Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 29 февраля 2012 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Кулинченко Ю.В., при секретаре Сабылиной Е.А., с участием представителя заявителя Янина Д.В., заинтересованного лица Махкамова А.А., помощника прокурора Огневой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области» об установлении административного надзора в отношении Махкамова А.А., установил: Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области» (далее по тексту - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области) обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении освобождающегося от отбывания наказания осужденного Махкамова А.А. сроком на три года. В качестве административных ограничений просит запретить Махкамову А.А. посещать места проведения массовых и иных мероприятий и участвовать в них; запретить пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства, в период с 20.00 до 08.00 часов; запретить выезжать за пределы г. Северска Томской области и обязать являться четыре раза в месяц в районный орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. В обоснование заявленного требования заявителем указано, что Махкамов А.А. был осужден и отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы за совершение тяжкого преступления, за время отбывания наказания он зарекомендовал себя с отрицательной стороны, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. В связи с изложенным в соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» после освобождения из мест лишения свободы за осужденным Махкамовым А.А. должен быть установлен административный надзор с возложением на него указанных административных ограничений. В судебном заседании представитель ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области Янин Д.В., действующий на основании доверенности от 10.01.2012 сроком по 31.12.2012, заявление об установлении административного надзора поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Заинтересованное лицо – осужденный Махкамов А.А. в судебном заседании с требованием заявителя об установлении в отношении него административного надзора не согласился, в частности, относительно запрета посещать им мест массовых и иных мероприятий, поскольку намерен в будущем с женой и братом посещать места массового пребывания людей. Кроме того, полагал изложенные в отношении него в характеристике сведения не соответствующими действительности, примененные к нему в период отбывания наказания выговоры считает несущественными, не влекущими дачи ему отрицательной характеристики. После освобождения намерен проживать в г. Северске и трудоустроиться в г. Томске, возможно вахтовым методом. Указал на необходимость ухода за его бабушкой. Просил установить административное ограничение в виде запрета пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в период с 23.00 до 06.00 часов. Помощник прокурора Огнева С.А. в судебном заседании в заключении полагала обоснованным и необходимым установление Махкамову А.А. административного надзора и указанных в заявлении административных ограничений, кроме определенного исправительным учреждением времени суток установления административного ограничения в виде запрета пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, полагала необходимым его сократить и установить данное время в период с 22.00 до 07.00 часов. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению, исходя из следующего. В целях предупреждения совершения определенной категорией лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов 06.04.2011 был принят Федеральный закон № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон об административном надзоре) (ст. 2 Закона). В частности, в соответствии с требованиями ч.1, ч.3 ст. 3 Закона об административном надзоре такой надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, при этом в отношении указанной категории лиц административный надзор устанавливается в случае, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Так, судом установлено, что Махкамов А.А., в отношении которого ставится вопрос об установлении административного надзора, является совершеннолетним лицом - ... года рождения; в настоящее время он отбывает наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области в виде реального лишения свободы сроком 4 года 9 месяцев, назначенное приговором Северского городского суда Томской области от 12.05.2008 за совершение им преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228-1, ч. 1 ст. 228, ч. 3 и 5 ст. 69 УК РФ с учетом постановления Октябрьского районного суда г. Томска от 21.10.2011. В силу требований ч. 4 ст. 15 УК РФ преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 228-1 УК РФ, относится к категории тяжких преступлений. Далее согласно чч. 1-3 ст. 116 УИК РФ злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания является, в том числе хранение или передача запрещенных предметов, а также может быть признано таковым лицо, совершившее в течение одного года повторное нарушение установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор. При этом осужденный, совершивший указанные выше нарушения, признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при условии назначения ему взыскания, предусмотренного пунктами «в», «г», «д» и «е» ч.1 ст. 115 и п. «б» ст. 136 УИК РФ. Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания (ч.4 ст. 116 УИК РФ). Из представленной суду справки о поощрениях и взысканиях от 18.01.2012 видно, что осужденный Махкамов А.А. систематически нарушал установленный порядок отбывания наказания, за что он имеет 51 взыскание в виде выговоров, водворений в штрафной изолятор, карцер и помещение камерного типа, поощрений не имеет. Постановлением начальника исправительного учреждения от 27.11.2011 осужденный Махкамов А.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Данное обстоятельство осужденный в судебном заседании не оспаривал. Таким образом, на основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что Махкамов А.А. был обоснованно признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и, учитывая имеющуюся у него судимость, в соответствии с требованиями закона в отношении него должен быть установлен административный надзор. В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 5 и п.1 ч.3 ст. 5 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (пп. 1 и 2) ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости и исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания. Согласно ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания. В соответствии со ст. 95 УК РФ для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости, предусмотренные частью третьей статьи 86 настоящего Кодекса, сокращаются и соответственно равны: трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление. Учитывая, что тяжкое преступление, за которое в настоящее время Махкамов А.А. отбывает наказание в виде лишения свободы совершено им в несовершеннолетнем возврате (в 2004 г.), то срок погашения судимости в данном случае составляет 3 года после отбытия наказания. Срок административного надзора в отношении лица, указанного в ч.2 ст. 3 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания (п.1 ч.3 ст. 5 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ). Решая вопрос об установлении Махкамову А.А. конкретных административных ограничений, суд приходит к следующему. В статье 4 Закона об административном надзоре закреплен исчерпывающий перечень возможных административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, каковыми являются: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным. Как следует из имеющейся в материалах дела справки о поощрениях и взысканиях от 18.01.2012 Махкамов А.А. за период отбывания наказания имеет 51 неснятое и непогашенное дисциплинарное взыскание, связанное с нарушением установленного порядка отбывания наказания. Администрацией исправительного учреждения Махкамов А.А. характеризуется отрицательно, в ходе проводимых с ним воспитательных бесед раскаяния в содеянном преступлении не высказывал, что подтверждается характеристикой на последнего от 18.01.2012. Оснований не принимать во внимание указанную характеристику у суда не имеется. Довод Махкамова А.А. о том, что она не соответствует действительности судом принят во внимание быть не может, поскольку решения должностных лиц исправительного учреждения, отраженные в указанной характеристике, заявителем в установленном законом порядке обжалованы не были. Совершенное Махкамовым А.А. преступление, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 228-1 УК РФ, в качестве объекта имеет здоровье население и общественную нравственность. Принимая во внимание характеристику Махкамова А.А., суд приходит к выводу о необходимости более строго контроля за его поведением после освобождения для предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. В таком случае суд считает обоснованным требование заявителя о необходимости установления административного надзора сроком на три года и обязании Махкамова А.А. являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, но сократив количество явок до трех раз в месяц. Из копии вышеуказанного приговора, по которому в настоящее время Махкамов А.А. отбывает наказание, видно, что осужденный ранее был судим за совершение преступления против собственности, в связи с чем посещение Махкамовым А.А. мест проведения массовых мероприятий, где будет находиться значительное число людей, может способствовать совершению им новых преступлений, поэтому предложение заявителя о применении данного ограничения суд находит обоснованным. Исходя из обстоятельств дела, личности Махкамова А.А. у суда нет оснований устанавливать ему ограничение в виде запрещение пребывания в определенных местах. Суд принимает во внимание то обстоятельство, что административный надзор - это наблюдение органов внутренних дел за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, наложенных на него временных ограничений прав и свобод, а также за исполнением этим лицом возложенных на него Законом обязанностей (подп. 1 ч. 1 ст. 1 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ). В частности, ч. 3 ст. 12 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ закреплено положение о том, что по исключительным личным обстоятельствам орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пп. 3, 4 и 5 ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории. В связи с необходимостью более строгого контроля за поведением Махкамова А.А. после освобождения суд признает обоснованными требования заявителя об установлении осужденному как способствующих такому контролю административных ограничений в виде запрета ежедневно пребывать вне жилого помещения или иного помещения по избранному месту жительства, и запрета выезда за пределы территории, но с учетом вышеизложенных положений закона и того, что осужденный может избрать место жительства или пребывания любого муниципального образования, личности осужденного, а также того, что последний выразил намерение работать, но у суда нет сведений о том, будет ли данное трудоустройство носить официальный характер, установить данные административные ограничения в виде запрета ежедневно пребывать вне жилого помещения или иного помещения по избранному месту жительства либо пребывания в период с 22.00 до 07.00 часов либо с предварительного разрешения органа внутренних дел - по иному месту жительства; и запрета выезда за пределы муниципального образования избранного места жительства либо пребывания без предварительного разрешения органа внутренних дел. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 245-250, 261.8 ГПК РФ, суд решил: Заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области» об установлении административного надзора в отношении Махкамова А.А. удовлетворить частично. Установить административный надзор в отношении освобождающегося из Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области» осужденного Махкамова А.А. сроком на три года со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания. На весь срок административного надзора установить Махкамову А.А. административные ограничения: - запретить посещать места проведения массовых мероприятий и участвовать в указанных мероприятиях; - запретить пребывание ежедневно с 22.00 до 07.00 часов вне жилого помещения или иного помещения по избранному Махкамовым А.А. месту жительства или пребывания, либо с предварительного разрешения органа внутренних дел - по иному месту жительства; - запретить выезд за пределы муниципального образования избранного места жительства либо пребывания без предварительного разрешения органа внутренних дел; - обязать являться три раза в месяц в определенные органом внутренних дел по месту жительства или пребывания дни для регистрации. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска. Судья Ю.В. Кулинченко
Дело № 2-248/12