На момент публикации решение не вступило в законную силу



дело № 2-264/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 февраля 2012 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего - судьи - Князева А.Г.

при секретаре - Черепановой О.А.

с участием –

представителя ответчика - Хрипуновой Е.С.

представителя третьего лица - Балабухиной Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г.Томска к ООО «ЧОП «Нефтехим-охрана» об обязании выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г.Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «ЧОП «Нефтехим-охрана», в котором просил обязать ответчика выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере 2 % к среднесписочной численности работников. В обоснование заявленных требований указал, что при проверке соблюдения ответчиком законодательства о социальной поддержке инвалидов выяснилось, что при численности работников по штатному расписанию - 283 человека, среднесписочной численности в декабре 2011 года – 284, в январе 2012 года – 282 работника на предприятии не трудоустроено ни одного инвалида. Законом установлена обязанность организаций численностью более 100 человек принимать на работу инвалидов в размере - 2 % к среднесписочной численности работников.

Представитель истца в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении рассмотрения дела не просил. Суд, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя истца.

Представитель ответчика Хрипунова Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что ответчик готов резервировать рабочие места для трудоустройства инвалидов в случае их высвобождения. В настоящее время квоту выполнить не удается, поскольку высвобождаются только рабочие места охранников, на которые инвалид не может быть принят. В случае освобождения ставок, которые могут занимать инвалиды, они будут зарезервированы. ООО «ЧОП «Нефтехим-охрана» ежемесячно предоставляет сведения в цент занятости населения о том, что места для выполнения квоты по трудоустройству инвалидов отсутствуют. Вопрос о создании дополнительных рабочих мест для инвалидов не обсуждался.

Представитель третьего лица ОГКУ «Центр занятости населения города Томска» Балабухина Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании считала исковые требования обоснованными. Пояснила, что ответчиком ежемесячно предоставляется информация об отсутствии ставок для трудоустройства инвалидов, однако действий по исполнению законодательства не совершается. Законом установлена обязанность ответчика предоставить минимум одно рабочее место для трудоустройства инвалида. Кроме того, по заявлению работодателя, для создания (обустройства) рабочего места инвалиду, работодателю выделяются денежные средства в размере 50000 руб. Считала, что ответчик обязан зарезервировать или создать хотя бы одно рабочее место для трудоустройства инвалидов.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего:

На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.13 Закона № 1032-1 от 19.04.1991. «О занятости населения в Российской Федерации», государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В силу ч.ч.1, 3 Закона № 1032-1 от 19.04.1991. «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе: соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов; трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости, в том числе информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно ст.20 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем, в том числе: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

В соответствии со ст.21 данного закона, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Статья 24 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает обязанность работодателей в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов: - создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; - создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; - предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

В соответствии со ст.21-1 Закона Томской области № 109-ОЗ от 10.09.2003. «О социальной поддержке инвалидов в Томской области», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников.

Из содержания приведенных норм следует, что законом предусмотрена обязанность организаций со среднесписочной численностью работников более 100 человек не только отчитываться о соблюдении установленной законом квоты, но и выделять, а при отсутствии создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов.

В судебном заседании установлено, что ООО «ЧОП «Нефтехим-охрана» является юридическим лицом, создано для организации и осуществления частной охранной деятельности, путем оказания услуг на возмездной договорной основе, с численностью работников по штатному расписанию - 283 человека, среднесписочной численности в декабре 2011 года – 284 работника, в январе 2012 года – 282 работника, при этом, инвалиды в организации не трудоустроены. Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.

Так, согласно Уставу ООО «ЧОП «Нефтехим-охрана», утвержденному 20.08.2009., ответчик является юридическим лицом, целью деятельности является организация и осуществление частной охранной деятельности, путем оказания услуг на возмездной договорной основе.

Как следует из объяснений генерального директора Б. от 26.01.2012., штатная численность работников по штатному расписанию - 283 человека, среднесписочная численность в декабре 2011 года – 284 работника, в январе 2012 года – 282 работника. Инвалиды в организации не работают, свободные вакансии в декабре 2011 года отсутствовали, в январе 2012 года имеется свободная ставка охранника. Сведения в ОГКУ «Центр занятости населения города Томска» подаются, однако отдельных вакансий для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями не предусмотрено. Указанные обстоятельства подтверждаются также сообщением на имя помощника прокурора Октябрьского района г.Томска от 25.01.2012., представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались.

Таким образом, факт нарушения ответчиком требований закона о выделении и создании рабочих мест для трудоустройства инвалидов установлен.

При этом, предоставление ответчиком в ОГКУ «Центр занятости населения города Томска» информации об отсутствии рабочих мест для трудоустройства инвалидов, что подтверждено сообщениями от 22.11.2011. № 140, от 21.12.2011. № 157 и от 01.02.2012. № 16, а также об обязанности по контролю за освободившимися ставками, с целью резервирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, согласно приказу от 30.12.2010. № 128, от обязанности по выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в том числе, путем их создания, - ответчика не освобождает.

Довод представителя ответчика о невозможности выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в связи с отсутствием высвобождающихся рабочих мест, на которые инвалид может быть принят, не может быть принят судом, с связи с установленной законом вышеуказанной обязанностью.

На основании изложенного, суд считает установленным, что ответчиком допущено нарушение законодательства о социальной поддержке инвалидов, а потому исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск Прокурора Октябрьского района г.Томска к ООО «ЧОП «Нефтехим-охрана» об обязании выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов – полностью удовлетворить.

Обязать ООО «ЧОП «Нефтехим-охрана» выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере двух процентов к среднесписочной численности работников.

Взыскать с ООО «ЧОП «Нефтехим-охрана» в местный бюджет государственную пошлину в размере – 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения.

Председательствующий - судья -

А.Г. Князев

Мотивированный текст решения составлен – ....