Дело № 2-339/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 февраля 2012 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе: председательствующего Бессоновой М.В., при секретаре Черниговой И.С., с участием заявителя Рыбникова И.В., представителя заинтересованного лица Башмакова Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рыбникова И.В. об оспаривании действий отдела Управления Федеральной Миграционной Службы РФ по Томской области, УСТАНОВИЛ: Рыбников И.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит, с учетом последующих уточнений, признать отказ начальника отдела Управления Федеральной Миграционной службы России по Томской области в Октябрьском районе г. Томска №13/Р-45/з от 04.11.2011 года во вклеивании фотографической карточки в паспорт истца ..., выданный ОВД Октябрьского райсполкома г. Караганды 23.03.1978 года незаконным и обязать устранить допущенное нарушение его прав – обязать данное ведомство вклеить фотографическую карточку в его паспорт, в связи с достижением им возраста 45 лет и произвести вклеивание с заверенной пометкой «Фотография вклеена без применения технических средств в связи с их отсутствием». В обосновании заявленных требований указал, что ст. 28 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину свободу совести, вероисповедания, включая право, иметь религиозные и другие убеждения, и действовать в соответствии с ними. Реализуя конституционное право жить в соответствии со своими убеждениями, он отказался от замены паспорта образца 1974 года на паспорт гражданина РФ по религиозным и иным убеждениям и вынужденно проживает с паспортом образца 1974 года. В связи с необходимостью вклеить фотографическую карточку в паспорт образца 1974 года после достижения возраста 45 лет, он обратился с заявлением о вклеивании фотографической карточки в отдел УФМС России по Томской области в Октябрьском районе г. Томска. Однако во вклеивании фотографии ему незаконно отказано. Доводы отказа с правовой точки зрения полностью несостоятельны, противоречат действующему законодательству и разъяснениям судебных органов. Вынужденно отказавшись от получения паспорта гражданина РФ противоречащего религиозным убеждениям, православные граждан реализуют свое конституционное, право не только иметь религиозные убеждения, но и действовать в соответствии с ними. Однако это не должно ставить гражданина в неравное положение и быть поводом для дискриминации и нарушения его прав со стороны органов власти. В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 31.05.2002 года №62 - ФЗ «О гражданстве РФ» документы, в данном случае паспорт СССР образца 1974 года, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством и многократно указано, что установленный для МВД РФ срок замены паспортов не влечет за собой недействительность паспорта гражданина СССР, в связи с чем, не имеется правовых оснований для отказа должностными лицами во вклеивании в паспорт образца 1974 года фотографических карточек, соответствующих возрасту. Положение о паспортной системе в СССР, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР № 677 от 28.08.1974 г., является действующим и подлежит применению. Данный нормативный акт предусматривает вклеивание фотографии в паспорт при достижении гражданином 45 лет. Незаконный отказ во вклеивании фотографии в основной документ, удостоверяющий личность, является принуждением гражданина к отказу от религиозных убеждений и дискриминацией. Заявитель Рыбников И.В. в судебном заседании поддержал заявление в полном объеме, дополнительно пояснив, что паспорт он получил 23.03.1978 года в г. Караганда. В 1987 году проживал в г. Братск, в 1995 году переехал в г. Томск. В государственных учреждениях он пользуется старым паспортом. Представитель заинтересованного лица УФМС по Томской области – Башмаков Е.И., действующий на основании доверенности №1/836 от 23.01.2012 года, в судебном заседании заявленные требования не признал. Пояснил, что доводы заявителя основаны на неверном толковании действующих нормативно-правовых актов, регулирующих вышеуказанные правоотношения. Не касаясь оспаривания религиозных убеждений заявителя, УФМС России по Томской области считает, что оспариваемые правоотношения в настоящий момент регулируются не «Положением о паспортной системе в СССР», а Положением о паспорте гражданина Российской Федерации утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" во исполнение Указа Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", где в п. 3. указано, что «паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина РФ, действителен до замены его в установленные сроки на паспорта гражданина РФ, а именно до 1 июля 2004 г., как установлено п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 828. Заявитель ссылается на официальные документы Русской Православной Церкви, хотя Россия в соответствии со ст. 14 Конституции РФ является светским государством, а в соответствии со ст. 11 Правительство РФ полномочно осуществляет государственную власть, в том числе издавать Постановления обязательные для их исполнения всеми гражданами России и находящимися на её территории иностранными гражданами и лицами без гражданства. Заявитель не указывает, какие права и какими действиями должностных лиц УФМС они нарушаются. УФМС России по Томской области с учетом имеющейся судебной практики в толковании норм права, которые, по мнению заявителя, неверно применяются должностными лицами УФМС, считает, что доводы заявителя о несоответствии оспариваемых правовых актов федеральному закону от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации", основаны на неправильном понимании норм материального права именно заявителем. На день введения в действие Федерального закона от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации", на который заявитель ссылается в обоснование своего требования, паспорт гражданина СССР образца 1974 года не во всех случаях являлся документом, удостоверяющим принадлежность к гражданству РФ. Кроме того, предметом регулирования названного Федерального закона являются принципы гражданства РФ, правила, реагирующие отношения, связанные с гражданством РФ, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ. Вопросы же, связанные со сроками действия паспорта гражданина СССР и других документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, данный Федеральный закон не регулирует, и в связи с этим оспариваемые правовые акты не могут ему противоречить. Анализ содержания оспариваемых пунктов названных правовых актов также не даст оснований для вывода об их противоречии указанному выше Федеральному закону и Конституции РФ. Довод заявителя о том, что оспариваемые пункты указанных правовых актов в части ограничения срока действия паспорта гражданина СССР противоречат Федеральному закону "О гражданстве Российской Федерации", не может быть признан обоснованным. Согласно положениям (ст. 42) Федерального закона от 31 мая 2002 года "О гражданстве Российской Федерации" документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве РФ, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Исходя из смысла указанной нормы Закона, ею определены только основания сохранения после 01 июля 2002 года юридической силы документов, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве РФ. Сроки же действия этих документов (в том числе и не ограниченных сроком действия) положениями приведенной нормы Федерального закона не регламентированы. В силу ст. 10 названного Закона документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды же основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом. Указом Президента РФ от 13 марта 1997 года N 232 был введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, который является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. Этим же Указом паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина РФ, признан действительным до замены его в установленные сроки (до 01.07.2004 года) на паспорт гражданина РФ. Учитывая вышеизложенное, УФМС России по Томской области считает, что заявление не подлежит удовлетворению. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению, исходя из следующего. Согласно ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, а согласно статье 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Исходя из Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 8 от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. В Постановлении Пленума Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» в качестве примера общепризнанных принципов и норм международного права обозначены принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. В силу п.1 ст. 8 и положений ст.13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года каждый имеет право на уважение его личной жизни и право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве. В соответствии со ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что 06.10.2011 года Рыбниковым И.В. было подано заявление о вклеивании фотографии в его паспорт образца 1974 года с достижением им 45-летнего возраста, указанное обстоятельство подтверждается заявлением от 06.10.2011 года вх.№Р-45. Также в судебном заседании установлено, что 04.11.2011 года отделом УФМС России по Томской области в Октябрьском районе г. Томска был дан ответ Рыбникову И.В. под № 13/Р-45/з на вышеуказанное заявление, в котором Рыбникову И.В. разъяснено, что срок действия его паспорта истек 26.11.2005 года и он, как гражданин РФ является получателем государственной услуги по замене паспорта по достижению им 45 лет. Для замены паспорта и снятии его с регистрационного по месту жительства ему необходимо обратиться в Управляющую компанию по месту жительства или в отдел УФМС России по ТО в Октябрьском районе г.Томска. Также указан перечень документов, необходимых предоставить для замены паспорта. Рассматривая вопрос о соответствии указанного отказа во вклеивании фотографии в паспорт образца 1974 года требованиям законодательства, суд исходит из следующего. В силу ст.10 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» паспорт гражданина РФ является основынм документом, удостоверяющим гражданство РФ. Как следует из абзаца первого Указа Президента Российской Федерации "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", данный Указ издан в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Во исполнение данного поручения Правительством Российской Федерации утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации. Согласно абз.3 п.2 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" Министерству внутренних дел РФ поручено осуществить до 31 декабря 2003 года поэтапную замену паспорта гражданина СССР па паспорт гражданина РФ. Пунктом 7 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 828 от 8 июля 1997 года, предусмотрен срок действия паспорта гражданина Российской Федерации: от 14 лет до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно. При этом в Положении указано на то, что по достижении 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене. Как следует из п.3 Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" - паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина РФ, действителен до замены его в установленные сроки на паспорта гражданина Российской Федерации. Таким образом, указанные нормативные акты приняты в целях упорядочения отношений, связанных с выдачей и действием документа, удостоверяющего личность гражданина РФ. При этом они не содержат указания на возможность наличия в паспорте гражданина символики, противоречащей религиозным убеждениям граждан. Из ст. 42 Федерального закона от 31 мая 2002 года "О гражданстве Российской Федерации" следует, что документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве РФ, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Исходя из смысла указанной нормы Закона, ею определены только основания сохранения после 01 июля 2002 года юридической силы документов, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве РФ. Сроки же действия этих документов (в том числе и не ограниченных сроком действия) положениями приведенной нормы Федерального закона не регламентированы. Указом Президента РФ от 13 марта 1997 года N 232 был введен в действие паспорт гражданина РФ, который является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. Этим же Указом паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина РФ, признан действительным до замены его в установленные сроки (до 01.07.2004 года) на паспорт гражданина РФ. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 75 "О признании действительными до 1 января 2009 г. паспортов гражданина СССР образца 1974 года для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства" было постановлено: признать действительными до 1 января 2009 года паспорта гражданина СССР образца 1974 года: удостоверяющие личность иностранных граждан, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, - для постоянного проживания в Российской Федерации указанных лиц; удостоверяющие личность лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке по состоянию на 1 ноября 2002 года либо получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации, - для пребывания, временного и постоянного проживания в Российской Федерации указанных лиц. Из пояснений заявителя Рыбникова И.В. следует, что он родился на территории бывшего СССР, по рождению имел гражданство СССР, иного гражданства не приобрел, в марте 1978 года заявителю был выдан паспорт образца 1974 года в г. Караганда Казахстан. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, поскольку на момент рассмотрения дела Рыбникову И.В. исполнилось более 45 лет, паспорт гражданина Союза ССР, выданный ему, подлежал замене на паспорт гражданина Российской Федерации в соответствии с названным выше Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года. Указом Президента Российской Федерации от 14 июля 2004 года утверждено Положение о Федеральной миграционной службе. ФМС России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения (пункт 4 Положения). В соответствии с пунктом 1 Положения основными задачами ФМС России являются, в том числе, производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации. При реализации основных задач ФМС России осуществляет полномочия по оформлению и выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, а также учет выданных паспортов гражданина Российской Федерации (пункт 6 Положения). В силу указанного Положения, а также Приказа МВД России от 12 декабря 2005 года N 983 ФМС России и ее территориальные органы наделены полномочиями по выдаче и замене гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность. Полномочиями по вклеиванию в паспорт гражданина СССР образца 1974 года фотографических карточек по достижению гражданином определенного возраста нормативными актами ФМС России не наделены. Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 28 декабря 2006 года N 1105, предусматривает единственно возможную процедуру, связанную с паспортом гражданина СССР образца 1974 года - его обмен на паспорт гражданина Российской Федерации. Полномочия ФМС России и ее территориальных органов по оформлению и выдаче документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации содержатся в Положении о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828. Указанное положение определяет порядок выдачи и замены паспортов гражданина Российской Федерации (в том числе при достижении гражданином соответствующего возраста), а также содержит указание на уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие данные функции, а именно - территориальные органы ФМС России. Постановлением Совмина СССР от 28.08.1974 года N 677 "Об утверждении Положения о паспортной системе СССР" не предусмотрена замена паспорта по достижении гражданином определенного возраста, но предусмотрено вклеивание в паспорта фотографических карточек при достижении гражданином 25-летнего и 45-летнего возраста, однако эти функции были возложены на органы внутренних дел и не были переданы в установленном порядке Федеральной миграционной службе и ее территориальным органам. В связи с чем, суд считает, что вышеуказанные нормативные акты, которыми руководствуется Управление Федеральной Миграционной Службы РФ по Томской области при осуществлении своей деятельности, не предполагают обязанность компетентных органов государственной власти осуществлять по требованию граждан действия технического характера (в частности, вклеивать фотографии) с паспортами образца 1974 года, само по себе не может быть расценено как нарушение прав граждан, поскольку выполнение подобного требования в любом случае не может повлечь правовых последствий. Следовательно, оспариваемый заявителем отказ сам по себе не может рассматриваться как нарушающие его конституционные права и свободы. Довод заявителя о том, что паспорт гражданина СССР является действующим до момента его замены на паспорт гражданина РФ, является не состоятельным, поскольку судом рассматривался не вопрос действительности паспорта Рыбникова И.В., а законности действий ФМС России, отказавших в совершении действий по вклеиванию фотографии. Указанными полномочиями ФМС России действующим законодательством не наделены и в связи с вступлением в действие Положения о паспорте гражданина РФ, при достижении возраста 45 лет паспорт гражданина СССР подлежит замене на новый паспорт гражданина РФ. Наличие у гражданина религиозных и иных убеждений не является исключением и не может служить основанием для изменения существующего порядка выдачи паспортов, предусмотренного действующим законодательством. Таким образом, исходя из установленных судом обстоятельств, отказ Управления Федеральной Миграционной Службы РФ по Томской области суд находит правомерным и обоснованным. При данных обстоятельствах суд не усматривает законных оснований для возложения на органы миграционного учета обязанности вклеить фотографию по возрасту в недействительный паспорт гражданина СССР. Нарушений прав Рыбникова И.В. действиями Федеральной миграционной службы судом не установлено, в связи с чем, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявления Рыбникова И.В. об оспаривании действий отдела Управления Федеральной Миграционной Службы РФ по Томской области надлежит отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Рыбникова И.В. об оспаривании действий отдела Управления Федеральной Миграционной Службы РФ по Томской области - отказать. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, через суд, принявший настоящее решение. Председательствующий судья М.В. Бессонова