Дело № 2-291/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 марта 2012 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе: председательствующего судьи Бессоновой М.В., при секретаре Шамсутдиновой Ю.А., с участием представителя истца Чикова С.С., ответчика Сергеева К.Ю., представителя ответчика Сергеева К.Ю. Заплавнова Д.Г., представителей ответчика ФГУП «Ростеинвентаризация – Федеральное БТИ» Греченюка С.В., Шеховцова А.А., представителя ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области Агджоян А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г.Томска к Сергееву К.Ю., ФГУП «Ростеинвентаризация – Федеральное БТИ», Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области о признании права собственности отсутствующим, обязании внести изменения в документацию государственного технического учета, сносе самовольно возведенного строения, УСТАНОВИЛ: Администрация г.Томска обратилась в суд с иском к Сергееву К.Ю., ФГУП «Ростеинвентаризация – Федеральное БТИ», Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, в котором просит признать отсутствующим право собственности Сергеева К.Ю. на жилой дом по адресу: ..., общей площадью 21,1 кв.м. (инвентарный номер ...), расположенный в границах земельного участка по адресу: ..., общей площадью 979 кв.м. (кадастровый номер ...). Обязать ФГУП «Ростеинвентаризация – Федеральное БТИ» внести изменения в документацию государственного технического учета в части назначения объекта по адресу: ... общей площадью 21,1 кв.м. в виде исключения из неё указания на то, что объект является жилым домом и объектом индивидуального жилищного строительства. Обязать Сергеева К.Ю. произвести снос самовольной постройки – жилого дома по адресу: ..., общей площадью 21,1 кв.м. (инвентарный номер ...), расположенный в границах земельного участка по адресу: ..., общей площадью 979 кв.м. (кадастровый номер ...). В решении суда указать, что оно является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Сергеева К.Ю. на жилой дом по адресу: ..., общей площадью 21,1 кв.м. (инвентарный номер ...). В обоснование заявленных требований истец указал, что администрация г.Томска в лице отраслевого органа (департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска) по результатам аукциона заключила с Сергеевым К.Ю. договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: ... (кадастровый номер ...) сроком на три года. 13.09.2011 года (Вх. № 1695/14) в адрес департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска поступило заявление Сергеева К.Ю. о предоставлении земельного участка по адресу: ... (кадастровый номер ...) в собственность для эксплуатации индивидуального жилого дома. В ходе рассмотрения заявления по существу было установлено, что объект, на который зарегистрировано право собственности Сергеева К.Ю. как на объект индивидуального жилищного строительства, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым зданиям и жилым помещениям, и в действительности по своему назначению является нежилым. Считают, что право собственности ответчика Сергеева К.Ю. на спорный объект было зарегистрировано неправомерно, и он подлежит сносу. Спорный объект в действительности не является объектом индивидуального жилищного строительства, поскольку не соответствует требованиям, которые предъявляются к жилым помещениям, а именно части 4 статьи 6 ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений») национальные стандарты и своды правил, включенные в перечень утверждаемый Правительством РФ, являются обязательными для применения. Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил, в него входит, в том числе СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные» (далее - СНиП 31-02-2001), который устанавливает требования к жилым домам. Таким образом, строительство индивидуального жилищного объекта должно осуществляться с обязательным соблюдение требований сводов правил, утвержденных в составе перечня Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р, и сам возводимый объект должен соответствовать требованиям указанных сводов правил. Из кадастрового паспорта спорного объекта от 29.07.2011, выданного ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», следует, что общая площадь объекта составляет 21,1 кв.м., тогда как согласно указанным нормам СНиП 31-02-2001 минимальная площадь жилого дома должна составлять 25-26 кв.м. Таким образом, спорный объект не соответствует общеобязательным требованиям свода правил. Указанное подтверждается актом обследования земельного участка от 21.11.2011 года, согласно которому в границах участка расположено нежилое строение. Поскольку спорный объект не является объектом индивидуального жилищного строительства, при проведении государственной технической инвентаризации и государственного технического учета данного объекта была допущена ошибка, касающаяся определения его назначения. Основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе. Таким образом, указанное ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в техническом паспорте спорного объекта в графе назначение здания - «жилое», нарушает требования Постановления Правительства РФ от 04.12.2000 № 921, а также ст.ст. 4, 6 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Поскольку спорный объект не является объектом индивидуального жилищного строительства. Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии зарегистрировало право собственности в нарушение действующего законодательства. Основаниями для государственной регистрации права на такие объекта являются два документа - кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен этот объект. Для других вновь создаваемых объектов капитального строительства установлен иной порядок государственной регистрации права собственности (ст.25 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ) - основанием для государственной регистрации права собственности является документ, подтверждающий факт создания объекта капитального строительства, в частности: разрешение на ввод в эксплуатацию; правоподтверждающие документы на земельный участок, разрешение на строительство и описание объекта незавершенного строительства; декларация об объекте недвижимого имущества и правоустанавливающий документ на земельный участок. Государственная регистрация права собственности на спорный объект как на объект индивидуального жилищного строительства была произведена с нарушением установленного порядка и в отсутствие документов, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности. Наличие/отсутствие права собственности К.Ю. Сергеева на спорный объект как на жилое недвижимое имущество имеет существенное значение для администрации г.Томска. Исключительность права на приватизацию предполагает, что уполномоченный орган не вправе распорядиться земельным участком каким-либо иным образом или предоставить земельный участок какому-либо иному лицу, кроме собственника здания, расположенного на этом участке, при этом обязательства, связанные с договором аренды, прекращаются, в том числе и уплата арендных платежей. Кроме того, целью предоставления земельного участка в аренду было индивидуальное жилищное строительство, т.е. создание жилого помещения, отвечающего всем предъявляемым к нему требованиям и пригодного для проживания. Предоставляя земельный участок для указанной цели, администрация г.Томска преследовала, в том числе, и выполнение социальных функций, таких как: стимулирование жилищного строительства, обеспечение прав граждан на жилище, создание условий для реализации прав граждан на жилище, которые возложены на органы местного самоуправления положениями ст.40 Конституции РФ, ст.1, 2 Жилищного кодекса РФ. Использование арендатором земельного участка не по назначению и не в соответствии с целью его предоставления (в том числе создание на участке единственного объекта, отличного от объекта индивидуального жилищного строительства) препятствует выполнению указанных функций. Прекращение арендных отношений и приватизация земельного участка лишают администрацию Города Томска права контролировать дальнейшее использование земельного участка в рамках осуществления правомочий арендодателя. В связи с изложенным, считают, что в судебном порядке необходимо признать право собственности ответчика на спорный объект отсутствующим. Так как спорный объект не соответствует требованиям градостроительных и строительных норм и правил, то является самовольной постройкой и подлежит сносу. В судебном заседании представитель истца Администрации г.Томска – Чиков С.С., действующий на основании доверенности от 01.03.2012 года №1141, исковые требовании поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Ответчик Сергеев К.Ю. и его представитель Заплавнов Д.Г., действующий на основании ордера №... от 21.02.2012 года, исковые требования Администрации г.Томска не признали, пояснив, что из искового заявления непонятно, что является основанием для признания права собственности Сергеева К.Ю. на жилой дом по указанному выше адресу отсутствующим. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Доводы искового заявления о том, что наличие права собственности ответчика на спорный объект влечет уменьшение размера арендных платежей и дохода местного бюджета, обязывает администрацию предоставить земельный участок в собственность Сергееву К.Ю., что влечет утрату надлежащего и эффективного контроля за целевым использованием земельного участка, препятствует эффективной жилищной и градостроительной политике администрации г. Томска, носят общий характер и не свидетельствуют о действительно нарушенном праве истца, которое может быть, защищено путем признания права собственности отсутствующим. Спорный объект создан Сергеевым К.Ю., право собственности на объект зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается как свидетельством о праве собственности, так и кадастровым и технических паспортом объекта. Указание же истца на возведение Сергеевым К.Ю. нежилого строения, противоречит как кадастровому и техническому паспорту строения, где указано, что оно является жилым, так и свидетельству о регистрации права собственности Сергеева К.Ю. именно на жилой дом. Каких-либо доказательств возведения Сергеевым К.Ю. именно нежилого строения истцом не предоставлено. Доказательств того, что местоположение объекта не соответствует градостроительному плану земельного участка истцом никаких не представлено. Указание же на нарушение СНиП 31-02-2001 является необоснованным. Указанные истцом как общеобязательные для всех застройщиков, требования к составу комнат, их назначению, их площади, распространяются только на «квартиры, предоставляемые гражданам в зданиях государственного и муниципального жилищных фондов, жилищного фонда социального использования». Индивидуальный же застройщик сам определяет данные параметры. Все согласования с ГАИ, Департаментом архитектуры и Горсетями истец проходил для того, чтобы в дальнейшем строить особняк. Поскольку истцом не предоставлено доказательств, подтверждающих его требования, считают иск необоснованным. Представители ответчика ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» - Шеховцев А.А. и Греченюк С.В., действующие на основании доверенностей 21.10.2011 года и 01.03.2012 года, с иском Администрации г.Томска не согласились. Представили письменный отзыв, из которого следует, что в соответствии с п. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ «Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства. Государственная экспертиза в отношении проектной документации таких объектов, подготовленной по волеизъявлению застройщика, в силу п.1 ч.2 ст. 49 Градостроительного кодекса не проводится. Так п. 3 ст. 42, Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено что, требования к зданиям и сооружениям установленные настоящим Федеральным законом, не применяются к зданиям и сооружениям, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе. Таким образом, применение данного ФЗ относительно индивидуального жилого дома по адресу: ..., не обосновано. Соответственно п. 37. СП 55.13330.2011 "СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные" перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к вышеуказанному объекту не применим. В соответствии с п.6 Положения «Об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" (далее Положение) утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 (ред. от 21.08.2010) "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц. При этом в соответствии с Положением первичный государственный технический учет объектов недвижимости осуществляется организациями технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (далее - ОТИ) на основе предоставленных правоустанавливающих документов и материалов первичной технической инвентаризации. Так же следует учитывать, что Положением не установлены основания для отказа в осуществлении технической инвентаризации и государственного технического учета объектов капитального строительства. Таким образом, техническая инвентаризация, а так же государственный технический учет проводится на основании заявления заинтересованного лица, предоставившего документы, необходимые для осуществления такого учета, в данном случае договор аренды земельного участка № ... от 03.05.2011г. При этом статус объекта устанавливается на основании представленных документов и технической инвентаризации, подтверждающей соответствие вновь возведенного объекта представленным документам и действующему законодательству. Таким образом, доводы истца относительно ошибки в определении статуса объекта по адресу: ..., допущенной Томским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» считает необоснованными. Представитель ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области - Агджоян А.О., действующая на основании доверенности от 20.12.2011 года №100, исковые требования не признала, представила письменный отзыв, согласно которому 02.08.2011 года в Управление обратился Сергеев К.Ю. с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом, по адресу: ..., общей площадью 21,1 кв.м. В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию были представлены: договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства по результатам аукциона от 20.05.2011 года № ...; кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 29.07.2011 года. Также на государственную регистрацию были представлены заявление от 02.08.2011 года № ...; квитанция от 02.08.2011г. Согласно ст. 25.3 Закона о регистрации, основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. До 01.03.2015 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание. Представленные на государственную регистрацию документы соответствовали требованиям ст. 18 Закона о регистрации, оснований для отказа в государственной регистрации, установленных ст. 20 Закона о регистрации не имелось, поэтому 09.08.2011г. Управлением была проведена государственная регистрация права собственности на жилой дом, по адресу: ..., общей площадью 21,1 кв.м. Согласно п. 1 ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Закон о регистрации не предусматривает возможности оспаривания государственной регистрации, поскольку акт государственной регистрации прав на недвижимое имущество не является ненормативным актом и сам по себе не порождает никаких гражданских прав и обязанностей в отношении недвижимого имущества. Исходя из изложенного, в судебном порядке могут быть оспорены отказ в государственной регистрации или уклонение от нее (п.5 ст.2 Закона о регистрации и п.5 ст. 131 ГК РФ), а также само зарегистрированное право (п.1 ст. 2 Закона о регистрации), но не государственная регистрация права. Управление не является правообладателем спорного недвижимого имущества, не выдавало правоустанавливающих документов на него. В исковом заявлении истец не указывает, какие именно его права и законные интересы нарушило Управление, не просит признать незаконным отказ в государственной регистрации права. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у истца материально-правовых требований к Управлению. Следовательно, Управление не является надлежащим ответчиком по заявленному иску. Выслушав пояснения участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Согласно ч.1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (ст.1 Федерального закона от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В ст. 40 Конституции РФ с учётом положений международно-правовых актов (статьи 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года) закреплено право каждого на жилище. Согласно ст.1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; самозащиты права; прекращения или изменения правоотношения; иными способами, предусмотренными законом. В соответствии со п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ). В силу п.1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Согласно разъяснениям п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. В мотивировочной части решения суда об удовлетворении такого иска должны быть указаны основания, по которым суд признал имущество самовольной постройкой. Так, согласно п.3 ст.48 Градостроительного Кодекса РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства. Статья 51 Градостроительного Кодекса РФ устанавливает, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. В судебном заседании установлено, что в результате победы в аукционе от 26.04.2011 года по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: ... Муниципальное образование «Город Томск» от имени и в интересах которого действовал Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г.Томска, выступая арендодателем, и Сергеев К.Ю., выступая арендатором, 03.05.2011 года заключили договор аренды указанного земельного участка на срок с 26.04.2011 года по 25.04.2014 года. Пунктом 1.5 данного договора установлено, что земельный участок предоставляется для индивидуального жилищного строительства. Как следует из выписки из Единого адресного реестра г. Томска от 01.07.2011 года №... земельному участку по адресу: ... 17.05.2010 года был присвоен адрес: ... Согласно кадастровому паспорту от 31.08.2011 года №... на земельный участок по адресу: ..., вид разрешенного использования данного земельного участка: индивидуальный жилой дом с приусадебным земельным участком. Ответчиком Сергеевым К.Ю. на данном земельном участке был построен объект, который был поставлен ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» на учет как объект недвижимого имущества – жилой дом. Общая площадь данного объекта составляет 21,1 кв.м., жилая – 21,1 кв.м., количество этажей 1. Данные обстоятельства подтверждаются кадастровым паспортом от 29.07.2011 года, техническим паспортом на жилой дом от 28.07.2011, заявкой Сергеева К.Ю. №... от 26.07.2011 года, заявлением Сергеева К.Ю. от 28.07.2011 года, техническим паспортом по состоянию на 28.07.2011 года, актом обследования жилого дома от 28.07.2011 года, сметой затрат на производство работ по паспортизации объекта для физических лиц от 29.07.2011 года. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 09.08.2011 года серии 70-АВ ... Сергеев К.Ю. на основании договора аренды земельного участка от 03.05.2011 года, кадастрового паспорта здания от 29.07.2011 года зарегистрировал свое право собственности на указанное сооружение, о чем также свидетельствует выписка из ЕГРП от 29.08.2011 года .... Доказательств нарушения порядка регистрации указанного права Управлением Росреестра по Томской области истцом не представлено. Таким образом, ответчик в соответствии с правилами статей 218, 219 ГК РФ приобрёл право собственности на новую недвижимую вещь, созданную для себя с соблюдением закона и иных правовых актов. Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также, в зависимости от вида объекта недвижимости, иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости. Порядок технической инвентаризации регулируется законодательством, в том числе постановлениями Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» и от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 № 37. Согласно указанным нормативным актам в результате технического учета (инвентаризации) происходит описание и индивидуализация реально существующего объекта недвижимого имущества, устанавливаются объективные границы недвижимости, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества. Таким образом, сама выдача Сергееву К.Ю. кадастрового и технического паспортов на возведенный им объект подтверждает факт его существования как объекта недвижимости, обладающего индивидуальными признаками и назначением - жилой дом. 29.08.2011 года Сергеев К.Ю. обратился в Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска с заявлением о расторжении договора аренды земельного участка №... от 03.05.2011 года по адресу: ..., в связи с вводом объекта в эксплуатацию. 19.10.2011 года между Муниципальным образованием «Город Томск» от имени и в интересах которого действовал Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г.Томска и Сергеевым К.Ю было заключено соглашение о расторжении договора аренды земельного участка №... от 03.05.2011 года по адресу: .... После этого 13.09.2011 года Сергеев К.Ю. обратился в Администрацию г.Томска с заявлением о предоставлении указанного земельного участка ему в собственность на основании ст.36 ЗК РФ. Как следует из письма Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г.Томска от 18.10.2011 года№... Сергееву К.Ю. было отказано в согласовании проекта постановления о передачи спорного земельного участка в собственность Сергеева К.Ю., на основании ответа Департамента правового обеспечения администрации г. Томска, из которого следует, что представленный проект постановления не может быть завизирован, поскольку есть основания полагать, что жилой дом, расположенный на земельном участке не отвечает требованиям «СП 55.13330.2011. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001». Обратившись в суд с настоящим иском, истец указал, что спорный объект в действительности не является объектом индивидуального жилищного строительства, поскольку не соответствует требованиям, которые предъявляются к жилым помещениям, а именно СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные» (п.4.4). Поскольку возведенный объект не соответствует СНиП, он является самовольным строением. Именно на этом основании истец просит признать право собственности Сергеева К.Ю. на указанный объект отсутствующим и обязать ответчика снести его как самовольную постройку. В соответствии с представленной технической документацией, указанной выше, сооружение, возведенное Сергеевым К.Ю. по адресу: ... является объектом недвижимости. Следовательно, данный объект может быть признан самовольным строением в случае, если он создан на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо создан без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Далее, как указано выше, из представленных документов также следует, что земельный участок, на котором создан спорный объект, предназначен для индивидуального жилищного строительства, для чего и был предоставлен ответчику в аренду. Поскольку для строительства индивидуального жилого дома с количеством этажей менее трех и предназначенного для проживания одной семьи не требуется подготовка проектной документации, а разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям технических регламентов, для строительства указанного дома получения разрешения на строительство не требовалось. При этом Сергеевым К.Ю. было подано заявление на получение разрешения на строительство от 12.09.2011 года; был утвержден градостроительный план земельного участка №... приказом № 477 от 08.09.2011 года на основании обращения Сергеева К.Ю; он обращался за согласованием и техническими условиями на освещение объекта, подключение дома к сетям водоснабжения и водоотведения объекта – индивидуальный жилой дом, что подтверждается ответом МУП "Томский энергокомплекс" от 06.07.2010 года №07-2703; техническими условиями ООО "Горсети" от 08.07.2011 года №494; техническими условиями УВД по Томской области от 01.08.2011 года №20/1779. Следовательно, единственным основанием для признания спорного объекта самовольным строением могут являться доказательства, свидетельствующие, что спорное сооружение было построено с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Однако истцом в нарушение положений ст.56 ГПК РФ убедительных и достоверных доказательств данным обстоятельствам представлено не было. Согласно ч.1 ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 2, 3 ст. 67 ГПК РФ). В материалы дела был представлен акт обследования земельного участка от 21.11.2011 года, в соответствии с которым на земельном участке по адресу: ..., расположено одноэтажное деревянное строение. Свод правил "СНиП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные", утверждены Постановлением Госстроя РФ от 22.03.2001 N 35, вводится в действие приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2010 N 789. Разделы 4, 5, 7 - 9 включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р). В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, признаются сводами правил, что означает добровольность их применения. По вопросу, касающемуся применения строительных норм и правил, было издано Письмо Минюста РФ от 23.10.2009 N 01-5316/09, в котором указано, что в соответствии с пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Таким образом, Свод правил СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные» не был обязателен для применения во время строительства истцом указанного дома, а носил рекомендательный характер. В связи с чем, несоблюдение данных СНиП при строительстве одноквартирного жилого дома не может быть признано существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил в смысле ст.222 ГК РФ. Более того, указанные нарушения "СНиП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные" не могут быть признаны существенными нарушениями градостроительных норм и правил еще и потому, что допущенные при строительстве дома отклонения от СНиП могут быть легко устранены без реконструкции дома. Из п.1 п.п.3 ст.42 Федерального Закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что требования к зданиям и сооружениям, установленные настоящим Федеральным законом, не применяются к зданиям и сооружениям, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе. А значит данные требования не применяются на здания, не требующие от физических или юридических лиц разрешения на строительство и подготовки проектной документации. Кроме того, из приведенных выше положений п.3 ст.48 и ст.51 Градостроительного Кодекса РФ следует, что для строительства индивидуального жилого дома с количеством этажей менее трех и предназначенного для проживания одной семьи не требуется подготовка проектной документации и получения разрешения на строительство, а также проведение государственной экспертизы объекта. В соответствии со ст.25.3 Федерального Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997 года основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина не допускается. При этом п.4 ст.25.3 Федерального Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. установлено, что до 1 марта 2015 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание. Таким образом, из приведенных требований закона следует, что законодатель позволяет гражданам приобретать в собственность вновь созданные жилые строения с количеством этажей менее трех и предназначенных для проживания одной семьи на основании всего двух документов: кадастрового паспорта на объект и документа, удостоверяющего наличие у такого лица права на земельный участок, на котором такое строение возведено. При этом, для того, чтобы строение считалось жилым достаточно заявить его в качестве такового. Следовательно, вопрос о четком соблюдении СНиП при строительстве указанных строений законодатель оставляет на усмотрение самих граждан, чья жизнь и здоровье зависят от безопасности возводимого ими дома. Поскольку допущенные при строительстве спорного объекта нарушения СНиП не создают угрозу безопасности жизни и здоровья иных лиц, кроме самого ответчика, эти нарушения не могут быть признаны существенными с точки зрения политики государства в отношении указанных объектов. На основании изложенного достаточных оснований для признания указанного объекта самовольным строением у суда не имеется. Что касается доводов о том, что возведенное Сергеевым К.Ю. строение не является жилым домом, то в действующем законодательстве нет определения понятию «жилой дом». ЖК РФ дает определение жилому помещению. В соответствии с ч.2 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Таким образом, у суда нет достаточно оснований, чтобы признать данное строение нежилым помещением, тем более, что ответчик представленными документами подтвердил его намерение использовать спорный объект для проживания. Следовательно, у суда нет основания для признания права собственности ответчика на указанное строение отсутствующим. Как указано в п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения. Обращаясь в суд, администрация г.Томска обязана была доказать факт нарушения своих прав со стороны ответчика. Однако, из материалов дела не усматривается, какое право истца нарушает запись в ЕГРП о праве собственности Сергеева К.Ю. на вышеуказанный объект. Ссылки администрации на то, что наличие права собственности ответчика на спорный объект влечет уменьшение размера дохода местного бюджета, обязывает ее предоставить земельный участок в собственность ответчику, что влечет за собой утрату надлежащего и эффективного контроля за целевым использованием земельного участка, а также препятствует эффективной жилищной и градостроительной политике, проводимой в городе Томске, не доказаны, носят общий характер и не свидетельствуют о действительно нарушенном праве истца, которое может быть защищено путем признания права собственности ответчика на дом отсутствующим. Что касается требований к Управлению федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии о признании отсутствующим право собственности Сергеева К.Ю. суд считает, что Управление Росреестра является ненадлежащим ответчиком по данным требованиям исходя их следующего. Представленные на государственную регистрацию документы соответствовали требованиям ст. 18 Закона о регистрации, оснований для отказа в государственной регистрации, установленных ст. 20 Закона о регистрации не имелось, поэтому 09.08.2011г. Управлением была проведена государственная регистрация права собственности на жилой дом, по адресу: ..., общей площадью 21,1 кв.м. Согласно п. 1 ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Закон о регистрации не предусматривает возможности оспаривания государственной регистрации, поскольку акт государственной регистрации прав на недвижимое имущество не является ненормативным актом и сам по себе не порождает никаких гражданских прав и обязанностей в отношении недвижимого имущества. Исходя из изложенного, в судебном порядке могут быть оспорены отказ в государственной регистрации или уклонение от нее (п.5 ст.2 Закона о регистрации и п.5 ст. 131 ГК РФ), а также само зарегистрированное право (п.1 ст. 2 Закона о регистрации), но не государственная регистрация права. Управление не является правообладателем спорного недвижимого имущества, не выдавало правоустанавливающих документов на него. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у истца материально-правовых требований к Управлению. Таким образом, поскольку суд пришел к выводу, что требования истца о признании права собственности ответчика на спорное жилое помещение отсутствующим не подлежит удовлетворения, значит, требования истца о обязании внести изменения в документацию государственного технического учета, сносе самовольно возведенного строения, также не подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Администрации г.Томска к Сергееву К.Ю., ФГУП «Ростеинвентаризация – Федеральное БТИ», Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области о признании права собственности отсутствующим, обязании внести изменения в документацию государственного технического учета, сносе самовольно возведенного строения, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска. Председательствующий судья М.В. Бессонова