопроизводителя. В этой связи ей была предоставлена комната ... в общежитии ..., находящемся на балансе государственного предприятия «Томскэнерго». Томская ТЭЦ-3 являлась структурным подразделением данного предприятия. Поскольку она проживала с дочерью, в 1997 году в порядке улучшения жилищных условий ей была предоставлена спорная квартира. 20.03.2000 она была уволена из Томской ТЭЦ-3 по сокращению штатов. Со времени предоставления жилого помещения она в нем проживает и производит оплату. Дочь достигла совершеннолетия, выехала на другое постоянное место жительства. 19.11.2001, несмотря на то, что общежитие подлежало передаче в муниципальную собственность, право собственности на весь жилой дом ... было зарегистрировано за ОАО «Томскэнерго», а в 2004 году ОАО «Томскэнерго» передано в качестве уставного капитала ОАО «Соцсфера». Впоследствии ОАО «Соцсфера» зарегистрировало право собственности на каждую квартиру, том числе, на спорную. В сентябре 2011 она была уведомлена собственником о выселении из данной квартиры с 31.12.2011. Считает, что поскольку она была вселена в спорное жилое помещение на условиях социального найма, соответственно, она вправе приобрести жилое помещение в собственность в порядке приватизации. Право приватизации ею не использовано. Ответчик ООО «Соцсфера» обратилось в суд со встречным исковым заявлением к Исмаиловой Г.Ю., в котором просит расторгнуть фактически сложившиеся отношения договора коммерческого найма жилого помещения – квартиры ... в жилом доме по ...; выселить Исмаилову Г.Ю. из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. В обоснование иска указано, что ОАО «Соцсфера» является собственником квартиры .... Изначально Исмаилова Г.Ю. проживала в квартире ... ... на условиях договора найма жилого помещения № 70-12 от 01.01.1999. С 19.05.2000 Исмаилова Г.Ю. проживает и зарегистрирована по месту жительства в квартире ... по указанному адресу на условиях договора коммерческого найма. 03.01.2002 ОАО «Томскэнерго» предложило Исмаиловой Г.Ю. заключить договор найма жилого помещения № 5, условием которого было предоставление жилого помещения – ..., во временное владение и пользование (сроком до 31.12.2002). Вместе с тем, Исмаилова Г.Ю. в присутствии свидетелей отказалась подписывать указанный договор, при этом из квартиры не выехала и продолжала пользоваться жилым помещением. Между сторонами сложились фактические отношения по коммерческому найму, т.к. ответчик проживает в квартире, оплачивает жилищно-коммунальные услуги, вносит плату за коммерческий найм, установленную локальными актами ОАО «Соцсфера», т.е. волеизъявление сторон направлено на исполнение договорных обязательств. Соответственно, фактически сложились отношения краткосрочного коммерческого найма между Исмаиловой Г.Ю. и ОАО «Томскэнерго». В соответствии со ст. 452 ГК РФ Исмаиловой Г.Ю. было направлено уведомление о расторжении договора найма и освобождении занимаемого помещения в срок до 31.12.2011. Однако, до настоящего времени данное требование не исполнено. Истец Исмаилова Г.Ю. в судебное заседание не явилась, представив заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие, что суд в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным. Ранее в судебном заседании Исмаилова Г.Ю. пояснила, что в августе 1996 года она была принята на работу на предприятие Томская ТЭЦ-3, являющееся структурным подразделением ОАО «Томскэнерго», и встала в очередь на предоставление жилья по месту работы. Порядок предоставления жилых помещений в общежитии был единым для всех работников, ордер не выдавался, договор не заключался. Решением администрации и профсоюзного комитета ей была предоставлена комната ... с подселением в общежитии по ..., а впоследствии, в порядке улучшения жилищных условий - квартира .... На вселение в квартиру ей было выдано направление, которое вместе с паспортом для регистрации по месту жительства было передано коменданту общежития. В 1999 г. с ней был заключен договор найма жилого помещения (...). В 2002 году она отказалась заключить договор найма занимаемого жилого помещения с ОАО «Соцсфера», т.к. он являлся срочным, без права постоянного проживания в жилом помещении. Она по настоящее время проживает в спорном жилом помещении на условиях заключенного с нею в 1999 году договора. Ранее оплату за жилое помещение она производила коменданту, затем бухгалтеру. В настоящее время поступают квитанции об оплате от Соцсферы. Представитель истца Исмаиловой Г.Ю., третьего лица Наджафкуловой Д.А. – Ярошинская Г.Г., действующая по доверенностям от 10.11.2011, реестр. № 6-5232, от 16.01.2012, реестр. № 301, в судебном заседании требования истца поддержала по тем же основаниям, а встречный иск ООО «Соцсфера» не признала. Дополнительно пояснила, что строительство малосемейного общежития началось в сентябре 1991 года за счет государственных средств, а было окончено в декабре 1995 года ОАО «Томскэнерго». Период строительства малосемейного общежития ... в 1991-1992 за счет государственных средств подтверждается актом государственной приемочной комиссии от 29.12.1995. Дом по ..., был сдан в эксплуатацию 29.12.1995 и в соответствии с действующим законодательством подлежал передаче в муниципальную собственность. Однако, в нарушение Постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 после ввода в эксплуатацию жилой дом не был передан в собственность муниципального образования «Город Томск». Спорная квартира была предоставлена Исмаиловой Г.Ю. в установленном ЖК РСФСР порядке, между ней и ОАО «Томскэнерго» возникли правоотношения по найму жилого помещения, которые в соответствии со ст. 7 ФЗ «О введение в действие ЖК РФ» являются правоотношениями социального найма. Поскольку Исмаилова Г.Ю. состояла в очереди на предоставление жилья в ОАО «Томскэнерго», то в случае передачи ОАО «Томскэнерго» общежития в муниципальную собственность после ввода в эксплуатацию, в установленном законом порядке она могла пользоваться спорным жилым помещением на условиях социального найма и приватизировать его. Представитель ответчика ООО «Соцсфера» - Демина О.Н., действующая по доверенности от 17.01.2012, в судебном заседании встречный иск поддержала по тем же основаниям, а иск Исмаиловой Г.Ю. не признала по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому жилой дом, расположенный по адресу: ..., будучи собственностью ОАО «Томскэнерго», был передан ОАО «Соцсфера» в качестве вклада в уставной капитал. Право собственности ОАО «Томскэнерго» никем оспорено не было. Переход права собственности на жилое здание был зарегистрирован 11.03.2004. В настоящее время спорное жилое помещение принадлежит на праве собственности ОАО «Соцсфера». Довод заявительницы о том, что спорное имущество подлежало передаче в муниципальную собственность, необоснован, т.к. в плане приватизации ПО «Томскэнерго», утвержденном председателем Комитета по управлению государственным имуществом по Томской области от 12.03.1993, отсутствуют сведения о спорном объекте недвижимости. Общежитие ..., не вошло в состав незавершенных строительством жилых домов по причине его отсутствия на момент приватизации предприятия как объекта незавершенного строительства. В 1993 году объект незавершенного строительства не мог быть предметом гражданско-правовой сделки. С принятием Указа Президента РФ от 10.06.1994 № 1181 «О мерах по обеспечению достройки незавершенных строительством жилых домов», утвердившего Положение о порядке передачи для завершения строительства и продажи незавершенных строительством жилых домов, объекты незавершенного строительства были вовлечены в гражданско-правовой оборот как объекты недвижимости. Подтверждением данного обстоятельства являются сведения Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № Ф-70/8313 от 27.12.2011. Жилой дом, расположенный по адресу: ..., не является объектом муниципальной собственности, что подтверждается решением Арбитражного суда Томской области от 20.04.2009 (по делу А67-540/09), постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 10.06.2009 (по делу № 07АП-4026/09), постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.09.2009 (по делу № Ф04-5398/2009). Кроме того, Исмаилова Г.Ю. не является нанимателем жилого помещения на условиях договора социального найма, отсутствуют договора найма жилого помещения и иные доказательства, подтверждающие право истца на занимаемое жилое помещение. На момент вселения Исмаиловой Г.Ю. в спорное жилое помещение, оно являлось собственностью ОАО «Томскэнерго», право собственности которого было зарегистрировано 20.06.1996. Таким образом, Исмаилова Г.Ю. обеспечивалась жильем в связи с трудовым отношениями уже коммерческой организацией, а не государственным предприятием. Спорное жилое помещение занимается истцом по договору коммерческого найма. Исполнение оспариваемой в рамках настоящего дела сделки приватизации началась с даты подписания сводного передаточного акта. Исковое заявление подано истцом за пределами установленного п. 1 ст. 181 ГК РФ трехгодичного срока исковой давности. Учитывая, что Исмаилова Г.Ю. не обладала правом в отношении спорного жилого помещения на момент осуществления сделки по приватизации общежития в 1993 году, и потому не обладала субъективным правом на приватизацию жилья, которое могло быть сохранено при переходе государственного предприятия в иную форму собственности, соответственно, исковые требования Исмаиловой Г.Ю. удовлетворению не подлежат. Факт производства расходов государственного бюджета на строительство спорного здания не подтвержден материалами дела. Положения Приказа Минфина РФ от 20.03.1992 № 10 обязывают все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформлять документами, являющимися первичными учетными документами, расходы государственного бюджета на строительство могут быть подтверждены в суде только первичными бухгалтерскими документами. Объект, на финансирование строительства которого планировались государственные денежные средства, в представленных планах капитального строительства и годовых отчетах за 1991, 1992 г.г. не идентифицирован со спорным – расположенным .... Дополнительно пояснила, что общежитие по адресу: ..., было построено исключительно за счет средств ОАО «Томскэнерго». Представитель ответчика Администрации г. Томска в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Суд в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Администрации г. Томска. Представители третьего лица ОАО «ТГК № 11» - Чернова Т.А., Панкратов М.Е., действующие по доверенностям от 15.12.2011 № 03-03/624ТФ, от 19.09.2011 № 03-03/531ТФ, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований Исмаиловой Г.Ю. возражали, встречный иск ООО «Соцсфера» поддержали по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому проживание в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности акционерному обществу, на условиях коммерческого найма не позволяет истице ставить вопрос о приобретении данного жилого помещения в собственность в порядке, предусмотренном Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В настоящее время собственником жилого дома ... является ОАО «Соцсфера». Решениями Кировского районного суд г. Томска от 09.04.2008, от 08.07.2008, кассационными определениями Томского областного суда от 12.08.2008, 30.09.2008, решением Арбитражного суда Томской области от 20.04.2009, Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.09.2009 установлено, что здание ... было построено на средства акционерного общества «Томскэнерго», право собственности АО «Томскэнерго» зарегистрировано в установленном законом порядке, в связи с чем жилое помещение, занимаемое Исмаиловой Г.Ю., не является ни государственной, ни муниципальной собственностью. В представленных договорах найма за 1999, 2002 г.г., заключенных истицей с ОАО (АО) «Томскэнерго», указано, что предоставляемое жилое помещение принадлежит на праве собственности ОАО (АО) «Томскэнерго» и предоставляется истцу во временное возмездное пользование без права выкупа. В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» приватизация возможна только в государственном и муниципальном жилищном фонде, каковым дом ... не являлся и не является. Дополнительно пояснили, что строительство общежития по ... велось за счет средств ОАО «Томскэнерго» в 1993, 1995 г.г. На момент заключения Исмаиловой Г.Ю. договора найма жилого помещения в 1999 году, ей было известно, о том, что собственником предоставляемого жилого помещения является ОАО «Томскэнерго», следовательно, Исмаиловой Г.Ю. пропущен срок исковой давности для обращения в суд. Представитель третьего лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом Территориальное управление в Томской области - Ширяева А.А., действующая по доверенности от 10.01.2012 № 1, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований Исмаиловой Г.Ю. не возражала, возражала против удовлетворения встречного иска ООО «Соцсфера». Согласно отзыву здание жилого десятиэтажного дома (общежития) было введено в эксплуатацию в соответствии с Актом государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 28.12.1995. Акт в целом и его пункты не были признанными незаконными. Акт является правоустанавливающим документом для сделок с имуществом. В соответствии с п. 8 акта начало строительства здания - сентябрь 1991 года. Сомневаться в достоверности указания даты начала строительства нет оснований, т.к. в п. 8 акта имеется расшифровка сроков строительства – 4 года 4 месяца. На момент акционирования государственного предприятия ПО «Томскэнерго» в 1993 году все его имущество, включая незавершенные строительством объекты, было государственной (федеральной) собственностью в соответствии с разделом IV приложения 1 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1. Согласно п. 9.2 плана приватизации ПО «Томскэнерго» здание по адресу: ..., после завершения строительства подлежало передаче в муниципальную собственность. Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» и Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность» здание жилого дома ... подлежало передаче в муниципальную собственность. Согласно Постановлению Правительства от 07.03.1995 № 235 для передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в муниципальную собственность предприятия вносят перечни таких объектов в планы приватизации отдельным разделом. Незавершенное строительством здание по адресу: ..., не было внесено в раздел Плана приватизации как объект недвижимости, не подлежащий приватизации. После ввода в эксплуатацию жилой дом, расположенный по адресу: ..., в нарушение установленного порядка не был включен в план приватизации и не был передан в собственность муниципального образования «Город Томск». Государственная регистрация права собственности ОАО «Томскэнерго» в 2001 году была произведена с нарушением действующего законодательства. Далее здание внесено в уставной капитал ОАО «Соцсфера». Действующие на момент приватизации нормативно-правовые акты исключали возможность приватизации жилого фонда государственных предприятий. Отсутствие решения о передаче незавершенного строительством жилого здания в муниципальную собственность при приватизации предприятия «Томскэнерго» и последующая передача имущества в собственность ОАО «Соцсфера» не может повлиять на жилищные права истца, поскольку оформление данных сделок не зависело от воли Исмаиловой Г.Ю. Законность вселения Исмаиловой Г.Ю. подтверждена, а потому она имеет право на приватизацию помещения ... в здании по адресу: .... Дополнительно пояснила, что из архивных документов следует, что строительство общежития в 1991-1992 г.г. финансировалось за счет бюджетных средств. Третье лицо Наджафкулова Д.А. в судебное заседание не явилась, представив заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие, что суд в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным. Выслушав стороны, заключение прокурора, полагающей, что исковые требования Исмаиловой Г.Ю. подлежат удовлетворению, а в удовлетворении встречных исковых требований ООО «Сосфера» следует отказать, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Исмаиловой Г.Ю. подлежащими удовлетворению, а в удовлетворении встречных исковых требований ООО «Соцсфера» суд считает необходимым отказать по следующим основаниям. В соответствии с ч 2. ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности. Статьей 40 Конституции РФ определено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 (далее – Закон) установлены основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации. Согласно ст. 1 Закона приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений. Согласно ст. 2 Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу ст. 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Ст. 18 Закона определено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. Как разъяснено в п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 24.08.1993 № 8, решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.). Такими образом, обстоятельствами, имеющими значение для разрешения настоящего дела являются: принадлежность жилого помещения государственному и муниципальному фонду, наличие отношений социального найма, неиспользование истцом права приватизации ранее. В судебном заседании установлено, что Исмаилова Г.Ю. 06.08.1996 была принята на работу в службу безопасности на должность делопроизводителя на предприятие Томская ТЭЦ-3, откуда была уволена 20.03.2000 в связи с сокращением численности персонала и изменением штатного расписания. В период с 25.10.1995 по 01.12.1997 Исмаилова Г.Ю. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: .... 01.01.1999 между АО «Томскэнерго», в лице директора ТЭЦ-3 С. («Наймодатель»), и Исмаиловой Г.Ю. («Наниматель») был заключен договор найма жилого помещения - ..., предоставленной нанимателю во временное пользование на один год. 17.06.1999 к указанному договору было заключено дополнительное соглашение, согласно которому квартира предоставляется нанимателю во временное пользование на период работы в системе ОАО «Томскэнерго». Указанное жилое помещение было передано Исмаиловой Г.Ю. С 19.05.2000 по настоящее время Исмаилова Г.Ю. зарегистрирована постоянно по месту жительства ..., оплачивает жилищно-коммунальные услуги, в том числе вносит плату за найм. Исмаиловой Г.Ю. право на приватизацию жилья не использовано, объектов недвижимого имущества в собственности она не имеет. Данные обстоятельства подтверждаются архивной справкой Томского филиала ОАО «ТГК № 11» № 176 от 23.11.2010, трудовой книжкой от 01.11.1982, сообщением УФМС России по Томской области от 20.09.2011 № 1/11-36, справкой ОАО «Соцсфера» от 04.03.2011, договором найма жилого помещения № 70-12 от 01.01.1999, дополнительным соглашением № 1 от 17.06.1999 к договору найма жилого помещения № 70-12 от 01.01.1999, актом приемки-передачи жилого помещения от 18.06.1999, копией паспорта Исмаиловой Г.Ю. ..., адресной справкой УФМС России по Томской области от 22.09.2011, заявлением о выдаче паспорта от 11.09.2008, экспликацией к поэтажному плану жилого здания, кадастровым паспортом помещения от 24.11.2008, счет-квитанциями за ЖКУ, сведениями по состоянию до 03.09.1998 Томского Филиала ФГУП «Ростеинвентаризация-Федеральное БТИ» от 15.10.2010 № 5752001, № 5752101, уведомлением Управления Росреестра по Томской области от 15.10.2010 № 01/246/2010-401. Как следует из сообщения Отдела УФМС России по Томской области в Октябрьском районе г. Томска от 26.12.2011 № 7902, документ, являющийся основанием для регистрации Исмаиловой Г.Ю. по месту жительства по адресу: ..., не представляется возможным представить, т.к. в соответствии с приказом № 208 от 20.09.2007 срок хранения ф. № 6 (заявление о регистрации по месту жительства) – 5 лет. В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 № 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. С учетом указанного положения закона, принимая во внимание, что спорные правоотношения возникли до введения в действие ЖК РФ, но продолжаются и после введения в действие ЖК РФ, при разрешении настоящего спора суд считает правильным руководствоваться нормами ЖК РСФСР, а также ЖК РФ – в части тех прав и обязанностей сторон, которые возникли после введения в его действие. В соответствии со ст. 7 ЖК РФ РСФСР (в редакции от 28.03.1998) жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. Предоставление помещений в жилых домах для нужд промышленного характера запрещается. В силу ст. 109 ЖК РСФСР для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно - бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них. Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определяется законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР. В соответствии с п. 2 Примерного положения об общежитиях, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.08.1988 г. № 328 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.07.1993 г. № 726), общежития предназначаются для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы. В силу п. 10 указанного Положения жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме. При вселении в общежитие ордер сдается администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещается. Статьей 110 ЖК РСФСР установлено, что прекратившие работу сезонные, временные работники и лица, работавшие по срочному трудовому договору, а также лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения из общежития, которое было им предоставлено в связи с работой или учебой. Другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 настоящего Кодекса, могут быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения (статья 97). В силу п. 8 ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены: лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников. Допрошенные в судебном заседании свидетели К., Я., В., Т., работавшие вместе с истцом на одном предприятии ТЭЦ-3, показали, что в 1996 году Исмаилова Г.Ю. была принята на работу в службу безопасности «Томскэнерго». В связи с трудовыми отношениями Исмаиловой Г.Ю. была предоставлена комната ... с подселением в общежитии ..., а в последующем в порядке улучшения жилищных условий ей вместе с дочерью была предоставлена квартира .... На предприятии «Томскэнерго» существовала очередь на предоставление жилья в связи с трудовыми отношениями. Был предусмотрен единый порядок предоставления жилья, а именно: жилье предоставлялось на основании решения администрации и профсоюзного комитета, на вселение в общежитие ..., выдавалось направление, которое при вселении передавалось коменданту общежития, с лицами, которым было предоставлено жилье, заключался договор найма на жилое помещение с правом бессрочного проживания на период трудовых отношений с «Томскэнерго», ордера не выдавались. Плату за проживание в общежитии вычитали из заработной платы работников, а после увольнения приходили квитанции об оплате. Не доверять показаниям указанных свидетелей у суда оснований не имеется, поскольку факт их работы на Томской ТЭЦ-3 подтверждается представленными ими трудовыми книжками от 21.07.1992, 03.11.1986, 30.10.1987, решением Октябрьского районного суда г. Томска от 17.10.2002. Также представлены копия направления для заселения и направления в общежитие Томской ТЭЦ-3 Т. от 01.09.1999, договоры найма жилого помещения между ОАО «Томскэнерго» и Т. от 01.01.1999, от 01.01.2000 № 50/51, акт приемки-передачи жилого помещения Т. от 01.09.1999, договор найма жилого помещения между АО «Томскэнерго» и Я. от 01.01.1999 № 270-53, дополнительное соглашение от 17.06.1999 к указанному договору, акт приемки-передачи жилого помещения Я. от 18.06.1999, согласно которым договоры найма жилых помещений по адресу: ..., заключались на период работы в системе ОАО «Томскэнерго». Кроме того, свидетель С. (директор ТЭЦ-3) показал, что на предприятии в соответствии с действующим на тот момент жилищным законодательством существовал единый порядок предоставления жилья – на основании решения администрации предприятия и профсоюзного комитета. Жилье в общежитии ..., предоставлялось на условиях договора найма с правом бессрочного проживания на период трудовых отношений с «Томскэнерго». Договор найма заключался с работником сначала на год, в случае сохранения трудовых отношений с «Томскэнерго» договор считался перезаключенным на тех же условиях с правом бессрочного проживания на период трудовых отношений. На основании договоров коммерческого найма работники в общежитие не вселялись. Как правило, изначально предоставлялась комната с подселением, а впоследствии жилищные условия улучшались. Исмаилова Г.Ю. работала в службе охраны предприятия «Томскэнерго», являлась матерью одиночкой. Жилье в общежитии ..., было предоставлено Исмаиловой Г.Ю. в связи с трудовыми отношениями, на период работы в системе «Томскэнерго», с правом бессрочного проживания. Показания допрошенных судом свидетелей являются логичными, последовательными, согласованными между собой. Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Исмаиловой Г.Ю. в установленном порядке в связи с трудовыми отношениями на период работы в Томской ТЭЦ-3 была предоставлена комната в общежитии ..., а затем с целью улучшения жилищных условий - ... по указанному адресу. При этом, отсутствие ордера и разрешения на вселение не может быть поставлено в вину Исмаиловой Г.Ю., которая действовала добросовестно. В судебном заседании не установлено обстоятельств, свидетельствующих о самовольном переселении Исмаиловой Г.Ю. в квартиру .... Таким образом, Исмаилова Г.Ю. была вселена в спорное жилое помещение и проживает в нем на законных основаниях. В судебном заседании установлено, что в настоящее время ОАО «Соцсфера» (правопреемником которого является ООО «Соцсфера») является собственником объекта, расположенного по адресу: ..., а также квартиры ... по указанному адресу, ранее правообладателем указанного здания являлось ОАО Энергетики и Электрификации «Томскэнерго», что подтверждается выписками Управления Росреестра по Томской области от 15.10.2010 № 01/246/2010-402, от 07.12.2011 № 01/410/2011-206, № 01/410/2011-207., свидетельствами о государственной регистрации права от 26.03.2004 серии 70-АА № 253469, от 03.09.2009 серии 70 АБ № 363034, решением № 1 Единственного учредителя ОАО «Соцсфера» от 30.10.2003, актом передачи имущества в уставный капитал ОАО «Соцсфера» от 31.12.2003, передаточным актом, утвержденным решением единственного акционера от 03.10.2011, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 10.01.2012. В соответствии со ст. 11.1 Конституции (Основного закона) РФ, принятой Верховным Советом РСФСР 12.04.1978 (в редакции от 10.12.1992), в государственной собственности Российской Федерации находятся имущество государственных предприятий, учреждений и организаций Российской Федерации... Владение, пользование и распоряжение государственной собственностью осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга. На основании ч. 2 ст. 19 Закона СССР «О собственности в СССР» от 06.03.1990 № 1305-1 имущество, создаваемое или приобретаемое за счет бюджетных или иных средств Союза ССР, союзной республики, автономной республики, автономной области, автономного округа, административно - территориального образования или средств находящихся в их ведении предприятий, организаций, учреждений, относится соответственно к общесоюзной собственности, собственности союзной республики, автономной республики, автономной области, автономного округа или собственности административно - территориального образования. Порядок приватизации предприятий устанавливался Законом РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 03.07.1991 № 1531-1, действие этого Закона не распространялось на объекты жилищного фонда. В соответствии со ст. 4 ЖК РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР от 24.06.1983, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. Пунктом 1 Указа Президента РФ «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» от 10.01.1993 № 8 был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта. Пунктом 1 приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991 № 3020-1 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. В соответствии с вышеуказанными нормами не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность. Преобразование предприятий в акционерные общества осуществлялось в соответствии с Положением о коммерциализации государственных предприятий, утвержденным Указом Президента РФ от 01.07.1992 № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества». Согласно п. 5 данного Положения, величина уставного капитала акционерных обществ, создаваемых в соответствии с настоящим Положением, определяется в порядке, установленном Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992 года N 66 (за исключением пунктов 1.3, 2.4, 3.1.1, 3.4.1, первого и шестого абзацев пункта 5.1, пунктов 5.2, 5.3, 5.4, 5.5) по состоянию на 1 июля 1992 года. Согласно п.п. 1.3., 2.4, 3.3., 5.1 Временного методического указания по оценке стоимости объектов приватизации (Приложение № 2 к Указу Президента от 29.01.1992 № 66) оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации. В имущественный комплекс предприятия, подлежащий оценке, включаются, в том числе неоконченные, не оформленные актами приемки объекты строительства. Объекты незавершенного строительства после их инвентаризации оцениваются по балансовой стоимости. Комиссией составляются акты оценки стоимости имущества, в которых отражаются результаты инвентаризации и оценки (приложения 1 - 9), подписываемые всеми членами комиссии по приватизации. Обязательными приложениями к акту оценки стоимости имущества предприятия являются передаточный бухгалтерский баланс, документы, отражающие результаты инвентаризации. Таким образом, все имущество, которым обладало государственное предприятие, подлежало инвентаризации, в том числе и объекты незавершенного строительства. По результатам составления актов оценки имущества, принималось решение о передаче данного имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, в собственность приватизируемого предприятия. Судом установлено, что открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Томскэнерго» учреждено в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 14.08.1992 № 922 «Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества», от 15.08.1992 № 923 «Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации» от 05.11.1992 № 1334 «О реализации в электроэнергетической промышленности Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1992 № 922 «Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества». ОАО «Томскэнерго» зарегистрировано 17.03.1993 Томской регистрационной палатой и является правопреемником государственного предприятия Томского производственного объединения энергетики и электрификации «Томскэнерго». ТЭЦ-3 являлось структурным подразделением АООТ «Томскэнерго». В подтверждение довода истца Исмаиловой Г.Ю. о том, что строительство малосемейного общежития по адресу: ..., велось ПО «Томскэнерго» в 1991,1992 г.г., представлены «План капитального строительства за 1991 г.», «План капитального строительства за 1992 г.», «Годовой отчет по капитальным вложениям за 1991 г.», «Годовой отчет по основной деятельности за 1992 г. В соответствии с планом капитального строительства Томского производственного объединения энергетики и электрификации «Томскэнерго» ТЭО «Сибирьэнерго» на 1991 год, сводным отчетом по капитальным вложениям за 1991 год, запланировано строительство малосемейного общежития, сер. 86, кирпичное, ТЭЦ-3, мощностью 4700 кв.м, подрядчиком являлся Минатомэнергопром, с начальным освоением со 2-го квартала 1991 года капитальных вложений 3910 млн. руб., строительно-монтажных работ 3,366 млн. руб., основных фондов – 3,91 млн. руб. Распределением капитальных вложений по стройкам ТЭЦ-3 на 1991 было предусмотрено, что непромышленное строительство финансировалось за счет тарифа. На 1991 год было запланировано освоить на строительство общежития для малосемейных ТЭЦ-3: 610 тыс. руб. - капитальные вложения, 500 тыс. руб. – строительно-монтажные работы, по факту, согласно справке о выполнении капитального строительства на 1991, расшифровке выполнения плана, капитальных вложений, основных фондов, незавершенного производства за 1991 было освоено 437 тыс. руб. капитальных вложений, 338 тыс. руб. строительно-монтажные работы, прочие - 35 тыс. руб., проектные – 64 тыс. руб. На 01 января 1992 года малосемейное общежитие ТЭЦ-3 значится как объект незавершенного строительства. Согласно плану капитального строительства Томского производственного объединения энергетики и электрификации «Томскэнерго» ТОЭ «Сибирьэнерго» на 1992 год, годовому отчету за 1992 год МИНТОПЭНЕРГО РФ ТЭО «Сибирьэнерго» ПО «Томскэнерго»: на непромышленное строительство общежития для малосемейных ТЭЦ-3 запланировано освоить госкапвложений (централизованные – бюджет РСФСР)- 2,0 млн. руб. капитальных вложений, 1,0 млн. руб. – строительно-монтажные работы, окончание строительства было предусмотрено в 1992, однако срок ввода не предусматривался, подрядчиком является МАЭП, ведущей проектной организацией - Томскгражданпроект, проектно-сметная документация учреждена дирекцией ТЭЦ-3 (л.д. 118 том 3). Строительство малосемейного общежития в 1991-1992 велось за счет Российского бюджета (л.д. 98 том 3). Согласно пояснительной записке по выполнению плана капитального строительства на 1992 год работы велись на переходящих с 1991 г. объектах, в том числе малосемейному общежитию. Из-за ограниченности средств ввода жилья на 1992 год не планировалось. До конца 1992 было освоено – 2023 тыс. руб. капитальных вложений и 1592 тыс. руб. - строительно-монтажные работы. В 1992 году коэффициент индексации цен составил 5,52. Согласно справке о выполнении плана капитального строительства по объектам за 1992 год, расшифровке выполнения плана капитальных вложений, ввода основных фондов, незавершенного производства на 1992 год с учетом коэффициента индексации на 1992 было освоено капиталовложений 13752 тыс. руб., строительно-монтажные работы – 13188 тыс. руб. На конец 1992 года малосемейное общежитие являлось объектом незавершенного строительства. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в 1991-1992 г.г. в ценах 1991 года было освоено 2491 тыс. руб. госкапвложений, в отношении к предусмотренным на начало строительства - 3910 тыс. руб., это составляет 63,7%. Допрошенный в судебном заседании свидетель С. показал, что строительство общежития по адресу: ..., началось в 1991 году, велось в 1992 году, а было закончено после приватизации «Томскэнерго». Проектно-сметная документация была утверждена в 1991 году, а переутверждена в 1993 году. Деньги на строительство были выделены из госплана СССР, по отдельной статье. Основные средства, затраченные на строительство общежития, являлись государственными средствами, составляли около 6 000 млн. руб., около 300 тыс. руб. было затрачено из амортизационного фонда АО «Томскэнерго». При этом АО «Томскэнерго» производило сантехнические работы и благоустройство территории. Других малосемейных общежитий ТЭЦ-3 в 1991-1992 не строилось и в представленной бухгалтерской документации речь идет именно об общежитии, расположенном по адресу: .... Свидетель Я. показал, что строительство общежития ... велось в 1991-1992. В 1992 уже стояла коробка дома. Судом принимается во внимание, что ответчиком ООО «Соцсфера» в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства, подтверждающие ведение строительства иного малосемейного общежития ТЭЦ-3 в 1991-1992 г.г., а также нарушений действовавшего законодательства в сфере бухгалтерского учета и отчетности при составлении планов капитального строительства за 1991, 1992 г.г., годового отчета по капитальным вложениям за 1991 г., годового отчета по основной деятельности за 1992 г. В подтверждение того, что строительство общежития ... велось за счет средств АО «Томскэнерго», ООО «Соцсфера» представлены договор подряда на капитальное строительство от 21.12.1993, договор подряда от 27.01.1995 на строительство общежития для малосемейных № 1, стоимость строительно-монтажных работ 270 тысяч руб. и 770 тысяч рублей соответственно в ценах 1991. При оценке указанных договоров судом принимаются во внимание положения ст. 95 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, ст. 368 ГК РСФСР, согласно которым по договору подряда на капитальное строительство подрядчик обязуется построить и сдать в установленный срок определенный договором объект либо выполнить обусловленные договором строительные работы, а заказчик обязуется предоставить подрядчику строительную площадку либо обеспечить фронт работ, принять их и оплатить. Договор подряда на капитальное строительство заключается на осуществление строительства, капитального ремонта, реконструкции предприятия, зданий, сооружений, выполнение монтажных, пусконаладочных или иных работ, неразрывно связанных с местом нахождения объекта. По договору подряда на капитальное строительство организация-подрядчик обязуется своими силами и средствами построить и сдать организации-заказчику предусмотренный планом объект в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией и в установленный срок, а заказчик обязуется предоставить подрядчику строительную площадку, передать ему утвержденную проектно-сметную документацию, обеспечить своевременное финансирование строительства, принять законченные строительством объекты и оплатить их. Вместе с тем, проектно-сметная документация к указанным договорам не представлена, перечень строительных работ указанные договоры не содержат. Представленные решения Кировского районного суда г. Томска от 09.04.2008, от 08.07.2008, кассационные определения Томского областного суда от 30.09.2008, от 12.08.2008, решение Арбитражного суда Томской области от 17.04.2009, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.09.2009 в соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 61 ГПК РФ не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего гражданского дела, поскольку Исмаилова Г.Ю. не участвовала при рассмотрении данных дел. Как следует из акта государственной приемочной комиссии о приеме законченного строительством объекта в эксплуатацию от 28.12.1995 ТЭЦ-3, ... (заказчик совместно с подрядчиком) предъявлено к приемке в эксплуатацию общежитие мкр. «Солнечный» по адресу: .... Строительно-монтажные работы осуществлены в сроки (начало работ сентябрь 1991 г., окончание работ декабрь 1995 г., фактически 4 года 4 месяца). Проектно-сметная документация утверждена приказом директора ТЭЦ-3 от 02.04.1993 № 130 (п.п. 7, 8). Из Постановления Мэра г. Томска от 29.12.1995 № 1481-в следует, что утвержден акт государственной комиссии от 28.12.1995 о вводе в эксплуатацию 10-этажного общежития .... АООТ «Томскэнерго» разрешено ввести в эксплуатацию 10-этажное общежитие ... и принять на баланс. В соответствии с приказом Томской ТЭЦ-3 от 22.01.1996 № 23 введено в эксплуатацию общежитие Томской ТЭЦ-3 ... Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что строительство общежития ..., было начато в 1991 году, при этом в 1991-1992 велось за счет государственных средств и на момент приватизации АО «Томскэнерго» 12.03.1993 общежитие ..., являлось объектом незавершенного строительства. При этом сообщение Томского филиала ФГУП «Ростехивентризация-Федеральное БТИ» от 27.12.2011 № Ф-70/8313 о том, что по сведениям реестра объектов капитального строительства Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» объект по адресу: ..., введен в эксплуатацию в 1995 на основании Постановления Мэра г. Томска; сведения о статусе объекта по вышеуказанному адресу по состоянию на 1993 в распоряжении предприятия отсутствуют; технический учет объектов капитального строительства в г. Томске, по состоянию на 1993 осуществляло МУ «БТИ», держателем которого в настоящее время является Томский филиал ФГУП «Ростехивентризаия-Федеральное БТИ», не имеет юридического значения, поскольку отсутствие технического учета объекта по адресу: ..., не может являться подтверждением отсутствия самого объекта незавершенного строительства на 1993 год. 01.07.1992 составлен акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 (согласован с Управлением государственной собственностью администрации Томской области в 2000 году). Незавершенное строительством здание общежития по строительному адресу: ... не указано в акте оценки стоимости зданий и сооружений на 01.07.1992. 12.03.1993 Комитетом по управлению государственным имуществом Томской области утвержден план приватизации ПО «Томскэнерго», который содержал указание на имеющееся имущество, в том числе объекты незавершенного строительства на период 1992 г. Однако в данном перечне общежитие ... отсутствует. Кроме того, согласно п. 9.2 Плана приватизации объекты незавершенного строительства (жилье, коммунальные сети и школу) после завершения строительства подлежали передаче в муниципальную собственность вышеуказанным администрациям по месту. Согласно письму ОАО «Соцсфера» Мэру г. Томска от 24.04.2006 № 134/101 ОАО «Соцсфера» предлагает произвести передачу жилого дома ..., который имеет статус общежития, в муниципальную собственность. Учитывая изложенное, суд считает, что после завершения строительства общежития по адресу: ..., в 1995 году оно подлежало передаче в муниципальную собственность. При этом отсутствие решения о передаче общежития в муниципальную собственность при приватизации предприятия и последующая передача общежития в собственность АО «Томскэнерго» не может влиять на жилищные права Исмаиловой Г.Ю., в том числе и на право на бесплатную передачу жилья в собственность на основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», поскольку оформление данных сделок не зависело от воли Исмаиловой Г.Ю. и правом их оспаривания она не наделена. Доводы ответчика ООО «Соцсфера» и третьего лица ОАО «ТГК-11» о том, что Исмаиловой Г.Ю. при предъявлении настоящего искового заявления пропущен срок исковой давности, суд находит несостоятельными, поскольку согласно положениям п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» от 29.04.2010 № 10/22 течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права. Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ. Вместе с тем в силу абзаца пятого статьи 208 ГК РФ в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется. Таким образом, на требование Исмаиловой Г.Ю. о признании права собственности на спорное жилое помещение исковая давность не распространяется. В силу ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 № 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Из положений приведенной нормы следует, что общежитие, ранее принадлежавшее государственному предприятию ПО «Томскэнерго» и подлежавшее передаче в ведение органов местного самоуправления, утратило статус общежития в силу закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных гражданам по договорам социального найма. Довод ответчика ООО «Соцсфера» о том, что истец Исмаилова Г.Ю. была вселена и проживает в спорном жилом помещении на условиях коммерческого найма после увольнения, не нашел подтверждения в судебном заседании. Ответчиком ООО «Соцсфера» были представлены неподписанные Исмаиловой Г.Ю. договоры найма жилого помещения № 5 от 03.01.2002, акт сдачи-приемки жилого помещения от 03.01.2002. Кроме того, согласно акту от 08.01.2002 Исмаилова Г.Ю. в присутствии коменданта общежития и свидетелей отказалась подписывать договор найма жилого помещения от 03.01.2001. При этом подписанное Исмаиловой Г.Ю. соглашение от 26.03.2002 об изменении условий договора найма жилого помещения № 5 от 03.01.2002 не может быть принято судом во внимание ввиду отсутствия подписи Исмаиловой Г.Ю. в самом договоре. Учитывая, что Исмаилова Г.Ю. была вселена в спорное жилое помещение на законном основании, приобрела право пользования в данном жилом помещении на условиях договора найма, право приватизации не использовала, суд считает, что истец на основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» вправе приобрести квартиру ... по адресу: ..., в собственность в порядке приватизации. Поскольку спорное жилое помещение не передано в муниципальную собственность, а ООО «Соцсфера» не относится к числу лиц, имеющих в соответствии со ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на передачу жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, суд считает возможным признать за истцом Исмаиловой Г.Ю. право собственности на квартиру ..., расположенную по адресу: .... При указанных обстоятельствах судом не усматривается законных оснований для удовлетворения встречных исковых требований ООО «Соцсфера» о расторжении договора коммерческого найма и выселении Исмаиловой Г.Ю. без предоставления другого жилого помещения. Договором (на оказание услуг специалиста бухгалтерского учета) от 26.01.2012, распиской от 01.02.2012 подтверждается факт оплаты истцом Исмаиловой Г.Ю. расходов на услуги специалиста в размере 15000 руб. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика ООО «Соцсфера» в пользу истца Исмаиловой Г.Ю. подлежат взысканию расходы по оплате услуг специалиста в размере 15000 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Исмаиловой Г.Ю. к Обществу с ограниченной ответственностью «Соцсфера» о признании права собственности на жилое помещение удовлетворить. Признать право собственности Исмаиловой Г.Ю. на жилое помещение – квартиру ... Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Соцсфера» в пользу Исмаиловой Г.Ю. расходы по оплате услуг специалиста в размере 15000 (пятнадцать тысяч), расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей. Встречный иск Общества с ограниченной ответственностью «Соцсфера» к Исмаиловой Г.Ю. о расторжении договора коммерческого найма и выселении без предоставления другого жилого помещения оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 30 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска. Председательствующий судья: Ю.С. Быкова