РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 февраля 2012 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Бессоновой М.В., при секретаре Черниговой И.С., с участием представителей истца Быковой Т.О., Кадочниковой Н.С., представителя ответчика Пимоновой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску к Пастухову Д.С. о взыскании задолженности по земельному налогу, пени, УСТАНОВИЛ: Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Томску обратилась в суд с иском, в котором просит взыскать с Пастухова Д.С. в пользу соответствующего бюджета задолженность по уплате земельного налога по ставке 1,5 % в размере 498.895,60 рублей, пеню по налогу в размере 2.881,12 рублей по ставке 1,5%. В обоснование требований указала, что согласно сведениям органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленных в налоговый орган в соответствии с п.4 ст.85, п.4 ст. 391. п.11 ст.396 НК РФ, Пастухов Д.С. является собственником земельных участков, расположенных по адресу: ... в связи с чем, было проведено исчисление земельного налога, подлежащего уплате за 2010 год, исходя из кадастровой стоимости участков, срока владения, по ставке 1,5%. Сумма налога составила 498.895,60 рублей. На основании ст. 52, п. 4 ст. 397 НК РФ, п.5.4,5.7 Положения Пастухову Д.С. направлено налоговое уведомление. В установленный срок земельный налог в размере 498.895.60 рублей уплачен не был, в связи с чем, за каждый день просрочки была начислена пеня. Пастухову Д.С. было направлено требование, однако ни налог, ни пеня уплачены не были. На основании ст. 52, п. 4 ст. 397 НК РФ, п.5.4,5.7 Положения налогоплательщику направлено налоговое уведомление. В установленный срок земельный налог в размере 498 895.60 руб. уплачен не был, в связи с чем, за каждый день просрочки была начислена пеня. Пастухову Д.С. было направлено требование, однако ни налог, ни пеня уплачены не были. Представители истца ИФНС России по Томской области – Быкова Т.О., действующая на основании доверенности от 10.01.2012 года и Кадочникова Н.С., действующая на основании доверенности от 10.01.2012 года, в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме. Дополнительно пояснив, что при применении норм об обратной силе актов законодательства о налогах и сборах судам необходимо учитывать, что п.3 ст. 5 НК РФ придает обратную силу не любым актам, улучшающим положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а лишь тем из них, которые устраняют или смягчают ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах либо устанавливают дополнительные гарантии защиты прав названных выше лиц. При этом к нормам, устанавливающим дополнительные гарантии защиты прав, могут быть отнесены, в частности, пункт 7 статьи 3, статьи б, 108, 109,111, пункт 1 статьи 112, статья 115 НК РФ. (Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"). Кроме того, нормы, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав, соответствии с п. 4 ст. 5 НК РФ имеют обратную силу, в случаях, когда это прямо предусмотрено в самих этих актах: 1) акты, снижающие размеры ставок налогов и сборов; 2) акты, отменяющие налоги и сборы; 3) акты, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающих их положение. В соответствии с п.5 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Информационное сообщение Минфина РФ от 01.11.2010 "О применении Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ в части установления сроков уплаты транспортного и земельного налогов" разъясняет следующее. В соответствии со ст. 397 НК (в редакции Федерального закона N 229-ФЗ) срок уплаты земельного налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Указанная норма вступает в силу с 1 января 2011 года. Учитывая, что Федеральным законом N 229-ФЗ не придана обратная сила положениям ст. 397 НК в части распространения их действия на налоговый период 2010 года, внесенные указанным федеральным законом изменения применяются, начиная с налогового периода 2011 года. В связи с этим, уплата земельных налогов физическими лицами за 2010 год производится в соответствии с ранее установленными сроками. Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о земельном налоге должны быть приведены в соответствие с Налоговым кодексом (в редакции Федерального закона N 229-ФЗ) и официально опубликованы до 1 декабря 2010 года. Между тем при установлении конкретных сроков уплаты земельного налога (не ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом) применительно к налоговым периодам, начиная с 2011 года, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в силу статьи 5 Налогового кодекса вправе распространить новые сроки уплаты этих налогов на налоговый период - 2010 год в случае, если новые сроки улучшают положение налогоплательщиков. Таким образом, если в нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований о земельном налоге содержится положение о распространении новых сроков уплаты земельного налога на налоговый период 2010 года, то уплата этих налогов налогоплательщиками - физическими лицами за 2010 год будет производиться в срок не ранее 1 ноября 2011 года. В законах Томской области, нормативных правовых актах о земельном налоге не содержится положение о распространении новых сроков уплаты транспортного и земельного налогов на налоговый период 2010 года, потому уплата этих налогов налогоплательщиками - физическими лицами за 2010 год будет производиться в сроки, ранее установленные этими актами. Кроме того, согласно п.1 ст.388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В соответствии с п.1 ст.333 ГК РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п.1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В связи с этим плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок. Так как право собственности на земельный участок, находящийся по адресу: ... кадастровый номер ... прекращено 01.04.2010 года в связи с разделением указанного земельного участка на два участка, исчисление земельного налога за 3 месяца 2010 года произведено верно. Кроме того, налоговое уведомление направлялось ими Пастухову Д.С. по адресу, указанному в сведениях, предоставляемых УФМС в электронном виде, других сведений о месте жительства налогоплательщика налоговый орган не имеет. Ответчик Пастухов Д.С., надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика. Представитель ответчика Пастухова Д.С. – Пимонова Т.В., действующая на основании ордера №181/2 от 16.02.2012 года в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что Пастухову Д.С. действительно в спорный период являлся собственником следующих земельных участков в г. Томске: по адресу: ... кадастровый номер ... кадастровый номер ..., кадастровый номер ..., кадастровый номер ..., кадастровый номер ..., кадастровый номер ..., кадастровый номер .... Земельный участок по адресу: ..., кадастровый номер ... прекратил свое существование 19.01.2010 года, что лишает налоговый орган возможности предъявлять за него сумму земельного налога за 3-х месячный период 2010 года. Таким образом, с 19.01.2011 года отсутствовал сам объект налогообложения, а налог на несуществующий земельный участок продолжал начисляться, что явно незаконно. Основанием взимания налога является налоговое уведомление, следовательно, суд лишен права подменять налоговый орган и исправлять недостатки налогового уведомления, то есть взыскивать налог частично. Кроме того, налоговый орган не лишен права предъявить скорректированное налоговое уведомление. Правоотношение между истцом и ответчиком в части уплаты земельного налога за 2010 год возникли после 01.01.2011 года, следовательно, на него распространяет свою силу п.1 ст.397 НК РФ, введенный п.52 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования". Кроме того, согласно п.3 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Введение законодателем предельного срока уплаты земельного налога налогоплательщиками - физическими лицами предоставляет последним дополнительные гарантии защиты от произвольного установления сроков уплаты налога законодательными органами местного самоуправления, а также от того, что никакими иными актами, в том числе принимаемыми местными представительными органами, данный срок не может быть изменен. Таким образом, данному законоположению должна быть придана обратная сила в силу прямого указания ст.5 НК РФ. Направленные истцом ответчику налоговое уведомление и налоговое требование содержат указание на сроки уплаты земельного налога, отличающиеся от предусмотренных в ст.397 НК РФ, что лишает данные документы юридической силы. Следовательно, истцом не соблюден досудебный порядок взыскания земельного налога со сроком его уплаты не ранее 01 ноября, поскольку как уведомление, так и требование об уплате налога и пени противоречат действующему законодательству и являются недействительными. Налоговое уведомление не направлено, обязанность заплатить налог не возникла. А значит, налоговый орган не вправе защищать соответствующее публичное право в судебном порядке. С сентября 2010 года новая редакция статьи 52 Налогового кодекса РФ позволила налоговым органам самим выбирать способ направления уведомлений. Так, налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его представителю) лично под расписку, передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) или направлено по почте заказным письмом. Заказное письмо в качестве обязательного реквизита должно содержать адрес получателя. Неоказание такового или указание неверного адреса означает неисполнение налоговым органом обязанности по направлению налогового уведомления, на уплату земельного налога за 2010 год в соответствии с требованиями ПК РФ. Поскольку налоговый орган не вручил и надлежащим образом не направил Пастухову Д.С. уведомление об уплате земельного налога за 2010 года, у налогоплательщика не возникло обязанности уплатить земельный налог за указанный период. Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего. В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Согласно ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Статьей 57 Конституции РФ и частью 1 ст. 3 НК РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Вместе с тем, в соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Приведенные положения Конституции РФ обязывают правосудие соблюдать баланс частных и публичных интересов. Пунктом 52 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" в п.1 ст.397 НК РФ был дополнен следующим абзацем: "Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом". Согласно п.2 ст.10 того же Федерального закона от 27.07.2010 года N 229-ФЗ п.52 его ст.2 вступает в силу с 1 января 2011 года, то есть распространяется на правоотношения по уплате земельного налога, начиная с 01.01.2011 года. Как следует из информационного сообщения Министерства финансов РФ от 01.11.2010 года "О применении ФЗ от 27.07.2010 года №229-ФЗ в части установления сроков уплаты транспортного и земельного налогов" Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) внесены изменения в главы 28 "Транспортный налог" и 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), касающиеся полномочий законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению конкретных сроков уплаты соответственно транспортного и земельного налогов. Согласно ст.363 НК (в редакции Федерального закона N 229-ФЗ) срок уплаты транспортного налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Указанная норма вступила в силу со 2 сентября 2010 года. В соответствии со ст.397 НК РФ (в редакции Федерального закона N 229-ФЗ) срок уплаты земельного налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Указанная норма вступит в силу с 1 января 2011 года. Учитывая, что Федеральным законом N 229-ФЗ не придана обратная сила положениям ст.ст. 363 и 397 НК РФ в части распространения их действия на налоговый период 2010 года, внесенные указанным федеральным законом изменения применяются начиная с налогового периода 2011 года. В связи с этим уплата транспортного и земельного налогов физическими лицами за 2010 год производится в соответствии с ранее установленными сроками. Законы субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о земельном налоге должны быть приведены в соответствие с Налоговым кодексом (в редакции Федерального закона N 229-ФЗ) и официально опубликованы до 1 декабря 2010 года. Из Решения Думы Города Томска от 21.09.2010 N 1596 (ред. от 05.04.2011) "О взимании земельного налога на территории муниципального образования "Город Томск" следует, что настоящее решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода. В связи с чем, суд считает необходимым руководствоваться при рассмотрении настоящего гражданского дела нормами, предусматривающими ранее действовавший порядок принудительного взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов с налогоплательщиков (плательщиков сборов) - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а именно действующий до 01.01.2011 года, поскольку ни в федеральном законе, ни в законах Томской области не указано о применении обратной силы закона по порядку и срокам взыскания данных налогов. В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В соответствии с п.п.1,2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Абзацем 2 ч.2 ст. 52 НК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений (Постановления и определения от 27.04.2001 N 7-П, от 10.04.2003 N 5-П, от 14.07.2005 N 9-П, от 21.04.2005 N 191-О, от 08.02.2007 N 381-О-П). Установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п.1 ст.17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога определяются представительными органами муниципальных образований. Как следует из п. 3 Положения о взимании земельного налога на территории муниципального образования "Город Томск", утвержденного Решением Думы г. Томска от 31.10.2006 N 320 "О взимании земельного налога на территории муниципального образования "Город Томск", земельный налог на территории муниципального образования "Город Томск" взимается от кадастровой стоимости земельного участка по ставке в размере 1,5 % в отношении земельных участков, относящихся к категориям земель, для которых рассматриваемой нормой не установлена специальная ставка. В соответствии с п. 5.1 Положения о взимании земельного налога на территории муниципального образования "Город Томск", утвержденного Решением Думы г. Томска от 31.10.2006 N 320 "О взимании земельного налога на территории муниципального образования "Город Томск", земельный налог за земельные участки, расположенные в границах муниципального образования "Город Томск", уплачивается налогоплательщиками в бюджет муниципального образования "Город Томск". Согласно ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. В соответствии с ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Как следует из ч. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. В соответствии с п.4 ст. 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика земельного налога, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра. В силу ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей), исчисляется в установленном порядке налоговыми органами (п.3 ст.396 НК РФ) на основании сведений, которые представляются в налоговые органы в соответствии с п.4 ст.85 и п.п.11, 12 ст.396 НК РФ органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами муниципальных образований. Согласно п.4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. В соответствии с п.п. 1 - 5 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В судебном заседании установлено, что Пастухов Д.С. являлся собственником земельных участков (кадастровый номер ...), кадастровый номер ... кадастровый номер ...), кадастровый номер ... кадастровый номер ... кадастровый номер ... кадастровый номер ... расположенных по адресу: ..., что подтверждается представленным реестром собственности и имущества. Также установлено, что 24.10.2006 года Пастухов Д.С. постановлен на учет налоговым органом в инспекции ФНС России по г. Томску в соответствии с положениями НК РФ, согласно свидетельству о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории РФ серии .... Как следует из решения собственника от 19.01.2010 года Пастухов Д.С. разделил земельный участок с кадастровым номером ... общей площадью 12.172,30 кв.м., расположенный по адресу: ... на самостоятельные земельные участки: земельный участок с кадастровым номером ... общей площадью 653 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером ... общей площадью 11.519 кв.м., о чём также свидетельствуют кадастровый паспорт от 19.01.2010 года ..., кадастровый паспорт от 19.01.2010 года ..., зарегистрировал свое право, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии ... от 01.04.2010 года, свидетельством о государственной регистрации права серии ... от 01.04.2010 года. Из налогового уведомления ... следует, что Пастухову Д.С. было направлено уведомление о том, что за 2010 год он обязан уплатить в 2011 году задолженность по налогу в размере 498.895,56 рублей. Кроме того, ответчику также было направлено требование ... о наличии у него задолженности по уплате налога в указанном размере, а также пени в сумме 26.657,16 рублей. В соответствии с реестрами отправлений почтовой корреспонденции указанные уведомление и требование направлялись Пастухову Д.С. соответственно 22.03.2011 года и 27.05.2011 года по адресу: ... При этом, как следует из пояснений ответчика и его представителя, а также справки отдела адресно-справочной работы УФМС России по Томской области от 19.11.2012 года Пастухов зарегистрирован 24.10.2006 года и проживает по адресу: .... На основании ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. В соответствии с ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, в частности, по земельному налогу, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение указанной выше конституционной обязанности в отношении данного налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами. В силу п.п.6,8 ст.58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог (авансовый платеж) в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога (авансового платежа) не указан в этом налоговом уведомлении. Следовательно, до дня получения указанным физическим лицом налогового уведомления по земельному налогу у него не возникает обязанность по уплате этого налога. В силу ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. Согласно ст. 396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п.4 ст. 85 НК РФ. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Приказом ФНС РФ от 13.01.2011 N ММВ-7-11/11@ "Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата Сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества" установлен порядок заполнения формы "Сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества". Как следует из приложения №2 к вышеуказанному приказу форма "Сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества" (далее - Форма) заполняется на основании сведений государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). Сведения подписываются руководителем территориального органа Росреестра, осуществляющего ведение ГКН и ЕГРП, или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем. Форма включает в себя лист "Д" "Сведения о правообладателе (предыдущем правообладателе) - физическом лице", где указывается, в том числе, место регистрации и место жительства физического лица. Из пояснений представителей истца следует, что данные по налогоплательщикам передает кадастровая палата в электронном виде, однако кадастровая палата передала им только сведения о наличии в сосбвенности участков и их кадастровую стоимость, а место регистрации и проживания переданы были им УФМС при постановке Пастухова Д.С. на учет в налоговый орган о чём свидетельствует представленная стороной истца электронная страница отчетной БД ЭОД, где указано место жительства Пастухова Д.С. – ... сам ответчик никаких заявлений в налоговую инспекцию с указанием своего места жительства не подавал. В Инспекции отсутствуют данные о другом месте жительства ответчика. В связи с чем, суд приходит к выводу, что налоговое уведомление Пастухову Д.С. надлежащим образом не было вручено или направлено, поскольку налоговое уведомление и требование были направлены по иному (ошибочному) адресу и вины физического лица – Пастухова Д.С. в неправильном указании места жительства (регистрации) компетентными на это органами не имеется. Таким образом, суд считает, что поскольку налоговый орган не вручил Пастухову Д.С. уведомление об уплате налогов, у заявителя не возникло публично-правовой обязанности уплатить земельный налог. При таких обстоятельствах у истца не имелось правовых оснований для предъявления Пастухову Д.С. требования об уплате налогов, а значит иск ИФНС России по г. Томску к Пастухову Д.С. о взыскании задолженности по земельному налогу, пени не подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: В удовлетворении иска инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску к Пастухову Д.С. о взыскании задолженности по земельному налогу, пени – отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Октябрьский районный суд г. Томска в Томский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда. Председательствующий судья М.В. Бессонова
Дело № 2-132/2012